Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах
план-конспект урока физики (7 класс) на тему
Кроссворд, работа в группах, мозговой штурм, синквейн. энергизаторы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.9 КБ |
![]() | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах
Кудашева Галина Алексеевна, учитель математики и физики
Статья отнесена к разделу: Преподавание физики
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
- Образовательная - формирование знаний учащихся по теме "диффузия", формирование умений описывать поведение молекул в конкретных ситуациях; выявить причинно-следственные связи обстоятельств, вызывающих процесс диффузии; определить место и значение явления диффузии в жизни живой и неживой природы.
- Развивающая - расширение представления об окружающем мире, установление логической взаимосвязи наблюдаемых явлений и состояний окружающего мира, развитие проблемного мышления.
- Воспитывающая - способствовать привитию уважения к научным знаниям, формировать познавательный интерес к предмету "Физика".
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, апельсин, краски и кисть, лист бумаги, стакан с пшеном, учебник физики 7 класса Пёрышкин А.В.
Этапы урока:
- Оргмомент.
- Этап актуализации знаний.
- Мотивационный этап.
- Усвоение новых знаний.
- Обобщение новых знаний.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний.
Чтобы узнать тему нашего урока, давайте разгадаем кроссворд. Слайд №1.
Вопросы к кроссворду:
- Прибор для измерения времени.
- Всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания.
- Наука о явлениях природы.
- Буквенная запись закона.
- Наименьшая частица вещества.
- Агрегатное состояние вещества.
- Особое расположение молекул.
- Изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире.
Итак, тема нашего урока:
III. Мотивация.
Слайд №2.
Прекрасная дама нюхала розы,
Но расчихалась - закапали слёзы!
Неужто из-за : диффузии
Такие бывают конфузии?
Слайд №3.
На этом уроке мы с вами узнаем:
- Что такое диффузия?
- Причины возникновения диффузии.
- От чего зависит процесс диффузии
- Каково значение диффузии.
IV. Усвоение новых знаний.
(Перед уроком незаметно для учеников разрезать апельсин).
В. Ребята, а вам не кажется, что чем то пахнет у нас в классе?
А как вы думаете, почему запах быстро становится ощутимым?
Ответ: распространение запахов происходит из-за того, что молекулы движутся. Молекулы апельсина на своём пути сталкиваются с молекулами газов, которые входят в состав воздуха, они постоянно меняют направление движения, и беспорядочно перемещаясь, разлетаются по всей комнате.
Сегодня прекрасное настроение, так и хочется взять краски и нарисовать что-нибудь красивое (красный цветок).
В. А у вас какое настроение? Какую вы посоветуете взять краску?
Ой, а что это у нас с водой? Была чистая, прозрачная вода, а теперь красная, что произошло?
В. Из чего состоят все вещества?
Давайте представим этот пример более наглядно: молекулы воды - это пшено (в стакане небольшое количество пшена), а молекулы краски - крашеное в красный цвет пшено (насыпать осторожно сверху). Между ними чёткая граница.
В. А что произойдёт, если я немного встряхну этот стакан - задам движение молекулам?
В. А другие вещества могут сами собой перемешиваться? Вы встречались в жизни с такими ситуациями? (дети приводят примеры)
Вывод: (делают ученики). Что такое диффузия? Какова причина возникновения диффузии?
В. Мы рассмотрели примеры диффузии в газах, жидкостях, а протекает ли диффузия в твёрдых телах?
Работа с учебником: стр. 22, рис 25.
V. Обобщение новых знаний.
В. Из чего состоят все вещества?
В. А из каких мельчайших частиц состоят молекулы? (в этот момент раздать разноцветные кружки - атомы).
Слайд №4.
Я предлагаю вам побыть в роли атомов и создать свои молекулы, которые изображены на листах (3 молекулы, таким образом, сформировались 3 группы).
В группе выбирается докладчик - самый высокий ученик и секретарь - самый маленький.
Каждой группе ставится первая проблема:
- 1 группа - как протекает диффузия в газах;
- 2 группа - в жидкостях;
- 3 группа - в твёрдых телах.
