Интеллектуальная игра по физике "Что? Где? Когда?"
методическая разработка по физике (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Задорская ООШ Сонковского района Тверской области»
Внеклассное мероприятие
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
по физике
(для учащихся 8-9 классов)
Подготовила: Кошелева Т.Н.
д. Задорье
2013 г.
Цель:
- повышать познавательный интерес к предмету физика;
- развивать логическое мышление у обучающихся;
- расширять межпредметные связи.
Задачи:
- закрепление навыка групповой работы;
- развитие творческого мышления;
- закрепление навыка быстрого применения знаний на практике;
- развитие культуры общения и культуры ответа на вопрос.
Оборудование: игровой стол, разделенный на сектора; волчок, конверты с вопросами, компьютер, черный ящик.
Ход мероприятия
Учитель: Итак, я приглашаю занять свои места уважаемых знатоков.
Команда знатоков состоит из учащихся 8,9 классов (представление команды знатоков под музыку игры Что? Где? Когда?). В кабинете присутствуют болельщики.
Учитель объявляет условия игры:
Сегодня в игре разыгрывается 16 вопросов. Против вас, уважаемые знатоки, играют учащиеся и учителя нашей школы. Вы можете один раз за игру попросить помощь магистров. Пожелаем удачи нашим игрокам!
- «Дельфин». Уважаемые знатоки, как с помощью рисунка определить примерную скорость, которую развивает дельфин перед прыжком? (По закону сохранения энергии кинетическая энергия движения дельфина перед прыжком превращается в его потенциальную энергию в момент достижения высшей точки подъема. Из кадров видно, что высота прыжка составляет примерно 5 м. Расчет по формуле приводит к ответу 10 м/с.)
- «Утка». Почему утка свободно плавает по воде, а курица тонет? (У утки имеются специальные железы, которые вырабатывают жир, и с помощью клюва утка смазывает свои перья, они не смачиваются водой и пух остается под ними сухим. У курицы такой железы нет.)
- «Черный ящик». В черном ящике находится нечто, способное под вашим действием быстро изменять несколько электрических величин. (Реостат)
- Можно ли писать пальцем по стеклу? (После пальца на стекле остается тонкий слой жира, который не заметен. Если стекло вынести «на холод», а затем внести в теплое помещение, на холодном стекле водяной пар, имеющийся в воздухе, начнет конденсироваться. Причем на чистом стекле и покрытом жиром – по-разному. Сделанная пальцем надпись становится от этого видной).
- «Поющий бокал». Демонстрация: проводят мокрым чистым пальцем по краю бокала – он начинает звучать. Почему появляется звук? (Бокал – это колебательная система. Раз он зазвучал, его вывели из равновесия, проводя по краю пальцем. Мокрый палец действует, как смычок на струну: прилипает, движется и открывается (кстати, смычок для лучшего срыва натирают канифолью), что заставляет стенки сосуда колебаться. Каждый бокал колеблется с собственной частотой, поэтому он и «поет» по-своему.)
- «Закон в невесомости». Действует ли в невесомости закон Паскаля и закон Архимеда? (Закон Паскаля – «да», так как взаимодействие между молекулами в невесомости не исчезает. А закон Архимеда – «нет», поскольку исчезает его причина – вес тел.)
- «Экономист». Кто из известных физиков предложил для выхода Англии из экономического кризиса сделать денежные займы в других странах, а получив прибыль, возвратить долги? На доске 3 подписанных портрета –Э.Х.Ленц, Исаак Ньютон, Рене Декарт.(Исаак Ньютон – основоположник механики, дифференциального и интегрального исчислений, директор английского Монетного двора.)
- «Нобелевская премия». Нобелевская премия – одна из самых престижных в мире и больших в денежном выражении. Что изобрел учредитель этой премии – Альфред Бернхард Нобель? Известно, что это изобретение сделало его очень богатым. (Изобрел взрывчатое вещество – динамит.)
