Конспект урока, 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
В ходе урока учащиеся учатся делать самоанализ своим знаниям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_urok_davlenie_2014.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Решение задач по теме «Давление» (7 класс).
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Цели урока:
- Образовательная – отработка умений применять теоретические знания и практические умения при решении конкретных задач, выбирать рациональные способы выполнения задания; закрепление экспериментальных умений; отработка рефлексивных умений: способов контроля и взаимоконтроля, само- и взаимооценки.
- Развивающая – развитие речи, мышления, способности наблюдать, выделять существенные признаки объекта, цели и способы деятельности, строить план эксперимента, делать выводы.
- Воспитательная – развивать стремление к познанию, коммуникативную культуру, уважение к мнению товарища.
Оборудование к уроку: компьютер, интерактивная доска; текст теста, план обсуждения опыта, показатели самооценки на каждом столе; сигнальные карточки для проведения устного тестирования, «рабочая карта урока» для каждого ученика; деревянный брусок, динамометр, линейка на каждую парту; килограммовая гиря, тетрадный листочек в клеточку.
План урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя и учащихся | Время (мин) |
1. | Организационный этап | Учитель объясняет цели и задачи урока, знакомит учащихся с планом урока. | 2 мин |
2. | Проверка домашнего задания: упражнение 12 - № 1, 2, 3. | Правильное решение проецируется на экран. Самооценка учащимися выполнения домашнего задания. | 2 мин |
3. | Подготовка учащихся к решению задач. | Выполнение тестового задания устно с использованием сигнальных карточек. Самооценка выполнения теста. | 5 мин |
4. | Формирование экспериментальных умений: планировать эксперимент, выполнять измерения, оформлять результаты эксперимента, формулировать вывод на примере решения практической задачи. | Работа в парах. Выполнение двумя учениками индивидуального задания. Совместное составление плана эксперимента. Выполнение эксперимента. Оформление результатов эксперимента. | 15 мин |
5. | Обсуждение результатов решения практической задачи. | Установление правильности выполнения задания; выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция. Взаимная оценка работы в паре. | 3мин |
6. | Знакомство с методом измерения площади поверхности неправильной формы. | Ученики, выполняющие индивидуальное задание рассказывают учащимся о методе измерения площади поверхности неправильной формы с помощью палетки. Самооценка усвоения «метода измерения площади поверхности неправильной формы с помощью палетки». | 5 мин |
7. | Решение качественных задач. | Фронтальное обсуждение качественных задач по теме «Давление». Самооценка усвоения решения качественных задач. | 5 мин |
8. | Контроль и самоконтроль знаний. Подведение итогов занятия. | Заполнение рабочей карты урока Анализ урока с точки зрения выполнения плана, решения задач урока. Выставление самооценоки за урок. | 3 мин |
9. | Домашнее задание и его инструктаж. | П. 33, 34 – повторить, задание 6 - оформить как эксперимент. | 3 мин |
Ход урока
1. Организационный этап.
Учитель. На предыдущем уроке вы познакомились с новой для вас физической величиной. Что это за величина? Сегодня мы продолжим изучение величины - давление. Тема сегодняшнего урока «Решение задач по теме «Давление». Откройте тетради и запишите тему урока. Ребята, вы всего лишь полгода изучаете физику, но уже познакомились с основными типами физических задач. Давайте вспомним, какие бывают физические задачи? (Качественные, расчетные, графические, экспериментальные).
Сегодня на уроке я ставлю пред вами две задачи:
- научиться применять полученные на прошлом уроке теоретические знания в новой ситуации, при решении конкретных задач различного типа.
- научиться осуществлять само- и взаимоконтроль за усвоением материала, давать само- и взаимооценку знаниям.
Учитель. Сегодняшний урок мы проведем по следующему плану, (план - на экране):
- Проверка домашнего задания.
- Самооценка выполнения домашнего задания.
- Повторение материала – выполнение теста.
- Самооценка выполнения теста.
- Решение экспериментальной задачи (работа в парах).
- Обсуждение выполнения заданий.
- Взаимооценка работы в паре.
- Знакомство с методом измерения площади поверхности неправильной формы.
- Самооценка усвоения метода.
- Решение качественных задач.
- Самооценка усвоения решения качественных задач.
- Заполнение рабочей карты урока, выставление оценки за урок.
- Подведение итогов урока.
- Запись домашнего задания.
По завершению каждого этапа урока вы будете давать самооценку или взаимооценку своей деятельности, которую будете выставлять в рабочую карту урока. Подпишите рабочую карту, выданную вам. На столы вам выданы карточки, на которых написаны показатели и критерии оценки этапов вашей деятельности на уроке, это поможет вам выполнить самооценку и взаимную оценку.
