Методическая разработка урока физики в 9 классе по теме: Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея
методическая разработка по физике (9 класс) на тему
Данная методическая разработка составлена в виде проекта урока на основе технологической карты деятельности учителя и учащихся. В основу учебной работы на уроке лежит деятельность по "открытию"
закона электромагнитной индукции на качественном уровне. Для активизации учащихся используется метод решения познавательных задач, также исследовательская экспериментальная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kiselev_e_n_razrabotka_k_uroku_9_kl_emi_opyty_faradeya.docx | 37.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока физики в 9 классе Киселева Е. Н., учителя
физики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 8», г. Новомосковск, Тульская область
Проект урока по теме: Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея.
Предмет: физика
Класс: 9
Тип урока: личностно-ориентированный
Вид урока: смыслообразования
Цели урока:
Личностные результаты:
-формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
-формирование убеждённости в возможности познания природы, уважения к творцам
науки и техники;
-формирование мотивации образовательной деятельности на основе личностно-
ориентированного подхода.
Метапредметные результаты:
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать
полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять
основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные
вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников для решения поставленных задач.
Предметные результаты:
- знание о природе явления электромагнитной индукции и понимание смысла этого
явления;
- формирование убеждения в закономерности явления электромагнитной индукции,
в объективности научного знания;
- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать
факты, различать причины и следствия, отыскивать и формулировать доказательства
выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических
моделей физические законы.
Планируемые достижения учащихся на уроке:
Учащиеся научатся:
- распознавать и описывать явление электромагнитной индукции и причины его
появления;
- проводить простые эксперименты по демонстрации электромагнитной индукции и
факторов, влияющих на неё;
- выдвигать гипотезы и обосновывать физические закономерности на основе
экспериментов;
- выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на
поставленные вопросы и излагать его.
Учащиеся получат возможность научиться:
- использовать знания об электромагнитной индукции для объяснения механизма
образования электромагнитного поля, распространения электромагнитных волн;
- использовать знания об электромагнитной индукции для объяснения принципа
работы электротехнических устройств;
- использовать знания об электромагнитной индукции для ознакомления с историей
изучения явлений электромагнетизма.
Метапредметные УУД:
- организация учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля
и оценки результатов своей деятельности;
- объяснение известных фактов на примерах гипотез и экспериментальная проверка
выдвигаемых гипотез;
- самостоятельный поиск, анализ и отбор информации с использованием различных
источников;
- работа в группе с выполнением разных социальных ролей, представление и
отстаивание своих взглядов и убеждений.
Предметные УУД:
- использование методов научного исследования явлений природы, проведение
наблюдений, планирование и проведение экспериментов, обработка результатов
измерений, объяснение полученных результатов и выводы;
- грамотное предоставление результатов своего исследования, участие в дискуссиях,
краткие и точные ответы на вопросы, использование учебника, справочной
литературы.
Источники информации: Физика.9 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений / А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник. М.: Дрофа, 2010.
Оборудование: электрическая катушка от набора для модели трансформатора,
соединительные провода, демонстрационный гальванометр, набор постоянных
полосовых магнитов; дуговые магниты, электрическая катушка-«виток»,
лабораторный миллиамперметр.
