Разработка урока по физике тема "Архимедова сила", 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Токмова Оксана Александровна

Разработка урока в виде технологической карты с приложением для интерактивной доски.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Райковская средняя общеобразовательная школа имени Н.И. Носова»

Технологическая карта урока физики 7 класс

Тема: Архимедова сила.

Учитель физики и информатики:

Токмова Оксана Александровна

Аал Райков, 2015

ФИО учителя: Токмова Оксана Александровна

Место работы: МБОУ «Райковская СОШ им. Н.И. Носова»

Предмет: физика

УМК:  Пёрышкин А.В.

Тема урока:  Архимедова сила.

Класс: 7

Планируемые результаты:

-Личностные:

- организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;
-  научиться аргументировано спорить, дискутировать в ходе изучения темы;
- научиться решать задачи и проблемы по теме.
-Метапредметные:

в познавательной деятельности        

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

в информационно-коммуникативной деятельности

- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;

в  рефлексивной деятельности

- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

- поиск и устранение причин возникших трудностей.

-Предметные:

- понять смысл закона Архимеда и архимедовой силы;

- уметь измерять архимедову силу;

- овладеть опытом решения проблем и опытом эвристической деятельности при решении качественных физических задач по изучаемой теме;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

  1. Необходимое  оборудование: ноутбуки, мультимедийный проектор, интерактивная доска, доска школьная.
  2. Лабораторное оборудование для демонстрации опытов на столе учителя: 3 мензурки с водой, тела разной формы, но равного объема, демонстрационный динамометр, отливный сосуд, наполненный жидкостью, ведерко и тело цилиндрической формы.
  3. Лабораторное оборудование для проведения опытов на парте учащихся: мензурка с водой, тела неправильной формы.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы работы

Формируемые УУД

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Приветствует учащихся.

-Здравствуйте, ребята!

-И я рада приветствовать вас на уроке, на котором мы продолжим открывать новые страницы физики. Впереди нас ждут интересные открытия.

-Готовы?

-Тогда приступим.

Отвечают на приветствие учителя

Мобилизуют силы и энергию, прогнозируют результат и уровень усвоения. Умение настраиваться на занятие

Беседа.

Личностные УУД:

нравственно-этического оценивания КоммуникативныеУУД:

умение слушать.

Этап актуализации и пробного учебного действия

Организует диалог с учащимися на поиск необходимых знаний для изучения новой темы.

-Приведите в соответствие с картинкой название измерительных приборов.  (Слайд 1)

-Приведите в соответствие название физической  величины и формулы для её нахождения.  (Слайд 2)

-От каких величин зависит давление жидкости на дно сосуда?
- По какой формуле рассчитывается давление жидкости на стенки сосуда, давление внутри жидкости?  
 (Слайд 3)

Выстраивает ответы на вопросы Взаимодействуют с учителем

Беседа, практическая работа

Познавательные УУД: 

-установление причинно-следственных связей;

-структурирование знаний.

Регулятивные УУД:

-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

-умение проводить самооценку, коррекцию знаний.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем;

-умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

Этап выявления места и причины затруднения

Ставит проблемные вопросы.

-Почему одни тема плавают на поверхности, а другие тонут?

Постановка опыта с пенопластовым шаром, погружаемым  на дно сосуда с водой.

Проблемный вопрос: Какая сила заставляет шар подниматься вверх?

Ребята, сформулируем  тему сегодняшнего урока.

Объявляет тему урока и раскрывает обучающие цели.

Слайд 4

Обсуждают вопрос, ищут ответ, опираясь на жизненный опыт

 

.

Записывают тему урока в тетрадь.

Беседа, иллюстрация, конспектирование

Познавательные УУД:

-анализ объекта с целью выделения признаков;

-определение гипотезы.

Регулятивные УУД:

-постановка учебной задачи;

-составление плана и последовательности действий;

-оценка результатов работы.

Коммуникативные УУД:

-умение строить речевое высказывание;

-инициативное сотрудничество в поиске информации.

Этап реализации построенного проекта

Актуализирует субъектный опыт учащихся

1.Проведем опыт по обнаружению выталкивающей силы:

а) определим вес данного тела в воздухе Р1;

б) определим вес этого тела в воде Р2;

в) сравним результат и сделаем вывод

2. Почему вес тела в воде меньше веса его в воздухе?

3. Это единственная сила, которая действует на тело? Куда она направлена?

Слайд  5

4. Как можно найти величину выталкивающей силы?

Сегодня мы с вами будем изучать выталкивающую силу, действующую на тела, погруженные в жидкость и выясним, от каких величин она зависит. Она называется выталкивающей, или архимедовой силой в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на её существование и определил характеристики, от которых зависит эта сила. Еще эту силу называют подъемной, так как она заставляет плавать воздушные шары.

Выполняют опыт и делают вывод: вес тела в воде меньше веса тела в воздухе: Р1 > Р2.

Учащиеся предполагают, что со стороны жидкости на тело действует сила, которая выталкивает его вверх из воды.

Нет, есть еще и сила тяжести, направленная вниз.

Учащиеся отвечают, что из веса тела в воздухе надо вычесть вес тела в воде.

Беседа, демонстрация, объяснение

Личностные УУД:

-умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

 Регулятивные УУД :

-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

-контроль способа действия и его результата;

- внесение необходимых дополнений и коррективов

Познавательные УУД: 

оставление плана и последовательности действий;

-прогнозирование результата и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативный УУД: --планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия;

-умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

 Делит класс на 5 групп, раздает карточки с заданием (Приложение 1).

-Давайте экспериментально установим факторы, влияющие на величину Архимедовой силы.

Координирует действия учащихся при проведениии эксперимента, в случае необходимости оказывает помощь.

