Урок - практикум по теме «Архимедова сила» 9 класс
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему
На этом уроке ученики погружаются в исследовательскую практическую деятельность. Учитель перед каждой группой учеников ставит проблему. Ученики, работая вместе в группе должны используя данный им материал, выдвинуть гипотезу, поставить опыт для ее экспериментальной проверки и сделать вывод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_praktikum_arkhimedova_sila.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - практикум по теме «Архимедова сила» 9 класс
Цели: -закрепить знания по теме «Архимедова сила»;
-создать условия для развития творческой деятельности;
-развивать познавательные способности учащихся, стремления к исследовательской, практической деятельности.
Форма урока: урок- ролевая игра.
На этом уроке ученики погружаются в исследовательскую практическую деятельность. Класс разбивается на 5 групп разного уровня подготовки (сильные, средние, слабые) по 3-5 человек. У каждого ученика в группе своя роль- научный руководитель, лаборант, ассистент. Каждая группа это научная лаборатория. Роли в группе распределяют сами ученики.
Учитель перед каждой группой учеников ставит проблему. Ученики, работая вместе в группе должны используя данный им материал, выдвинуть гипотезу, поставить опыт для ее экспериментальной проверки и сделать вывод.
Начинаю урок с небольшого лирического отступления:
«В небесах разыгралася буря,
Из ущелий гудят голоса;
Опалил мне лицо мое ветер,
Растрепал он мои волоса…
И гуляли могучие волны,
Я над ними веселый скользил,
И с вершин их по пенистым скатам
Глубоко, глубоко уходил.»
(К.К.Случевский)
Мы живем в окружении двух стихий, которые постоянно заставляют нас разгадывать загадки. В предпрофильном курсе, который мы начинаем этим уроком, вы сами найдете ответы на многие вопросы, связанные с водой и атмосферой.
Вы будете совершать свои открытия, выдвигать гипотезы и находить решения.
Этот урок – урок поиска истины. Для того чтобы её отыскать, превратим свой кабинет в научную лабораторию, а сами станем научными работниками.
- Экспериментальная работа.
Первый этап.
Учитель формирует исследовательские группы, проводит инструктаж по технике безопасности, дает инструкцию, ставит проблему перед каждой группой. Ученики распределяют роли в группах, знакомятся с заданием, инструкцией. Форма отчета- конференция. Каждая группа должна представить отчет с рисунками, формулами, выводами. Для наглядности он выполняется на листе формата А1.
Второй этап.
Ученики работают в группах, выдвигают гипотезы и записывают их в начале отчета.
Третий этап.
Чтобы проверить свои гипотезы ученики ставят опыты. Приборы и материалы находятся на лабораторном столе учителя. В инструкции перечислено необходимое оборудование, каждая группа берет сама то, что ей необходимо. Опыты продумывают сами. Проводят эксперименты. Получив результат, делают выводы о правильности выдвинутых ими гипотез и дают окончательные ответы на поставленные учителем вопросы. Схему опытов, результат и выводы помещают в отчет.
Инструкции и задания для групп.
(Первый уровень сложности)
1. Как зависит выталкивающая сила от объёма погруженной части тела, глубины погружения, объёма и формы тела?
Ваши гипотезы-
Чтобы их проверить, опытным путем установите:
- Выталкивающие силы при частичном и полном погружении тела в жидкость.
- Зависит ли выталкивающая сила от глубины погружения тела в жидкость (при полном погружении).
- Выталкивающие силы, действующие на тела разных объёмов.
- Изменив форму куска пластилина, определите выталкивающую силу, действующую на один и тот же кусок пластилина, но различной формы.
Проанализируйте полученные результаты, сделайте вывод.
Оборудование: динамометр, сосуд с водой, два куска пластилина разных объёмов.
- Как зависит выталкивающая сила от плотности тела и плотности жидкости?
Ваши гипотезы-
Чтобы их проверить, опытным путем установите:
- выталкивающие силы, действующие на первое и второе тела (сравните плотности этих тел).
- Выталкивающие силы, действующие на тело в воде, соленой воде и масле (сравните плотности этих жидкостей).
Проанализируйте полученные результаты, сделайте вывод.
Оборудование: Динамометр, алюминиевый и медный цилиндры одинакового объёма, нить, сосуды с водой, соленой водой, маслом.
