№ | Тема раздела, Тема урока | Дата проведения | Домашнее задание | Планируемые результаты освоения материала | Оборудование, ЦОРы, ЭОРы | Элементы содержания (дидактические единицы, понятийный аппарат и др. ) | Элементы содержания, проверяемые КИМ (www.fipi.ru) |
|
|
| План | Факт |
|
|
|
|
|
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (продолжение) (24 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Магнитное поле (12 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
|
1(1) | Стационарное магнитное поле |
|
| §1 | Знать смысл физических величин: магнитные силы, магнитное поле. Знать и уметь применять правило буравчика и правило левой руки |
| Постоянные магниты. Магнитное поле. Силовые линии магнитного поля. Опыт Эрстеда. Вектор магнитной индукции. Правило буравчика. | 3.3.1 Взаимодействие магнитов 3.3.2 Магнитное поле проводника с током |
2(2) | Решение задач на применение правила буравчика |
| | § 2 (повторение) | Знать формулы нахождения модуля вектора магнитной индукции и силы Ампера. И уметь их применять при решении задач. | Опыт 134. Индикатор магнитной индукции [4, с. 166, 167]. Опыт 137. Магнитное поле катушки. Электромагнит [4, с. 171—173] | Линии магнитной индукции. Магнитное поле – вихревое поле. Гипотеза Ампера. Земной магнетизм. |
|
3(3) | Сила Ампера |
|
| § 3—5; рассмотреть пример решения задачи 1 на с. 24, 25 | Действие прибора магнитоэлектрической системы Знать правила «буравчика» , левой руки и формулу закона Ампера. Уметь применять полученные знания при решении задач. |
|
| Закон Ампера. Правило левой руки. Модуль вектора магнитной индукции. Единица магнитной индукции. | 3.3.3 Сила Ампера |
4(4) | Наблюдение действия магнитного поля на ток (лабораторная работа 9/1) |
|
| Изучить инструкцию к лабораторной работе 1 в учебнике | Знать правила «буравчика» , левой руки и формулу закона Ампера. Уметь применять полученные знания при решении задач. |
| Силы, действующие на стороны рамки. Однородное магнитное поле. Собственная индукция. Вращающий момент. Принципиальное устройство электроизмерительного прибора и электродвигателя. |
|
5(5) | Сила Лоренца |
|
| Рассмотреть пример решения задачи 2 на с. 25 и упражнение 1, вопрос 4 | Знать/понимать явление действия магнитного поля на движение заряженных частиц Уметь определять величину и направление силы Лоренца. | Опыт 132. Действие магнитного поля на электрические. заряды [4, с. 164, 165]. Опыт 138. Движение электронов в магнитном поле [4, с. 173, 174 | Сила Лоренца. Направление силы Лоренца. Правило левой руки. | 3.3.4 Сила Лоренца |
6(6) | Решение задач по теме «Силы Ампера и Лоренца» |
|
| Упражнение 1, вопросы 2, 3 | Применение правила буравчика и правила левой руки для анализа экспериментальных ситуаций и графических задач |
| Масс – спектрограф. Принцип измерения масс заряженных частиц. Циклотрон. Принципиальное устройство циклотрона. | 3.3.4 Сила Лоренца |
7(7) | Магнитные свойства вещества |
|
| § 7. См. [9, с. 14—17, табл. 1] |
| Опыт 139. Магнитная запись информации [4, с. 174, 175]. Опыт 190. Зависимость ферромагнитных свойств от температуры [4, с. 226] | Движение заряженных частиц в однородном магнитном поле. Особенности движения заряженных частиц в неоднородном магнитном поле. Радиационные пояса. | МАГНИТНОЕ ПОЛЕ 3.3.1 Взаимодействие магнитов 3.3.2 Магнитное поле проводника с током 3.3.3 Сила Ампера3.3.4 Сила Лоренца |
8(8) | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Магнитное поле» |
|
| Краткие итоги главы 1. См. [9, с. 17—19, табл. 2—4] | Знать/понимать законы. |
| Опыт Ампера с параллельными проводниками. Единица силы тока. Поток магнитной индукции. Единица магнитного потока. |
|
9, 10 (9, 10) | Контрольная работа по теме «Стационарное магнитное поле» |
|
| | Знать определения понятий, формулы. Уметь применять правила и формулы при решении задач. |
| Поток жидкости. Гидродинамическая аналогия потока жидкости и магнитного потока. Поток магнитной индукции. Единица магнитного потока. |
|
11, 12 | Коррекция знаний по теме. Резерв учителя |
|
|
| Знать определения понятий, формулы. Уметь применять правила и формулы при решении задач. |
| Работа силы Ампера при перемещении проводника с током в магнитном поле. Индуктивность контура с током. Единица индуктивности. Энергия магнитного поля. |
|
Электромагнитная индукция (12 ч) |
|
|
|
|
|
| Диамагнетики, парамагнетики, ферромагнетики. Магнитная проницаемость среды. Диамагнетизм. Парамагнетизм. Температура Кюри. |
|
13(1) | Явление электромагнитной индукции |
|
| § 8, 9. См. [9, с. 21—24] | . Знать/понимать явление электромагн. индукции, описывать и объяснять опыты; понятие «магнитный поток». | Опыт 171. Получение индукционного тока при движении постоянного магнита относительно контура [4, с. 209, 210]. Опыт 172. Получение индукционного тока при изменении магнитной индукции поля, пронизывающего контур [4, с. 210, 211] | Разделение разноименных зарядов в проводнике. Опыты Фарадея. Установление причинно-следственных связей и объяснение возникновения индукционного тока во всех случаях | 3.4.1 Явление электромагнитной индукции |
14(2) | Индукционное электрическое поле (вихревое) |
| | § 12 до заголовка «Индукционные токи в массивных проводниках» | Сравнение с помощью обобщенного плана характеристик видов электрических полей.
