Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Конспект к уроку физики 7 класс, учебник Перышкин А.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadanie_1.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Диффузия  в жидкостях, газах и твердых телах »
(Технологическая карта изучения темы)

Учитель: Глотова Татьяна Александровна

Предмет: физика

Класс: 7

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран.

Тема

Диффузия  в жидкостях, газах и твердых телах

Тип урока

Ознакомление  с новым материалом  

Цель темы

Познакомить учащихся с диффузией в жидкостях, газах т твердых телах

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимания смысла физических законов раскрывающих связь изученных явлений, умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, выполнять эксперимент  и обрабатывать результаты измерения с помощью таблиц. Кратко и точно отвечать на вопросы

Личностные: убежденность в возможности познания природы, способность видеть закономерность изучаемого явления, интерес к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

 Регулятивные: Построение индивидуальной стратегии освоения физических законов окружающего мира

 Познавательные: работа и разными типами информации, с учебными моделями, установление причинно-следственных связей

 Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества и ведения диалога.

Основные понятия

Диффузия,

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

биология

фронтальная, индивидуальная

мультимедийный проектор, экран.

Учебник А.В. Перышкин «Физика 7 класс»

освежитель воздуха, вода (разной температуры), крупинки кофе


Этапы уроков

1 этап «Организационный»

Цель

Ситуативные задания

Деятельность ученика

Планируемый результат

Создать позитивный настрой на урок.

Здравствуйте. Сегодня мы с Вами познакомимся  новой темой, продолжим работу по изучению курса физики, в течение урока каждый сможет показать свои знания и получить положительную оценку.

Слушают учителя

Положительный настрой на учебную деятельность.

2 этап «Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся»

Познакомить с целями и задачами урока.

Проверка ранее усвоенных знаний. (фронтальный опрос)

  1. Из чего состоят вещества?
  2. Что такое молекула?
  3. Что вы знаете о размерах молекул?
  4. Что происходит с молекулами при нагревании тела?
  5.  Из чего состоят молекулы?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся правильно отвечают на вопросы, опираясь на ранее полученные знания.

3 этап «Актуализация опорного материала»                

Повторить ранее полученные знания с помощью кроссворда и определить тему урока.

  1. Определение темы урока с помощью кроссворда. Предлагаю вам самим определить тему урока.

 

1

 

 

 

 

д

 

 

 

 

2

 

 

 

 

и

 

3

ф

 

 

 

 

 

4

ф

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

у

 

 

6

 

з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

и

 

я

 

 

 

 

 

 

Вопросы к кроссворду:

  1. Прибор для измерения времени. (Секундомер)
  2. Всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания. (Материя)
  3. Наука о явлениях природы. (Физика)
  4. Буквенная запись закона. (Формула)
  5. Наименьшая частица вещества. (Молекула)
  6. Агрегатное состояние вещества. (Газообразное)
  7. Особое расположение молекул. (Строение)
  8. Изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире. (Явление)
  1. Слово учителю и запись темы урока в тетрадь.

Как много удивительного и интересного происходит вокруг нас! Многое хочется узнать, попытаться объяснить самостоятельно. На предыдущем уроке мы выдвинули гипотезу о том, что все тела состоят из мельчайших частиц. Сегодня на уроке продолжим работать над нашей гипотезой, попытаемся узнать что-нибудь еще об этих мельчайших частицах вещества. Тема урока «Диффузия».

Желающие ученики выходят к доске, отгадывают кроссворд.

Правильно выполнив кроссворд, у учащихся получается слово, с помощью которого формируется тема урока.

4 этап «Первичное усвоение новых знаний»

Познакомить учащихся с новым понятием диффузия, с помощью эксперимента.

Учитель распыляет освежитель воздуха в конце кабинета, в то время пока  учащиеся записывают тему в тетрадь. Слово учителю + запись определения диффузии.

ДИФФУЗИЯ – ЯВЛЕНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ПРОИСХОДИТ ВЗАИМНОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ МОЛЕКУЛ ОДНОГО ВЕЩЕСТВА МЕЖДУ МОЛЕКУЛАМИ ДРУГОГО.

Слушают объяснение учителя, записывают теоретический материал в тетрадь.

По ходу занятия составление теоретического конспекта урока.

5 этап «Изучение новых знаний»

На основе опытов делаем выводы о явлении диффузия, о скорости ее протекания и от чего она зависит.

Как происходит диффузия?

Как мы знаем, молекулы любого вещества находятся на некотором расстоянии друг от друга и беспрерывно хаотично движутся. Именно поэтому отдельные молекулы апельсина (как ни странно это звучит) хаотично перемещаясь, проникают в промежутки между молекулами воздуха, сталкиваются с ними и, таким образом, перемещаются все дальше и дальше от источника, т.е. от блюда с вкуснятиной. Это и есть явление диффузии. 

Диффузия в газах и жидкостях происходит легче и быстрее, чем диффузия в твердых телах, так как молекулы в газах и жидкостях, соответственно, движутся свободнее, и расстояние между ними больше, чем в твердом теле. 

Где диффузия происходит быстрее?

На уроках физики в седьмом классе вы наверняка проделаете несколько интересных и красивых опытов, наглядно показывающих явление диффузии в жидкостях и газах. Но можно проделать элементарные опыты и самостоятельно дома.

Для этого берем стакан с водой и несколько крупинок обыкновенной марганцовки, йода или зеленки. Опускаем крупинки в воду и наблюдаем, как марганцовка, растворяясь в воде, постепенно занимает все больший объем стакана, до тех пор, пока не окрасит всю воду в равномерно розовый цвет.

