Разработка урока по физике тема "Архимедова сила", 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Разработка урока в виде технологической карты с приложением для интерактивной доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_fizika_7_klass_arhimedova_sila.docx | 31.79 КБ |
arhimedova_sila.notebook | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Райковская средняя общеобразовательная школа имени Н.И. Носова»
Технологическая карта урока физики 7 класс
Тема: Архимедова сила.
Учитель физики и информатики:
Токмова Оксана Александровна
Аал Райков, 2015
ФИО учителя: Токмова Оксана Александровна
Место работы: МБОУ «Райковская СОШ им. Н.И. Носова»
Предмет: физика
УМК: Пёрышкин А.В.
Тема урока: Архимедова сила.
Класс: 7
Планируемые результаты:
-Личностные:
- организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;
- научиться аргументировано спорить, дискутировать в ходе изучения темы;
- научиться решать задачи и проблемы по теме.
-Метапредметные:
в познавательной деятельности
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
в информационно-коммуникативной деятельности
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
в рефлексивной деятельности
- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
- поиск и устранение причин возникших трудностей.
-Предметные:
- понять смысл закона Архимеда и архимедовой силы;
- уметь измерять архимедову силу;
- овладеть опытом решения проблем и опытом эвристической деятельности при решении качественных физических задач по изучаемой теме;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование:
- Необходимое оборудование: ноутбуки, мультимедийный проектор, интерактивная доска, доска школьная.
- Лабораторное оборудование для демонстрации опытов на столе учителя: 3 мензурки с водой, тела разной формы, но равного объема, демонстрационный динамометр, отливный сосуд, наполненный жидкостью, ведерко и тело цилиндрической формы.
- Лабораторное оборудование для проведения опытов на парте учащихся: мензурка с водой, тела неправильной формы.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и методы работы | Формируемые УУД |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Приветствует учащихся. -Здравствуйте, ребята! -И я рада приветствовать вас на уроке, на котором мы продолжим открывать новые страницы физики. Впереди нас ждут интересные открытия. -Готовы? -Тогда приступим. | Отвечают на приветствие учителя Мобилизуют силы и энергию, прогнозируют результат и уровень усвоения. Умение настраиваться на занятие | Беседа. | Личностные УУД: нравственно-этического оценивания КоммуникативныеУУД: умение слушать. |
Этап актуализации и пробного учебного действия | Организует диалог с учащимися на поиск необходимых знаний для изучения новой темы. -Приведите в соответствие с картинкой название измерительных приборов. (Слайд 1) -Приведите в соответствие название физической величины и формулы для её нахождения. (Слайд 2) -От каких величин зависит давление жидкости на дно сосуда? | Выстраивает ответы на вопросы Взаимодействуют с учителем | Беседа, практическая работа | Познавательные УУД: -установление причинно-следственных связей; -структурирование знаний. Регулятивные УУД: -предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; -умение проводить самооценку, коррекцию знаний. Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем; -умение с достаточной точностью выражать свои мысли. |
Этап выявления места и причины затруднения | Ставит проблемные вопросы. -Почему одни тема плавают на поверхности, а другие тонут? Постановка опыта с пенопластовым шаром, погружаемым на дно сосуда с водой. Проблемный вопрос: Какая сила заставляет шар подниматься вверх? Ребята, сформулируем тему сегодняшнего урока. Объявляет тему урока и раскрывает обучающие цели. Слайд 4 | Обсуждают вопрос, ищут ответ, опираясь на жизненный опыт
. Записывают тему урока в тетрадь. | Беседа, иллюстрация, конспектирование | Познавательные УУД: -анализ объекта с целью выделения признаков; -определение гипотезы. Регулятивные УУД: -постановка учебной задачи; -составление плана и последовательности действий; -оценка результатов работы. Коммуникативные УУД: -умение строить речевое высказывание; -инициативное сотрудничество в поиске информации. |
Этап реализации построенного проекта | Актуализирует субъектный опыт учащихся 1.Проведем опыт по обнаружению выталкивающей силы: а) определим вес данного тела в воздухе Р1; б) определим вес этого тела в воде Р2; в) сравним результат и сделаем вывод 2. Почему вес тела в воде меньше веса его в воздухе? 3. Это единственная сила, которая действует на тело? Куда она направлена? Слайд 5 4. Как можно найти величину выталкивающей силы? Сегодня мы с вами будем изучать выталкивающую силу, действующую на тела, погруженные в жидкость и выясним, от каких величин она зависит. Она называется выталкивающей, или архимедовой силой в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на её существование и определил характеристики, от которых зависит эта сила. Еще эту силу называют подъемной, так как она заставляет плавать воздушные шары. | Выполняют опыт и делают вывод: вес тела в воде меньше веса тела в воздухе: Р1 > Р2. Учащиеся предполагают, что со стороны жидкости на тело действует сила, которая выталкивает его вверх из воды. Нет, есть еще и сила тяжести, направленная вниз. Учащиеся отвечают, что из веса тела в воздухе надо вычесть вес тела в воде. | Беседа, демонстрация, объяснение | Личностные УУД: -умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные УУД : -определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; -контроль способа действия и его результата; - внесение необходимых дополнений и коррективов Познавательные УУД: -составление плана и последовательности действий; -прогнозирование результата и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативный УУД: --планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; -умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Делит класс на 5 групп, раздает карточки с заданием (Приложение 1). -Давайте экспериментально установим факторы, влияющие на величину Архимедовой силы. Координирует действия учащихся при проведениии эксперимента, в случае необходимости оказывает помощь. 