| Опыт 186. Вихревой характер индукционного электрического поля [4, с. 223] | Электромагнитная индукция. Закон Фарадея – Максвелла. Правило Ленца. | 3.4.2 Магнитный поток |
15(3) | Направление индукционного тока. Правило Ленца |
|
| § 10. См. [9, с. 24—26] | Знать и уметь применять правило Ленца. | Опыт 175. Демонстрация правила Ленца [4, с. 213]. |
| 3.4.4 Правило Ленца |
16(4) | Решение задач на применение правила Ленца |
|
| Рассмотреть примеры решения задач 1, 2 на с. 49, 50 и упражнение 2, вопросы 1—6 | Знать определения понятий, формулы. Уметь применять правила и формулы при решении задач. |
| Алгоритм использования правила Ленца для определения направления тока I в контуре при анализе графических и экспериментальных задач |
|
17(5) | Изучение явления электромагнитной индукции (лабораторная работа 10/2) |
|
| Изучить инструкцию к лабораторной работе 2 в учебнике | Использование компьютерной модели явления (электронный ресурс «Открытая физика»). При 2 ч в неделю рассмотрение закона электромагнитной индукции |
| Опыты Фарадея с катушками. Опыт Фарадея с постоянным магнитом. | 3.4.3 Закон электромагнитной индукции Фарадея |
18(6) | Закон электромагнитной индукции |
| | § 11, 13. См. [9, с. 28—32] |
| Опыт 173. Получение индукционного тока при изменении площади контура, находящегося в постоянном магнитном поле [4, с. 211, 212] | Самоиндукция. ЭДС самоиндукции. Токи замыкания и размыкания. Время релаксации. |
|
19(7) | Решение задач на закон электромагнитной индукции |
| | Упражнение 2, вопросы 8—10. См. [9, с. 33—36] | Знать определения понятий, формулы. Уметь применять правила и формулы при решении задач. |
|
|
|
20(8) | Вихревые токи и их использование в технике |
| | § 12, индукционные токи в массивных проводниках и применение ферритов, § 14. См. [9, с. 36—39, табл. 6] | Энергия Электрическое поле, магнитное поле | Опыт 184. Индукционные токи в массивных проводниках [4, с. 221, 222]. Опыт 185. Принцип работы магнитного тахометра и спидометра [4, с. 222, 223] |
|
|
21(9) | Явление самоиндукции. Индуктивность |
| | § 15, 16. См. [9, с. 39—43, табл. 7] | Знать и понимать определение понятий Уметь применять формулы при решении простейших задач. | Опыт 176. Самоиндукция при замыкании цепи [4, с. 214, 215]. Опыт 178. Самоиндукция при размыкании цепи [4, с. 216]. Опыт 182. Энергия магнитного поля катушки [4, с. 219] |
| 3.4.5 Самоиндукция 3.4.6 Индуктивность |
22(10) | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Электромагнитная индукция» |
| | § 17; краткие итоги главы 2. См. [9, с. 45—47] |
Уметь применять полученные знания и умения при решении задач. |
| Электромагнитное поле и гипотеза Максвелла. Принцип симметрии в природе. Электрическое и магнитное поля — проявление единого целого — электромагнитного поля.Уравнения Максвелла — Лоренца (их качественные формулировки) как основа классической электродинамики | 3.4.1 Явление электромагнитной индукции 3.4.2 Магнитный поток 3.4.3 Закон электромагнитной индукции Фарадея 3.4.4 Правило Ленца 3.4.5 Самоиндукция 3.4.6 Индуктивность 3.4 3.4.7 Энергия магнитного поля |
23(11), 24(12) | Контрольная работа по теме «Электромагнитная индукция», коррекция |
|
| | Уметь применять полученные знания и умения при решении задач. |
|
|
|
КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (31 ч) |
|
|
|
|
|
| Сила тока в резисторе. Действующее значение силы переменного тока. Активное сопротивление. |
|
Механические колебания (7 ч) |
|
|
|
|
|
| Разрядка конденсатора. Время релаксации R – C –цепи. Зарядка конденсатора. Ток смещения. Магнитоэлектрическая индукция. Емкостное сопротивление. |
|
25(1) | Свободные и вынужденные механические колебания |
| | § 18, 19. См. [9, с. 49—53, табл. 10, 11] | Знать/понимать: Свободные и вынужденные колебания. | Опыт 46. Примеры колебательных движений [4, с. 77, 78]. Опыт 53. Примеры вынужденных колебаний [4, с. 84] | Представление гармонического колебания на векторной диаграмме. Мгновенное значение напряжения. Фаза колебаний. Начальная фаза колебаний. Сложение двух колебаний. | МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ 1.5.1 Гармонические колебания 1.5.2 Амплитуда и фаза колебаний 1.5.3 Период колебаний 1.5.4 Частота колебаний
|
26(2) | Динамика колебательного движения. Уравнения движения маятников |
| | § 21, 22 (часть параграфа до заголовка «Гармонические колебания») |
|
| Свободные колебания пружинного маятника. Характеристики свободных колебаний: период, амплитуда, циклическая частота. График свободных гармонических колебаний. Связь энергии и амплитуды свободных колебаний пружинного маятника. |
|
27(3) | Гармонические колебания |
| | § 22, 23 |
| Опыт 47. Осциллограмма колебаний [4, с. 78, 79]. Опыт 49. Амплитуда свободных колебаний [4, с. 80]. Опыт 50. Частота и период свободных колебаний [4, с. 80, 81]. Опыт 51. Период колебаний пружинного маятника [4, с. 81, 83] | Затухающие колебания и их график. Апериодическое движение. Статическое смещение. |
|
28(4) | Решение задач на характеристики пружинного и математического маятников |
| | Рассмотреть примеры решения задач 1—3 на с. 77, 78 | Знать определения понятий, формулы. Уметь применять правила и формулы при решении задач. |
| Вынужденные колебания. Колебания в системе, находящейся в состоянии безразличного равновесия. Вынужденные колебания пружинного маятника. | 1.5.5 Свободные колебания (математический и пружинный маятники) |
29(5) | Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника (лабораторная работа 11/3) |
|
| Изучить инструкцию к лабораторной работе 3 в учебнике. См. [9, с. 57—59] | Задача для наиболее интересующихся учащихся: с помощью маятника оценить свой рост |
|
|
|
30(6) | Превращение энергии при гармонических колебаниях |
| | Рассмотреть пример решения задачи 4 на с. 78 и упражнение 3, вопросы 7, 8. См. [9, с. 59—61] |
| Опыт 48. Преобразование энергии в процессе свободных колебаний [4, с. 79, 80]. Опыт 52. Затухание свободных колебаний [4, с. 83, 84] |
|
|
31(7) | Вынужденные механические колебания. Резонанс |
| | § 25, 26, 36, основные элементы автоколебательной системы; примеры двух автоколебательных систем; упражнение 3, вопрос 9; краткие итоги главы 3 | Сравнение свободных и вынужденных колебаний удобно выполнить в форме таблицы.
