Разработка урока "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции", 11 класс
план-конспект урока по физике (11 класс) на тему
Урок физики в 11 классе по учебнику С.А. Тихомировой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока | 84.5 КБ |
Презентация к уроку | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН УРОКА
Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции.
1. | ФИО (полностью) | Кучерявенко Владимир Николаевич |
2. | Место работы | МКОУ «Нижнесмородинская СОШ» Поныровского района Курской области |
3. | Должность | Учитель физики и математики |
4. | Предмет | физика |
5 | Класс | 11 |
6. | Тема и номер урока | Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции. Урок № 55 |
7. | Тип урока | Урок изучения нового материала и первичного закрепления |
8. | Базовый учебник | С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский. Физика, 11 класс. Москва. Мнемозина. 2015 г. |
9. Цель урока: познакомить обучающихся с процессом деления ядер урана, механизмом протекания цепной ядерной реакции, устройством и принципом работы ядерного реактора.
10. Задачи:
- обучающие: изучить механизм деления ядер урана-235; ввести понятие критической массы; определить условия, определяющие протекание цепной реакции, изучить устройство и принцип работы ядерного реактора, дать понятие о термоядерных реакциях.
-развивающие: развитие зрительной памяти, логического мышления; монологической и диалогической речи; мыслительных операций: анализа, сравнения. Формирование бережного отношения к окружающему миру.
-воспитательные: показать обучающимся важность научных открытий и предупредить об опасности, которая существует при некорректном обращении с достижениями науки.
11.Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления
12.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
13.Необходимое техническое оборудование:
- проектор,
- экран,
- компьютер с выходом в Интернет.
14.Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организационный момент | 1-3-й слайд | Учитель создаёт психологически комфортную обстановку для работы на уроке; ставит цель урока, рассказывает, какими способами эта цель будет достигнута. | Участвуют в определении целей урока | 1 |
2 | Актуализация знаний | 4-й слайд | 1.Каков состав атомных ядер: Li, K, Co ? 2. Каковы особенности ядерных сил? 3. Сформулируйте закон радиоактивного распада и запишите его формулу. 4. Что называется ядерной реакцией? 5. Какие законы сохранения выполняются в ядерных реакциях? 6.Как рассчитать энергию связи атомных ядер? 7.Что называется энергетическим выходом ядерной реакции? | Отвечают на вопросы. 1) Li-Z=3,N=3; K-Z=19, N=20; Co-Z=27, N=31. 2) Это-ядерные силы притяжения. Они действуют между нуклонами и в сотни раз сильнее электрических сил отталкивания. 3) N=N02-t/T, где Т-период полураспада - это время, в течение которого распадается половина начального числа радиоактивных атомов. N0-число радиоак-х атомов в начальный момент времени. N-число нераспавшихся ядер в любой момент времени t. 4) Ядерной реакцией называется изменение атомных ядер при взаимодействии их с элементарными частицами или друг с другом. 5) В ядерных реакциях выполняются законы сохранения энергии, импульса, электрического заряда и массового числа. 6) Минимальная энергия, которую необходимо затратить для полного расщепления ядра на отдельные нуклоны-E = Δmc2 7) Q = (M1– M2)c2 = Δmc2 , где M1 – массы исходных продуктов, M2 – массы конечных продуктов реакции. | 5 |
3 | Мотивация изучения новой темы | 5-6 слайды 1.Атомный ледокол «Ленин» 2. Кольская АЭС 3. Атомные бомбы | Ставит проблему: Можно ли найти практическое применение выделяющейся энергии? Беседа с классом. презентация, в которой отражены ключевые моменты изучаемой темы «Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции». | Делают вывод после просмотра слайдов. | 1 |
4 | Изучение нового материала | Слайд 7 http://www.physbook.ru/images/8/8f/Img_Kvant-1986-05-005.jpg (график зав. уд. Эн. связи от мас. числа) Слайд 8-9 (2) 10 слайды 11 й слайд (7) Слайд 12. (5) Слайд 13. Модель ядра Бора-Френкеля (4) Слайд 14. Слайд 15 (8-9) Слайды16-17 (10-11) Слайд 18-20. Слайд 21. http://multiring.ru/lesson/view/1439 (термоядерные реакции) | 1.Обращает уч-ся к графику зависимости удельной энергии связи от массового числа.
