Презентация к уроку физики 7 класс "Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Белова Татьяна Витальевна

Презентация к уроку физики 7 класс "Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_fiziki_diffuziya.ppt1.85 МБ
Файл konspekt.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Любое знание желательно добыть опытным путем Леонардо да Винчи

Слайд 2

Продолжите предложения Все вещества состоят из … ……………………………………… Молекула – это ………………………………………………………… Молекулы одного и того же вещества …………………..... , а молекулы разных веществ ……………………………………… Частицы, из которых состоят молекулы, называются ………………………….. При нагревании объём тела ………………………........., а при охлаждении объем тела ………………………………

Слайд 3

Продолжите предложения Все вещества состоят из молекул Молекула – это мельчайшая частица данного вещества Молекулы одного и того же вещества одинаковые , а молекулы разных веществ различные Частицы, из которых состоят молекулы, называются атомами При нагревании объём тела увеличивается , а при охлаждении объем тела уменьшается

Слайд 4

Видеоролик

Слайд 5

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

Слайд 6

Диффузия – от лат . растекание, распространение Диффузией называется явление взаимного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого вещества.

Слайд 7

Где используется диффузия?

Слайд 8

Может ли диффузия быть вредной? Загрязнение рек, морей и океанов (сброс бытовых и производственных стоков), выбросы в атмосферу углекислого газа, оксидов азота и серы.

Слайд 9

Ответы 1) Г 2) Г 3) В 4) А 5) В

Слайд 10

Плюс Минус Интересно записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо могут быть ему полезны для достижения каких-то целей записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая оказалась не нужной, бесполезной вписываются все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю

Слайд 11

Домашнее задание: § 10 Творческое: написать пословицы, в которых встречается явление диффузии ; Для желающих: нарисовать рисунок «Диффузия вокруг нас»

Слайд 12

Всем спасибо!



Предварительный просмотр:

          Тема урока:  Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель урока: Формирование знаний о явлении диффузия

Задачи урока:

Образовательные: формировать: 

- представление о диффузии, как о явлении самопроизвольного смешивания веществ вследствие движения молекул;

- представление о том, что диффузия наблюдается в твердом, жидком и газообразном состояниях вещества;

- представление о значении диффузии  для неживой и живой природы.

Развивающие:

- учить правильно, выражать свои мысли средством физико-математического языка;

- развивать умения анализировать ход эксперимента, на его основе формулировать логические выводы;

- развивать ассоциативное мышление.

Воспитательные:

- формировать умения использовать теоретические знания для понимания сущности явлений происходящих в природе;

Планируемые результаты:

Личностные: ученик получит возможность научиться: ясно, точно и грамотно излагать свои мысли – верно, использовать в речи термины: диффузия, молекула; получит возможность для формирования коммуникативной компетентности в общении.

Метапредметные: ученик научится: распознавать в окружающем мире явление диффузии; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Ученик получит возможность научиться: организовывать учебное сотрудничество со сверстниками; создавать обобщение, строить  рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Предметные: ученик научится: объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры, приводить примеры диффузии в окружающем мире, объяснять роль явления диффузии в природе.

                                                                                   

 Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

-Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть.

Обратите внимание на доску, эти слова принадлежат великому учёному Леонардо да Винчи. Как вы их понимаете? Правильно, молодцы.

- как вы думаете, почему я урок с этих строк?

- Ребята, давайте проверим  готовность вашего рабочего места (наличие рабочей тетради, рабочего листа, учебника, ручки, карандаша).

- Ребята, после выполнения каждого задания выставляйте себе баллы в оценочный лист.

Мы проведем ряд экспериментов, в ходе которых вы выступите как ученые-открыватели. Нам нужно разбиться на 5 групп. В каждой группе будет свое задание.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают учителя.

Сегодня мы на уроке будем добывать знания опытным путём.

Перед тем как я вам дам задание давайте вспомним, что мы знаем о веществах?
Фронтальный опрос:

Из чего состоят вещества?

Какие опыты подтверждают, что вещества состоят из отдельных частиц?

Как меняется объем тела при изменении расстояния между частицами?

В рабочих листах выполните задание.

«Продолжите предложения»

1.Молекулы – это …

2.Молекулы состоят из …

3.У одного и того же вещества молекулы …, у разных веществ молекулы …

4.Частицы, из которых состоят молекулы, называются …

5.При нагревании объём тела … , а при охлаждении….

Самопроверка по образцу

Ученики отвечают на вопросы

Проверяют ответы

Ежедневно вокруг нас происходят различные явления, и в большинстве случаев можете предсказать, чем закончатся эти явления.  

Например, предскажите, чем закончатся следующие события:

  • если бельё разного цвета замочить вместе, то оно …окрасится.
  • если огурцы на несколько дней положили в рассол, то они …станут солеными.
  • если распылить освежитель воздуха, то…запах распространится по комнате.
  • если бросить несколько крупинок марганцовки в стакан с водой,  то…вода окраситься.

Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали  для  того,  чтобы  ответить на поставленные вопросы?

Итак, давая свои ответы, вы  опирались на  знания, полученные на уроках природоведения и наблюдения из повседневной жизни.

Но чтобы объяснить эти явления, что нам необходимо знать?

  • Как вы думаете, какая цель будет стоять перед нами на этом уроке?

Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: получить представление о движении молекул, установить, что влияет на скорость движения молекул.

Отвечают на вопросы, опираясь на наблюдения из повседневной жизни.

строение вещества и как движутся молекулы, от чего зависит скорость движения молекул.

Давайте сейчас посмотрим видеоролик (включает видеоролик-анимацию «Диффузия»)

Учитель: Что вы видите?

- Это явление называют диффузией. Запишите тему урока в рабочих листах.

- что бы вы хотели узнать об этом явлении?

- в ходе урока вы должны заполнить кластер в рабочих листах.

С явлением диффузии мы часто сталкиваемся в быту, даже не подозревая об этом; диффузия играет существенную роль в жизни человека.

Так что же такое диффузия? Попробуйте дать определение.

Найдите в учебнике определение запишите в рабочем листе.

- давайте выясним, какими особенностями обладает это явление.

Раздает карточки с заданиями по группам при этом напоминает о технике безопасности

Требования безопасности 

 -Выполнять все действия только по указанию учителя.

-Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

-Соблюдать порядок и дисциплину..

-Аккуратно обращайтесь с сосудами, наполненными водой, со стеклянной посудой

-Не делать резких движений.

 -Приведите в порядок своё рабочее место

Учитель подходит к группам, отвечает на вопросы, помогает. Следит, чтобы учащиеся делали задание.

Расскажите о своих наблюдениях.

Давайте подведем итоги проведенных экспериментов.

(учитель помогает формулировать предложения)

Две жидкости разного цвета перемешиваются. Сначала граница между двумя жидкостями видна. Потом постепенно становится расплывчатой. И в конце жидкости перемешиваются.

Пишут тему урока «Диффузия»

Что это такое. Какими свойствами обладает.

Работа с учебником

Ученики приступают к выполнению заданий.

Задания карточек:

  1. Добавьте в сосуды с холодной и горячей водой пакетик чая, опишите наблюдение, измерьте время.
  2. Добавьте в сосуды с холодной и горячей водой 2 пакетика чая, опишите наблюдение, измерьте время.
  3. Добавьте в сосуды с холодной и горячей водой по ложке сахара, опишите наблюдение, измерьте время.
  4. Добавьте в сосуды с холодной и горячей водой масло, опишите наблюдение.
  5. Перед вами флакон с духами. Откройте крышку. Опишите что вы чувствуете, измерьте время.

1 группа: У нас были сосуды с холодной водой и горячей водой в которой мы добавили пакетик чая. Постепенно вся вода стала коричневого цвета в обоих стаканах. Вода и чай перемешались. В сосуде с горячей водой процесс происходит быстрее.

2 группа: У нас были сосуды с холодной и горячей водой, в которой мы добавили 2 пакетика чая. У нас происходит такой же процесс. Но вода имеет более темную окраску. В сосуде с горячей водой процесс происходит быстрее чем в сосуде с холодной водой.

3 группа: У нас были сосуды с холодной и горячей водой, в которой мы добавили по 1 куску сахара. Сахары начали растворяться в воде. Сейчас сахар не видно. Они полностью растворились. В сосуде с горячей водой сахар растворился быстрее чем в сосуде с холодной водой.

4 группа: У нас были сосуды с холодной и горячей водой, в которой мы добавили по ложку масла. В сосуде с холодной водой масло всплыло на поверхности воды. Образовалась пленка из масла. В сосуде с горячей водой масло тоже всплыло на поверхности, но некоторое количество масла осталось внутри воды

5 группа: у нас был флакон с духами. Мы открыли крышку. Через некоторое время почувствовали запах духов. Это происходит потому, что молекулы духов выходят из флакона и распространяются в воздухе.

В горячей воде диффузия происходит быстрее, чем в холодной. Цвет раствора зависит от количества вещества. Результат зависит от молекул: молекулы чая и масла растворяются по разному.

(учащиеся должны использовать физические термины)

Скорость и результат диффузии зависит от:

Температуры воды, количества вещества, состава вещества (заполняют кластер)

- давайте немного разомнемся

- давайте представим, что мяч – это молекула и покажем как она передвигается.

Встают в круг и передают мяч друг другу в разных направлениях.

Осталось выяснить почему происходит диффузия.

Правильно! Значит явление диффузии является доказательством движения молекул

Как вы думаете происходит ли диффузия в твердых телах?

Найдите в учебнике информацию о диффузии в твердых телах.

В каких телах диффузия происходит быстрее?