| Опыт 56. Явление резонанса [4, с. 85]. Опыт 65. Маятниковые часы как пример автоколебательной системы [3, с. 50, 51] | Зависимость амплитуды вынужденных колебаний от частоты вынуждающей силы. Резонанс. Резонансные кривые. Примеры резонанса в природе и технике. | 1.5.7 Резонанс 1.5.6 Вынужденные колебания |
Электромагнитные колебания (11 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
|
32(1) | Свободные и вынужденные электромагнитные колебания |
| | § 27, 28. См. [9, с. 69—71] |
| Опыт 1. Колебательные системы [3, с. 7—9]. Опыты 3, 4. Осциллограмма колебаний [3 (варианты 1, 3), с. 10, 11]. Опыты 14, 15. Затухание колебаний в реальных колебательных системах [3 (вариант 2), с. 18, 19] | Индуктивное сопротивление. Разность фаз между силой тока в катушке и напряжением на ней. Среднее значение мощности переменного тока в катушке за период. | 3.5.1 Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур |
33(2) | Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями |
|
| § 29. См. [9, с. 71—74] | Знать устройство колебательного контура, характеристики электро-магнитных колебаний. Объяснять превращение энергии при электромаг-нитных колебаниях. Уметь применять формулу Томсона. |
|
|
|
34(3) | Уравнение свободных электромагнитных колебаний в закрытом контуре |
|
| § 30 | Знать устройство колебательного контура, характеристики электро-магнитных колебаний. Объяснять превращение энергии при электромаг-нитных колебаниях. Уметь применять формулу Томсона. |
| Энергообмен между электрическим и магнитными полями. Колебательный контур. Частота и период собственных гармонических колебаний. |
|
35(4) | Решение задач на характеристики электромагнитных свободных колебаний |
|
| Упражнение 4, вопросы 1—3; рассмотреть пример решения задачи 1 на с. 110 | Знать определения понятий, формулы. Уметь применять правила и формулы при решении задач. |
| Вынужденные электромагнитные колебания в колебательном контуре. Векторная диаграмма для колебательного контура. Полное сопротивление контура переменному току. Резонанс в колебательном контуре. Резонансная частота. Резонансная кривая. |
|
36(5) | Переменный электрический ток |
|
| § 31, 37; упражнение 4, вопросы 4, 5 и упражнение 5, вопросы 1, 2 | Понимать смысл физичес-кой величины (переменный ток) Объяснять получение переменного тока и применение. Использовать формулы для решения задач. | Опыты 18—21 (вариант 4) [3, с. 102]. Опыт 38. Устройство и принцип работы индукционного генератора [3, с. 30—32] |
|
|
37, 38 (6, 7) | Сопротивления в цепи переменного тока |
| | § 32—34. См. [9, с. 81—85] |
| Опыт 41. Демонстрация активного сопротивления [3, с. 33, 34]. Опыт 45. Демонстрация емкостного сопротивления [3, с. 36, 37]. Опыт 48. Демонстрация индуктивного сопротивления [3, с. 39, 40] |
|
|
39, 40 (8, 9) | Решение задач на различные типы сопротивлений в цепи переменного тока |
| | Упражнение 4, вопрос 6; рассмотреть примеры решения задач 3, 4 на с. 111, 112 | Знать определения понятий, формулы. Уметь применять правила и формулы при решении задач. |
| Энергообмен между электрическим и магнитными полями. Колебательный контур. Частота и период собственных гармонических колебаний. |
|
41(10) | Резонанс в электрической цепи |
| | § 35. См. [9, с. 86—91, табл. 15] | Сравнение типов резонансов с помощью таблицы.] | Опыты 26, 27. Амплитуда вынужденных колебаний. Резонанс (вариант 2) [3, с. 22—24]. Опыт 28. Резонанс в последовательном контуре [3, с. 24 | Вынужденные электромагнитные колебания в колебательном контуре. Векторная диаграмма для колебательного контура. Полное сопротивление контура переменному току. Резонанс в колебательном контуре. Резонансная частота. Резонансная кривая. | 3.5.2 Вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс |
42(11) | Электрические автоколебания. Генератор на транзисторе |
| | § 36; краткие итоги главы 4. См. [9, с. 76—79, табл. 14] | Сравнение свободных колебаний и автоколебаний с помощью таблицы.
| Опыты 66—68. Автогенератор электромагнитных колебаний [3, с. 51—54] | Энергообмен между электрическим и магнитными полями. Колебательный контур. Частота и период собственных гармонических колебаний. |
|
Производство, передача и использование электрической энергии (2 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
|
43(1) | Трансформаторы |
|
| § 38; упражнение 5, вопросы 3—7. См. [9, с. 93—95] | Объяснять устройство и приводить примеры применения трансформатора. | Опыт 60. Устройство и принцип работы однофазного трансформатора [3, с. 47, 48]. Опыты 61—64. Выпрямление переменного тока [3, с. 48—50] | Трансформатор. Коэффициент трансформации. Повышающий и понижающий трансформаторы. | 3.5.4 Переменный ток. Производство, передача и потребление электрической энергии 3.5.5 Электромагнитное поле |
44(2) | Производство, передача и использование электрической энергии |
|
| § 39—41; краткие итоги главы 5. См. [9, с. 95—97] | Знать/понимать основные принципы производства и передачи электрической энергии. |
| Генератор переменного тока. Потери электроэнергии в линиях электропередачи. Схема передачи электроэнергии потребителю. |
|
Механические волны (4 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
|
45, 46 (1, 2) | Волна. Свойства волн и основные характеристики |
|
| § 42—46, 48, 54. См. [9, с. 97—103, табл. 17, с. 116—123] | Организация изучения материала как процесса заполнения сравнительной таблицы (для механических и электромагнитных волн) при параллельной постановке демонстрационных и фронтальных экспериментов.
| Опыт 58. Наблюдение поперечных волн [4, с. 86—88]. Опыт 59. Наблюдение продольных волн [4, с. 89]. Опыт 60. Волны на поверхности воды [4, с. 89, 90]. Опыт 61. Отражение поверхностных волн [4, с. 90]. Опыты 104—106. Отражение волн [3, с. 79, 80]. Опыты 116, 117. Преломление волн [3, с. 85, 86]. Опыты 118, 119. Прохождение волн через треугольную призму [3, с. 86]. Опыты 134—138. Интерференция волн [3, с. 97—100]. Опыты 151—153. Бегущие волны [3, с. 112—115]. Опыты 154—156. Дифракция волн [3, с. 115—119]. Опыты 164—166. Поляризация волн [3, с. 125, 126] | Способы передачи энергии и импульса из одной точки пространства в другую. Механическая волна. Скорость волны. Продольные волны. Поперечные волны. Отражение волн. Гармонические волны. Длина волны. Поляризация. Плоскость поляризации. Линейно – поляризованная механическая волна.
