Рабочая программа по физике для 7 класса с использованием УМК Перышкина А.В., Гутник Е.М. (базовый уровень)
рабочая программа по физике (7 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по физике под редакцией В.А.Орлова, О.Ф. Кабардина, В.А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е.М. Гутник, А.В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г. Согласно базисному учебному плану в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 часа в неделю ( 68 ч за год). Программа предусматривает выполнение практической части курса: 14 лабораторных работ, 4 контрольных работ. Календароно-тематическое планирование содержит разделы: Основной материал. Практические умения и навыки. Виды контроля.Тип урока. Домашнее задание. Дата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_fizike_7_klass.doc | 227 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ общеобразовательная школа № 1
г.о. Орехово-Зуево Московская область
«Утверждаю» «Согласовано» «Согласовано»
Директор МОУ СОШ № 1 заместитель директора по УВР кафедра естественно-
математического цикла
___________(В.В. Гусев) _____________(Е.А. Волкова) протокол №____
«___»____________2013г. «___»____________2013г. от «___»____________2013г.
Рабочая программа
по физике
7 класс «А»
на 2013-2014 учебный год
(2 часа в неделю, 68 часов, базовый уровень)
Учитель Леонтьева Татьяна Васильевна
( первая квалификационная категория)
2013 г.
г.о. Орехово-Зуево
Содержание
Требования к уровню подготовки учащихся
Учебно-тематический план 7 класс
Содержание программы учебного предмета
Учебно-методические средства обучения
Материально-техническое оснащение
Календарно-тематическое планирование. Физика 7 класс
Пояснительная записка
(Базовый уровень)
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.
Данная программа используется для УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 14 лабораторных работ, 4 контрольных работы.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).
В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошла тема, которой не было в предыдущем стандарте: «Центр тяжести». В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся включены четыре новые. Для приобретения или совершенствования умения «использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени … давления» в курс включены две лабораторные работы: «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности», «Измерение давления твердого тела на опору». В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: … силы упругости от удлинения пружины, силы трения скольжения от силы нормального давления» включены две лабораторные работы: «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины», «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
- смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
Учебно-тематический план. 7 класс.
№ | Тема | Количество часов | ||
Общее | Лабораторные и практические работы | Контрольные и диагностические работы | ||
1. | Введение | 4 | 1 | |
2. | Первоначальные сведения о строении вещества | 5 | 1 | 1 |
3. | Взаимодействие тел | 21 | 7 | 1 |
4. | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 23 | 3 | 1 |
5. | Работа и мощность. Энергия | 13 | 2 | 1 |
Резервное время | 2 | |||
Всего | 68 | 14 | 4 |
Содержание программы учебного предмета
(68 часов)
Введение. (4 ч)
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Демонстрации.
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.
Лабораторные работы и опыты.
Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности. Измерение длины. Измерение температуры. Лабораторная работа «Определение объема жидкости с помощью измерительного цилиндра».
Первоначальные сведения о строении вещества. (5 ч)
Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Демонстрации.
Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.
Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.
Взаимодействие тел. (21 ч)
Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.
Демонстрации.
Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.
Лабораторные работы.
Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости. Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема твердого тела. Измерение плотности твердого тела. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Определение центра тяжести плоской пластины.
Давление твердых тел, газов, жидкостей. (23 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.
Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.
Лабораторные работы.
Измерение давления твердого тела на опору. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Работа и мощность. Энергия. (13 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.
Демонстрации. Простые механизмы.
Лабораторные работы.
Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Формы и средства контроля
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Разработаны разноуровневые контрольные работы для проверки сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.
Учебно-методические средства обучения
- Физика: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.В.Перышкина – М.: Дрофа, 2005.
- Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-9 класс/ пособие для общеобразовательных учреждений –М.: Просвещение, 2008г.
Методическая копилка учителя
Методическая копилка учителя: конспекты каждого урока в виде презентации, содержащей основной учебный материал по теме в виде текстов, изображений, звуковых и видео-файлов, таблиц, диаграмм и пр. контент; задания для повторения и контроля знаний, справочный материал, дополнительный материал для стимулирования интереса учащихся к изучению физики; специально подготовленное электронное учебное пособие для слабо успевающих учащихся.
Материально-техническое оснащение
Материально-техническое оснащение, применяемое на уроках физики: меловая доска с двумя магнитными крыльями; компьютер учителя, экран с проектором; физическое демонстрационное оборудование учителя, лабораторное оборудование учащихся.
