Методическая разработка по физике на тему "Электромагнитная индукция"
методическая разработка по физике по теме

Соколова Наталья Юрьевна

Разработка урока по физике включающая презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx35.1 КБ
Office presentation icon elektromagnitnaya_induktsiya_v_sovremennoy_tekhnike.ppt1.06 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Торжокский педагогический колледж им. Ф. В. Бадюлина

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока

по дисциплине

ФИЗИКА

Тема занятия:      «Электромагнитная   индукция»

Преподаватель:   Соколова Наталья Юрьевна

Г. Торжок

2012

ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Дисциплина    Физика
  2. Курс    1
  3. Тема   Электромагнитная индукция
  4. Тип урока   Урок  обобщения и систематизации знаний
  5. Цель занятия:
  1. Дидактическая:

Добиться усвоения учащимися

- смысла физических величин: электродвижущая сила, индуктивность, магнитный поток

- смысла физического закона электромагнитной индукции

Добиваться умения учащимися

-  описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:

действие магнитного поля на проводник с током, явление электромагнитной индукции

- приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов

- применять полученные знания для решения физических задач, устранять пробелы в знаниях

- приводить примеры практического применения физических знаний об электромагнитной индукции.

- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях.

  1. Развивающая:

Расширить представления учащихся:

- о границах применимости электромагнитной индукции

- о вкладе российских и зарубежных учёных на развитие физики.

 - развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности  учащихся с использованием различных источников информации и современных информационных технологий

  1. Воспитывающая:

- воспитание добросовестного отношения учащихся к учёбе.

- воспитание толерантности   друг к  другу при  совместном выполнении поставленных задач.

- воспитание готовности  к морально-этической оценке использования научных достижений.

  1. Вид урока: семинар
  2. Форма обучения:

Индивидуальная

Фронтальная

Парная

  1. Методы обучения

Словесный: беседа, доклады, объяснения

Практические: проведение опыта  по исследованию электромагнитной индукции,

                       выполнение заданий, решение задач

                       

  1. Средства обучения

Оборудование для проведения опыта:

для демонстрации возникновения индукционного тока: гальванометр, катушка индуктивности, провода, магнит.

для демонстрации возникновения направления индукционного тока: два кольца, одно из которых с разрезом, а другое без разреза, магнит.

Компьютер, интерактивная доска

Дидактический материал

Презентации:

Подготовленные преподавателем: 1) Майкл Фарадей и Эмиль Ленц.

2) презентация для проведения урока с использованием интерактивной доски

Подготовленные студентами: Применение и использование электромагнитной индукции

Соколов Илья

Жуков Евгений.

  1. Межпредметные связи:

Информатика, математика

  1. Список используемой литературы:

1. Физика 10  учебник С. В. Громов М. «Просвещение» 2002

2. Физика 11 учебник  Г.Я. Мякишев  М. «Просвещение»  2010

3. Сборник задач по физике 10-11  А. П. Рымкевич  М. «Дрофа»  2009  

4. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового повторения Физика 10  Р. В. Коноплич  М. «Интеллект-центр»  2002

5. Физика. Справочник школьника. Т. Фещенко  «Слово»   1995

ЕГЭ Универсальные материалы для подготовки учащихся  В.А. Орлов «Интеллект-центр»  2010

  1. Структура занятия

Элементы занятия

Время

(продолжительность в минутах)

  1. Организационный момент

1

  1. Постановка цели и задач

1

  1. Контроль готовности учащихся к уроку

(проверка теоретических знаний учащихся, с демонстрацией  и объяснением опытов;

 выступления учащихся с дополнительным                            материалом)

13

  1. Усвоение дополнительных знаний

(сообщение преподавателя)

2

  1. Закрепление знаний и способов действий

(выполнение различных заданий на интерактивной доске с использованием карандаша)

3

  1. Обобщение и систематизация знаний

(практическое решение задач, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации;

выполнение тестового задания теоретического характера, требующего применения знаний в знакомой и изменённой ситуации)

17

  1. Контроль и самопроверка знаний

5

  1. Подведение итогов занятия

2

  1. Информация о домашнем задании

1

  1. Технологическая карта занятия

этапа

Содержание этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Методы и формы обучения

1.

Подготовка компьютера, интерактивной доски к работе, проверка презентаций, наличие учебников, демонстрационного материала

Проверяет наличие оборудования, даёт указания студентам по подготовке к уроку

Учится организовать своё рабочее место

Словесный метод

2

Сообщение темы и цели урока

Сообщает тему учебного занятия, ставит перед студентами цели, знакомит с планом занятия

Слушают преподавателя, уясняют сущность поставленной цели и задач занятия, вникают в смысл учебного занятия

Словесный метод

3

Проверка знаний учащихся по данной теме

Задаёт вопросы студентам группы.

Вызывает студента к доске продемонстрировать опыт.

Вызывает другого студента продемонстрировать следующий опыт.

Задаёт вопрос группе. Выслушивает ответ, уточняет.