Ставит проблему
По презентации обьясняет
.
| Отвечают на вопросы. 1.Синтез более массивных ядер из самых легких. 2. Деление массивных ядер А~ 200
Изучают содержание модуля Анализируют, какие именно частицы следует столкнуть с ядром: протоны, альфа-частицы, нейтроны. (Ответ: нейтрон, большая проникающая способность) Делают вывод: Деление возможно, если ядро возбудить или столкнуть с нейтроном
| 25 |
5 | Закрепление 1)По опорному конспекту отвечают на вопросы 2)Вопросы для самоконтроля. | (12) | 1.Что понимают под делением ядер урана? 2.Какой величиной характеризуется скорость цепной ядерной реакции? 3.Как пойдет реакция при k > 1? 4.При каком значении k ядерная реакция управляемая? | Краткие ответы на вопросы. Пишут ответы на вопросы самоконтроля и проверяют. | 7 |
6 | Домашнее задание | §107, 108 ,109,110. По желанию - проект или презентацию по использованию ядерной энергии. | Записывают домашнее задание. | 1 | |
7 | Итоги | Оценки за урок выставляет электронный журнал. | 1 | ||
8 | Рефлексия | 1) Предлагает продолжить предложение «Сегодня на уроке Я повторил … Я закрепил … Я научился … Я узнал …» | Высказывают свое мнение. | 4 |
Таблица 2
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
Интерактивная модель «Цепная реакция и ядерная энергетика» | И | Интерактивная модель | ||
3 | Интерактивная модель «Управление ядерным реактором» | И | Интерактивная модель | |
4 | График зависимости удельной энергии связи от массового числа. | И | иллюстрация | http://www.physbook.ru/images/8/8f/Img_Kvant-1986-05-005.jpg |
8 | Термоядерные реакции | И | анимированная модель | Посмотреть ЭОР можно на странице: http://multiring.ru/lesson/view/1439 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наш девиз : Покоряет вершины тот, кто к ним стремится!
1.Каков состав атомных ядер: 3 6 Li , 19 39 K , 27 58 Co ? 2. Каковы особенности ядерных сил? 3. Сформулируйте закон радиоактивного распада и запишите его формулу. 4. Что называется ядерной реакцией? 5. Какие законы сохранения выполняются в ядерных реакциях? 6.Как рассчитать энергию связи атомных ядер? 7.Что называется энергетическим выходом ядерной реакции? Вопросы для актуализации знаний
Можно ли найти практическое применение энергии, выделяющейся при ядерных реакциях? Проблема:
Применение ядерной энергии Ядерный ледокол Ленинградская АЭС Атомная подводная лодка Атомная бомба
График зависимости удельной энергии связи ядра от массового числа
Тема урока: Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УРОКА: Цель урока: дать понятие о процессе деления ядер урана, о механизме протекания цепной ядерной реакции, об устройстве и принципе работы ядерного реактора. Задачи: - обучающие: изучить механизм деления ядер урана-235; ввести понятие критической массы; определить условия, определяющие протекание цепной реакции, изучить устройство и принцип работы ядерного реактора. - развивающие: развитие зрительной памяти, логического мышления; монологической и диалогической речи; мыслительных операций: анализа, сравнения. - воспитательные: показать обучающимся важность научных открытий и предупредить об опасности, которая существует при некорректном обращении с достижениями науки.
В 1939 году немецкими учеными О. Ганом и Ф. Штрассманом было открыто деление ядер урана. Фриц Штрассман (1902-1980) Отто Ган (1879-1968)
Капельная модель деления ядра урана Правильное объяснение деления уран, захватившего нейтрон, было дано в начале 1939 г. английским физиком О. Фришем совместно с австрийским физиком Л. Мейтнер.
ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ ДЕЛЕНИЯ ЯДРА - это когда продукты могут вступать в реакцию с исходным веществом.
ДВЕ ТИПИЧНЫЕ РЕАКЦИИ ДЕЛЕНИЯ ЯДРА УРАНА
КОЭФФИЦИЕНТ РАЗМНОЖЕНИЯ К= -коэффициент размножения n -ов. К=1-цепная реакция (АЭС) К > 1-взрыв (Хиросима, Нагасаки 1945г., авария на Чернобыльской АЭС) К < 1-прекращение цепной реакции
КРИТИЧЕСКАЯ МАССА -это минимальная масса, при которой цепная реакция может протекать самопроизвольно. Цепная реакция в уране ( 92 U 235 ) может происходить только при массе, большей критической массы. m к =50кг-критическая масса для природного урана ( R =9 см). m к =250г-критическую массу снижают применяя замедлители(графит, обычная и тяжелая вода), отражатели (бериллий) n -ов.
Выделяющаяся при делении ядер урана энергия огромна. При делении каждого ядра выделяется 200 МэВ. А при полном делении всех ядер, содержащихся в 1 кг урана, выделяется такая же энергия, как и при сгорании 3000 т угля или 2500 т нефти. При этом эта энергия может выделиться мгновенно. Огромная энергия выделяется при делении ядер урана
Ферми Энрико (1901-1954) Курчатов Игорь Васильевич (1903-1960) Под руководством Энрико Ферми, коллективом ученых в США был создан 1-й реактор в декабре 1942 г. Под руководством И.В. Курчатова коллективом ученых в СССР был запущен 1-й реактор 25 декабря 1946 г. В г. Обнинск была введена в действие 1-я АЭС мощностью 5000 кВт в 1954 г. ПЕРВЫЕ ЯДЕРНЫЕ РЕАКТОРЫ
Процессы в ядерном Основные элементы ядерного реакторе реактора Ядерный реактор – это установка, в которой происходит контролируемая цепная реакция.