Стоячая волна. Сложение двух гармонических поперечных волн (падающей и отраженной). Пучности и узлы стоячей волны. Моды колебаний. | 1.5.8 Длина волны |
47(3) | Звуковые волны |
| | § 47. См. [9, с. 103—108, табл. 18—20] |
| Опыт 62. Источники звука [4, с. 91, 92]. Опыт 63. Приемники звука [4, с. 92, 93]. Опыт 64. Необходимость упругой среды для передачи звуковых колебаний [4, с. 93]. Опыт 65. Звуковой резонанс [4, с. 93, 94]. Опыт 66. Характеристики звука [4, с. 95] | Возникновение и восприятие звуковых волн. Ультразвук. Условия распространения звуковых волн. Скорость звука. | 1.5.9 Звук |
48(4) | Решение задач на свойства волн |
| | Упражнение 6, вопросы 1—5; краткие итоги главы 6; упражнение 7, вопрос 1 | Решение графических и качественных задач. См. [9, с. 108—110] |
| Зависимость высоты звука от частоты колебаний. Тембр звука. Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний. Порог слышимости, интенсивность звука. Уровень интенсивности. |
|
Электромагнитные волны (7 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
|
49(1) | Опыты Герца |
|
| § 49, 50 | Знать смысл теории Максвелла. Свойства электромагнитных волн. Уметь объяснять возник-новение и распространение электромагнитного поля. Описывать и объяснять основные свойства электромагнитных волн. | Опыт 96. Электромагнитные волны [3, с. 75] | Опыт Герца. Электромагнитная волна. Излучение электромагнитных волн. Плотность энергии электромагнитного поля. | 3.5.6 Свойства электромагнитных волн |
50(2) | Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи |
|
| § 51—53. См. [9, с. 124—126] | Знать устройство и принцип действия радиоприёмника А.С.Попова. И уметь их описывать | Опыт 180. Радиоуправление [3, с. 137—139]. Опыт 185. Устройство и принцип работы простейшего радиоприемника [3, с. 142, 143 | Бегущая гармоническая электромагнитная волна. Длина волны. Уравнения бегущей гармонической волны напряженности электрического поля и индукция магнитного поля. Поляризация электромагнитной волны. Фронт волны. Луч. | 3.5.7 Различные виды электромагнитных излучений и их применени |
51, 52 (3, 4) | Современные средства связи |
| | § 55—58; упражнение 7, вопросы 2, 3; краткие итоги главы 7. См. [9, с. 126—131] | Описывать физические явления: распространение радиоволн, радиолокация.
Понимать принципы приема и получения телевизионного изображения. | Опыт 181. Радиолокация [3, с. 139]. Опыт 186. Передача информации на расстояние с помощью лазера [4, с. 143, 144] | Интенсивность волны. Поток энергии и плотность потока энергии электромагнитной волны. Зависимость интенсивности электромагнитной волны от расстояния до источника излучения и его частоты. |
|
53(5) | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Колебания и волны» |
| | Краткие итоги глав 3—7 | Знать определения понятий, формулы. Уметь применять правила и формулы при решении задач. |
| Давление электромагнитной волны. Связь давления электромагнитной волны с ее интенсивностью. Импульс электромагнитной волны. Связь импульса электромагнитной волны с переносимой ею энергией. |
|
54(6), 55(7) | Контрольная работа по теме «Колебания и волны», коррекция |
|
| | Знать определения понятий, формулы. Уметь применять правила и формулы при решении задач. |
| Диапазон частот. Границы диапазонов длин волн и основные источники излучения в соответствующих диапазонах. |
|
ОПТИКА (29 ч) |
|
|
|
|
|
| Принципы радиотелефонной связи. Виды радиосвязи: радиотелеграфная, радиотелефонная и радиовещание, телевидение, радиолокация. Радиопередача. Радиоприем. |
|
Световые волны (18 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
|
56, 57 (1, 2) | Введение в оптику |
|
| Введение в оптику. См. [9, с. 132—135, табл. 23] | Знать физ. смысл и знать значение скорости света, развитие взглядов на при-роду света. Уметь объяс-нить опыты Физо и Ремёра. | Опыт 61. Получение тени и полутени [1, с. 148—150]. Опыты 120—122. Преломление света [3, с. 86—89]. Опыт 148. Кольца Ньютона [3, с. 108, 109]. Опыт 149. Интерференция света в тонких пленках [3, с. 110, 111]. Опыты 161, 162. Получение дифракционного спектра [3, с. 122—124]. Опыты 167—169. Поляризация света [3, с. 126—129]. Опыты 173—179. Явление дисперсии (варианты 3, 4, 5—7 (А, Б)) [3, с. 132—137]. Опыт 196. Обнаружение внешнего фотоэффекта [3, с. 148—150]. Опыт 198. Обнаружение внутреннего фотоэффекта и демонстрация работы фоторезистора [3, с. 151—153] | Волна на поверхности от точечного источника. Передовой фронт волны. Принцип Гюйгенса. Закон отражения волн. Обратимость световых лучей. Отражение света: зеркальное и диффузное. Мнимое изображение. | 3.6.1 Прямолинейное распространение света
|
58(3) | Методы определения скорости света |
|
| § 60 | Знать физ. смысл и знать значение скорости света, развитие взглядов на при-роду света. Уметь объяс-нить опыты Физо и Ремёра. |
| Преломление. Использование принципа Гюйгенса для объяснения этого явления. Закон преломления волн. Абсолютный показатель преломления среды. Полное внутреннее отражение. Угол полного отражения. |
|
59(4) | Основные законы геометрической оптики |
|
| § 60—62; рассмотреть примеры решения задач 1—6 на с. 187—191. См. [9, с. 135—138, табл. 24] | Понимать смысл физических законов: принцип Гюйгенса, закон отражения света. Уметь выполнять построение изображений в плоском зеркале. | Опыт 123. Преломление света в призме [3, с. 89, 90]. Опыт 67. Одновременное отражение и преломление света на границе раздела двух сред [1, с. 158]. Опыт 68. Законы отражения света [1, с. 158, 159]. Опыт 69. Изображение в плоском зеркале [1, с. 159, 160]. Опыт 72. Законы преломления света [1, с. 164—167]. При 2 ч в неделю рассмотрение вопроса «Формула тонкой линзы | Изображение точечного источника. Преломление света плоскопараллельной пластинкой. Преломление света призмой. | 3.6.2 Закон отражения света 3.6.3 Построение изображений в плоском зеркале 3.6.4 Закон преломления света
|
60(5) | Явление полного отражения света. Волоконная оптика |
| | § 62; упражнение 8, вопрос 12. См. [9, с. 138—139] | Понимать смысл закона преломления света. Уметь определять показатель преломления, выполнять построение изображений | Опыты 124—126. Полное отражение света [3, с. 90—92]. Опыты 127—129. Модель световода [3, с. 92—94]. Опыт 130. Передача изображения по световоду [3, с. 94, 95]. Опыт 132. Освещение при помощи световода [3, с. 96] |
| Полное внутреннее отражение |
61(6) | Решение задач по геометрической оптике |
| | Упражнение 8; вопросы 1—3, 5—11, 13, 14 | Знать определения понятий, формулы. Уметь применять правила и формулы при решении задач. |
|
|
|
62(7) | Линзы |
| | § 63, 64. См. [9, с. 141— 143] |
| Демонстрация основных точек и линз с помощью прибора по геометрической оптике и хода лучей в линзах.