Рабочая карта урока.
Фамилия, имя __________________________________________ класс_______________
1. Проверка домашнего задания (самопроверка)
| 2. Выполнение теста (самопроверка)
| 3. Решение экспериментальной задачи (взаимооценка)
| 4. Знакомство с методом измерения площади поверхности неправильной формы (самопроверка) |
Средняя оценка за работу на уроке_________________________
2. Проверка домашнего задания: на экран проецируется решение домашних задач, учащиеся делают самопроверку и дают самооценку выполнения д/з используя предложенные критерии (показатели самооценки на экране и столах); заполняют рабочую карту урока.
Показатели самооценки решения домашнего задания
- Если ты самостоятельно решил задачу дома, и ошибок нет (возможны разные варианты решения!), то поставь себе в рабочую карту «5».
- Если тебе помогали (товарищи, родители, книга с готовыми решениями), ошибок нет, и ты понял, как решать задачу, то поставь себе в рабочую карту «4».
- Если есть небольшие неточности в решении, то поставь себе в рабочую карту «4».
- Если есть хотя бы одна ошибка, то поставь себе в рабочую карту «3».
- Если ошибок больше одной или ты не выполнил домашнее задание, то поставь себе в рабочую карту « - ».
3. Подготовка учащихся к решению задач.
Учитель. Тема нашего урока «Решение задач по теме «Давление» (на экране слайд с темой урока). Прежде чем приступить к решению задач, повторим пройденный материал, выполнив устно тест с использованием сигнальных карточек.
(Текст – на столах у учащихся. Учитель зачитывает вопросы, учащиеся поднимают сигнальные карточки с номером правильного ответа.)
Тест по теме «Давление »
- От чего зависит результат действия силы на тело?
- От модуля силы и от площади поверхности, перпендикулярно к которой она действует.
- От площади поверхности, перпендикулярно к которой действует сила.
- От модуля силы и не зависит от площади поверхности, на которую она действует.
- Давлением называют величину, равную…
- силе, действующей на единицу площади опоры.
- отношению силы, действующей перпендикулярно к поверхности, к площади этой поверхности.
- отношению силы, действующей на поверхность, к площади этой поверхности.
- В каких единицах измеряют давление?
- 1 кг/м³, 1 г/см³;
- 1 Па, 1 гПа, 1 кПа;
- 1 м/с, 1 см/с;
- 1 Н, 1 кН.
- По какой формуле рассчитывают давление твердого тела
- m=F/g
- p=F/S
- v=s/t
- ρ=m/v
- Выразите в паскалях давления, равные 100 H/м² и 1,5 кПа
- 100 Па и 150 Па
- 10 Па и 150 Па
- 100 Па и 1500 Па
- 10 Па и 1500 Па
- Площади опоры брусков одинаковы. Какой из них давит на стол меньше всего?
№ 1 № 2 № 3
- № 1
- № 2
- № 3
- одинаково
- Давление тела на опору можно уменьшить, если
- … сделать его поверхность более гладкой
- … увеличить площадь опоры
- … уменьшить площадь опоры
- … уменьшить массу тела
- Стены зданий устанавливают на широком фундаменте для того, чтобы…давление, так как, чем … площадь опоры, тем … давление.
- уменьшить… меньше …меньше
- уменьшить… больше… меньше
- увеличить… меньше… больше
- увеличить… больше… больше
- уменьшить… больше… больше
Критерии оценки теста:
8 правильных ответов – «5»;
7-6 правильных ответов – «4»
5-4 правильных ответов – «3»;
0 – 3 правильных ответов – « - »
Учитель. Дайте самооценку выполнения теста, используя предложенные критерии (критерии на столах у учащихся и на экране).
Учащиеся. Выставляют себе оценку за тест в рабочую карту урока.
4. Решение экспериментальной задачи (работа в парах).
Учитель. В течение прошедшего полугодия вам приходилось неоднократно решать экспериментальные задачи в ходе выполнения лабораторных работ. При их решении вы пользовались планом выполнения практической задачи и таблицами для записи результатов, предложенными в описании лабораторной работы авторами учебника. Сегодня вы должны научиться: самостоятельно планировать ход эксперимента и создавать таблицу для записи результатов эксперимента. Для этого давайте решим конкретную экспериментальную задачу: рассчитать давление, производимое на поверхность твердым телом. Т.е. цель эксперимента - рассчитать давление, производимое на поверхность твердым телом, выяснить, как давление зависит от площади опоры. Давайте вместе составим план выполнения данной экспериментальной задачи и сконструируем таблицу для записи результатов эксперимента.
План выполнения экспериментальной задачи
(поэтапно появляется на доске)
- Определить:
- какие физические величины, необходимо измерить;
- какие величины необходимо вычислить.
