интегрированный урок по физике и химии "Электролитическая диссоциация"
план-конспект урока (физика, 8 класс) по теме
Урок объединяетдве темы в 8 классе по физике "Электрический ток в жидкостях" и по химии "Электолитичесая диссоциация"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_khimii_i_fiziki_po_teme_elektroliticheskaya_dissotsiatsiya.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок химии и физики по теме:
« Электролитическая диссоциация».
Цели урока: Дать понятие об электролитах. Изучить процесс электролитической диссоциации. Рассмотреть механизм диссоциации веществ с различным типом связи. Уметь определять электролиты по формулам веществ. Продолжить формирование основных умений и навыков: наблюдать, анализировать, делать выводы, работать с веществами.
Оборудование и реактивы: Приборы для определения электропроводности растворов с лампочкой; растворы щелочей, кислот, солей; портреты ученых, таблицы: «Диссоциация веществ с различным типом связи», «Строение диполя воды» . Источники питания, амперметр, электролитические ванны, лампочки.
Орг. момент.
Актуализация.
Задание по вариантам (раздаются карточки – задания, дополнить предложения). Проводится взаимопроверка.
1 вариант …….. фамилия……………………
1 Атом, потерявший 1 или 2 электрона называется. ………
2 Если заряды одноименные, то они ……………..
3 Вещества, не имеющие свободные заряды называются ……………….
4 Растворение- это …………- …………….. процесс.
5 Растворение веществ сопровождается …………. или …………….. тепла.
2 вариант ……… фамилия…………………
1 Атом, получивший1 или 2 электрона называется …………
2 Вещества, имеющие свободные заряды называются ……………….
3 Раствор состоит из …………… и ………………..
4 В результате химического взаимодействия растворенного вещества с водой образуются соединения …………..
5 Если при комнатной температуре в 100 г воды растворено больше 1 г вещества- это вещество ……..
Учитель химии. Ребята, скажите, понятны ли вам слова «электролит» и «диссоциация»? Конечно не понятны, потому что эти термины для вас новые. Итак, я предлагаю вам отправиться в мир поиска и знаний.
на доске запись электролит
Уч. химии. Обратимся к знаниям по физике. Верно ли, что все вещества проводят электрический ток?
? Давайте повторим классический опыт, доказывающий наши предположения.
Демонстрация опыта с использованием прибора с лампочкой, показывающего электропроводность растворов.
? Какой можно сделать вывод на основе проделанных опытов?
вещества
электролиты неэлктролиты
(даем определения этим терминам)
--Следовательно из классов электролитов исключаются нерастворимые вещества.
- Работаем со вторым термином.
На доске запись диссоциация
- Автор теории ЭД шведский ученый Сванте Аррениус. (портрет)
? Знакомо ли вам его имя? Физик – химик выяснил природу растворов электролитов и сделал логический вывод: чтобы лампочка загорелась, цепь должна замкнуться через раствор электролита. Это может произойти, если появится упорядоченное движение заряженных частиц.
? Что это за частицы в растворах солей и кислот?(Вы знакомились с такими частицами в 7 кл. при изучении ионной связи).
Ионы-----«+» и «-»
-Диссоциация – распад электролита на ионы.
- Являясь приверженцем физической теории растворов Аррениус не ответил на вопросы.
1. Почему именно в водном растворе происходит диссоциация веществ?
2. Откуда берутся ионы в растворах кислот?
-Доработали теорию русские химики И. А. Каблуков и В. А. Кистяковский. (портреты ученых)
Суть дополнений:
1.Причиной диссоциации электролита в растворе является гидратация, т.е. взаимодействие с молекулами воды.
2. диссоциация
ионы
гидратированные негидратированные
( + Н2О) ( - Н2О)
(у ионов свойства разные)
- Давайте вспомним строение воды.
-тип связи?
-какой из элементов имеет большую электроотрицательность?
-разбираем образование диполя воды.
-т.к. у вас есть опорные знания по физике и химии, я предлагаю поработать в группах. Итак, представьте, что вы младшие научные сотрудники. Каждой группе выдается задание, которое вы должны выполнить за 5 минут, используя учебник. Каждая группа готовит сообщение по своему заданию (2 мин.) Работа в группах с подготовленными консультантами.
Задания для групп:
- Объяснить диссоциацию веществ с ионной связью, используя опорную схему: ориентация--- гидратация--- гидратированные ионы.(учебник. Стр. 144-145)
- Объяснить диссоциацию веществ с ковалентной полярной связью, используя опорную схему: ориентация--- гидратация--- ионизация---гидратированные ионы. (учебник. Стр. 144-145)
Работа в группах, обмен информацией.
Учитель физики.
Вы изучили теорию электролитической диссоциации и теперь знаете, что происходит с растворами веществ в воде. Сейчас мы проверим экспериментально какие растворы являются проводниками электричества, какие нет.
Учащиеся изучают инструкцию к лабораторной работе, зарисовывают схему соединения приборов.
Один ученик выполняет ее же на переносной доске.
Доска откидывается и схема проверяется учителем, делаются замечания учащимися.
Учащиеся собирают цепь по схеме и по очереди опускают электролиты в ванну. Делают вывод о проводимости растворов, заполняют таблицу в инструкции.
Закрепление и проверка результатов урока проводится по тесту в инструкции.
Ответы к тесту показываются в конце урока. Учащиеся проверяют их сами. Выставляют себе оценки.
Инструкции собираются и проверяются учителем
Вопрос к классу « что нового мы узнали на уроке?» учащиеся отвечают , делают вюводы.
Вывод: Сегодня мы рассмотрели термины и понятия, касающиеся темы ТЭД. Напомните мне их пожалуйста (диссоциация, электролит, неэлектролит)
На этом наши познания не заканчиваются, на следующем уроке мы продолжим эту тему.
Дом. Задание §35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (Технология +Физика +История) в 9 классе по теме «Копчение со вкусом физики и запахом истории»
Интегрированный урок (Технология +Физика +История) в 9 классе по теме «Копчение со вкусом физики и запахом истории» Щукина Е.Ф., учите...
Интегрированный урок по физике и биологии "Действие законов физики в жизнедеятельности клетки"
Интегрированный урок проводится в 10 классе как заключительный по теме "Цитология"...
Интегрированный урок по физике и литературе Тема Физика в лирике. Тепловые явления
Цели урока: 1. Проверить и обобщить знания, умения и навыки учащихся по теме «Тепловые явления»;2. Развивать у учащихся интерес к познанию, выявить умение учащихся распознавать физические явления в пр...
Конспект интегрированного урока математика+физика в 7 классе на тему: «Прямая пропорциональность в математике, физике и жизни.»
В окружающем нас мире происходят различные явления и процессы: физические, химические, экономические. Мы являемся свидетелями того, как одни переменные величины определяют значение других...
Интегрированный урок по физике и математике. Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.
Представлен интегрированный урок по физике и математике.Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.Систематическое использование интегрированных уроков способс...
Интегрированный урок по физике и химии. "Вклад ученых физиков и химиков в ВОВ"
Урок патриотической направленности, проводили совместно учителем химии и физики перед 9 маем, подготовили выступления учащиеся 10-11 классов, были приглашены и учащиеся 7-9 классов....
Рабочий лист к интегрированному уроку по физике и биологии на тему "Движение крови по сосудам" Авторы: Мачульская Людмила Васильевна - учитель физики, Шамсиев Артур Бахтиярович - учитель биологии.
Интегрированный урок Физика и Биология1.Тема: «Движение крови по сосудам»2.Задачи:...