| Линейное увеличение оптической системы. Линза. Геометрические характеристики. Типы линз. Собирающие и рассеивающие линзы. Тонкая линза. | 3.6.6 Линзы. Оптическая сила линзы |
63(8) | Формула тонкой линзы |
| | § 65; рассмотреть пример решения задачи 2 на с. 202 и упражнение 9, вопрос 7 |
| Линейное увеличение линзы. Оптические приборы: микроскоп, кодоскоп, телескоп, лупа, фотоаппарат, глаз человека, проекционный фонарь | Главный фокус собирающей линзы. Фокусное расстояние. Оптическая сила линзы. | 3.6.7 Формула тонкой линзы |
64(9) | Решение задач по геометрической оптике |
| | Упражнение 9, вопросы 1—4, 6, 8—11 | |
| Типы изображений: действительное и мнимое. Поперечное увеличение линзы. Построение изображений в собирающей линзе. | 3.6.8 Построение изображений в линзах |
65(10) | Экспериментальное измерение показателя преломления стекла (лабораторная работа 12/4) |
|
| Изучить инструкцию к лабораторной работе 4 в учебнике | Знать/понимать смысл законов отражения и преломл. света, смысл явления полного отраже-ния. Уметь изобразить схематически преломление света Уметь определять показатель преломления | Определение относительного показателя преломления двумя методами: а) без помощи транспортира; б) с помощью транспортира | Вывод формулы тонкой линзы для двух случаев, когда предмет находится: за фокусом линзы и между линзой и фокусом. Характеристики изображений в собирающих линзах. | 3.6.9 Оптические приборы. Глаз как оптическая система |
66(11) | Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы (лабораторная работа 13/5) |
|
| Изучить инструкцию к лабораторной работе 5 в учебнике | |
|
|
|
67(12) | Дисперсия света |
|
| § 66. См. [9, с. 144—148, табл. 25] | Понимать смысл физического явления (дисперсия света). Объяснять образование сплошного спектра при дисперсии. | Опыты 173—179. Явление дисперсии [3, с. 132—137] | Дисперсия света. Призма Ньютона. Зависимость абсолютного показателя преломления от частоты световой волны. Объяснение явления дисперсии. | 3.6.13 Дисперсия света |
68(13) | Интерференция волн |
| | § 67—69. См. [9, с. 148—153] | Понимать смысл физичес-ких явлений: Дифракция, интерференция, естествен-ный и поляризованный свет. Уметь объяснять данные явления | Опыт 148. Кольца Ньютона [3, с. 108, 109]. Опыт 149. Интерференция света в тонких пленках [3, с. 110, 111] | Световые пучки. Принцип независимости световых пучков. Когерентные волны. | 3.6.10 Интерференция света |
69(14) | Дифракция механических и световых волн |
| | § 70, 71; упражнение 10, вопросы 3, 4 | Понимать смысл физичес-ких явлений: Дифракция, интерференция, естествен-ный и поляризованный свет. Уметь объяснять данные явления | Опыты 154—165. Дифракция волн [3, с. 115—119]. Опыты 159, 160. Дифракция света на щели [3, с. 120—122]. Опыты 161, 162. Получение дифракционного спектра [3, с. 122—124] | Условия максимумов и минимумов при интерференции волн. Геометрическая разность хода волн. | 3.6.11 Дифракция света 3.6.12 Дифракционная решетка |
70(15) | Поперечность световых волн. Поляризация света |
| | § 73, 74. См. [9, с. 158—163, табл. 26] | Понимать смысл физичес-ких явлений: Дифракция, интерференция, естествен-ный и поляризованный свет. Уметь объяснять данные явления | Опыты 167—169. Поляризация света [3, с. 126—129] | Опыт Юнга. Способы получения когерентных источников. Интерференция света в тонких пленках. |
|
71(16) | Решение задач на волновые свойства света |
| | Упражнение 10, вопросы 1,2; рассмотреть примеры решения задач 1, 2 на с. 231, 232 |
|
| Нарушение волнового фронта в среде. Дифракция. Принцип Гюйгенса-Френеля . Зона Френеля. Условия дифракционных минимумов и максимумов. |
|
72(17) | Измерение длины световой волны (лабораторная работа 14/6) |
|
| Изучить инструкцию к лабораторной работе 6 в учебнике | Освоение экспериментального метода оценки длины световой волны с помощью дифракционной решетки |
| Дифракционная решетка. Период решетки. Условия главных максимумов и побочных минимумов. Разрешающая способность дифракционной решетки. |
|
73(18) | Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света (лабораторная работа 15/7) |
|
| См. [9, с. 155—157] | Экспериментальное наблюдение волновых свойств света.Определение длины волны по интерференционной картине (кольца Ньютона) с использованием формулы , где rп — радиус кольца; п — его порядковый номер; R — радиус кривизны |
|
|
|
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ (4 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
|
74(1) | Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна |
|
| § 75—78; упражнение 11, вопросы 1, 4. См. [9, с. 164—170] | Знать Постулаты теории относительности, относительность одновременности. |
| Опыт Майкельсона – Морли. Сущность специальной теории относительности Эйнштейна. Постулаты теории относительности. Критический радиус черной дыры – радиус Шварцшильда. Горизонт событий. | 4.1 Инвариантность скорости света. Принцип относительности Эйнштейна 4.2 Полная энергия 4 4.3 Связь массы и энергии. Энергия покоя |
75(2) | Элементы релятивистской динамики |
|
| § 79, 80; упражнение 11, вопросы 2, 3 | Понимать смысл понятия «релятивистская дина-мика». Знать зависимость массы от скорости. |
| Время в разных системах отсчета. Одновременность событий. Порядок следования событий. |
|
76(3) | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Элементы специальной теории относительности» |
|
| Краткие итоги главы 9. См. [9, с. 171—174] | Знать закон взаимодейст-вия массы и энергии |
| Световые часы. Собственное время. Парадокс близнецов. |
|
77(4) | Контрольная работа по теме «Элементы специальной теории относительности» |
| | См. [9, с. 174, табл. 27] |
|
| Вывод закона сложения скоростей. Скорость распространения светового сигнала. |
|
Излучение и спектры (7 ч) |
|
|
|
|
|
| Масса покоя. Зависимость массы тела от скорости. Масса и энергия. |
|
78, 79 (1, 2) | Излучение и спектры. Шкала электромагнитных излучений |
|
| § 81—87; краткие итоги главы 10. См. [9, с. 179—185, табл. 30—33, с. 231—234] | Знать виды излучений и источников света. Знать распределение энергии в спектре. | Опыты 187—191. Приемники теплового излучения [3, с. 145, 146]. Опыт 192. Обнаружение инфракрасного излучения в сплошном спектре нагретого тела [3, с. 146, 147]. Опыт 197. Обнаружение ультрафиолетового излучения [3, с. 147, 148]. Опыт 119. Зависимость люминесценции от частоты возбуждающего света [1, с. 251—253]. Опыт 120. Зависимость фосфоресценции от температуры [3, с. 253, 254]. Демонстрация рентгеновских снимков | Тепловое излучение. Абсолютно черное тело. Спектральная плотность энергетической светимости – спектральная характеристика теплового излучения тела. Ультрафиолетовая катастрофа. Квантовая гипотеза Планка. |
