Презентация к уроку физики 7 класс "Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах"
план-конспект урока по физике (7 класс)
Презентация к уроку физики 7 класс "Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku_fiziki_diffuziya.ppt | 1.85 МБ |
konspekt.docx | 27.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Продолжите предложения Все вещества состоят из … ……………………………………… Молекула – это ………………………………………………………… Молекулы одного и того же вещества …………………..... , а молекулы разных веществ ……………………………………… Частицы, из которых состоят молекулы, называются ………………………….. При нагревании объём тела ………………………........., а при охлаждении объем тела ………………………………
Продолжите предложения Все вещества состоят из молекул Молекула – это мельчайшая частица данного вещества Молекулы одного и того же вещества одинаковые , а молекулы разных веществ различные Частицы, из которых состоят молекулы, называются атомами При нагревании объём тела увеличивается , а при охлаждении объем тела уменьшается
Видеоролик
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
Диффузия – от лат . растекание, распространение Диффузией называется явление взаимного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого вещества.
Где используется диффузия?
Может ли диффузия быть вредной? Загрязнение рек, морей и океанов (сброс бытовых и производственных стоков), выбросы в атмосферу углекислого газа, оксидов азота и серы.
Ответы 1) Г 2) Г 3) В 4) А 5) В
Плюс Минус Интересно записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо могут быть ему полезны для достижения каких-то целей записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая оказалась не нужной, бесполезной вписываются все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю
Домашнее задание: § 10 Творческое: написать пословицы, в которых встречается явление диффузии ; Для желающих: нарисовать рисунок «Диффузия вокруг нас»
Всем спасибо!
Предварительный просмотр:
Тема урока: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Цель урока: Формирование знаний о явлении диффузия
Задачи урока:
Образовательные: формировать:
- представление о диффузии, как о явлении самопроизвольного смешивания веществ вследствие движения молекул;
- представление о том, что диффузия наблюдается в твердом, жидком и газообразном состояниях вещества;
- представление о значении диффузии для неживой и живой природы.
Развивающие:
- учить правильно, выражать свои мысли средством физико-математического языка;
- развивать умения анализировать ход эксперимента, на его основе формулировать логические выводы;
- развивать ассоциативное мышление.
Воспитательные:
- формировать умения использовать теоретические знания для понимания сущности явлений происходящих в природе;
Планируемые результаты:
Личностные: ученик получит возможность научиться: ясно, точно и грамотно излагать свои мысли – верно, использовать в речи термины: диффузия, молекула; получит возможность для формирования коммуникативной компетентности в общении.
Метапредметные: ученик научится: распознавать в окружающем мире явление диффузии; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Ученик получит возможность научиться: организовывать учебное сотрудничество со сверстниками; создавать обобщение, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Предметные: ученик научится: объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры, приводить примеры диффузии в окружающем мире, объяснять роль явления диффузии в природе.
Организационная структура урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
-Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть. Обратите внимание на доску, эти слова принадлежат великому учёному Леонардо да Винчи. Как вы их понимаете? Правильно, молодцы. - как вы думаете, почему я урок с этих строк? - Ребята, давайте проверим готовность вашего рабочего места (наличие рабочей тетради, рабочего листа, учебника, ручки, карандаша). - Ребята, после выполнения каждого задания выставляйте себе баллы в оценочный лист. Мы проведем ряд экспериментов, в ходе которых вы выступите как ученые-открыватели. Нам нужно разбиться на 5 групп. В каждой группе будет свое задание. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают учителя. Сегодня мы на уроке будем добывать знания опытным путём. |
Перед тем как я вам дам задание давайте вспомним, что мы знаем о веществах? Из чего состоят вещества? Какие опыты подтверждают, что вещества состоят из отдельных частиц? Как меняется объем тела при изменении расстояния между частицами? В рабочих листах выполните задание. «Продолжите предложения» 1.Молекулы – это … 2.Молекулы состоят из … 3.У одного и того же вещества молекулы …, у разных веществ молекулы … 4.Частицы, из которых состоят молекулы, называются … 5.При нагревании объём тела … , а при охлаждении…. Самопроверка по образцу | Ученики отвечают на вопросы Проверяют ответы |
Ежедневно вокруг нас происходят различные явления, и в большинстве случаев можете предсказать, чем закончатся эти явления. Например, предскажите, чем закончатся следующие события:
Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы? Итак, давая свои ответы, вы опирались на знания, полученные на уроках природоведения и наблюдения из повседневной жизни. Но чтобы объяснить эти явления, что нам необходимо знать?
Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: получить представление о движении молекул, установить, что влияет на скорость движения молекул. | Отвечают на вопросы, опираясь на наблюдения из повседневной жизни. строение вещества и как движутся молекулы, от чего зависит скорость движения молекул. |
Давайте сейчас посмотрим видеоролик (включает видеоролик-анимацию «Диффузия») Учитель: Что вы видите? - Это явление называют диффузией. Запишите тему урока в рабочих листах. - что бы вы хотели узнать об этом явлении? - в ходе урока вы должны заполнить кластер в рабочих листах. С явлением диффузии мы часто сталкиваемся в быту, даже не подозревая об этом; диффузия играет существенную роль в жизни человека. Так что же такое диффузия? Попробуйте дать определение. Найдите в учебнике определение запишите в рабочем листе. - давайте выясним, какими особенностями обладает это явление. Раздает карточки с заданиями по группам при этом напоминает о технике безопасности Требования безопасности -Выполнять все действия только по указанию учителя. -Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания. -Соблюдать порядок и дисциплину.. -Аккуратно обращайтесь с сосудами, наполненными водой, со стеклянной посудой -Не делать резких движений. -Приведите в порядок своё рабочее место Учитель подходит к группам, отвечает на вопросы, помогает. Следит, чтобы учащиеся делали задание. Расскажите о своих наблюдениях. Давайте подведем итоги проведенных экспериментов. (учитель помогает формулировать предложения) | Две жидкости разного цвета перемешиваются. Сначала граница между двумя жидкостями видна. Потом постепенно становится расплывчатой. И в конце жидкости перемешиваются. Пишут тему урока «Диффузия» Что это такое. Какими свойствами обладает. Работа с учебником Ученики приступают к выполнению заданий. Задания карточек:
1 группа: У нас были сосуды с холодной водой и горячей водой в которой мы добавили пакетик чая. Постепенно вся вода стала коричневого цвета в обоих стаканах. Вода и чай перемешались. В сосуде с горячей водой процесс происходит быстрее. 2 группа: У нас были сосуды с холодной и горячей водой, в которой мы добавили 2 пакетика чая. У нас происходит такой же процесс. Но вода имеет более темную окраску. В сосуде с горячей водой процесс происходит быстрее чем в сосуде с холодной водой. 3 группа: У нас были сосуды с холодной и горячей водой, в которой мы добавили по 1 куску сахара. Сахары начали растворяться в воде. Сейчас сахар не видно. Они полностью растворились. В сосуде с горячей водой сахар растворился быстрее чем в сосуде с холодной водой. 4 группа: У нас были сосуды с холодной и горячей водой, в которой мы добавили по ложку масла. В сосуде с холодной водой масло всплыло на поверхности воды. Образовалась пленка из масла. В сосуде с горячей водой масло тоже всплыло на поверхности, но некоторое количество масла осталось внутри воды 5 группа: у нас был флакон с духами. Мы открыли крышку. Через некоторое время почувствовали запах духов. Это происходит потому, что молекулы духов выходят из флакона и распространяются в воздухе. В горячей воде диффузия происходит быстрее, чем в холодной. Цвет раствора зависит от количества вещества. Результат зависит от молекул: молекулы чая и масла растворяются по разному. (учащиеся должны использовать физические термины) Скорость и результат диффузии зависит от: Температуры воды, количества вещества, состава вещества (заполняют кластер) |
- давайте немного разомнемся - давайте представим, что мяч – это молекула и покажем как она передвигается. | Встают в круг и передают мяч друг другу в разных направлениях. |
Осталось выяснить почему происходит диффузия. Правильно! Значит явление диффузии является доказательством движения молекул Как вы думаете происходит ли диффузия в твердых телах? Найдите в учебнике информацию о диффузии в твердых телах. В каких телах диффузия происходит быстрее? | Наверное потому что молекулы двигаются. Значит движутся и молекулы воды, чая, масла. Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, участвуют в беседе. Работают по учебнику. Заполняют кластер |