Учащиеся заполняют таблицу.
| Газы |
Расстояние между молекулами |
|
Скорость распространения диффузии |
|
Примеры диффузии |
|
| Жидкости |
Расстояние между молекулами |
|
Скорость распространения диффузии |
|
Примеры диффузии |
|
| Твёрдые тела |
Расстояние между молекулами |
|
Скорость распространения диффузии |
|
Примеры диффузии |
|
Слайд №5. Заполнить таблицу по мере выступления докладчиков с каждой группы.
Вывод: (делают учащиеся)
В. От чего зависит скорость распространения диффузии?
Ответ: от состояния вещества: жидкого, твёрдого или газообразного.
Мы все с вами каждое утро сталкиваемся с диффузией, когда пьём кофе или чай, насыпая в него сахар.
В. Что происходит в этот момент?
В. А если мы насыплем сахар не в горячую, а в холодную воду? Сахар так же быстро растворится в воде? Почему?
Вывод: (делают учащиеся) От чего зависит скорость распространения диффузии?
Ответ: от температуры вещества.
Слайд №6.
Мы на уроке рассмотрели примеры полезной диффузии.
В. Как вы думаете существует ли вредная диффузия?
Группам ставится вторая проблема:
- 1 группа - привести примеры полезной диффузии;
- 2 группа - привести примеры вредной диффузии;
- 3 группа - какую роль диффузия играет в жизни человека.
VI. Итог урока.
Какое новое явление мы сегодня изучили?
Давайте нашей героине посвятим стихотворение.
Составляется синквейн - французское стихотворение. Слайд №7.
VII. Домашнее задание (разноуровневое и творческое).
Параграф 9 стр.21.
Составить кроссворд, ребусы.
Проект, доклад "Роль диффузии в жизни человека".
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прекрасная дама нюхала розы, Но расчихалась - закапали слёзы! Неужто из-за … ДИФФУЗИИ Такие бывают конфузии?
Газы Жидкости Твёрдые тела Расстояние между молекулами Скорость распространения диффузии Примеры диффузии Во много раз больше самих молекул Минуты, часы Природный горючий газ, запахи, дыхание животных и растений и т.д . Меньше, чем диаметр молекул ы Минуты, часы, недели Чай,кофе, соление овощей, варка варения , компотов Очень маленькое (сравнимо с размером молекулы) Годы Железные болты и гайки(спайка металлических деталей, сплавы металлов)
§9 стр. 21 Составить кроссворд, ребусы. Презентация, доклад: «Роль диффузии в жизни человека».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/14/picture-52904-1571082956.jpg)
Презентация. "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах". 7 кл.
Презентация содержит теоретические, качественные и экспериментальные задания....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/20/picture-282370-1377015784.jpg)
Конспект урока естествознания для 5 класса по теме «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»
Конспект урока подготовлен по УМК «Физика. Химия. 5 класс» А. Е. Гуревича и др.Цель урока: познакомить учащихся с явлением диффузии, зависимости скорости ее протекания от агрегатного состояния веществ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/27/picture-285537-1377581515.jpg)
урок физики в 7 классе: ДИФФУЗИЯ В ГАЗАХ, ЖИДКОСТЯХ И ТВЕРДЫХ ТЕЛАХ. ВЗАИМНОЕ ПРИЯТЕЖЕНИЕ И ОТТАЛКИВАНИЕ МОЛЕКУЛ
ДИФФУЗИЯ В ГАЗАХ, ЖИДКОСТЯХ И ТВЕРДЫХ ТЕЛАХ.ВЗАИМНОЕ ПРИЯТЕЖЕНИЕ И ОТТАЛКИВАНИЕ МОЛЕКУЛЦель: Продолжить формировать представление о молекулярном строении...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/05/picture-574411-1438761554.jpg)
"Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах" 7 класс
Презентация по теме "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах" 7 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/26/picture-147637-1353874361.jpg)
Урок по теме "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах" 7 класс
Конспект урока по теме "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах" в 7 классе. Составлен по учебнику А.В. Перышкина. На уроке применяются технологии: проблемного, группов...
Разработка урока "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах", 7 класс
Урок в 7 классе по учебнику О.Ф. Кабардина...