|
80(3) | Решение задач по теме «Излучение и спектры» с выполнением лабораторной работы 16/8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» |
|
| Изучить инструкцию к лабораторной работе 7 в учебнике | Три типа спектров. Значение спектрального анализа. |
|
|
|
81(4) | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Оптика» |
|
| Краткие итоги главы 11. См. [9, с. 175—178, 187— 190, табл. 35—37] | Знать особенности видов излучений. Иметь представление о шкале электромагнитных волн. Объяснять шкалу электромагнитных волн |
| Свет как квантовый электромагнитный процесс, проявляющий волновые или корпускулярные свойства в зависимости от экспериментальной ситуации. Систематизация основных понятий, правил, закономерностей темы методом использования обобщающих таблиц. Классификация основных типов задач по теме «Оптика» |
|
82—84 (5—7) | Контрольная работа по теме «Оптика», коррекция |
|
| | Уметь применять полученные знания и умения при решении задач |
|
|
|
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (36 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Световые кванты (7 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
|
85(1) | Зарождение науки, объясняющей квантовые свойства света |
| | Введение в квантовую физику. См. [9, с. 111—195] | Характеристика (с помощью цепочки научного познания) революционной ситуации, сложившейся в физике на рубеже XIX—XX вв., — «ультрафиолетовой катастрофы», способа разрешения возникшего противоречия и соответствующей проблемы излучения абсолютно черного тела. Зарождение квантовой физики. Идея Планка о квантах. Энергия квантаЕ = hv |
| Фотоэффект. Опыты Столетова. Законы фотоэффекта. Работа выхода. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Зависимость кинетической энергии фотоэлектронов от частоты. | 5.1.1 Гипотеза М. Планка о квантах 5.1.2 Фотоэффект 5.1.3 Опыты А.Г. Столетова 5.1.4 Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта 5.1.5 Фотоны 5.1.6 Энергия фотона 5.1.7 Импульс фотона 5.1.8 Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм 5.1 5.1.9 Дифракция электронов |
86(2) | Законы фотоэффекта |
|
| § 88, 89. См. [9, с. 195—198] | Знать/понимать смысл понятий: фотоэффект, фотон. Знать и уметь применять уравнение Эйнштейна для фотоэффекта | Опыт 197. Законы внешнего фотоэффекта [3, с. 150, 151]. | Корпускулярные и волновые свойства фотонов. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция отдельных фотонов. |
|
87, 88 (3, 4) | Решение задач на законы фотоэффекта |
|
| Упражнение 12, вопросы 1, 2, 4—6. См. [9, с. 198—200] | Знать/понимать смысл понятий: фотоэффект, фотон. Знать и уметь применять уравнение Эйнштейна для фотоэффекта |
| Гипотеза де Бройля. Длина волны де Бройля. Соотношение неопределенностей для энергии частиц и времени ее измерения. |
|
89(5) | Фотоны. Гипотеза де Бройля |
|
| § 90; упражнение 12, вопросы 3, 7. См. [9, с. 200—204, 214—218] |
|
| Опыты Baвилoвa. Волновые свойства частиц. Дифракция электронов. Гипотеза де Бройля (1923). Вероятностно-статистический смысл волн де Бройля. Принцип неопределенностей Гейзенберга (соотношения неопределенностей). Корпускулярно-волновой дуализм. Понятие о квантовой и релятивистской механике |
|
90(6) | Применение фотоэффекта на практике |
|
| § 91. См. [9, с. 204—207, табл. 41] | Знать величины, характеризующие свойства фотона (масса, скорость, энергия, импульс). Устройство и принцип действия фотоэлементов. | Опыт 198. Обнаружение внутреннего фотоэффекта и демонстрация работы фоторезистора [3, с. 152]. Опыт 199. Демонстрация принципа работы фотоэлемента [3, с. 152, 153]. Опыты 200, 201. Демонстрация принципа работы фотореле [3, с. 153—155] | Первый постулат Бора. Правило квантования орбит Бора. Энергетический спектр атома водорода. |
|
91(7) | Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света |
|
| § 92, 93. См. [9, с. 209—211] |
| Опыты 205, 206. Фотохимические реакции [3, с. 157, 158].
| Энергия ионизации. Второй постулат Бора. Серии излучения атома водорода. Виды излучений. Линейчатый спектр. Спектральный анализ и его применение. |
|
Атомная физика (8 ч) |
|
|
|
|
|
| Процессы взаимодействия атома с фотоном: поглощение, спонтанное и вынужденное излучения. Лазер. Принцип действия лазера. Основные особенности лазерного излучения. |
|
92(1) | Строение атома. Опыты Резерфорда |
| | § 94; упражнение 13, вопрос 2. См. [9, с. 218—221] | Знать модели Томсона и Резерфорда. Опыт Резерф |
| Протон и нейтрон. Протонно – нейтронная модель ядра. Изотопы. Сильное взаимодействие нуклонов. Комптоновская длина волны частицы. Состав и размер ядра. | 5.2.1 Планетарная модель атома 5.2.2 Постулаты Бора 5.2.3 Линейчатые спектры 5.2 5.2.4 Лазер |
93(2) | Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света атомом |
|
| § 95, 96. См. [9, с. 221—226] | Понимать квантовые постулаты Бора. Иметь понятие о вынужденном индуцированном излучении. Знать свойства лазерного излучения. Уметь применять постулаты Бора для объяснения механизма испускания света атомами. | Опыт 208. Дискретность энергетических состояний атомов [3, с. 158—163] |
|
|
94, 95 (3, 4) | Решение задач на модели атомов и постулаты Бора |
|
| Упражнение 13, вопросы 1, 3. См. [9, с. 226] | Понимать квантовые постулаты Бора. Иметь понятие о вынужденном индуцированном излучении. Знать свойства лазерного излучения. Уметь применять постулаты Бора для объяснения механизма испускания света атомами. |
|
|
|
96(5) | Лазеры |
|
| § 97. См. [9, с. 234, 235] | Рассмотрение в сравнении свойств лазерного излучения и излучения обычного источника света |
|
|
|
97(6) | Обобщающе-повторительное занятие по темам «Световые кванты», «Атомная физика» |
|
| Краткие итоги главы 11 и главы 12. См. [9, с. 235—237] | Уметь применять полученные знания на практике. |
|
|
|
98, 99 (7, 8) | Контрольная работа по темам «Световые кванты», «Атомная физика», коррекция |
|
| | Уметь применять полученные знания на практике. |
|
|
|
Физика атомного ядра. Элементарные частицы (21 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
|
100(1) | Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц |
| | § 98. См. [9, с. 248—250] | Характеристика измерительных устройств по ядерной физике в соответствии с обобщенным планом ответа о техническом устройстве.
