УРОК ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Лабораторная работа №6 «Изучение изотермического процесса в газе» 10 класс, физико- математический профиль.
методическая разработка по физике (10 класс) по теме

Щетинина Вера Николаевна

 

Лабораторная работа №6  «Изучение изотермического процесса в газе» проводиться после изучения газовых законов и является экспериментальной проверкой одного из них (изотермического). Урок построен  на выполнении трех различных вариантов работы, с целью активизации деятельности учащихся. Лабораторная работа   предусматривают  групповой метод работы обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_formirovaniya_eksperimentalnyh_umeniy_uchashchihsya.docx446.8 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Лабораторная работа №6  «Изучение изотермического процесса в газе»

10 класс, физико- математический профиль.

ЦЕЛЬ:   Обеспечить выполнение обучающимися экспериментальных исследований изопроцессов в газах.

        ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ  УРОКА:

1)  Сделать экспериментальную проверку закона Бойля- Мариотта путем сравнения параметров газа в двух термических состояниях..

2)  Продолжить формирование навыков и умений работать с графиками изопроцессов.

3)  В результате обсуждения результатов работы доказать справедливость закона Бойля- Мариотта.

 РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

1)  Развивать исследовательскую и творческую деятельность обучающихся, которая активизирует познавательные интересы учеников.

 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

1)  Добиваться последовательности и аккуратности записи результатов  при экспериментальных исследованиях.

         МЕТОДИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ТЕМЫ:

Основное содержание изучаемого материала задают Государственный стандарт основного общего образования по физике (базовый уровень) 2004г. (Сборник нормативных документов. Физика - М.: «Дрофа», 2007 г.) и образовательной программой учителя физики высшей квалификационной категории  Щетининой В.Н. на 2011-12 уч.г

Учебник « Касьянов В.А. Физика. 10 кл. профильный уровень: учебн. для общеобразоват. учреждений».                    

Лабораторная работа №6  «Изучение изотермического процесса в газе» проводиться после изучения газовых законов и является экспериментальной проверкой одного из них (изотермического). Урок построен  на выполнении трех различных вариантов работы, с целью активизации деятельности учащихся.

Лабораторная работа   предусматривают  групповой метод работы обучающихся.

                ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер- 2 шт, подключенный к сети Интернет- 1 шт; оборудование   L-микро « Газовые законы и свойства насыщенных паров», лабораторное оборудование по « Молекулярной физики».

Ход урока:

1. Орг.момент. Проверка готовности  к уроку.

2. Вступление учителя:  

  1. Инструктаж по технике безопастности при выполнении лабораторных работ.
  2. Объяснения порядка и хода проведения работ, разбивка на мини- группы.

3. Знакомство с описанием  и ходом работы каждой мини- группы.

4. Выполнение лабораторной работы в мини- группах, оформление результатов работы.

5. Обсуждение результатов работы в мини- группах в классе и  доказательство справедливость закона Бойля- Мариотта.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание: повт. § 54

Вопросы для обсуждения результатов:

  1. Просмотр сюжета- анимации «Изотермический процесс»

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d990bdae-6060-4c64-f09a-a40fe152f5a2/?interface=teacher

  1. Какие условия должны выполняться, чтобы, изменения параметров газа соответствовали  закону Бойля- Мариотта?
  2. Как объяснить закон Бойля – Мариотта на основе  МКТ газа?
  3. Какие можно найти проявления закона Бойля- Мариотта в технике и жизни?
  4. Оцените факторы, вносящие погрешность измерений в данной работе?

Ход выполнения работы в мини- группах:

1. «Исследование изотермического процесса» с помощью   лабораторного оборудования  по «Молекулярной физики».

Оборудование: прозрачная трубка с кранами на концах, мерный цилиндр, измерительная лента.

2.Использование интерактивного мультимедийного обучающего ресурса по теме «Молекулярная физика, теплота и основы термодинамики»

Единой коллекции  цифровых образовательных ресурсов

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b6375fcc-d89a-41f4-942e-e1f514053bb3/index.htm

Порядок выполнения работы:

1.Поставьте переключатель «Вид процесса» в положение (T=const), выбрав тем самым изотермический процесс. Щелкните мышкой на ссылке, чтобы открыть и распечатать рабочий журнал, подготовленный в формате PDF.

2.Запишите показания приборов: в начале процесса объем равен V0=1.75·10-4 м3, давление - атмосферному давлению P0 = 1·105 Па, а температура Т= 20°C (293 К). 3.Выберите в раскрывающемся списке параметров Объем. С помощью слайдера Условия завершения установите значение объема газа при завершении процесса 0.58·10-4 м3.

4.Ответьте на вопрос: Как будет изменяться давление газа в резервуаре насоса (увеличиваться, уменьшаться или оставаться неизменным) при изотермическом уменьшении объема резервуара? Запишите свое предсказание в рабочий журнал. 5.Рассчитайте давление газа при окончании процесса, когда его объем станет равен 0.58·10-4 м3. Используйте для рассчета начальные значения параметров. Запишите вычисления и ответ в рабочий журнал.

6. Постройте в рабочем журнале графики зависимости давления воздуха в резервуаре насоса от его объема (PV диаграмма) и температуры воздуха от его объема (TV диаграмма).

7.Нажмите кнопку Пуск. Внимательно наблюдайте процесс изотермического сжатия и соответствующие PV и TV диаграммы. Сравните свои ответы с результатами виртуального опыта. Если расхождение расчетных и экспериментальных данных превысит 5 %, проверьте свою работу,

3.  Использование оборудования   L-микро « Газовые законы и свойства насыщенных паров»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая (переводная) контрольная работа для 5 классов (физико-математический профиль)

Приблизительная контрольная работа за курс 5 класса в формате ГИА...

Материал переводного экзмена по физике для 10 класса физико-математического профиля

Экзаменационный материал в форме тестов, который приближен к экзамену в  форме ЕГЭ...

Материал переводного экзмена по физике для 10 класса физико-математического профиля

Экзаменационный материал в форме тестов, который приближен к экзамену в  форме ЕГЭ...

Задачи с параметрами как средство формирования исследовательской компетенции учащихся в классах физико-математического профиля

Разработка методики формирования исследовательской компетенции учащихся в процессе изучения содержательно-методической линии «Задачи с параметрами» в курсе алгебры и начал анализа на примере кла...

Урок № 76 «Контрольная работа «Световые явления» 8 класс (физико-математический профиль)

В рамках дистанционного обучения для обучающихся разработана инструкция проведения контрольной работы....

Лабораторная работа №12«Сборка электромагнита и испытание его действия» в 8 классе ( физико-математический профиль)

В рамках дисанционнобучения для учащизся разработан план занятий по выполнению лаборатоной работы....