Литература для учителя
1. Программы для общеобразоват. учреждений: Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / Сост. Ю.И. Дик, В.А.Коровин. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2004.
2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике/ Сост В.А.Коровин. – 2-е изд., стереотип. – М.:Дрофа,2001
3. Планирование учебного процесса по физике в средней школе/ Я.С.Хижнякова, Н.А.Родина. – М.Просвещение 1982
4. Р.И.Малафеев. Проблемное обучение физике в средней школе. – М.Просвещение 1993
5. В.Г. Сердинский. Экскурсии по физике в средней школе – М.Просвещение 1991
6. Н.А.Родина, Е.М. Гутник. Самостоятельная работа учащихся по физике 7 – 8 классах средней школы. – М.Просвещение 1994
7. Я иду на урок физики:7 класс. Часть 1,2,3: Книга для учителя.-М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
8. Громцева О.И., Контрольные и самостоятельные работы по физике, 7 класс, м.: Экзамен, 2010
9. А.В. Чеботарева, Тесты по физике, Контрольные и самостоятельные работы по физике, 7 класс, м.: Экзамен,2010
10. Лебедева О.И., Гурецкая Н.Е. Физика. Диагностические работы для проведения промежуточной аттестации. 7-9 классы.- М.: ВАКО, 2013. – 96с.
11. Журнал «Физика в школе»
12. Газеты «1 сентября», приложение «Физика».
Литература для учащихся
- Физика: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.В.Перышкина – М.: Дрофа, 2005.
- Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-9 класс/ пособие для общеобразовательных учреждений –М.: Просвещение, 2008г.
Календарно-тематическое планирование. Физика 7 класс.
№ урока | Тема урока | Основной материал (формулы, понятия). Практические умения и навыки | Виды контроля | Тип урока | Домашнее задание | Дата по плану | Дата факт |
Введение (4 часа) | |||||||
1/1 | Что изучает физика. Некоторые физические термины | Физика –наука о природе. Примеры физических явлений. Главная задача физики. Физическое тело, вещество, материя. Физика – основа техники. | . Фронтальный опрос | Изучение нового материала | § 1,2, 5 читать | 02.09.13– 07.09 | |
2/2 | Наблюдения и опыты. Физические величины и их измерение. | Источники физических знаний. Физические величины и единицы измерения. Международная система единиц. Кратные и дольные единицы. Физические приборы. Навыки по переводу единиц и определения цены деления физического прибора. | Физический диктант | Комбинированный | § 3,4, упр.1стр.10 | 02.09 – 07.09 | |
3/3 | Точность и погрешность измерений | Измерительная линейка, секундомер демонстрационный, термометр, амперметр демонстрационный и лабораторный, транспортир. ПК. | Комбинированный | § 4,5, вопросы, зад.1 стр.12 | 09.09 – 14.09 | ||
4/4 | Лабораторная работа №1. «Определение объема жидкости с помощью измерительного цилиндра». | Знакомство с техникой безопасности в кабинете физики. Развитие умений и навыков работы с физическими приборами. Знакомство с требованиями к оформлению отчетов о лабораторной работе. | Лабораторная работа | Отработка практических умений и навыков | Повторить § 1 - 4 | 09.09 – 14.09 | |
Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов) | |||||||
1/5 | Строение вещества. Молекула. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел» | Значение знаний о строении вещества. Доказательства строения вещества из частиц. Представление о размерах частиц. Молекулы. Оценка размеров молекулы масла . Атомы. Развитие умений и навыков работы с физическими приборами. | Лабораторная работа | Отработка практических умений и навыков | § 6, 7, П.1 стр.172
Л/р № 2 | 16.09-21.09 | |
2/6 | Диффузия. | Опыт по распространению эфира в воздухе. Диффузия в жидкостях и твердых телах. Объяснение причины диффузии и различий скорости протекания диффузии в газах и твердых телах. Зависимости скорости молекул от температуры. | Фронтальный опрос. | Комбинированный | § 8, 9, зад.2 стр.23
| 16.09-21.09 | |
3/7 | Взаимодействие молекул. | Опыты доказывающие существование притяжения и отталкивания между молекулами. Объяснение явлений смачивания и несмачивания. Капиллярные явления. Смачивание и капиллярность в природе. | Тест | Комбинированный | § 10, упр.2 стр.26