| Опыт 223. Демонстрация треков альфа-частиц в камере Вильсона [4, с. 176—178]. Опыты 214, 215. Счетчик Гейгера — Мюллера [3, с. 167—170]. Опыт 216. Обнаружение естественного радиационного фона [3, с. 170] |
| 5.3.1 Радиоактивность. Альфа-распад. Бетта-распад. Гамма- излучение 5.3.2 Закон радиоактивного распада 5.3.3 Нуклонная модель ядра. Заряд ядра. Массовое число ядра 5.3.4 Энергия связи нуклонов в ядре. Ядерные силы 5.3 5.3.5 Ядерные реакции. Деление и синтез ядер |
101(2) | Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям (лабораторная работа 17/9) |
|
| Идентификация элементарной частицы по ее треку. Определение по трекам микрообъектов их некоторых свойств: энергии, импульса, заряда, удельного заряда. Роль физической теории для интерпретации результатов эксперимента. См. [9, с. 250] |
|
|
|
|
102, 103 (3, 4) | Радиоактивность |
|
| § 99—101. См. [9, с. 250, 251] | Знать области применения α,β,γ- излучения. |
| Радиоактивность. Виды радиоактивности: естественная и искусственная. Радиоактивный распад. a- распад. Энергия распада. b- распад. g-излучение. |
|
104(5) | Закон радиоактивного распада |
| | § 102; упражнение 14, вопросы 2, 3 | Уметь описывать и объяснять физические явления: радиоактивности, α,β,γ- излучения. |
| Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Активность радиоактивного вещества. Единица активности. Радиоактивные серии. |
|
105(6) | Решение задач на закон радиоактивного распада |
| | См. [9, с. 251, 252] | Понимать смысл физических понятий: строение атомного ядра. ядерные силы. Приводить примеры строения ядер химических элементов. |
|
|
|
106(7) | Состав ядра атома |
| | § 103—105; упражнение 14, вопрос 4. См. [9, с. 238—241] | Из истории создания протонно-нейтронной модели ядра (Мозли, Боте, Чедвиг, Резерфорд, Иваненко, Содди, Гейзенберг) |
| Удельная энергия связи. Зависимость удельной энергии связи от массового числа. Синтез и деление ядер. |
|
107(8) | Энергия связи атомных ядер |
|
| § 106; упражнение 14, вопрос 5. См. [9, с. 241—244] | При 2 ч в неделю — рассмотрение состава ядра атома, вопроса о ядерных реакциях и их энергетическом выходе. Ознакомление с двумя способами расчета энергии связи |
| Термоядерные реакции. Реакция синтеза легких ядер. Термоядерный синтез. Управляемый термоядерный синтез. |
|
108(9) | Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций |
|
| § 107, 108, 111; упражнение 14, вопрос 6. См. [9, с. 245—248] | Принцип действия ускорителей элементарных частиц |
| Деление ядер урана. Цепная реакция деления. Скорость цепной реакции. Коэффициент размножения нейтронов. Самоподдерживающаяся реакция деления ядер. Критическая масса. Критический размер активной зоны. |
|
109(10) | Цепная ядерная реакция. Атомная электростанция |
|
| § 109, 110; упражнение 14, вопрос 7. См. [9, с. 254—256] | Объяснять деление ядра урана, цепную реакцию. |
| Ядерный реактор. Основные элементы ядерного реактора и их назначение. Атомная электростанция (АЭС). Мощность реактора. Ядерная безопасность АЭС. |
|
110(11) | Решение задач на законы физики ядра |
|
| Упражнение 14, вопрос 1. См. [9, с. 257—259]. | Решать задачи на состав-ление ядерных реакций, определение неизвестного элемента реакции |
| Атомная бомба, ее принципиальная конструкция. Тротиловый эквивалент. Водородная бомба, ее принципиальная конструкция. |
|
111(12) | Применение физики ядра на практике. Биологическое действие радиоактивных излучений |
|
| § 112—114. См. [9, с. 252, 253, 256, 257] | Знать влияние радиоактив-ных излучений на живые организмы, называть способы снижения этого влияния. Приводить примеры использования ядерной энергии в технике, |
| Воздействие радиоактивного излучения на вещество. Доза поглощенного излучения и ее единица. Эквивалентная доза поглощенного излучения и ее единица. Естественный радиационный фон. Вклад источников ионизирующего излучения в радиационный фон. |
|
112, 113 (13, 14) | Элементарные частицы |
|
| § 115—117. См. [9, с. 261—265, табл. 50, 51] | Примеры записей уравнений, моделирующих процессы взаимопревращений и распадов частиц. Метод Фейнмана |
| Элементарная частица. Фундаментальные частицы. Фермионы и бозоны. Принцип Паули. Античастицы. Принцип зарядового сопряжения. |
|
114(15) | Обобщающе-повторительное занятие по темам «Физика атомного ядра», «Элементарные частицы» |
|
| Краткие итоги главы 13 и главы 14 | |
|
|
|
115—117 (16—18) | Контрольная работа по теме «Физика ядра и элементы ФЭЧ», коррекция |
|
| | |
|
|
|
118—120 (19—21) | Резерв учителя |
| | | |
|
|
|
ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИРА И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ОБЩЕСТВА (3 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
|
121(1) | Физическая картина мира |
|
| § 117. См. [9, с. 269] | Объяснять физическую картину мира. |
| Физическая картина мира как составная часть естественно-научной картины мира. Эволюция физической картины мира. Временные и пространственные масштабы Вселенной. Предмет изучения физики; ее методология. Физические теории: классическая механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, квантовая физика |
|
122(2) | Физика и научно-техническая революция |
| | § 118 | Объяснять физическую картину мира. |
| Понятие о научно-технической революции (НТР). Физика — лидирующая наука в естествознании. Связь физики с другими науками. Интернет |
|
123(3) | Физика как часть человеческой культуры |
| | | Объяснять физическую картину мира. |
| Общечеловеческие ценности и физика. Проблемы современности: экология, экономика, энергетика; их связь с физикой. Наука — зло или благо для человеческой цивилизации? |
|
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (20 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
|
124, 125 (1, 2) | Небесная сфера. Звездное небо |
|