3. Какие тела будут тонуть, а какие плавать в воде?
Ваши гипотезы-
Чтобы их проверить, опытным путем установите:
- какие из предложенных вам тел плавают, а какие тонут в воде;
- плотности тел и жидкостей.
По результатам наблюдений сделайте таблицу:
Плотность воды | Плотность тела | Тонет или плавает |
Оборудование: стальной гвоздь, алюминиевый цилиндр, деревянный брусок, пробка, кусок парафина, сосуд с водой.
(Второй уровень сложности)
4.Как зависит глубина погружения тела от его плотности?
Ваши гипотезы-
Чтобы их проверить, опытным путем установите:
- на какую глубину погружаются тела;
- сравните плотности этих тел.
Проанализируйте полученные результаты, сделайте вывод.
Оборудование: сосуд с водой, одинаковые по объёму тела из парафина, пробки, дерева.
(Третий уровень сложности)
5.Как можно определить выталкивающую силу, зная вес тела в воздухе и в жидкости?
Ваша гипотеза:
Проверьте её:
- Определите вес тела в воздухе;
- Определите вес тела в воде;
- Определите вес тела в солёной воде.
Проанализируйте полученные результаты, сделайте вывод.
Оборудование: динамометр, алюминиевый цилиндр, сосуды с водой и раствором соли.
2. Защита работ.
Защита работ проводится в форме конференции. Научный руководитель каждой исследовательской группы рассказывает о работе, которую провела группа, используя отчетный лист.
Задача других групп- выслушать выступающего и обязательно задать ему вопрос, связанный с работой его группы. Хорошо, если он будет необычным, оригинальным по содержанию.
- Обобщение.
Обобщение делает учитель с учениками в следующей форме.
Ученикам предлагается заполнить таблицу на доске, в которой нужно дать ответ на поставленный вопрос.
ВОПРОС | ОТВЕТ |
Как называется сила, действующая на тело, погруженное в жидкость? | (выталкивающая или сила Архимеда) |
От чего зависит выталкивающая сила? | (от плотности жидкости, объёма тела) |
От чего не зависит выталкивающая сила? | ( формы тела, глубины погружения) |
Тело погрузили в жидкость. Как изменяется его вес? На какую величину? | (уменьшается, на вес жидкости в объёме погруженного тела) |
Напишите формулу выталкивающей силы. | F=ρVg |
Что будет происходить с телами? | ( первое плавает внутри жидкости, второе всплывает, третье тонет) |
Одинаковые тела плавают в разных жидкостях. Плотность какой жидкости больше? | ( выталкивающая сила, действующая на второе тело больше, следовательно, плотность второй жидкости больше) |
На концах коромысла рычажных весов подвешены два одинаковых стальных шарика. Сохранится ли равновесие, если шарики опустить в разные жидкости? |
(равновесие не сохранится, т.к. у воды больше плотность, чем у керосина поэтому вес тела, погруженного в воду, будет меньше) |
- Итоги.
Учитель по итогам работы отмечает лучшую группу. Ученикам этой группы выставляется оценка «5». Другие группы также оцениваются в зависимости от успешности их работы.
Напутствие учителя: «С полученным запасом знаний вы можете смело отправляться в далекие экспедиции по просторам двух стихий».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок практикум по теме "Атмосфера"6 класс
урок-практикум...
Урок-практикум по теме "Человек" 5 класс
Урок, завершающий изучение темы "Человек". Учащиеся работают в группах на рабочих листах....
Презентация к разработке урока физики по теме "Архимедова сила" 7 класс
Презентация к уроку физики ( урок изучения новой темы0 по теме "Архимедова сила" 7 класс с. УМК ПЕрышкин А.В....
Разработка урока физики по теме "Архимедова сила" 7 класс
Конспект урока физики по теме Архимедова сила 7 класс. Урок изучения новой темы....
Разработка урока по физике тема "Архимедова сила", 7 класс
Разработка урока в виде технологической карты с приложением для интерактивной доски....
План урока физики по теме: "Архимедова сила"
Материал посвящен проведению урока физики в 7 классе. Содержит план и ход урока, список необходимого оборудования и список использованной литературы....
Урок-презентация по теме "Архимедова сила. Условие плавания тел"
Решение задач по теме "Архимедова сила. Условие плавания тел."...