Хиросима после атомного взрыва (6 августа,1945г)
Количество погибших от непосредственного воздействия взрыва составило от 70 до 80 тысяч человек. К концу 1945 года, в связи с действием радиоактивного заражения и других пост-эффектов взрыва, общее количество погибших составило от 90 до 166 тысяч человек. По истечении 5 лет, общее количество погибших достигло 200 000 человек .
Земля – наш общий дом. Хранить и беречь ее - прямая обязанность каждого человека !!!
Типовые задачи экзаменационных работ ЕГЭ 2016 года «При изучении наук задачи полезнее правил.» Исаак Ньютон
Задача №1 Связанная система элементарных частиц содержит 2 электрона, 6 нейтронов и 3 протона. Эта система может являться: нейтральным атомом гелия 2 Не 4 ионом лития 3 Li 9 ионом бериллия 4 Be 7 4) нейтральным атомом углерода 6 C 9
Задача №2 Каково массовое число ядра Х в реакции: 95 Am 241 + 2 Не 4 → X + 2 0 n 1 1) 95 2) 163 3) 245 4) 243
Задача №3 Какое уравнение противоречит закону сохранения электрического заряда в ядерных реакциях? 4 Be 9 + 1 H 2 → 7 N 10 + 0 n 1 2) 4 Be 7 + -1 e 0 → 3 Li 7 + ν e 3) 3 Li 8 → 4 Be 8 + -1 e 0 + ῦ e 4) 3 Li 6 + 1 p 1 → 2 Не 4 + 2 Не 3
Задача №4
Задача №5 Период полураспада франция 87 Fr 221 составляет 4,8 мин. Это означает, что: примерно за 4,8 мин атомный номер каждого атома франция уменьшится вдвое; примерно половина изначально имевшихся ядер франция распадается за 4,8 мин. каждые 4,8 мин распадается одно ядро франция; все изначально имевшиеся ядра франция распадутся за 9,6 мин ;
Задача №6 На рисунке приведена зависимость от времени числа нераспавшихся ядер в процессе радиоактивного распада для трех изотопов. Для какого из них период полураспада наибольший? У всех одинаков А В Б
Задача №7 После поглощения нейтрона ядро урана 92 U распалось на два осколка с выделением двух нейтронов. Если один из осколков – ядро ксенона 54 Xe , то второй осколок – это ядро рубидия 37 Rb криптона 36 Kr стронция 38 Sr брома 35 Br
Задача №8 За 1 час распада осталась одна восьмая часть первоначально имевшихся ядер радиоактивного изотопа. Каков период полураспада этого изотопа? 15 мин 20 мин 30 мин 1 час
Задача №9 Определите коэффициент полезного действия атомной электростанции, расходующей за неделю уран-235 массой 1,4 кг, если её мощность равна 38 МВт. При делении одного ядра урана выделяется энергия 200 МэВ. КПД электростанции – Ƞ=E 1 /E 2 Энергия, вырабатываемая электростанцией E 1 =P * t Энергия, выделяющаяся при делении урана E 2 = N * E 0 Количество распавшихся ядер урана N=m*Na/µ, где µ-молярная масса урана
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная карта по физике. 12 класс. Деление ядер урана.Цепная ядерная реакция.
Краткое изложение темы "Деление ядер урана.Цепная ядерная реакция" в 12 классе вечерней (сменной) школы. Использованы материалы Интернета....
Разработка урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции."
Разработка урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции." содержит технологическую карту урока, презентацию и опорный конспект....
Разработка урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции."
Разработка урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции." содержит технологическую карту урока, презентацию и опорный конспект....
Конспект открытого урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции:"
Конспект открытого урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции" содержит конспект урока, технологическую карту урока и опорный конспект....
Конспект урока физики в 11 классе по теме: «Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции»
Урок получения новых знаний. Содержит тестовые задания для контроля знаний по теме "Атомная и ядерная физика". Форма проведения - эвристическкая беседа....
Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции..
Цель: познакомить обучающихся с процессом деления ядер урана, механизмом протекания цепной ядерной реакции, устройством и принципом работы ядерного реактора....
Технологическая карта урока физики по теме: «Механизм деления ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор»
Технологическая карта урока физики по теме: «Механизм деления ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор» позволит преподавателю целостно и системно увидеть материал по данной теме, отраз...