| [11], § 1—3, 5; [10], § 2—4 |
| Диск с видеофильмами по астрономии | Звездное небо и небесная сфера. Созвездия и происхождение их названий. Разделение звездного неба на созвездия. Известные созвездия неба и северной полусферы. Изменение вида звездного неба в разные времена года. Ориентирование по Солнцу, созвездиям и Полярной звездой на местности и по времени. Вид... |
|
126(3) | Законы Кеплера |
|
| [11], § 8; [10], § 9 |
| Диск с видеофильмами по астрономии | Системы мира Птолемея и Н. Коперника. Законы Кеплера и их связь с законами Ньютона. Элементы орбит и их геометрическое представление. Обобщение законов Кеплера. Космические скорости на поверхностях небесных тел и в пространстве. Движение искусственных спутников и автоматических межпланетных станций |
|
127(4) | Определение расстояний в астрономии (расстояний до тел Солнечной системы и их размеров) |
|
| [10], § 11 |
| Диск с видеофильмами по астрономии | Точки и линии небесной сферы. Зависимость высоты полюса мира от географической широты места наблюдения. Горизонтальная и экваториальная системы координат. Явления связанные с суточным вращением Земли: восток и запад светил, кульминации светил (моменты кульминаций и высоты). Звездные каталоги и ка... |
|
128(5) | Строение Солнечной системы |
|
| [11], § 11; [10], § 8 | Знать строение Солнечной системы. Описывать движение небесных тел | Диск с видеофильмами по астрономии | История изучения, состав и строение Солнечной системы. Возможность существования неизвестных планет в Солнечной системе.... |
|
129(6) | Система Земля — Луна |
|
| [10], § 12, 13 | Знать смысл понятий: планета, звезда. | Диск с видеофильмами по астрономии |
|
|
130(7) | Физика планет земной группы |
|
| [10], § 14 |
| Диск с видеофильмами по астрономии | Сходство и различие между планетами земной группы и планетами-гигантами. Планеты земной группы. Физические и орбитальные характеристики. Физические характеристики Земли. Внутреннее строение Земли. Строение атмосферы. Движения в оболочках Земли. Климат. Причины изменения времен года. Луна: физи... |
|
131(8) | Физика планет-гигантов |
|
| [10], § 15 |
| Диск с видеофильмами по астрономии |
|
|
132(9) | Общие сведения о Солнце, его источники энергии и внутреннее строение |
|
| [10], § 18, 20 | Описывать Солнце как источник жизни на Земле Знать источники энергии и процессы протекающие внутри Солнца. Знать схему строения Солнца | Диск с видеофильмами по астрономии | Общие характеристики Солнца, внутреннее строение, атмосфера, вращение Солнца. Источник солнечной энергии. Место Солнца на диаграмме Гершпрунга-Рессела. Солнечная активность, солнечно-земные связи.... |
|
133(10) | Физическая природа звезд |
|
| [10], § 24, 25 | Применять знания законов физики для объяснения природы космических объектов. | Диск с видеофильмами по астрономии |
|
|
134(11) | Наша Галактика |
|
| [10], § 28 | Знать понятии Галактика, | Диск с видеофильмами по астрономии | Составляющие, размер и спиральная структура Галактики. Состав, масса, численность зрение. Типы населения Галактики, звездные скопления. Место Солнца в Галактике, его движение относительно соседних звезд и центра Галактики. Вращение Галактики. Межзвездные газ и пыль. Космические лучи. |
|
135(12) | Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение |
|
| [10], § 29, 30—32 | | Диск с видеофильмами по астрономии | Космология, космологические парадоксы и принципы. Первые модели строения Вселенной. Теория Большого Взрыва. Основные этапы эволюции Вселенной. Наблюдательные данные об ускоренном расширении Вселенной и его возможная интерпретация. Соотношение различных типов материи во Вселенной |
|
136(13) | Жизнь и разум во Вселенной |
|
| [10], § 33 | Знать понятие Вселенная | Диск с видеофильмами по астрономии | Исторический обзор поисков внеземной жизни. Современные научные данные о существовании внеземной жизни. Антропный принцип. Идея существования других вселенных. |
|
137, 138 (14, 15) | Применение законов физики в астрономических процессах. Развитие космических исследований. Моделирование орбит космических объектов с помощью компьютера (лабораторная работа 18/10) |
|
| Доступные источники информации | Уроки организуются как конференция, на которой учащиеся выступают с докладами, подготовленными при помощи доступных средств информации | Диск с видеофильмами по астрономии | Астрофотометрия. Основные понятия фотометрии. Фотоэмульсия, прибор с зарядовой связью (ПЗС). Астроспектроскопия. Основные понятия спектроскопии. Закон излучения Планка. Виды спектров космических объектов. Спектральные приборы. Принцип определения химического состава и температуры космических тел. |
|
139—143 (16—20) | Планируется в резерв учителя |
|
| |
|
|
|
|
Лабораторный практикум (15 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
|
144-145 | Определение оптической силы рассеивающей линзы.
|
|
|
|
|
|
|
|
146-147 | Оценка значения скорости света в веществе |
|
|
|
|
|
|
|
148-149 | Изучение принципа действия оптических приборов.
|
|
|
|
|
|
|
|
150-151 | Изучение устройства фотоэлемента и фоторезистора |
|
|
|
|
|
|
|
151-152 | Изучение явления фотоэффекта. |
|
|
|
|
|
|
|
153-154 | Оценка эффективности работы нагревателя.
|
|
|
|
|
|
|
|
155-156 | Исследование свойств переохлажденной жидкости.
|
|
|
|
|
|
|
|
157 | Изучение объединенного газового закона. |
|
|
|
|
|
|
|
Обобщающее повторение (18 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
|
158-159 | Основы кинематики |
|
|
|
|
|
|
|
160-161 | Законы динамики |
|
|
|
|
|
|
|
162-163 | Колебания и волны |
|
|
|
|
|
|
|
164-165 | Молекулярная физика |
|
|
|
|
|
|
|
166-167 | Термодинамика |
|
|
|
|
|
|
|
168-169 | Электростатика |
|
|
|
|
|
|
|
170-171 | Электродинамика |
|
|
|
|
|
|
|
172-173 | Оптика |
|
|
|
|
|
|
|
174-175 | Квантовая физика |
|
|
|
|
|
|
|