| 23.09-28.09 | |
4/8 | Агрегатные состояния вещества. | Твердое, жидкое и газообразное состояние вещества. Свойства веществ в разных агрегатных состояниях. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе знаний о молекулах. Основные положения мкт. | Заполнение сравнительной таблицы | § 11, 12, сост. таблицу | 23.09-28.09 | ||
5/9 | Контрольная работа №1 «Первоначальные сведения о строении вещества» | Проверить умения и навыки по решению задач. | Итоговый контроль по теме | Урок контроля | Инд. задание | 30.09-05.10 | |
Взаимодействие тел (21 час) | |||||||
1/10 | Механическое движение. | Понятия: 1. механическое движение; 2. система отчета; 3. тело отчета; 4. относительность движения; 5. материальная точка; 6. траектория; 7. путь; 8. равномерное движение; 9. неравномерное движение. | Анализ результатов контрольной работы | Комбинированный | § 5-повт., § 13, 14, зад.4. стр.32 | 30.09-05.10 | |
2/11 | Скорость. | Скорость. Единицы измерения скорости. Понятие о векторах. Расчет пути и времени движения. Средняя скорость. Формулы | Физический диктант по определениям | Комбинированный | § 6-повт., § 15, 16, Упр.4 стр.38 | 14.10-19.10 | |
3/12 | Расчет пути и времени движения. | Научить правильно оформлять решение задач. Развивать умения и навыки по переводу единиц, умению выражать неизвестную величину. | Фронтальный опрос | Комбинированный | § 15, 16-повт., упр.5(2,4,5) стр.39 | 14.10-19.10 | |
4/13 | Лабораторная работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости» | Развитие умений и навыков работы с физическими приборами. | Лабораторная работа | Отработка практических умений и навыков | Инд. задание | 21.10-26.10 | |
5/14 | Инерция | Факты, приводящие к выводу для изменения скорости тела относительно Земли необходимо действие других тел. Движение по инерции. | Кратковременная проверочная работа по теме: «Равномерное движение». | Комбинированный | § 17
| 21.10-26.10 | |
6/15 | Взаимодействие тел. Масса. | Понятие о взаимодействии тел. Инертность тел. Масса. Сравнение масс тел. Единицы массы. Весы. Развитие умений и навыков по переводу единиц. | Индивидуальный опрос.
| Комбинированный | § 18, 19, 20, упр.6 стр.46
| 28.10-02.11 | |
7/16 | Лабораторная работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах» | Развитие умений и навыков работы с физическими приборами. Закрепить умения перевода единиц массы. | Лабораторная работа | Отработка практических умений и навыков | § 15 – 19, повторить | 28.10-02.11 | |
8/17 | Лабораторная работа №5. «Измерение объема твердого тела». | Развитие умений и навыков работы с физическими приборами. | Лабораторная работа | Отработка практических умений и навыков | Инд. задание | 04.11-09.11 | |
9/18 | Плотность вещества. | Плотность вещества. Единицы плотности. Формулы Навыки по решению задач и переводу единиц. |
| Изучение нового материала | § 21, 22, упр.7(5) стр.52
| 04.11-09.11 | |
10/19 | Лабораторная работа №6. «Измерение плотности твердых тел». | Развитие умений и навыков работы с физическими приборами. Навыки работы с рычажными весами и мензурками. | Отработка практических умений и навыков | упр.8(1,4) стр.54, § 21, 22-повт., задание 5 стр.54 | 11.11-16.11 | ||
11/20 | Решение задач. Расчет плотности, массы, объема тела. | Расчет плотности, массы, объема тела. | Взаимоконтроль | Конкретизация знаний и умений | Упр.8(2,3) стр.54, № 23, 24, 25. | 11.11-16.11 | |
12/21 | Сила. | Причины изменения скорости тела. Понятие о силе. Единицы силы. Сила - векторная величина. Сложение сил направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. |
| Изучение нового материала | § 23, 28, 29, упр.11(2) стр.70
| 25.11-30.11 | |
13/22 | Сила тяжести. | Притяжение Земли. Сила тяжести. Ускорение свободного падения. | Самостоятельная работа | Комбинированный | § 24, п.3 стр.174,повт. § 23, 28, 29
| 25.11-30.11 | |