Ход урока:
| |
Деятельность учителя (объяснения, | Деятельность учащихся (ответы, |
Вопрос: Связано ли магнитное поле | Предлагают свои варианты ответов. |
Методический комментарий. Вопрос позволяет задуматься над связью между | |
| |
Деятельность учителя (объяснения, | Деятельность учащихся (ответы, |
С какими величинами, характеризующими магнитное поле мы познакомились на | Мы познакомились с магнитной индукцией и магнитным потоком. |
Дайте определения этих величин? | Отвечают. |
Какие познавательные задачи мы поста- | Называют общую ПЗ: «Какие существуют способы для описания магнитного поля?» |
Методические комментарии. Повторение понятий магнитной индукции и | |
| |
Деятельность учителя (объяснения, | Деятельность учащихся (ответы, |
Понятия об этих величинах помогут нам | Гальванометр показывает наличие тока в катушке. Ток возникает во время движения магнита относительно катушки. |
Формулируем общую ПЗ: Каковы особенности этого явления? | Обсуждают варианты постановки |
Формулируем частную ПЗ №1: Что нужно сделать, чтобы в катушке возник | Обсуждают варианты формулировки |
Методический комментарий. Первоначальное обсуждение вариантов постановки | |
| |
Деятельность учителя (объяснения, | Деятельность учащихся (ответы, |
Для решения этой ПЗ №1 проведем серию | Учащиеся проводят эксперименты, |
Теперь подумаем: Что происходит с | Магнитное поле увеличивается при |
Что происходит с величинами, | Магнитная индукция и магнитный поток изменяются. |
Сформулируем решение ПЗ №1: Чтобы возник ток в замкнутом проводнике | Учащиеся высказывают свои варианты ответов. |
Сверим результаты наших экспериментов | Учащиеся читают в учебнике определение электромагнитной индукции, сверяют с результатами своих наблюдений. Записывают определение явления электромагнитной индукции в тетради. |
Методический комментарий. Учащиеся выдвигают гипотезы, затем делают выводы на основе результатов экспериментов, учатся устанавливать причинно-следственную связь. Организуется деятельности учащихся по «открытию» закона электромагнитной индукции. | |
| |
Деятельность учителя (объяснения, | Деятельность учащихся (ответы, |
Оценим, что мы сделали, и подумаем: все | Учащиеся предлагают свои варианты ответов на заданный вопрос. |
Предлагаю ещё одну частную | |
Проведите опыты, аналогичные Какие выводы можно сделать на основе | Учащиеся проводят опыты, аналогичные предыдущим. На этот раз изменяется скорость относительного движения без изменения числа магнитов и самой катушки. Затем изменяется число магнитов и эксперименты проводятся с одинаковой скоростью относительного движения. Чем больше скорость движения, тем больше индукционный ток в катушке. |
Методические комментарии. Решая поставленную задачу, учащиеся | |
| |
Деятельность учителя (объяснения, | Деятельность учащихся (ответы, |
Вопросы для повторения: | Устно отвечают на вопросы, |
Методические комментарии. На этом этапе происходит первоначальное | |
| |
Деятельность учителя (объяснения, | Деятельность учащихся (ответы, |
Введём понятие: изменение магнитного | Сравнивают информацию от учителя |
Электрический ток в катушке порождается электрическим полем. Следовательно электрическое поле порождается магнитным полем. Используя ранее изложенное, приходим к выводу: электрическое поле, возникающее в замкнутом проводнике, прямо пропорционально скорости изменения магнитного потока. Это определение является законом электромагнитной индукции в качественном виде. | Учащиеся записывают высказанные |
Методические комментарии. Учащиеся приучаются к формулировке в | |
| |
Деятельность учителя (объяснения, | Деятельность учащихся (ответы, |
Решим следующую познавательную | Учащиеся работают с текстом учебника, делают записи в тетради, высказывают варианты ответов. |
Формулирование решения ПЗ №3: | Учащиеся записывают решение ПЗ №3. |
Методические комментарии. Учащиеся учатся использовать полученные знания | |
| |
Деятельность учителя (объяснения, | Деятельность учащихся (ответы, |
Укажите правильные ответы к заданиям | Учащиеся работают с тестами, |
Методические комментарии. Работа с тестами способствует самооценке знаний | |
| |
Деятельность учителя (объяснения, | Деятельность учащихся (ответы, |
Каковы результаты нашей деятельности на уроке? Чтобы закрепить полученные знания, | Мы познакомились с явлением электромагнитной индукции. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"урок дополняет качественно выполненная презентация. Кого заинтересует данный материал - пишите....
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....
Методическая разработка по физике (11 класс) по теме: Элективный курс "Эксперимент в физике"
Пояснительная записка Элективный курс «Эксперимент в физике» предназначен для учащихся технологического и естественно научного профиля. Программа приближена к содержанию обязательного прогр...
Урок в 9 классе по теме "Электромагнитная индукция"
Раскрытие физическойсущности явленияэлектромагнитной индукции...
Методическая разработка по физике (7 класс) на тему: Урок-игра по физике « Юные мудрецы»
Методическая разработка по физике (7 класс) на тему: Урок-игра по физике« Юные мудрецы»...
Методическая разработка урока физики 7 класс по теме : "Архимедова сила".
Уроки с использованием ЦОР играют значимую роль в развитии современного образования. Это один из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения. Ученики с большим интересом посещ...