Вызывает поочерёдно студентов  с краткими сообщениями и презентациями о значении и применении электромагнитной индукции

Студент учится слушать

Учится выступать перед аудиторией

Учится наблюдать и анализировать

Учится работать в группе

Учится находить необходимую информацию.

Учится получать и предоставлять информацию с помощью технических средств.

Наглядный метод (демонстрация)

Словесный метод (объяснение)

Индивидуальная, фронтальная формы

Наглядный метод (компьютер)

Словесный метод (доклад)

 

4

Совершенствова-

ние знаний студентами

Предлагает познакомиться с основными моментами жизни Майкла Фарадея и Эмиля Ленца

Учится усваивать информацию со слов преподавателя

Словесный метод (доклад)

Наглядный метод (презентация)

5

Повторение и закрепление знаний, умений и навыков.

1). Предлагает повторить обозначения и единицы измерения основных понятий по данной теме.

2). Предлагает на доске записать закон электромагнитной индукции, формулу вычисления магнитного потока.

3) Предлагает повторить приставки к единицам измерения: подчеркнуть соответствие названий, обозначений и измерений.

Учится анализировать учебную деятельность.

Учится проводить самоконтроль и взаимоконтроль.

Учится сравнивать объекты, факты, явления.

Практические методы (упражнения)

Наглядный метод (интерактивная доска)

Фронтальная форма и индивидуальная

6

Применение полученных знаний, умений и навыков.

1)Предлагает студентам решить три задачи практического характера

2) предлагает решить студентам тест теоретического характера

Учится планировать ход выполнения учебной деятельности.

Учится контролировать во времени свою учебную деятельность

Учится обобщать и систематизировать.

Практические методы (задачи, тест)

Наглядный метод (интерактивная доска)

Индивидуальная форма

7

Контроль и самопроверка знаний

После решения задач преподаватель проверяет индивидуальную работу у каждого студента

Предлагает сравнить решение студентов с решением на доске.

После выполнения теста студентами проверяет индивидуально у каждого работу.

Предлагает вместе со студентами устно проверить правильность ответов, объясняя и корректируя.

Студент получает достоверную информацию.

Учится анализировать самостоятельную учебную деятельность.

Учится производить личностную самооценку.

Учится работать в группе.

Наглядный метод (интерактивная доска)

Индивидуальная и парная формы.

Словесный метод (беседа)

8

Подведение итогов занятия

Преподаватель кратко говорит о выполнении задач, которые ставились вначале урока.

Преподаватель оценивает работу каждого студента, согласно заполненной таблице.

Учится объективно оценивать результаты своей деятельности.

Словесный метод (беседа)

9

Информация о домашнем задании.

Предлагает записать домашнее задание

Учится работать с книгой

Словесный метод (объяснение)

Наглядный метод (книга)

  1. Пояснительная записка

Данная работа представлена по направлению «Естественно - научное».

Тема урока: «Электромагнитная индукция». Это третий урок по данной теме, всего по программе отводится 8 уроков.  Данная тема актуальна, так как явление электромагнитной индукции широко используется в технике.

В группе обучаются 8 студентов. На занятиях по физике каждый студент сидит за отдельным столом. Поэтому задания на данном уроке представлены в одном варианте. Из 8 студентов 4 студента учатся на оценки «хорошо», 4 студента на оценки «удовлетворительно». Студенты относятся друг к другу с уважением. С ними приятно работать.

  1. Конспект занятия
  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы и цели урока

-Сегодня на уроке мы должны вспомнить основные понятия по теме «Электромагнитная индукция». Продолжим отрабатывать навыки применения этих понятий при выполнении разнообразных заданий. Предстоит вам решать самостоятельно задачи вычислительного характера и тестовые задания теоретического характера. Познакомимся с  применением электромагнитной индукции в технике.  

Удачи вам!

  1. Этап проверки знаний.

Презентация преподавателя 2, слайд 1

(Фронтальный опрос)

-Пояснить, что такое электромагнитная индукция.

- Какой ток называют индукционным?

- Продемонстрировать опыт, в котором наблюдается индукция тока.

(Студент вызывается за кафедру, на которой находятся гальванометр, катушка индуктивности, магнит,  провода. Демонстрация опыта сопровождается пояснениями студента. По мере необходимости преподавателем задаются вопросы студенту или группе)

- Рассказать об опыте Эмилия Ленца.

(Вызывается к доске студент, который демонстрирует опыт Ленца. Он использует прибор, содержащий два кольца, одно из них с разрезом, а другое без разреза, магнит)

- Сформулировать более чётко правило Ленца.

  (преподаватель обращается с вопросом к группе)

- Послушайте сообщения, которые подготовили студенты о значении и применении электромагнитной индукции.

Студенты поочерёдно  вызываются к доске с целью представления своих презентаций.

  1.  Этап совершенствования знаний студентами.

- Кто же такие Майкл Фарадей и Эмиль Ленц?

