интегрированный урок физика-биология Линза. Глаз.
презентация к уроку физики (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок № 18 по биологии и физике
Тема: «Линза и глаз».
(9-А класс).
Цель урока: повторить строения глаза - как оптической системы и законы геометрической оптики.
Задачи урока: - закрепить знания обучающихся о строении глаза - как оптической системы;
- расширить представления обучающихся об основных элементах оптических приборов - линзах;
- объяснить дефекты зрения и возможную профилактику и коррекцию этих дефектов;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других;
- продолжить развитие навыков коммуникативного общения, умения работать самостоятельно.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: интегрированный урок биологии и физики с использованием компьютера и интерактивной доски, ролевая игра.
Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие.
Демонстрационное оборудование: компьютер; интерактивная доска; классная доска.
Раздаточный материал: тестовые задания по вариантам.
Эпиграф к уроку: «Зрение - самое совершенное и самое восхитительное из всех наших чувств. Оно наполняет дух огромнейшим разнообразием идей, общается с его объектами на самом большом расстоянии и дольше всех остается в действии, не уставая, не пресыщаясь истинными наслаждениями, которые оно само получает».
Д. Аддисон.
Проведение урока.
Организационный момент (приветствие, заполнение журнала).
I часть. Повторение.
1. Выполнение задания на интерактивной доске. Вставить правильные ответы вместо пропущенных слов в предложенном стихотворении.
«Строение глаза»
Орган зрения - это ……(глаз)
В нем три ……..(оболочки)
Та, что белая снаружи
Назовем ……….(белочной)
Так прозрачна впереди -
Со стеклом сравнится
Эту часть ее зовем
Просто ………….(роговица)
Слой второй - в нем есть сосуды
Впереди он ………….(радужка)
В ней отверстие ……….(зрачок)
И пигменты разные
За зрачком у нас …………(хрусталик)
Он меняет …………..(кривизну)
И поэтому мы видим
И вблизи, и за версту
Свет легко в глаз проникает
Все в округе видно мне
Ведь в глазном есть ……………(яблоке)
Тело ………………(стекловидное)
В глубине лежит ………….(сетчатка)
Этот слой необходим
Коль………….. (рецепторы) в порядке
То нормально мы глядим.
2. Выполнение задания на интерактивной доске. Разгадать кроссворд по теме «Оптика».
Вопросы кроссворда:
По горизонтали: |
1. Прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями. |
2. Линия, являющаяся осью узкого светового пучка. |
3. Оптический прибор, служащий для наблюдений из танков, подводных лодок. |
4. Недостаток зрения, при котором расстояние наилучшего зрения превышает нормальное значение. |
5. Изображение, в котором светлые места сфотографированного предмета выглядят тёмными и наоборот. |
По вертикали: |
1. Электромагнитные волны, способные вызывать у человека зрительные ощущения. |
2. Способность глаза приспосабливаться к видению как на близком, так и далёком расстоянии. |
3. Недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления пересекаются ближе к хрусталику. |
4. Точка, в которой пересекаются после преломления в линзе параллельные Лучи. |
5. Единица оптической силы. |
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
| 3 |
|
|
|
|
| ||
|
| 1 | л | и | н | з | а |
|
| б |
|
|
| 5 |
| ||
|
|
|
|
|
|
| к |
| 2 | л | у | ч |
| д |
| ||
|
|
|
|
|
|
| к |
|
| и |
|
|
| и |
| ||
3 | п | е | р | е | с | к | о | п |
| з |
| 4 |
| о |
| ||
|
|
|
|
|
|
| м |
|
| о |
| ф |
| п |
| ||
| 4 | д | а | л | ь | н | о | з | о | р | к | о | с | т | ь | ||
|
|
| 1 |
|
|
| д |
|
| у |
| к |
| р |
| ||
|
|
| с |
|
|
| а |
|
| к |
| у |
| и |
| ||
|
|
| в |
|
|
| ц |
|
| о |
| с |
| я |
| ||
| 5 | н | е | г | а | т | и | в |
| с |
|
|
|
|
| ||
|
|
| т |
|
|
| я |
|
| т |
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ь |
|
|
|
|
|
II часть. Изучение нового материала (использование презентации).
1. Вступительное слово учителя.
Учитель биологии: Строение органа зрения, процессы зрительного восприятия, гигиена зрения изучаются в школе на уроках биологии и физики, но более углублённое и научное представление можно получить, если провести интеграцию этих двух предметов.
Учитель физики: Строение и процессы, происходящие в органах зрения, всегда интересовали людей. Медленно, но настойчиво раскрывали учёные тайны одного из самых совершенных оптических инструментов природы - человеческого глаза.
Учитель биологии: Сегодня мы пригласили на урок: ученого физика, врача окулиста, учёного-биохимика. Предоставим им слово.
2. Ролевая игра с использованием презентации.
