Изучение акустических волн в 11 физико-математическом классе
статья по физике (11 класс) на тему

Калганова Лидия Даниловна

В статье представлены особенности подачи материала при изучении темы "акустические волны" в 11 физико-математическо классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchenie_akusticheskikh_voln.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Изучение акустических волн в 11 физико-математическом классе»

Калганова Лидия Даниловна,

Учитель физики, МОУ СОШ №1 г.Фрязино Московской области

«В природе звука нет. Звук есть субъективное восприятие живым организмом объективно существующей в природе акустической волны.» Эту фразу одиннадцатиклассники записывают первой в лекции. И запоминают ее надолго. И потом часто повторяют мне с улыбкой уже во взрослом состоянии. Она – повод к разговору о том, как прекрасен мир в его восприятии жизнью. И о том, что живой организм, тем более человек – венец творения… И о том, что жизнь хрупка, и надо ею дорожить…

Потом, как и положено, идет речь о том, что акустическая волна – это продольная волна в среде. О ее источниках, об условиях ее распространения. И о том, как, достигая барабанной перепонки, волна заставляет ее колебаться, но только в том случае, если частота волны совпадает с собственной частотой колебаний этой перепонки. Возникает резонанс. Но резонансная кривая у перепонки не острая, а широкая, поэтому мы слышим звук, если частота акустической волны лежит в диапазоне (от 20 Гц до 20 кГц). Включаю звуковой генератор с динамиком, и мы слушаем… Вместе. От почти 20 Гц до почти 20 кГц. А дальше – дискуссия. Обо всем: как не нравится звук слишком высокий (кто-то закрыл уши руками), почему мы не слышим 20 Гц и 20 кГц, хотя эти частоты генератор выдает, а динамик воспроизводит?.. А если летучая мышь слышит ультразвук, значит, у нее другая барабанная перепонка? Вопросов много, ответы будут искать сами, и рассказывать мне, что нашли. Не на оценку, не доклад, а просто так, от души… Мы – коллеги, нам интересно…

Потом будет математическое описание акустической волны, будут характеристики звука (субъективные: громкость и высота тона) и характеристики волны (объективные: амплитуда, частота). Все будет показано экспериментально. Наконец, интенсивность. Как интересно устроен наш мозг: в акустической волне интенсивность пропорциональна произведению квадрата амплитуды на квадрат частоты, а мозг, ни слова нам не говоря, воспринимает амплитуду - как громкость, а частоту - как высоту тона. Зачем? Пусть думают мои будущие ученые, инженеры, врачи. И строят гипотезы… А потом я покажу таблицу о том, как связаны между собой интенсивность волны и воспринимаемая громкость звука (в децибелах). И снова дискуссия: полезна ли рок-музыка? А музыка через наушники? И как это влияет на организм, на мозг? К жизни надо относиться бережно…

Потом изучаем свойства акустической волны: отражение, преломление (с красочными рассказами), дифракцию. Дойдем до интерференции и встанем, походим по кабинету, послушаем, где максимум, а где минимум. Поделимся впечатлениями. Потом сядем, я задам вопрос о том, что будет, если не оба динамика к одному генератору подключить, а каждый – к отдельному генератору? Подискутируем и придем к биениям. А потом послушаем эти биения и усомнимся: действительно ли они – результат сложения волн, или это «генератор испортился»? Придется по очереди отключать динамики и удивляться… «Наука начинается с удивления»… А потом я покажу эффект Доплера, покрутив хорошо укрепленный динамик на длинном проводе над головой…

Надо сказать, что большинство опытом по акустике, которые я теперь показываю на уроках, мы, вместе с моими тогдашними учениками, придумали и впервые проделали в далеких 80-х годах, когда в рамках Турнира Юных Физиков получили задание придумать и показать серию экспериментов, подтверждающих волновые свойства звука.

Далее изучение темы можно варьировать в зависимости от конкретного состава класса. Можно изучить тему «Музыкальные инструменты как источники звука». Разобрать, как колеблется струна, как – столб воздуха. Как настраивается музыкальный инструмент. Зачем нужна дека. Если в классе есть кто-то, кто играет на флейте, на скрипке, на гитаре – обязательно все покажет и даже сыграет. Если в классе есть любители биологии – расскажут про летучих мышей и про дельфинов. Если есть будущие медики – сделают доклад или презентацию о применении ультразвука в медицине. А кому-то будет интересно рассказать о гидроакустических приборах. И не просто об эхолотах, но об акустических интерферометрах и о построении с их помощью изображений объектов, находящихся под водой, на дне морей, рек…

Конечно, будет урок и по решению задач различной степени сложности в зависимости от конкретного состава класса, интересов ребят.

Наверное, такое живое изучение акустических волн в школе оказывается той ступенькой, благодаря которой мои выпускники, студенты физического факультета МГУ, продолжают свое обучение на кафедре акустики (их у меня не меньше 7, есть даже 2 кандидата наук со специализацией «Акустика», и двое еще в процессе работы над диссертациями)…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физико-математический КВН. Внеклассное мероприятие по физике, математике, информатике 9-11 классы

На основе соревновательной игры активизировать эвристическую деятельность учащихся;  Развить познавательный интерес к учебному материалу, индивидуальные способности учащихся;   Поднять ...

УРОК ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Лабораторная работа №6 «Изучение изотермического процесса в газе» 10 класс, физико- математический профиль.

Лабораторная работа №6  «Изучение изотермического процесса в газе» проводиться после изучения газовых законов и является экспериментальной проверкой одного из них (изотермического). Урок по...

Рабочая программа учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10 и 11 классах физико-математического профиля, 2014-2015уч.год

Данный материал содержит рабочую программу учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10-11 классах физико-математического профиля. Авторы учебника:Ю.М.Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фё...

Рабочая программа учебного курса «Алгебра. 8-9 классы» в классах с углубленным изучением предметов физико-математического цикла

Программа реализуется на основе УМК (авторы  Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., учебник  Алгебра -8,9)....

Применение водного волнового канала при изучении механических волн в школе.

В данной работе представлено описание и способы применения водного волнового канала в школе.Работа составлена на основе опыта использования данной установки во внеурочной деятельности....

Подробный план занятий кружка "Экспериментальная физика" по тема «Исследование смешанного соединения проводников» для 9 А (физико-математический профиль) класса

В рамках дистанционного обучения разработан подробный план занятий для обучающихся в рамках кружка "Экспериментальная физика", базирующийся на материалах эксперимента Всероссийской олипиады ...