Урок - исследование по теме "Атмосферное давление" 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
На уроке формируются познавательные способности учащихся, развивается интерес к физике через демонстрацию занимательных опытов и исследование различных явлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_issledovanie_atmosfernoe_davlenie.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - исследование по теме «Атмосферное давление»
7 класс
Цели:
1. Повторить и обобщить знания учащихся по теме «Атмосферное давление».
2. Создать условия для познавательной деятельности учащихся.
3. Развивать интерес к физике через демонстрацию занимательных опытов.
Форма урока: урок – поисковая беседа
Предварительная подготовка: группы учеников по 2 человека готовят опыты по демонстрации действия атмосферного давления.
«…Атмосфера оживляет Землю. Океаны, моря, реки, ручьи, леса, растения, животные, человек – все живет в атмосфере и благодаря ей. Земля плавает в воздушном океане; его волны омывают как вершины гор, так и их подножия; а мы живем на дне этого океана, со всех сторон им охваченные, насквозь им проникнутые…»
К. Фламмарион (Французский астроном XIX столетия).
Учитель: (рассказ сопровождается показом иллюстрации)
Мы живем на дне воздушного океана. Окружающий нас воздух так прозрачен и легок, что до XVII века в науке господствовало убеждение о его невесомости. Теперь мы знаем, что воздух имеет вес и поэтому существует атмосферное давление. Одно из доказательств – знаменитый опыт с Магдебурскими полушариями- о котором вы наверняка слышали. Опыт этот был произведен 8 мая 1654 года при весьма торжественной обстановке. Жители города Регенсбурга и члены Регенсбургского имперского съезда во главе с императором Фердинандом III были свидетелями поразительного зрелища: 16 лошадей изо всех сил старались разнять два приложенных к друг другу медных полушария. Что связывало их? «Ничто»,- воздух. И тем не менее восемь лошадей, тянувших в одну сторону, и восемь, тянувших в другую, оказались не в силах их разъединить. Так ученый бургомистр Отто фон Герике воочию показал всем, что воздух – вовсе не «ничто», что он имеет вес и давит со значительной силой на все земные предметы.
Посмотрите на модель этого опыта и объясните, в чем тут дело. Демонстрация опыта. (Показывают ученики, готовившие опыт)
Вырезается резиновое кольцо с учетом внутреннего и внешнего диаметров граненого стакана и кладется на стакан. Поджигаем кусок бумаги, опускаем в стакан и почти сразу закрываем вторым стаканом. Через 1-2 с поднимаем верхний стакан, за ним поднимется и нижний. (Рис 2)
Объяснение опыта:
При горении воздух нагревается. После закрытия стаканом процесс горения прекращается. Воздух начинает охлаждаться. В стаканах возникает разряжение, благодаря которому они начинают прижиматься друг к другу атмосферным давлением.
Итак, воздух имеет вес, а значит, существует атмосферное давление.
Давайте проведем серию опытов и убедимся, что это давление значительно.
Опыт 1 К фанерной дощечке размером 100Х100 мм кнопками прикрепляется резиновая прокладка. В пол–литровую стеклянную банку опускаем зажженную бумажку. Почти сразу накрываем банку дощечкой. Огонь гаснет. Через 1-2 с поднимаем дощечку. Вместе с ней поднимается банка, в которую втянулась резина. Чем объяснить подъем банки с дощечкой и втягивание резины?
Где на практике используется данное явление?
Объяснение опыта такое же как и предыдущего со стаканами.
На практике используется для лечения с помощью медицинских банок.
Опыт 2
Листок газетной бумаги сворачивается в виде гармошки и поджигается. Когда бумага разгорится, опускаем ее в колбу. Через 1-2 с плотно накрываем ее ладонью. Бумага перестает гореть. Еще через 1-2 с поднимаем ладонь. Вместе с ней поднимается колба. Почему?
Объяснение опыта:
При горении бумаги воздух нагревается, давление увеличивается и часть воздуха выходит. После того как колбу накроют ладонью, воздух охладится и там возникает разряжение. Колба удерживается на ладони атмосферным давлением.
Опыт 3 «Яйцо в графине»
Для опыта берем сваренное и очищенное яйцо. Листок бумаги, свернутый гармошкой поджигаем, опускаем в графин. Через 1-2 с горлышко накрываем яйцом. Горение бумаги прекращается, и яйцо начинает втягиваться в графин. Объясните это явление.
Объясняется этот опыт так же как и предыдущий (с колбой).