Учёный физик: Хрусталик - «естественная линза» глаза. Оптическая сила линзы измеряется в диоптриях. Лучи света от предмета, преломляясь на границе воздух-роговица, проходят далее через хрусталик (линзу с изменяющейся оптической силой) и создают изображение на сетчатке. Роговица, прозрачная жидкость, хрусталик и стекловидное тело образуют оптическую систему, оптический центр которой расположен на расстоянии около 5 мм от роговицы. Основная особенность глаза как оптического инструмента состоит в способности рефлекторно изменять оптическую силу глазной оптики в зависимости от положения предмета. Такое приспособление глаза к изменению положения наблюдаемого предмета называется аккомодацией.
Врач окулист: У человека бинокулярное зрение, т.е. человек видит 2 глазами. От каждого глаза отходят зрительные нервы. Часть волокон перекрещивается между собой, сигналы от левых половин сетчаток поступают в левую часть мозга, а от правых - в правую в кору больших полушарий в затылочную часть. В восприятии образа участвуют оба полушария, каждое из которых получает информацию от правого и левого глаза. Поэтому человек различает величину, форму, объем, может оценивать расстояние до предмета.
Учёный биохимик: В основе зрительного процесса лежат фотохимические реакции, протекающие в светочувствительных клетках - палочках и колбочках. Палочки имеют более высокую светочувствительность, но не обеспечивают различение цвета. Их называют аппаратом периферического, сумеречного и ахроматического зрения. В них происходит под действием света распад зрительного пигмента родопсина, а в темноте его синтез. Колбочки имеют низкую светочувствительность и начинают реагировать при высокой освещённости сетчатки, это аппарат дневного и цветного зрения. Они воспринимают красный, зеленый и сине-фиолетовый цвета.
Учитель физики: При близорукости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости перед ней. Поэтому оно воспринимается нами как нечеткое.
При дальнозоркости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости за ней. Что и приводит к нечеткости изображения. Различают врожденную и возрастную дальнозоркость. Близорукость и дальнозоркость можно обнаружить при определении остроты зрения в кабинете офтальмолога по особым таблицам.
Учитель биологии: Для коррекции дефектов зрения при близорукости врач окулист выписывает очки с двояковыпуклыми линзами, а при дальнозоркости с двояковогнутыми.
Физкультминутка.
«Разминка»
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным
движением одна рука опускается, а другая одновременно - поднимается.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)
III часть. Закрепление.
1. Составление памятки «Гигиена глаз».
Учитель биологии: Глаз - очень сложно устроенный оптический прибор, наделённый природой большими полномочиями. Наша задача, зная особенности работы и строения глаза не ухудшать его природные возможности.
Памятка «Гигиена глаз»
НУЖНО:
1. Рассматривать предмет на расстоянии не менее 30 см, сидеть за компьютером на расстоянии 60-70 см, от экрана телевизора - 3м (экран должен находиться на уровне глаз).
2. Чтобы свет падал с левой стороны.
3. Умело пользоваться приборами домашнего обихода.
4. Опасные для глаз виды работ выполнять в специальных очках.
5. При попадании инородного тела протереть глаз чистой влажной салфеткой.
НЕЛЬЗЯ:
1. Читать во время еды, при свече, в движущемся транспорте и лежа.
2. Смотреть телевизор непрерывно более 2-х часов.
3. Чтобы было слишком яркое освещение помещения.
4. Открыто смотреть на прямые лучи солнечного света.
5. Тереть глаза руками при попадании пыли.
2. Просмотр оптических иллюзий.
Учитель физики: Хотя глаз и является замечательным оптическим прибором, он все-таки не лишен недостатков. Глаз поддается многочисленным обманам, которые называются оптическими иллюзиями. Я предлагаю вам посмотреть некоторые из них.
3. Выполнение тестовых заданий.
Тест на тему «Линза и глаз».
I вариант.
1. Отведение пота со лба обеспечивают:
1) веки;
2) брови;
3) ресницы.
2. Зрачок глаза находится в центре:
1) радужной оболочки;
2) роговицы;
3) хрусталика.
3. Луч света проходит через оптическую систему глаза, которая представлена следующей последовательностью:
1) роговица – радужная оболочка – хрусталик – стекловидное тело;
2) радужная оболочка – роговица – хрусталик – стекловидное тело;
3) хрусталик – роговица – стекловидное тело – радужная оболочка.
4. Угол падения луча света на зеркальную поверхность равен 15˚. Чему равен угол отражения?
1) 30˚;
2) 40˚;
3) 15˚ .
5. Оптическая сила линзы 5 дптр. Чему равно фокусное расстояние линзы?
1) 5м;
2) 0,2м;
3) 2м.
II вариант.
1. Движение глаз достигается сокращением мышц, число их пар равно:
1) двум;
2) трем;
3) четырем.
2. Светочувствительные рецепторы - палочки и колбочки - находятся в:
1) белочной оболочке глаза;
2) сосудистой оболочке глаза;
3) сетчатке глаза.
3. Главным источником информации об окружающей среде у человека является:
1) зрение;
2) вкус;
3) слух.
4.Угол между падающим и отражённым лучом составляет 40˚. Чему равен угол падения луча?
1) 20˚;
2) 40˚;
3) 80˚.
5.Человек стоит на расстоянии 2м от плоского зеркала. На каком расстоянии от себя он видит своё изображение?
1) 2м;
2) 1м;
3) 4м.
