Методическая разработка по физике на тему "Электромагнитная индукция"
методическая разработка по физике по теме
Разработка урока по физике включающая презентацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 35.1 КБ |
elektromagnitnaya_induktsiya_v_sovremennoy_tekhnike.ppt | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Торжокский педагогический колледж им. Ф. В. Бадюлина
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока
по дисциплине
ФИЗИКА
Тема занятия: «Электромагнитная индукция»
Преподаватель: Соколова Наталья Юрьевна
Г. Торжок
2012
ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
- Дисциплина Физика
- Курс 1
- Тема Электромагнитная индукция
- Тип урока Урок обобщения и систематизации знаний
- Цель занятия:
- Дидактическая:
Добиться усвоения учащимися
- смысла физических величин: электродвижущая сила, индуктивность, магнитный поток
- смысла физического закона электромагнитной индукции
Добиваться умения учащимися
- описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:
действие магнитного поля на проводник с током, явление электромагнитной индукции
- приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов
- применять полученные знания для решения физических задач, устранять пробелы в знаниях
- приводить примеры практического применения физических знаний об электромагнитной индукции.
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях.
- Развивающая:
Расширить представления учащихся:
- о границах применимости электромагнитной индукции
- о вкладе российских и зарубежных учёных на развитие физики.
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся с использованием различных источников информации и современных информационных технологий
- Воспитывающая:
- воспитание добросовестного отношения учащихся к учёбе.
- воспитание толерантности друг к другу при совместном выполнении поставленных задач.
- воспитание готовности к морально-этической оценке использования научных достижений.
- Вид урока: семинар
- Форма обучения:
Индивидуальная
Фронтальная
Парная
- Методы обучения
Словесный: беседа, доклады, объяснения
Практические: проведение опыта по исследованию электромагнитной индукции,
выполнение заданий, решение задач
- Средства обучения
Оборудование для проведения опыта:
для демонстрации возникновения индукционного тока: гальванометр, катушка индуктивности, провода, магнит.
для демонстрации возникновения направления индукционного тока: два кольца, одно из которых с разрезом, а другое без разреза, магнит.
Компьютер, интерактивная доска
Дидактический материал
Презентации:
Подготовленные преподавателем: 1) Майкл Фарадей и Эмиль Ленц.
2) презентация для проведения урока с использованием интерактивной доски
Подготовленные студентами: Применение и использование электромагнитной индукции
Соколов Илья
Жуков Евгений.
- Межпредметные связи:
Информатика, математика
- Список используемой литературы:
1. Физика 10 учебник С. В. Громов М. «Просвещение» 2002
2. Физика 11 учебник Г.Я. Мякишев М. «Просвещение» 2010
3. Сборник задач по физике 10-11 А. П. Рымкевич М. «Дрофа» 2009
4. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового повторения Физика 10 Р. В. Коноплич М. «Интеллект-центр» 2002
5. Физика. Справочник школьника. Т. Фещенко «Слово» 1995
ЕГЭ Универсальные материалы для подготовки учащихся В.А. Орлов «Интеллект-центр» 2010
- Структура занятия
Элементы занятия | Время (продолжительность в минутах) |
| 1 |
| 1 |
(проверка теоретических знаний учащихся, с демонстрацией и объяснением опытов; выступления учащихся с дополнительным материалом) | 13 |
(сообщение преподавателя) | 2 |
(выполнение различных заданий на интерактивной доске с использованием карандаша) | 3 |
(практическое решение задач, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации; выполнение тестового задания теоретического характера, требующего применения знаний в знакомой и изменённой ситуации) | 17 |
| 5 |
| 2 |
| 1 |
- Технологическая карта занятия
№ этапа | Содержание этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность студента | Методы и формы обучения |
1. | Подготовка компьютера, интерактивной доски к работе, проверка презентаций, наличие учебников, демонстрационного материала | Проверяет наличие оборудования, даёт указания студентам по подготовке к уроку | Учится организовать своё рабочее место | Словесный метод |
2 | Сообщение темы и цели урока | Сообщает тему учебного занятия, ставит перед студентами цели, знакомит с планом занятия | Слушают преподавателя, уясняют сущность поставленной цели и задач занятия, вникают в смысл учебного занятия | Словесный метод |
3 | Проверка знаний учащихся по данной теме | Задаёт вопросы студентам группы. Вызывает студента к доске продемонстрировать опыт. Вызывает другого студента продемонстрировать следующий опыт. Задаёт вопрос группе. Выслушивает ответ, уточняет. Вызывает поочерёдно студентов с краткими сообщениями и презентациями о значении и применении электромагнитной индукции | Студент учится слушать Учится выступать перед аудиторией Учится наблюдать и анализировать Учится работать в группе Учится находить необходимую информацию. Учится получать и предоставлять информацию с помощью технических средств. | Наглядный метод (демонстрация) Словесный метод (объяснение) Индивидуальная, фронтальная формы Наглядный метод (компьютер) Словесный метод (доклад)