Опыт 4 «Как выйти сухим из воды»
Кладу монету на большую плоскую тарелку, наливаю столько воды, чтобы она покрыла монету, и предлагаю ученикам подсказать способ, как ее можно взять руками, не замочив при этом пальцев.
Для подсказки обращаю их внимание на предыдущие опыты. Стараюсь подвести их самих к правильной догадке наводящими вопросами. После этого зажигаю бумажку, кладу ее горящей внутрь стакана и быстро ставлю стакан на тарелку близ монеты дном вверх. Бумага гаснет, стакан наполняется белым дымом, а затем под ним сама собой собирается вся вода с тарелки. Монету можно брать.
Объяснение этого опыта такое же, как и предыдущих. Бумага горит, нагревает воздух в стакане, давление воздуха при этом возрастает, и часть газа выходит наружу. Когда бумага гаснет, воздух остывает, при его охлаждении давление уменьшается, и под стакан входит вода, вгоняемая туда давлением наружного воздуха.
Обращаю внимание учеников на неправильное объяснение таких опытов. Ставлю перед ними вопрос: а может дело в сгорании кислорода? При горении бумаги сгорает кислород и поэтому количество газа уменьшается и уменьшается давление. Если они соглашаются с таким объяснением, повторяю опыт. Только теперь обхожусь без бумажки, а нагреваю стакан, ополоснув его кипятком. После этого сомневающихся в правильном объяснении опыта больше не остается.
Опыт 5 (для расчета атмосферного давления).
Нужно взять стеклянную трубку длиной чуть больше 1 м и диаметром 1,5-2 см. Закрыть один конец пробкой, наполнить трубку водой, закрыть открытый конец рукой и опустить в сосуд с водой. Под водой, удерживая трубку вертикально, убирать руку. Вся вода не вылилась. Почему? Что ей помешало? Ученикам не сложно ответить на этот вопрос, что причина в атмосферном давлении. Сложнее другой- какой столб воды может удержать атмосферное давление? Решаем эту задачу вместе. Атмосферное давление должно быть равно давлению воды в трубке. Атмосферное давление берем нормальное- 1013 гПа. Давление воды в трубке определяется по формуле: F= ρ g h
Где: ρ -плотность воды, 1000 кг/м3
g - ускорение свободного падения ,9,8 м/с2
h - высота столба воды.
Приравнивая это выражение атмосферному давлению, находим высоту, она приблизительно равна 10,3 м.
На этом уроке можно предложить ученикам объяснить действие медицинских приборов – шприца, пипетки, ливера. Вычислить массу и вес воздуха в классе.
После чего можно подвести итог урока в виде беседы- рассуждения об атмосферном давлении и его роли в нашей жизни. В конце урока по результатам (демонстрация, объяснение опыта) выбираются лучшие ученики, им вручаются медали: «Умник» или «Умница».
- Горев Л.А. «Занимательные опыты по физике», Москва «Просвещение». 1995 год.
- Билимович Б.Ф. «Физические викторины», Москва «Просвещение», 1997 год.
- Перельман Я.И. «Занимательная физика», Москва «Наука». 1996 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексные соединения. Урок-исследование для 11 профильного класса.
Мир химии богат и разнообразен. Немало загадок и тайн приготовил он человеку. Но человек любознателен и настойчив – множество веществ и явлений было открыто уже очень д...
Урок - исследование слова в 5 классе. « Пусть всегда будет солнце…»
Мы так каждый урок говорим о словах, об их использовании, и о роли в предложении. На этом уроке речь пойдёт только об одном слове - солнце. Погружаясь в мир ...
Презентация к уроку-исследования слова в 5 классе "Пусть всегда будет солнце"
Презентация позволяет усилить эмоциональное отношение к материалу, используемому на урокае. Красочные фотографии, рисунки способствуют развитию навыков устной и письменной речи, позволяют увидет...
Методическая разработка урока - исследования по географии 8 класс "Байкал - жемчужина Сибири "
Конспект урока-исследования по географии в 8-ом классе на тему: «Байкал — «жемчужина Сибири». Цели урока. Образовательная: расширить и углубить знания учащихся о природе озера Байкал, о его геолог...
Макет уроков-исследований "Микромир" (7, 8 класс)
Уроки -исследования проводятся в МАОУ лицее №28 учителями естественно-научного цикла с целью обучить учащихся навыкам научно-исследовательской деятельности и глубокому пониманию процессов, проис...
Урок-исследование по истории 6 класс "Батыево нашествие"
Урок исследование...
Урок-исследование по истории 9 класс "Коренной перелом в ВОв"
Урок исследование...