Наверное потому что молекулы двигаются. Значит движутся и молекулы воды, чая, масла.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, участвуют в беседе.

Работают по учебнику.

Заполняют кластер

1)  -А где же  применяется процесс диффузии?

Ребята, вам одноклассники приготовили презентации:

- диффузия в природе;

- диффузия в технике;

- диффузия в быту.

2) -Итак, известно, что диффузия играет большую роль в нашей жизни. А полезна она или вредна?

К сожалению, в результате развития человеческой цивилизации оказывается негативное влияние на природу и процессы, протекающие в ней. Процесс диффузии играет большую роль в загрязнении рек, морей и океанов.

Вследствие явления диффузии воздух загрязняется отходами разных фабрик, из-за него вредные отходы жизнедеятельности человека проникают в почву, в воду, а затем оказывают вредное влияние на жизнь и функционирование животных и растений.

- давайте подведем итоги. Что мы выяснили на уроке?

Внимательно слушают защиту презентаций, задают вопросы

Заполняют кластер

Высказывают свои предположения, приводят примеры.

Выполнение теста

Организует учащихся на выполнение самостоятельной работы. Фиксирует время. Контролирует выполнение.

Выполняют самостоятельно задания. Осуществляют  взаимопроверку.

Заполните таблицу

«Плюс – минус – интересно»

Отвечают на вопросы

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

§ 10

Творческое: написать пословицы, в которых встречается явление диффузии.

Нарисовать рисунок «Диффузия вокруг нас»

Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради.

Анализируют возможность отбора и сравнение материала по нескольким источникам, возможность работы с научно-популярной литературой.

Вернемся к вопросам, которые я задавала в начале урока. Теперь ответьте на них, используя физические термины:

  • если бельё разного цвета замочить вместе, то оно …окрасится.
  • если огурцы на несколько дней положили в рассол, то они …станут солеными.
  • если распылить освежитель воздуха, то…запах распространится по комнате.
  • если бросить несколько крупинок марганцовки в стакан с водой,  то…вода окраситься.

Качественные задачи:

1. В какой воде соль растворяется быстрее – холодной или горячей?

2.С одинаковой ли скоростью движутся молекулы воздуха в зимнее и летнее время?

3.Лёд и водяной пар состоят из одинаковых молекул воды. Одинакова ли скорость молекул в этих состояниях?

4.В каком чае молекулы движутся медленнее- холодном или горячем?

Задача для любителей литературы:

1.«…разговорились об том,  как нужно солить яблоки. Старуха моя начала было говорить, что нужно наперёд хорошенько вымыть яблоки, потом намочить в квасу, а потом уже…» (Н.В.Гоголь. Вечера  на хуторе близ Диканьки)

На каком явлении основано соление яблок? Что нужно сделать, чтобы яблоки просолились быстрее?

 Задачи для любителей биологии:

1.У некоторых птиц наблюдаются значительные колебания температуры тела. Например, у колибри в холодные ночи температура                               тела почти равна температуре окружающей среды. Подобные явления оцепенения отмечены у перелётных птиц. Обнаружили скопление оцепеневших стрижей и ласточек в холодную пасмурную погоду, «оживших» и улетавших прочь, как только их брали в руки.

Почему замедляются все функции организма при понижении температуры?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики (10 класс) по теме "Поверхностное натяжение жидкости. Поверхностная энергия. Коэффициент поверхностного натяжения".

В презентации дано подробное описание свойств поверхности жидкости, сопровождаемое опытами. В конце учащимся дана возможность проверить усвоение материала, объясняя опыт....

Презентация к уроку физики в 10 классе по теме: "Теплота парообразования. Сжижение газов. Влажность воздуха"

Данная презентация хорошо подходит для изложения материала в 10 классе по профильному курсу физики. Тема урока раскрывает основные понятия: 1. удельная теплота парообразования 2. относительная влажно...

Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах

Конспект к уроку физики 7 класс, учебник Перышкин А.В....

Презентация к уроку физики в 7 классе "Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах"

Презентация состоит из 20 слайдов, которые разделены соответственно этапам урока: повторение ранее изученного, изучение нового материала и закрепление....

Зачет №1. «Измерение физических величин», «Точность и погрешность измерений», «Строение вещества. Молекулы», «Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах», «Агрегатные состояния вещества»

Зачет по физике в 7 классе по темам «Измерение физических величин», «Точность и погрешность измерений», «Строение вещества. Молекулы», «Диффузия в ж...

Урок физики в 10 классе. Зачетный урок по теме «Жидкость и пар. Твердое тело»

Повторить обозначения физических величин, основные понятия и формулы, изученные по теме «Жидкость и пар. Твердое тело» для успешного выполнения контрольной работы. ...

Открытый урок по физике "Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы" (7 класс)

Тема урока: «Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент сил»Цель урока: Познакомить  учащихся с различными видами простых м...