2. На основании выводов, полученных каждой группой, строим схему, от чего зависит и от чего не зависит Архимедова сила.

3. Учитывая проведенные эксперименты и выводы учащихся, приходим к выводу, что архимедова (или выталкивающая) сила находится по формуле

 FA =  g р ж.Vт

(в данной формуле под Vm понимают ту часть объема тела, которая полностью находится в жидкости). Слайд 6

Ставят эксперименты, формулируют выводы и записывают их в тетрадь.

Обучающиеся продолжают мысль учителя, что выталкивающая сила зависит от плотности жидкости и  от объема тела, но не зависит от формы тела , плотности тела и глубины погружения. Обучающиеся продолжают мысль учителя, что выталкивающая сила зависит от плотности жидкости и  от объема тела, но не зависит от формы тела , плотности тела и глубины погружения.

Групповая работа,  эксперимент, конспектирование

Регулятивные УУД :

-самостоятельное активизирование мыслительных процессов;

- контроль правильности сопоставления информации;

-корректировка своих рассуждений.

Познавательные УУД:

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные УУД: 

-умение выражать свои мысли;

-инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера.

Личностные УУД: 

-умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Переходим к следующему этапу нашего занятия – научимся применять полученные знания.

1. Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу не может сдвинуть его с места. Почему?

2. Какая выталкивающая сила действует на тело, если его вес в воздухе равен 170Н, а в воде 150Н?

3. Железный и деревянные шары равных объемов бросили в воду. Равны ли выталкивающие силы, действующие на эти шары?

 Слушает и проверяет правильность

рассуждений при решении задач. Выявляет пробелы первичного осмысления учащимися изученного материала.

Отвечают на вопросы и решают задачи.

Беседа, письменное упражнение

Познавательные УУД:

-установление причинно-следственных связей;

-анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные  УУД:

-выдвижение гипотез, прогнозирование-предвосхищение результата.

Коммуникативные УУД: 

-умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Этап включения в систему знания и повторения

Для закрепления изученного материала решим несколько задач.

1. Железобетонная плита размером 3,5х1,5х0,2 м полностью погружена в воду. Вычислите Архимедову силу, действующую на плиту.

2. Железобетонная плита размером 4х0,3х0,25 м погружена в воду на половину своего объема.. Вычислить Архимедову силу, действующую на нее.

Решают задачи у доски с рассуждениями.

Письменное упражнение

Регулятивные УУД :

-самостоятельное активизирование мыслительных процессов, контроль правильности сопоставления информации, корректировка своих рассуждений.

 Познавательные УУД:

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

 Коммуникативные УУД: 

умение выражать свои мысли.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Предлагает оценить урок путем расположение звезд, прием «Точка зрения»

Слайд 7

Предлагает заполнить пропуск на выход. (Приложение 2), выполнив задания:

  1. Продолжите фразу «Я не знал, что…»
  2. Что в изученном материале может вызвать наибольшие затруднения? Объясните почему?

Учащиеся выходят к доске и оценивают урок.

Заполняют карточки и сдают учителю.

Иллюстрации, письменное упражнение

Личностные УУД:

-умение анализировать результаты собственной деятельности;

-определять существующие пробелы в полученных знаниях 

Регулятивные УУД:

-организация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях;

 -умение осуществлять самоконтроль и самооценку

Приложение 1

1 группа:

Оборудование: сосуд с водой, алюминиевый и медный цилиндр, нить.

Определить Архимедовы силы, действующие на эти тела. Сравнить плотность тел и Архимедовы силы, действующие на тела. Сделать вывод о зависимости архимедовой силы от плотности тела

2 группа:

Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр и нить.

Определить Архимедову силу, действующую на каждое из тел. Сравнить эти силы и сделать вывод о зависимости Архимедовой силы от объема тела

3 группа:

Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой и маслом, алюминиевый цилиндр.

Определить Архимедовы силы, действующие на тело в воде, в соленой воде и масле. Чем отличаются эти жидкости? Что можно сказать об Архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях? Установите зависимость Архимедовой силы от плотности жидкости.

4 группа:

Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр.

Определить Архимедовы силы, действующие на тело на глубине h1 и h2, большей, чем h1.Сделайте вывод о зависимости Архимедовой силы от глубины погружения тела.

5 группа:

Оборудование: кусочки пластилина в форме шара, куба.

Поочередно опуская каждую фигурку в воду с помощью динамометра определить Архимедову силу, действующую на нее. Сравнить эти силы и сделать вывод о зависимости Архимедовой силы от формы тела.

Приложение 2

«Пропуск на выход»

  1. Продолжите фразу

«Я не знал, что…» _____________________________________________________________________

  1. Что в изученном материале может вызвать наибольшие затруднения? Объясните почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по физике в 9 классе: "Влияние магнитного поля на проводник с током. Правило левой руки"

Урок по физике для 9 класса. Предоставлен конспект урока, презентация к нему....

Разработка урока по физике в 7 классе "Рычаг"

Данная разработка содержит план-конспект урока, призентацию и приложения к уроку....

Методическая разработка урока по физике в 9 классе " Интерактивные лабораторные работы - постоянный электрический ток"

Данный программный продукт является современным средством обучения, позволяющим по-новому организовать учебный процесс. Программа позволяет провести эксперимент в условиях, максимально приближенных к ...

разработка урока по физике "Архимедова сила. Плавание тел"

разработка урока по физике в 7 классе "Архимедова сила. Плавание тел"...

разработка урока по физике в 7 классе "Архимедова сила"

текст и презентация к уроку "Архимедова сила"...

разработка урока по физике в 7 классе "Архимедова сила"

текст и презентация к уроку "Архимедова сила"...

разработка урока по физике в 7 классе "Архимедова сила"

текст и презентация к уроку "Архимедова сила"...