14/23 | Сила упругости. | Деформация тел. Сила упругости. Сила реакции опоры. Закон Гука. Вес тела. Жесткость, упругие и пластичные деформации. | Индивидуальный опрос ( характеристика сил по плану) | Комбинированный | §25, упр.11(1,3) стр.70
| 02.12-07.12 | |
15/24 | Лабораторная работа №7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины». | Развитие умений и навыков работы с физическими приборами. Навыки работы с рычажными весами и мензурками. | Лабораторная работа | Отработка практических умений и навыков | Инд. задание | 02.12-07.12 | |
16/25 | Динамометр. Вес тела. | Динамометр. Градуирование пружины. Связь. F= mg. Различие между весом, массой, силой тяжести. | Изучение нового материала | § 27,28,п.2 стр.173
| 09.12-14.12 | ||
17/26 | Сила трения. Трение в природе и технике. | Сила трения. Виды трения (трение скольжения, трение покоя, трение качения). Причины возникновения трения. Трение в природе и технике. Способы трения. | Взаимоопрос. Д: действие силы трения. [ Л ] № 400 - 425 | Комбинированный | § 30, 31, 32, таблица
| 09.12-14.12 | |
18/27 | Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления». | Развитие умений и навыков работы с физическими приборами. Навыки работы с рычажными весами и мензурками. | Лабораторная работа | Отработка практических умений и навыков | повторить тему «Силы» | 16.12-21.12 | |
19/28 | Решение задач по теме «Взаимодействие тел» | Решение задач, аналогичных задачам к/р. | Взаимоконтроль и оценка | Конкретизация умений и навыков | Инд.задание | 16.12-21.12 | |
20/29 | Контрольная работа №2 по теме : «Силы». | Проверить умения и навыки по решению задач. | Контроля знаний | Инд.задание | 23.12-28.12 | ||
21/30 | Лабораторная работа №9 «Определение центра тяжести плоской пластины» | Развитие умений и навыков работы с физическими приборами. Навыки работы с рычажными весами и мензурками. | Лабораторная работа | Отработка практических умений и навыков | 23.12-28.12 | ||
Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 часа) | |||||||
1/31 | Давление и сила давления. Давление в природе и технике. | Опыты, показывающие, что результат действия силы зависит от площади опоры, на которую она действует. Сила давления. Давление. Единица давления – Паскаль. Способы ↑ и ↓ давления. Значение давлений, встречающееся в природе и технике. Формула | Фронтальный опрос | Изучение нового материала | § 33,34, упр.12(1,2,3) стр.80
| 06.01.14-11.01 | |
2/32 | Лабораторная работа №10 «Измерение давления твердого тела на опору» | Развитие умений и навыков работы с физическими приборами. Навыки работы с рычажными весами и мензурками. | Отработка практических умений и навыков | § 33,34-повт., упр.12(4) стр.80 | 06.01.14- 11.01. | ||
3/33 | Давление газа. | Причина давления газа. Зависимость давления данной массы газа от объема при постоянной температуре. Применение сжатого воздуха – отбойный молоток, пневматический тормоз. | Тест. | Комбинированный | § 35
| 13.01-18.01 | |
4/34 | Закон Паскаля. | Передача давления жидкость и газом. Закон Паскаля. Объяснение закона Паскаля на основе мкт. | Фронталиный опрос. | Комбинированный | § 36, упр.14, зад.7 стр.88 | 13.01-18.01 | |
5/35 | Гидростатическое давление | Вывод формулы гидростатического давления . «Весовое давление газа» | Самостоятельная работа по качественным задачам | Комбинированный | § 37, 38, упр.15(2), зад.8 стр.92 | 20.01- 25.01 | |
5/36 | Давление на дно моря (океана). Исследование морских глубин. | Приспособления для пребывания человека под водой «водолазный костюм», «водолазный скафандр», батисфера, батискаф. | Фронтальный опрос | Комбинированный | Записи в тетради, п.5 стр.178 | 20.01-25.01 | |
6/37 | Решение задач по теме «Давление газа. Гидростатическое давление». | Развитие умений и навыков по решению задач на формулы | Взаимоконтроль | Конкретизация умении й и навыков | Инд.задание | 27.01-01.02 | |