- «Картезианский водолаз». Демонстрация: действие этого «водолаза». В пластиковой бутылке с водой, которая закрыта пробкой, плавает вверх дном открытая пробирка – «водолаз», частично заполненная водой, частично воздухом. При сжатии бутылки с боков «водолаз» тонет, при отпускании – всплывает. Почему «водолаз» то опускается, то поднимается? (При сжатии бутылки в ней растет давление. Поэтому столбик воздуха в пробирке уменьшается в объеме, а столбик воды увеличивается; пробирка становится тяжелее, и архимедова сила, действующая на пробирку, становится меньше силы тяжести, пробирка тонет.)
- «Клубень картофеля». Демонстрация: кубик очищенного картофеля в обычной воде тонет, но плавает в соленой воде. Однако через некоторое время он и в соленой воде тонет. Почему? (Диффузия приводит к тому, что «поры» клубня напитываются солевым раствором, плотность картофеля возрастет и он утонет.)
- «Яйцо». Как отличить вареное яйцо от сырого? (Двумя пальцами сообщить вращательное движение. Сваренное (особо вкрутую) яйцо вращается заметно быстрее и дольше сырого, т.к. оно вращается как сплошное целое; в сыром же яйце жидкое его содержимое задерживает вследствие своей инерции движение твердой оболочки, т.е. играет роль тормоза.)
- «Как вынуть?». В стакан с водой опущен небольшой кусочек льда. Попытайтесь вытащить лед из воды с помощью нитки и щепотки поваренной соли. Как надо поступить? (На лед положить нитку, присыпать щепоткой соли и достать. Соль со льдом охлаждается, нитка примерзает к льдинке.)
- «Сухим из воды». Демонстрация: положить монету на большую плоскую тарелку, налить столько воды, чтобы она покрыла монету. Уважаемые знатоки, через минуту возьмите монету руками, не замочив пальцев. (Зажечь бумагу, положить ее горящей внутрь стакана и быстро поставить стакан на тарелку близ монеты дном вверх. Бумага погаснет, стакан наполнится белым дымом, а затем под ним соберется вся вода с тарелки. Монета останется на месте, и через минуту, когда она обсохнет, можно взять ее, не замочив пальцев. Воду вогнала в стакан сила атмосферного давления. Горящая бумага нагрела в стакане воздух, давление в нем увеличилось, часть газа вышло наружу. Когда бумага гаснет давление уменьшается, а снаружи большое давление воздуха.)
- «Барометр». Одинаковы ли показания барометра в закрытом помещении и на открытом воздухе? Чтобы ответить на этот вопрос, два ученика измерили атмосферное давление в кабинете физики на четвертом этаже и во дворе школы. Оказалось, что давление во дворе больше, чем в кабинете. На основании этого опыта ученики сделали вывод, что давление в помещении меньше, чем на открытом воздухе. Правы ли ученики? Ответ обоснуйте.
- «Лингвист». Мой вес равен 36 кг. Правильна ли эта фраза с точки зрения физики?
- «Яйцо в графине». Демонстрация: листок бумаги 80х80 мм свернуть гармошкой, поджечь, опустить в бутылку с широким горлышком. Через 1-2 секунды закрыть очищенным сваренным яйцом. Горение прекращается, яйцо втягивается в графин. Объясните наблюдаемое явление. (При горении бумаги воздух нагревается. После закрытия яйцом процесс горения прекращается. Воздух начинает охлаждаться, возникает разрежение. Под действием атмосферного давления яйцо втягивается в бутылку.)
Рисунок к вопросу 1. «Дельфин»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра по математике «Своя игра» для учащихся 7 классов
Цели математического мероприятия: 1. Повышение познавательного интереса к предмету математики. 2. Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихс...
интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"
Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...
интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"
Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...
интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"
Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...
интеллектуальная игра по физике "Что? Где7 Когда"
Игра для учащихся 8- классов. В ходе игры они используют знания полученные на уроках физики. игра состоит из трех туров. В начале игры команды отвечают на поставленные вопросы. Вопросы интересны...
Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)
Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...
«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы
«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...