|
4 | Совершенствова- ние знаний студентами | Предлагает познакомиться с основными моментами жизни Майкла Фарадея и Эмиля Ленца | Учится усваивать информацию со слов преподавателя | Словесный метод (доклад) Наглядный метод (презентация) |
5 | Повторение и закрепление знаний, умений и навыков. | 1). Предлагает повторить обозначения и единицы измерения основных понятий по данной теме. 2). Предлагает на доске записать закон электромагнитной индукции, формулу вычисления магнитного потока. 3) Предлагает повторить приставки к единицам измерения: подчеркнуть соответствие названий, обозначений и измерений. | Учится анализировать учебную деятельность. Учится проводить самоконтроль и взаимоконтроль. Учится сравнивать объекты, факты, явления. | Практические методы (упражнения) Наглядный метод (интерактивная доска) Фронтальная форма и индивидуальная |
6 | Применение полученных знаний, умений и навыков. | 1)Предлагает студентам решить три задачи практического характера 2) предлагает решить студентам тест теоретического характера | Учится планировать ход выполнения учебной деятельности. Учится контролировать во времени свою учебную деятельность Учится обобщать и систематизировать. | Практические методы (задачи, тест) Наглядный метод (интерактивная доска) Индивидуальная форма |
7 | Контроль и самопроверка знаний | После решения задач преподаватель проверяет индивидуальную работу у каждого студента Предлагает сравнить решение студентов с решением на доске. После выполнения теста студентами проверяет индивидуально у каждого работу. Предлагает вместе со студентами устно проверить правильность ответов, объясняя и корректируя. | Студент получает достоверную информацию. Учится анализировать самостоятельную учебную деятельность. Учится производить личностную самооценку. Учится работать в группе. | Наглядный метод (интерактивная доска) Индивидуальная и парная формы. Словесный метод (беседа) |
8 | Подведение итогов занятия | Преподаватель кратко говорит о выполнении задач, которые ставились вначале урока. Преподаватель оценивает работу каждого студента, согласно заполненной таблице. | Учится объективно оценивать результаты своей деятельности. | Словесный метод (беседа) |
9 | Информация о домашнем задании. | Предлагает записать домашнее задание | Учится работать с книгой | Словесный метод (объяснение) Наглядный метод (книга) |
- Пояснительная записка
Данная работа представлена по направлению «Естественно - научное».
Тема урока: «Электромагнитная индукция». Это третий урок по данной теме, всего по программе отводится 8 уроков. Данная тема актуальна, так как явление электромагнитной индукции широко используется в технике.
В группе обучаются 8 студентов. На занятиях по физике каждый студент сидит за отдельным столом. Поэтому задания на данном уроке представлены в одном варианте. Из 8 студентов 4 студента учатся на оценки «хорошо», 4 студента на оценки «удовлетворительно». Студенты относятся друг к другу с уважением. С ними приятно работать.
- Конспект занятия
- Организационный момент
- Сообщение темы и цели урока
-Сегодня на уроке мы должны вспомнить основные понятия по теме «Электромагнитная индукция». Продолжим отрабатывать навыки применения этих понятий при выполнении разнообразных заданий. Предстоит вам решать самостоятельно задачи вычислительного характера и тестовые задания теоретического характера. Познакомимся с применением электромагнитной индукции в технике.
Удачи вам!
- Этап проверки знаний.
Презентация преподавателя 2, слайд 1
(Фронтальный опрос)
-Пояснить, что такое электромагнитная индукция.
- Какой ток называют индукционным?
- Продемонстрировать опыт, в котором наблюдается индукция тока.
(Студент вызывается за кафедру, на которой находятся гальванометр, катушка индуктивности, магнит, провода. Демонстрация опыта сопровождается пояснениями студента. По мере необходимости преподавателем задаются вопросы студенту или группе)
- Рассказать об опыте Эмилия Ленца.
(Вызывается к доске студент, который демонстрирует опыт Ленца. Он использует прибор, содержащий два кольца, одно из них с разрезом, а другое без разреза, магнит)
- Сформулировать более чётко правило Ленца.
(преподаватель обращается с вопросом к группе)
- Послушайте сообщения, которые подготовили студенты о значении и применении электромагнитной индукции.
Студенты поочерёдно вызываются к доске с целью представления своих презентаций.
- Этап совершенствования знаний студентами.
- Кто же такие Майкл Фарадей и Эмиль Ленц?
Презентация преподавателя 1, слайд 1
- Англичанин (1791-1867), отец кузнец, брат – кузнец, мама – женщина мудрая, хотя работала горничной. Семья бедная, доходы маленькие. С 13 лет уже Майклу пришлось работать поставщиком книг, газет. Читал много по физике, химии. Семья, видя его стремление к знаниям, материально помогла Майклу поступить и окончить королевский институт.