Презентация преподавателя 1, слайд 1

- Англичанин (1791-1867), отец кузнец, брат – кузнец, мама – женщина мудрая, хотя работала горничной. Семья бедная, доходы маленькие. С 13 лет уже Майклу пришлось работать поставщиком книг, газет. Читал много по физике, химии. Семья, видя его стремление к знаниям, материально помогла Майклу поступить и окончить королевский институт.

Презентация преподавателя 1, слайд 2

- Затем стал преподавать в институте. Много публиковал различных работ по физике и химии (получил хлор в жидком виде). В физике открыл явление электромагнитной индукции. Называли его великим человеком.

Презентация преподавателя 1, слайд 3

-Как вы думаете Эмиль Ленц по национальности кто?

Презентация преподавателя1, слайд 4

(1804-1865)  родился в Тарту (Дерпте). Окончил Дерптский Университет. В 1836 году возглавил кафедру физики и физической географии в Петербургском Университете. С 1863 – ректор Петербургского Университета.

Презентация преподавателя 1, слайд 5

Вид университета в 19 веке

  1. Этап закрепления знаний, умений и навыков

Презентация преподавателя 2, слайд 2

- Повторим обозначения и единицы измерения основных понятий по данной теме.

(Вызывается студент работать на интерактивной доске с помощью карандаша. Стрелкой соединяет понятие с обозначением и с единицей измерения. Используются разные цвета карандаша.)

- На доске записать формулы:  закон электромагнитной индукции, магнитного потока, самоиндукции.

(К доске вызывается следующий студент)

Презентация преподавателя 2, слайд 3

- Повторим приставки для единиц измерения.

(Вызывается следующий студент работать на доске. Находит соответствие между названием приставки, её обозначением и её величиной. Подчёркивает одинаковыми линиями.)

  1. Применение полученных знаний, умений и навыков.

- В тетрадях записать число, тему урока.

- Самостоятельно решить задачи

Преподаватель открывает презентацию 2, слайд 4

Студенты самостоятельно решают три предложенные задачи, время ограничено(5 мин)

  1. Преподаватель проверяет индивидуально у каждого выполнение работы, оценивает.

Преподаватель открывает презентацию 2, слайд 5,  учащиеся сравнивают свои решения с решениями на доске. Здесь используется работа в парах.

Преподаватель открывает слайд 6 и предлагает студентам найти ошибку в решении. Вызывается студент и исправляет ошибки в решении на доске карандашом.

            6) - Самостоятельно выполнить тестовое задание.

Студенты выполняют самостоятельно тест в тетрадях, время ограничено (5 мин)

  1. Преподаватель проверяет работу индивидуально у каждого, оценивает её.

Преподаватель совместно со студентами называют правильные ответы, поясняя, корректируя их.

  1. Подведение итогов занятия
  1. Преподаватель кратко говорит о выполнении  задач, которые были запланированы вначале урока.
  2. Преподаватель оценивает результаты работы студентов по таблице, в которую вносил пометки на протяжении урока

Фамилии студентов

Результат готовности к уроку (устные ответы, сообщения)

Результат

решение

задач

Результат выполнения

теста

оценка

результата

обучения

( оценка в журнал)

1

Бакунина С.

4

3

3

3

2

Горелова В.

4

4

4

4

3

Жуков Р.

5

5

5

5

4

Комарова Л.

3

3

3

3

5

Малышева К.

4

3

3

3

6

Мохначёв Р.

4

5

4

4

7

Соколов И.

4

4

5

4

8

Харькова А.

3

3

3

3

  1. Домашнее задание

Параграф 29 по учебнику Громова 10 кл.,  вопросы в конце параграфа.

№ 396 № 398

- Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики в 11 классе. Решение задач по теме "Электромагнитная индукция"

Данную разработку  можно использовать при проведении урока по решению качественных и расчётных задач практического характера по физике в 11 классе (базовый уровень, учебник Г.Я. Мякишева, Б.Б.Бух...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.

Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание».   Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел.  Во...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.

Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...

Методическая разработка урока физики по теме: "Повторение и обобщение курса физики основной школы. Подготовка к ГИА".

В данной разработке представлен тест, позволяющий определить уровень готовности учащихся 9 класса к Государственной итоговой аттестации....

Методическая разработка по физике (11 класс) по теме: Элективный курс "Эксперимент в физике"

Пояснительная записка  Элективный курс «Эксперимент в физике» предназначен для учащихся технологического и естественно научного профиля. Программа приближена к содержанию обязательного прогр...

Методическая разработка урока физики в 9 классе по теме: Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея

Данная методическая разработка составлена в виде проекта урока на основе технологической карты деятельности учителя и учащихся. В основу учебной работы на уроке лежит деятельность по "открыт...

Методическая разработка урока физики в 7-м классе: "Повторение по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газа" Оганян Наталья Амаяковна , учитель физики

Цель: Обобщение и систематизация знаний по темам: “Давление твердых тел, жидкостей и газа”, “Сообщающиеся сосуды”, “Барометры””.Задачи:Создать условия для наблюдения учащимися физических явлений, осно...