2. На основании выводов, полученных каждой группой, строим схему, от чего зависит и от чего не зависит Архимедова сила. 3. Учитывая проведенные эксперименты и выводы учащихся, приходим к выводу, что архимедова (или выталкивающая) сила находится по формуле FA = g р ж.Vт (в данной формуле под Vm понимают ту часть объема тела, которая полностью находится в жидкости). Слайд 6 | Ставят эксперименты, формулируют выводы и записывают их в тетрадь. Обучающиеся продолжают мысль учителя, что выталкивающая сила зависит от плотности жидкости и от объема тела, но не зависит от формы тела , плотности тела и глубины погружения. Обучающиеся продолжают мысль учителя, что выталкивающая сила зависит от плотности жидкости и от объема тела, но не зависит от формы тела , плотности тела и глубины погружения. | Групповая работа, эксперимент, конспектирование | Регулятивные УУД : -самостоятельное активизирование мыслительных процессов; - контроль правильности сопоставления информации; -корректировка своих рассуждений. Познавательные УУД: -самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Коммуникативные УУД: -умение выражать свои мысли; -инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера. Личностные УУД: -умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой | Переходим к следующему этапу нашего занятия – научимся применять полученные знания. 1. Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу не может сдвинуть его с места. Почему? 2. Какая выталкивающая сила действует на тело, если его вес в воздухе равен 170Н, а в воде 150Н? 3. Железный и деревянные шары равных объемов бросили в воду. Равны ли выталкивающие силы, действующие на эти шары? Слушает и проверяет правильность рассуждений при решении задач. Выявляет пробелы первичного осмысления учащимися изученного материала. | Отвечают на вопросы и решают задачи. | Беседа, письменное упражнение | Познавательные УУД: -установление причинно-следственных связей; -анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные УУД: -выдвижение гипотез, прогнозирование-предвосхищение результата. Коммуникативные УУД: -умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Этап включения в систему знания и повторения | Для закрепления изученного материала решим несколько задач. 1. Железобетонная плита размером 3,5х1,5х0,2 м полностью погружена в воду. Вычислите Архимедову силу, действующую на плиту. 2. Железобетонная плита размером 4х0,3х0,25 м погружена в воду на половину своего объема.. Вычислить Архимедову силу, действующую на нее. | Решают задачи у доски с рассуждениями. | Письменное упражнение | Регулятивные УУД : -самостоятельное активизирование мыслительных процессов, контроль правильности сопоставления информации, корректировка своих рассуждений. Познавательные УУД: -самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Предлагает оценить урок путем расположение звезд, прием «Точка зрения» Слайд 7 Предлагает заполнить пропуск на выход. (Приложение 2), выполнив задания:
| Учащиеся выходят к доске и оценивают урок. Заполняют карточки и сдают учителю. | Иллюстрации, письменное упражнение | Личностные УУД: -умение анализировать результаты собственной деятельности; -определять существующие пробелы в полученных знаниях Регулятивные УУД: -организация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях; -умение осуществлять самоконтроль и самооценку |
Приложение 1
1 группа: Оборудование: сосуд с водой, алюминиевый и медный цилиндр, нить. Определить Архимедовы силы, действующие на эти тела. Сравнить плотность тел и Архимедовы силы, действующие на тела. Сделать вывод о зависимости архимедовой силы от плотности тела | 2 группа: Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр и нить. Определить Архимедову силу, действующую на каждое из тел. Сравнить эти силы и сделать вывод о зависимости Архимедовой силы от объема тела |
3 группа: Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой и маслом, алюминиевый цилиндр. Определить Архимедовы силы, действующие на тело в воде, в соленой воде и масле. Чем отличаются эти жидкости? Что можно сказать об Архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях? Установите зависимость Архимедовой силы от плотности жидкости. | 4 группа: Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр. Определить Архимедовы силы, действующие на тело на глубине h1 и h2, большей, чем h1.Сделайте вывод о зависимости Архимедовой силы от глубины погружения тела. |
5 группа: Оборудование: кусочки пластилина в форме шара, куба. Поочередно опуская каждую фигурку в воду с помощью динамометра определить Архимедову силу, действующую на нее. Сравнить эти силы и сделать вывод о зависимости Архимедовой силы от формы тела. |
Приложение 2
«Пропуск на выход»
«Я не знал, что…» _____________________________________________________________________ |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по физике в 9 классе: "Влияние магнитного поля на проводник с током. Правило левой руки"
Урок по физике для 9 класса. Предоставлен конспект урока, презентация к нему....
Разработка урока по физике в 7 классе "Рычаг"
Данная разработка содержит план-конспект урока, призентацию и приложения к уроку....
Методическая разработка урока по физике в 9 классе " Интерактивные лабораторные работы - постоянный электрический ток"
Данный программный продукт является современным средством обучения, позволяющим по-новому организовать учебный процесс. Программа позволяет провести эксперимент в условиях, максимально приближенных к ...
разработка урока по физике "Архимедова сила. Плавание тел"
разработка урока по физике в 7 классе "Архимедова сила. Плавание тел"...
разработка урока по физике в 7 классе "Архимедова сила"
текст и презентация к уроку "Архимедова сила"...
разработка урока по физике в 7 классе "Архимедова сила"
текст и презентация к уроку "Архимедова сила"...
разработка урока по физике в 7 классе "Архимедова сила"
текст и презентация к уроку "Архимедова сила"...