IV часть. Домашнее задание.
Разгадать кроссворд по теме «Оптика»; учебник физики 8 класс стр. 185 & 6, 7.
По вертикали: | |||||||||||||
1. Частично освещённое пространство. | |||||||||||||
2. Попадание небесного объекта в тень другого объекта. | |||||||||||||
4. Пространство, в которое не попадает свет от источника. | |||||||||||||
По горизонтали: | |||||||||||||
3. Наука (раздел физики) о природе и свойствах света. | |||||||||||||
5. Восприятие организмом света. | |||||||||||||
6. Направление в пространстве. | |||||||||||||
| |||||||||||||
|
|
|
| 1 |
|
|
|
| 2 |
|
|
| |
|
|
|
| п |
| 4 |
|
| з |
|
|
| |
|
|
| 3 | о | п | т | и | к | а |
|
|
| |
|
|
|
| л |
| е |
|
| т |
|
|
| |
|
|
|
| у |
| н |
|
| м |
|
|
| |
|
|
|
| т |
| ь |
|
| е |
|
|
| |
|
|
|
| е |
|
|
|
| н |
|
|
| |
5 | з | р | е | н | и | е | 6 | л | и | н | и | я | |
|
|
|
| ь |
|
|
|
| е |
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Составить ребус на тему «Линза и глаз»; учебник биологии 8 класс стр. 244-252 & 49, 50.
V часть. Итог (конец занятия).
Учитель подводит итоги занятия; провожает обучающихся.
Используемая литература:
Методическая и учебная литература:
1. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Биология. - М.: Аванта+, 1999 г.
2. Богданов К. Ю. Физик в гостях у биолога. - М.: Наука, 1986 г.
3. Громов С. В., Родина Н. А. «Физика-9», М.: Просвещение, 2003 г.
4. Залесский М. Занимательная анатомия. - Росмен, 2000 г.
5. Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. «Биология. Человек. 8 класс», М.: Дрофа, 2006 г.
6. Орлова Н. «Про глаза от «А» до «Я», 2007 г.
7. Перельман Я. И. Занимательная физика. 2 книга.- М.: Наука, 1986 г.
8. Перышкин А. В. «Физика-8», М.: Дрофа, 2007 г.
9. Перышкин А. В., Чемакин В. П. «Факультативный курс физики», М.: Просвещение, 1980 г.
Медиаресурсы:
1. Большая детская энциклопедия. ЗАО «Новый диск», 2004 г.
2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. - М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004. www.NVS.ru.
3. Биология. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Диск 1, 2. ЗАО «Просвещение-МЕДИА», 2003 г.
4. Биология. Сферы. Человек. Культура здоровья. Электронное приложение 8 класс. «Просвещение», 2009 г.
5. Биология. Человек. 8 класс. «Вентана-Граф», ЗАО «1 С», ООО «1 С Паблишинг», 2007 г.
6. Виртуальная лаборатория «Живая физика»- М.: Институт новых технологий образования, 2002 г.
7. Издание электронной библиотеки «Просвещение»: Мультимедийное учебное пособие нового образца / CD-диск: Физика. Основная школа 7-9 классы: часть 1.
8. Интерактивная энциклопедия. ЗАО «Новый диск», «Dorling Kindersley», 1997-2006 г.
9. Интерактивная энциклопедия. Моё тело. Анатомия и физиология человека. «Dorling Kindersley», 1997-2006 г. Моё тело. Как оно устроено?
10. Козел С. М. Образовательная коллекция «Открытая физика 1.1». - ООО «Физикон», 2002. www.physicon.ru.
11. Тесты. Биология. 6-8 класс. «Учитель», 2008.
12. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 8 класс.- М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006 г.
13. Физика. 7-11 класс. - М.: ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение», 2003. www.ravnovesie.ru.
Интернет-ресурсы:
http://s39.radikal.ru/i083/1104/e5/1a1b23955d18.jpg
http://s50.radikal.ru/i130/1104/64/06fa34468cb9.jpg
http://s46.radikal.ru/i113/1104/bb/953120cf9349.jpg
http://i059.radikal.ru/1104/e5/c07a67fd14ad.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок физика+биология "Кровообращение. Закон Бернулли"8 класс.
При проведении урока учащиеся убеждаются в взаимосвязи физики и биологии, устанавливаются межпредметные связи....
Интегрированный урок физика + биология по теме "Мир звуков"
Интегрированный урок...
интегрированный урок физика + биология 8 класс "Глаз человека - оптическая система"
Урок проводится в завершении изучения раздела "Оптика" в 8 классе...
интегрированный урок физика + биология 8 класс "Глаз человека - оптическая система"
Совместное проведение урока с учителем биологии...
интегрированный урок(физика+биология) . Тема "Электрические явления"
Разработка интегрированного урока (физика+биология) для 8 класса по теме "Электрические явления"...
Интегрированный урок (физика + биология) по теме "Источники звука. Звуковые колебания и волны".
Урок посвящён звуку и звуковым колебаниям. На уроке учащиеся узнают, что является источником звука, что такое звуковые колебания, причины их возникновения и некоторые практические применения звука в н...