Презентация преподавателя 1, слайд 2
- Затем стал преподавать в институте. Много публиковал различных работ по физике и химии (получил хлор в жидком виде). В физике открыл явление электромагнитной индукции. Называли его великим человеком.
Презентация преподавателя 1, слайд 3
-Как вы думаете Эмиль Ленц по национальности кто?
Презентация преподавателя1, слайд 4
(1804-1865) родился в Тарту (Дерпте). Окончил Дерптский Университет. В 1836 году возглавил кафедру физики и физической географии в Петербургском Университете. С 1863 – ректор Петербургского Университета.
Презентация преподавателя 1, слайд 5
Вид университета в 19 веке
- Этап закрепления знаний, умений и навыков
Презентация преподавателя 2, слайд 2
- Повторим обозначения и единицы измерения основных понятий по данной теме.
(Вызывается студент работать на интерактивной доске с помощью карандаша. Стрелкой соединяет понятие с обозначением и с единицей измерения. Используются разные цвета карандаша.)
- На доске записать формулы: закон электромагнитной индукции, магнитного потока, самоиндукции.
(К доске вызывается следующий студент)
Презентация преподавателя 2, слайд 3
- Повторим приставки для единиц измерения.
(Вызывается следующий студент работать на доске. Находит соответствие между названием приставки, её обозначением и её величиной. Подчёркивает одинаковыми линиями.)
- Применение полученных знаний, умений и навыков.
- В тетрадях записать число, тему урока.
- Самостоятельно решить задачи
Преподаватель открывает презентацию 2, слайд 4
Студенты самостоятельно решают три предложенные задачи, время ограничено(5 мин)
- Преподаватель проверяет индивидуально у каждого выполнение работы, оценивает.
Преподаватель открывает презентацию 2, слайд 5, учащиеся сравнивают свои решения с решениями на доске. Здесь используется работа в парах.
Преподаватель открывает слайд 6 и предлагает студентам найти ошибку в решении. Вызывается студент и исправляет ошибки в решении на доске карандашом.
6) - Самостоятельно выполнить тестовое задание.
Студенты выполняют самостоятельно тест в тетрадях, время ограничено (5 мин)
- Преподаватель проверяет работу индивидуально у каждого, оценивает её.
Преподаватель совместно со студентами называют правильные ответы, поясняя, корректируя их.
- Подведение итогов занятия
- Преподаватель кратко говорит о выполнении задач, которые были запланированы вначале урока.
- Преподаватель оценивает результаты работы студентов по таблице, в которую вносил пометки на протяжении урока
№ | Фамилии студентов | Результат готовности к уроку (устные ответы, сообщения) | Результат решение задач | Результат выполнения теста | оценка результата обучения ( оценка в журнал) |
1 | Бакунина С. | 4 | 3 | 3 | 3 |
2 | Горелова В. | 4 | 4 | 4 | 4 |
3 | Жуков Р. | 5 | 5 | 5 | 5 |
4 | Комарова Л. | 3 | 3 | 3 | 3 |
5 | Малышева К. | 4 | 3 | 3 | 3 |
6 | Мохначёв Р. | 4 | 5 | 4 | 4 |
7 | Соколов И. | 4 | 4 | 5 | 4 |
8 | Харькова А. | 3 | 3 | 3 |
- Домашнее задание
Параграф 29 по учебнику Громова 10 кл., вопросы в конце параграфа.
№ 396 № 398
- Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики в 11 классе. Решение задач по теме "Электромагнитная индукция"
Данную разработку можно использовать при проведении урока по решению качественных и расчётных задач практического характера по физике в 11 классе (базовый уровень, учебник Г.Я. Мякишева, Б.Б.Бух...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.
Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание». Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел. Во...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.
Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...
Методическая разработка урока физики по теме: "Повторение и обобщение курса физики основной школы. Подготовка к ГИА".
В данной разработке представлен тест, позволяющий определить уровень готовности учащихся 9 класса к Государственной итоговой аттестации....
Методическая разработка по физике (11 класс) по теме: Элективный курс "Эксперимент в физике"
Пояснительная записка Элективный курс «Эксперимент в физике» предназначен для учащихся технологического и естественно научного профиля. Программа приближена к содержанию обязательного прогр...
Методическая разработка урока физики в 9 классе по теме: Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея
Данная методическая разработка составлена в виде проекта урока на основе технологической карты деятельности учителя и учащихся. В основу учебной работы на уроке лежит деятельность по "открыт...
Методическая разработка урока физики в 7-м классе: "Повторение по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газа" Оганян Наталья Амаяковна , учитель физики
Цель: Обобщение и систематизация знаний по темам: “Давление твердых тел, жидкостей и газа”, “Сообщающиеся сосуды”, “Барометры””.Задачи:Создать условия для наблюдения учащимися физических явлений, осно...