7/38 | Сообщающиеся сосуды. | Поведение однородной жидкости в сообщающихся сосудах. Закон сообщающихся сосудов, его доказательство. Высоты столбов однородных и неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах. Примеры сообщающихся сосудов, водомерное стекло, шлюз. | Фронтальный опрос | Изучение нового материала | § 39, упр.16, зад.9 стр.95 | 27.01-01.02 | |
8/39 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Атмосфера. | Атмосфера. Атмосферное давление. Опыты, подтверждающие существование атмосферного давления. Почему существует атмосфера. Связь плотности воздуха с высотой и температурой. | Самостоятельная работа по решению расчетных задач | Комбинированный | § 40, 41, упр.17, зад.10 стр.98 | 03.02-08.02 | |
9/40 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | Опыт Торричелли. Вычисление атмосферного давления в Па. Атмосферное давление на различных высотах. Опыты Герике. Решение задачи № 95. | Фронтальный опрос. | Комбинированный | § 42, упр.19 стр.103
| 03.02-08.02 | |
10/41 | Барометр – анероид. | Устройство барометра – анероида. Атмосферное давление на различных высотах. Высотомер. Решение задач № 96, 97. | Фронтальный опрос | Комбинированный | § 43, 44, упр.20 стр.106, упр.21(2) стр.107
| 10.02-15.02 | |
11/42 | Манометры. | Устройство и действие трубчатого и поршневого жидкостного насоса. | Индивидуальный опрос. | Комбинированный | § 45, зад.12 стр.107
| 10.02-15.02 | |
12/43 | Водопровод. Поршневой жидкостный насос. | Устройство и действие водопровода и поршневого жидкостного насоса | Индивидуальный опрос. | Комбинированный | § 46, упр.22 стр.111
| 24.02-01.03 | |
13/44 | Гидравлический пресс. | Устройство и действие гидравлического пресса. Выигрыш в силе, получаемый при работе пресса. | Тест | Комбинированный | § 47, упр.23 стр.113, зад.13 стр.114
| 24.02-01.03 | |
14/45 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | Причины возникновения выталкивающей силы. Условия, при которых тело тонет, всплывает. Решение задачи № 99. | Изучение нового материала | § 48, задача № 100. | 03.03-08.03 | ||
15/46 | Закон Архимеда. | Опыт, иллюстрирующий наличие силы Архимеда. Вывод формулы для вычисления Архимедовой силы. Решение задач № 104, 109. | Фронтальный опрос. | Комбинированный | § 49, Подгот. к лаб. работе стр.167 | 03.03-08.03 | |
16/47 | Лабораторная работа № 11 «Измерение выталкивающей силы» | Развитие практических умений и навыков работы с физическими приборами. | Отработка практических умений и навыков | § 49-повт., упр.24 стр.119, зад.14 стр.120 | 10.03-15.03 | ||
17/48 | Плавание тел. | Вывод условия плавания тел, погруженного в жидкость, полностью и частично. | Фронтальный опрос | § 50, упр.25 стр.122
| 10.03-15.03 | ||
18/49 | Решение задач. | Развитие умений и навыков в решении задач (№ 112 – 114, 116) | Взаимоконтроль | § 49, 50- повт., зад.15 стр123, задачи 115, 117. | 17.03-22.03 | ||
19/50 | Лабораторная работа № 12 «Выяснение условия плавания тел» | Развитие практических умений и навыков работы с физическими приборами. | Лабораторная работа | Отработка практических умений и навыков | П.8 стр.183, инд.задание | 17.03-22.03 | |
20/51 | Плавание животных и человека. | Активное и пассивное плавание животных, плавание в водоемах с различной концентрацией соли в воде. | Самостоятельная работа по решению задач | Комбинированный | § 49,50-повт., записи в тетр. | 24.03-29.03 | |
21/52 | Плавание судов. | Применение условий плавания тел к плаванию судов. Водоизмещение, ватерлиния, осадка, грузоподъемность. | Фронтальный опрос | Комбинированный | § 51, упр.26 стр.125 | 24.03-29.03 | |
22/54 | Воздухоплавание. Решение задач по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | Аэростаты ( воздушные шары, дирижабли, стратостаты). Подъемная сила аэростата. Решение задач № 119 Развитие умений и навыков по решению задач. | Самостоятельная работа по переводу единиц. Самостоятельная работа по теории. Решение качественных и количественных задач. | Комбинированный Отработка умений и навыков | § 52, упр.27 стр.128
Инд.задание | 31.03-05.04 | |