1) -А где же применяется процесс диффузии? Ребята, вам одноклассники приготовили презентации: - диффузия в природе; - диффузия в технике; - диффузия в быту. 2) -Итак, известно, что диффузия играет большую роль в нашей жизни. А полезна она или вредна? К сожалению, в результате развития человеческой цивилизации оказывается негативное влияние на природу и процессы, протекающие в ней. Процесс диффузии играет большую роль в загрязнении рек, морей и океанов. Вследствие явления диффузии воздух загрязняется отходами разных фабрик, из-за него вредные отходы жизнедеятельности человека проникают в почву, в воду, а затем оказывают вредное влияние на жизнь и функционирование животных и растений. - давайте подведем итоги. Что мы выяснили на уроке? | Внимательно слушают защиту презентаций, задают вопросы Заполняют кластер Высказывают свои предположения, приводят примеры. |
Выполнение теста Организует учащихся на выполнение самостоятельной работы. Фиксирует время. Контролирует выполнение. | Выполняют самостоятельно задания. Осуществляют взаимопроверку. |
Заполните таблицу «Плюс – минус – интересно» | Отвечают на вопросы |
Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания § 10 Творческое: написать пословицы, в которых встречается явление диффузии. Нарисовать рисунок «Диффузия вокруг нас» | Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради. Анализируют возможность отбора и сравнение материала по нескольким источникам, возможность работы с научно-популярной литературой. |
Вернемся к вопросам, которые я задавала в начале урока. Теперь ответьте на них, используя физические термины:
- если бельё разного цвета замочить вместе, то оно …окрасится.
- если огурцы на несколько дней положили в рассол, то они …станут солеными.
- если распылить освежитель воздуха, то…запах распространится по комнате.
- если бросить несколько крупинок марганцовки в стакан с водой, то…вода окраситься.
Качественные задачи:
1. В какой воде соль растворяется быстрее – холодной или горячей?
2.С одинаковой ли скоростью движутся молекулы воздуха в зимнее и летнее время?
3.Лёд и водяной пар состоят из одинаковых молекул воды. Одинакова ли скорость молекул в этих состояниях?
4.В каком чае молекулы движутся медленнее- холодном или горячем?
Задача для любителей литературы:
1.«…разговорились об том, как нужно солить яблоки. Старуха моя начала было говорить, что нужно наперёд хорошенько вымыть яблоки, потом намочить в квасу, а потом уже…» (Н.В.Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки)
На каком явлении основано соление яблок? Что нужно сделать, чтобы яблоки просолились быстрее?
Задачи для любителей биологии:
1.У некоторых птиц наблюдаются значительные колебания температуры тела. Например, у колибри в холодные ночи температура тела почти равна температуре окружающей среды. Подобные явления оцепенения отмечены у перелётных птиц. Обнаружили скопление оцепеневших стрижей и ласточек в холодную пасмурную погоду, «оживших» и улетавших прочь, как только их брали в руки.
Почему замедляются все функции организма при понижении температуры?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку физики (10 класс) по теме "Поверхностное натяжение жидкости. Поверхностная энергия. Коэффициент поверхностного натяжения".
В презентации дано подробное описание свойств поверхности жидкости, сопровождаемое опытами. В конце учащимся дана возможность проверить усвоение материала, объясняя опыт....
Презентация к уроку физики в 10 классе по теме: "Теплота парообразования. Сжижение газов. Влажность воздуха"
Данная презентация хорошо подходит для изложения материала в 10 классе по профильному курсу физики. Тема урока раскрывает основные понятия: 1. удельная теплота парообразования 2. относительная влажно...
Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах
Конспект к уроку физики 7 класс, учебник Перышкин А.В....
Презентация к уроку физики в 7 классе "Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах"
Презентация состоит из 20 слайдов, которые разделены соответственно этапам урока: повторение ранее изученного, изучение нового материала и закрепление....
Зачет №1. «Измерение физических величин», «Точность и погрешность измерений», «Строение вещества. Молекулы», «Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах», «Агрегатные состояния вещества»
Зачет по физике в 7 классе по темам «Измерение физических величин», «Точность и погрешность измерений», «Строение вещества. Молекулы», «Диффузия в ж...
Урок физики в 10 классе. Зачетный урок по теме «Жидкость и пар. Твердое тело»
Повторить обозначения физических величин, основные понятия и формулы, изученные по теме «Жидкость и пар. Твердое тело» для успешного выполнения контрольной работы. ...
Открытый урок по физике "Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы" (7 класс)
Тема урока: «Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент сил»Цель урока: Познакомить учащихся с различными видами простых м...