- Определить, какое оборудование вам необходимо для проведения опыта.
- Сконструировать таблицу для записи результатов измерений и вычислений.
- Измерить динамометром вес бруска.
- Измерить длину, ширину и высоту бруска.
- Вычислить по формуле S=a·b площадь основания бруска при трех его положениях.
- Вычислить по формуле p=F/S давление, производимое бруском в трех положениях.
- Записать результаты измерений и вычислений в таблицу.
- Сравнить давления производимые бруском в различных положениях.
- Проанализировать результаты эксперимента. Сформулировать вывод.
Учитель. Чтобы сэкономить время, давайте каждый ряд вычислит давление, производимое бруском только в одном положении. Затем, мы сравним результаты. (Учащиеся по ходу обсуждения чертят в тетрадях таблицу).
Учитель. Двое учащихся получают более сложное задание: рассчитать давление, производимое телом, имеющим основание, представляющее поверхность неправильной формы.
Учащиеся. Выполняют задание. Работают в парах.
Учитель. Обсудим результаты экспериментов.
Учащиеся. Делают вывод о проведенном эксперименте, дают взаимооценку работе в паре.
Учитель. А теперь, ученики, выполняющие индивидуальное задание, познакомят нас с методом измерения площади поверхности неправильной формы.
Учащиеся. Два ученика, выполняющие индивидуальное задание, демонстрируют решение задачи, объясняют классу метод измерения площади поверхности неправильной формы с помощью палетки. (На доске появляется алгоритм измерения площади поверхности неправильной формы).
Алгоритм измерения площади поверхности неправильной формы
- Поставить тело на лист клетчатой бумаги.
- Обвести контур основания тела.
- Сосчитайте число полных квадратиков, попавших внутрь контура.
- Прибавьте к нему половину числа неполных квадратиков, через которые прошла линия контура.
- Полученное число умножьте на площадь одного квадратика (1/4 см²).
- Полученное число и есть площадь опоры тела.
- Переведите полученное значение площади в метры квадратные.
Учитель. Предлагает учащимся выполнить самооценку усвоения метода «измерение площади поверхности неправильной формы с помощью палетки», используя показатели самооценки усвоения решения задачи.
Показатели самооценки усвоения метода
- Если ты понял суть метода и сможешь теперь самостоятельно им воспользоваться для определения площади поверхности неправильной формы, то поставь себе в рабочую карту «5».
- Если ты понял суть метода, но сможешь самостоятельно им воспользоваться для определения площади поверхности неправильной формы только, имея перед собой алгоритм метода, то поставь себе в рабочую карту «4».
- Если ты можешь воспроизвести самостоятельно суть метода, то поставь себе в рабочую карту «3».
- Если ты не сможешь воспроизвести самостоятельно суть метода, то поставь себе в рабочую карту « - ».
5. Решения качественных задач.
Учитель. В оставшееся время, давайте решим несколько качественных задач.
Учащиеся. Фронтальное решение качественных задач. Выполняют самооценку усвоения решения качественных задач, используя показатели самооценки усвоения решения задачи
Показатели самооценки усвоения решения задачи
- Если ты понял решение задачи и сможешь теперь самостоятельно решить аналогичную задачу, не имея перед собой решения данной задачи, то поставь себе в рабочую карту «5».
- Если ты понял решение задачи, но сможешь самостоятельно решить аналогичную задачу только, имея перед собой решения данной задачи, то поставь себе в рабочую карту «4».
- Если ты можешь воспроизвести самостоятельно решение разобранной задачи, то поставь себе в рабочую карту «3».
- Если ты не сможешь воспроизвести самостоятельно решение разобранной задачи, то поставь себе в рабочую карту « - ».
6. Контроль и самоконтроль знаний.
Учащиеся заполняют рабочую карту урока, вычисляют среднюю оценку за урок. Показывают учителю среднюю оценку за урок с помощью сигнальной карточки, выставляют эту оценку себе в дневник.
7. Подведение итогов урока.
Учитель анализирует урок с точки зрения выполнения плана урока, просит учащихся выставить оценку за работу на уроке себе в дневник, сделав надпись «самооценка».
8. Домашнее задание и его инструктаж.
Учитель. Комментирует домашнее задание: п. 33, 34 – повторить, задание 6 - оформить как эксперимент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс.
Конспект урока...
конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"
Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...
Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"
В конспекте дается представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство с представителями этого класса; распознавание их и отличие...
Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."
Тема: "Общая характеристика и особенности строения класса птиц" является актуальной для формирования восприятия материалистического мировоззрения , помогает сформировать ...
Конспект урока "Классы органических веществ"
Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....
Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»
Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....
Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)
Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...