23/55 | Контрольная работа по теме №3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | Проверка практических умений и навыков по решению задач. | Урок контроля | § 23-повт. | 31.03-05.04 | ||
Работа и мощность. Энергия (9 часов) | |||||||
1/56 | Механическая работа | Работа постоянной силы. Условия совершения работы. Единица работы. Формула А= F · s | Изучение нового материала | § 53, упр.28(3,4) стр.131 | 14.04-19.04 | ||
2/57 | Мощность. | Мощность. Единица мощности. Расчет мощности и времени, в течение которого она совершалась. | Физический диктант | Комбинированный | § 54, упр.29(2,3,6) стр.135 | 14.04-19.04 | |
3/58 | Простые механизмы. Рычаг. | Простые механизмы. Их примеры. Рычаг. Правило рычага. Выигрыш в силе получаемый с помощью рычага. Рычаг в технике, быту, природе. | Тест | Комбинированный | § 55, 56,58, зад.18 стр.135
| 21.04-26.04 | |
4/59 | Момент силы. Лабораторная работа № 13 «Выяснение условий равновесия рычага». | Правило моментов. Проверка правила на практике. Навыки работы с физическими приборами. | Лабораторная работа | Отработка практических умений и навыков | § 57, упр.30 стр.144
| 21.04-26.04 | |
5/60 | Блоки. Коэффициент полезного действия. | Подвижные и неподвижные блоки. Выигрыш в силе, получаемый с помощью подвижного блока. Применение закона равновесия рычага к блоку. Полезная и затраченная работа. КПД «Золотое правило механики». Равенство работ при использовании простых механизмов. | Фронтальный опрос | Изучение нового материала | § 58, 59, § 60, 61
| 28.04-03.05 | |
6/61 | Лабораторная работа № 14. «Определение КПД наклонной плоскости». | Навыки работы с физическими приборами. | Лабораторная работа | Отработка практических умений и навыков | § 53 – 61 повторить, упр.31 стр.149 | 28.04-03.05 | |
7/62 | Решение задач по теме «Работа и мощность» | Закрепление умений и навыков по решению задач на формулы | Взаимопроверка | Конкретизация знаний | Задачи № 80, 81, 83, зад.19 стр.150 | 05.05-10.05 | |
8/63 | Контрольная работа №4 по теме: «Работа и мощность» | Проверить умения и навыки по решению задач. | Контроля знаний | Инд.задание | 05.05-10.05 | ||
9/64 | Энергия. | Энергия. Единицы энергии. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии из одного вида в другой. Формулы расчета энергии Еп =Fh, Еп =gmh, Eк= (mv^2) / 2. Исправление ошибок, допущенных в к/р. Решение задач, аналогичных задачам к/р. | Решение задач. | Комбинированный | § 63,64, упр.32(1,4) стр.156, упр.33 стр.158 | 12.05-17.05 | |
10/65 11/66 | Повторение курса физики 7 класса (2 ч). | 12.05-17.05 19.05- 24.05 | |||||
12/67 13/68 | Резерв (2ч). | 19.05- 24.05 26.05- 28.05 26.05- 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по физике 9 класс УМК А.В. Перышкин, Е.М. Гутник
В рабочей программе 9 класса даны пояснительная записка, примерное планирование на учебный год...
Рабочая программа по физике 7 класс, УМК А.В.Перышкина
Рабочая программа по физике базовый уровень 7 класс 2013-2014 учебный год, составитель Корчагина Т.А., учитель физики МБОУ СОШ №4 г. Дзержинска Нижегородской области...
Рабочая программа по физике 7 класс к учебному пособию авторов Е. М. Гутник, А. В. Перышкин. По ФГОСу.
Рабочая программа, тематическое и поурочное планирование изучения физики в 7 классе составлена по программе А.В.Перышкин, Е.М.Гутник для основной общеобразовательной школы с учетом ФГОС. Изучени...
Рабочая программа по физике 8 класс к учебному пособию авторов Е. М. Гутник, А. В. Перышкин. По ФГОСу.
Рабочая программа, тематическое и поурочное планирование изучения физики в 8 классе составлена по программе А.В.Перышкин, Е.М.Гутник для основной общеобразовательной школы с учетом ФГОС. Изучени...
Рабочая программа по физике 9 класс к учебному пособию авторов Е. М. Гутник, А. В. Перышкин. По ФГОСу.
Рабочая программа, тематическое и поурочное планирование изучения физики в 9 классе составлена по программе А.В.Перышкин, Е.М.Гутник для основной общеобразовательной школы с учетом ФГОС. Изучени...
Рабочая программа по физике 9 класс (Уч. А.В.Пёрышкин,Е.М.Гутник)
Программа используется при 2ч в неделю...