Это пример диффузии в жидкостях, который демонстрирует диффузию наглядно и показывает, что в жидкостях диффузия происходит медленнее, чем в газах.

Вспомните пример с апельсином, в котором запах достигает вас буквально через несколько секунд, и сравните с растворением марганцовки в воде, которой требуется несколько минут, чтобы окрасить всю воду. Ну а в твердых телах диффузия происходит еще медленнее.

Простой и доступный каждому пример – это взять два куска разноцветного пластилина и разминая их в руках, наблюдать, как смешиваются цвета. А, соответственно, без внешнего воздействия, если просто прижать два куска друг к другу, потребуются месяцы или даже годы, чтобы два цвета хоть немного перемешались, так сказать, проникли один в одного.

Примеры диффузии в природе

Примером диффузии в природе может служить принципиально важный для жизни процесс – дыхание. Именно благодаря диффузии кислород из легких попадает в кровь, а из крови – в органы и ткани организма. Благодаря диффузии выдыхаемый нами углекислый газ не скапливается вокруг нас, а рассеивается в пространстве и смешивается с кислородом, поэтому мы можем длительное время спокойно дышать в закрытой комнате без ветра.

Однако, время от времени все равно необходимо проветривать комнату и впускать свежий воздух, насыщенный кислородом, который опять же благодаря диффузии, быстро распространяется по всему объему комнаты.

Проведём ещё один опыт и сделаем это в группах (практическая работа).

ОПИСАНИЕ ОПЫТА

В два одинаковых стеклянных сосуда налейте одинаковое количество воды, но различной температуры. С вверху поместите несколько крупинок растворимого кофе.  Пронаблюдаете, что происходит (1 – 2 мин).

Имеет ли место явление диффузии в этом опыте? Почему?

Что вы можете сказать о скорости протекания диффузии в первом и втором сосудах?

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ

Итак, мы уже выяснили, что скорость диффузии зависит от того, в каком агрегатном состоянии находятся соприкасающиеся тела – в твердом, жидком или газообразном. Сейчас в обоих сосудах в диффузии участвуют одни и те же вещества, находящиеся в одних и тех же агрегатных состояниях. Значит, скорость протекания диффузии должна быть одинакова? Но результат опыта свидетельствует об обратном. Почему?

Вывод: В теле с более высокой температурой молекулы движутся быстрее, а значит и быстрее протекает диффузия.

Учащиеся записывают  теоретический материал, проделывают опыты, делают выводы с записью в тетрадь.

Усвоение основных понятий и полное усвоение всего материала урока.

6 этап «Закрепление новых знаний»

Проверить степень усвоения знаний с помощью теста.

Для закрепления полученных знаний я предлагаю вам выполнить тест.

К какому классу понятий относится диффузия?

А) к физической величине;

Б) к физической единице измерения;

В) к физическому явлению.

2.Что является причиной явления диффузии?

А) движение молекул;

Б) наличие промежутков;

В) размеры молекул.

3.В каком состоянии вещества диффузия протекает наиболее быстро?

А) в газообразном

Б) в твердом

В) в жидком

4.Укажите пример диффузии в жидкостях:

А) спирт растворяется в воде.

Б) запах духов распространяется в комнате.

В) запах нафталина распространяется в воздухе.

5.Что является причиной увеличения скорости диффузии с ростом температуры тела?

А) увеличение скорости движения молекул.

Б) увеличение беспорядочности движения молекул.

В) увеличение промежутков между молекулами.

(Правильные ответы выделены жирным шрифтом)

Учащимся предлагается выполнить задания тестового характера на усвоение пройденного материала

Максимально правильное выполнение заданий.

7 этап «Домашнее задание»

§ 9, задание № 2 (страница 23 учебника); по желанию напишите досье (используя дополнительную литературу и интернет сайт) “Диффузия в металлах”, “Диффузия обеспечивает безопасность”

8 этап «Рефлексия»

Выставление оценок

- Какая тема была Вам предложена для изучения?

- Какие трудности у Вас возникли?

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос учителя, высказывают свою точку зрения, задают вопросы.

Минимальное количество возникших трудностей, полное понимание изученного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах". 7 кл.

Презентация содержит теоретические, качественные и экспериментальные задания....

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

Кроссворд, работа в группах, мозговой штурм, синквейн. энергизаторы....

Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Модели строения газа, жидкости, твердого тела. Абсолютная температура. Связь абсолютной температуры со средней кинетической энергией частиц вещества. Связь давления идеального газа с средней кинетической энерг

Разработка серии уроков посвященных изучению: Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Модели строения газа, жидкости, твердого тела. Абсолютная температура. Связь абсолютной температуры со средн...

Презентация к уроку физики в 7 классе "Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах"

Презентация состоит из 20 слайдов, которые разделены соответственно этапам урока: повторение ранее изученного, изучение нового материала и закрепление....

Зачет №1. «Измерение физических величин», «Точность и погрешность измерений», «Строение вещества. Молекулы», «Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах», «Агрегатные состояния вещества»

Зачет по физике в 7 классе по темам «Измерение физических величин», «Точность и погрешность измерений», «Строение вещества. Молекулы», «Диффузия в ж...

Урок физики в 10 классе. Зачетный урок по теме «Жидкость и пар. Твердое тело»

Повторить обозначения физических величин, основные понятия и формулы, изученные по теме «Жидкость и пар. Твердое тело» для успешного выполнения контрольной работы. ...

Презентация к уроку физики 7 класс "Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах"

Презентация к уроку физики 7 класс "Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах"...