УРОК ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Лабораторная работа №6 «Изучение изотермического процесса в газе» 10 класс, физико- математический профиль.
методическая разработка по физике (10 класс) по теме
Лабораторная работа №6 «Изучение изотермического процесса в газе» проводиться после изучения газовых законов и является экспериментальной проверкой одного из них (изотермического). Урок построен на выполнении трех различных вариантов работы, с целью активизации деятельности учащихся. Лабораторная работа предусматривают групповой метод работы обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_formirovaniya_eksperimentalnyh_umeniy_uchashchihsya.docx | 446.8 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Лабораторная работа №6 «Изучение изотермического процесса в газе»
10 класс, физико- математический профиль.
ЦЕЛЬ: Обеспечить выполнение обучающимися экспериментальных исследований изопроцессов в газах.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ УРОКА:
1) Сделать экспериментальную проверку закона Бойля- Мариотта путем сравнения параметров газа в двух термических состояниях..
2) Продолжить формирование навыков и умений работать с графиками изопроцессов.
3) В результате обсуждения результатов работы доказать справедливость закона Бойля- Мариотта.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
1) Развивать исследовательскую и творческую деятельность обучающихся, которая активизирует познавательные интересы учеников.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
1) Добиваться последовательности и аккуратности записи результатов при экспериментальных исследованиях.
МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕМЫ:
Основное содержание изучаемого материала задают Государственный стандарт основного общего образования по физике (базовый уровень) 2004г. (Сборник нормативных документов. Физика - М.: «Дрофа», 2007 г.) и образовательной программой учителя физики высшей квалификационной категории Щетининой В.Н. на 2011-12 уч.г
Учебник « Касьянов В.А. Физика. 10 кл. профильный уровень: учебн. для общеобразоват. учреждений».
Лабораторная работа №6 «Изучение изотермического процесса в газе» проводиться после изучения газовых законов и является экспериментальной проверкой одного из них (изотермического). Урок построен на выполнении трех различных вариантов работы, с целью активизации деятельности учащихся.
Лабораторная работа предусматривают групповой метод работы обучающихся.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер- 2 шт, подключенный к сети Интернет- 1 шт; оборудование L-микро « Газовые законы и свойства насыщенных паров», лабораторное оборудование по « Молекулярной физики».
Ход урока:
1. Орг.момент. Проверка готовности к уроку.
2. Вступление учителя:
- Инструктаж по технике безопастности при выполнении лабораторных работ.
- Объяснения порядка и хода проведения работ, разбивка на мини- группы.
3. Знакомство с описанием и ходом работы каждой мини- группы.
4. Выполнение лабораторной работы в мини- группах, оформление результатов работы.
5. Обсуждение результатов работы в мини- группах в классе и доказательство справедливость закона Бойля- Мариотта.
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание: повт. § 54
Вопросы для обсуждения результатов:
- Просмотр сюжета- анимации «Изотермический процесс»
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d990bdae-6060-4c64-f09a-a40fe152f5a2/?interface=teacher
- Какие условия должны выполняться, чтобы, изменения параметров газа соответствовали закону Бойля- Мариотта?
- Как объяснить закон Бойля – Мариотта на основе МКТ газа?
- Какие можно найти проявления закона Бойля- Мариотта в технике и жизни?
- Оцените факторы, вносящие погрешность измерений в данной работе?
Ход выполнения работы в мини- группах:
1. «Исследование изотермического процесса» с помощью лабораторного оборудования по «Молекулярной физики».
Оборудование: прозрачная трубка с кранами на концах, мерный цилиндр, измерительная лента.
2.Использование интерактивного мультимедийного обучающего ресурса по теме «Молекулярная физика, теплота и основы термодинамики»
Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b6375fcc-d89a-41f4-942e-e1f514053bb3/index.htm
Порядок выполнения работы:
1.Поставьте переключатель «Вид процесса» в положение (T=const), выбрав тем самым изотермический процесс. Щелкните мышкой на ссылке, чтобы открыть и распечатать рабочий журнал, подготовленный в формате PDF.
2.Запишите показания приборов: в начале процесса объем равен V0=1.75·10-4 м3, давление - атмосферному давлению P0 = 1·105 Па, а температура Т= 20°C (293 К). 3.Выберите в раскрывающемся списке параметров Объем. С помощью слайдера Условия завершения установите значение объема газа при завершении процесса 0.58·10-4 м3.
4.Ответьте на вопрос: Как будет изменяться давление газа в резервуаре насоса (увеличиваться, уменьшаться или оставаться неизменным) при изотермическом уменьшении объема резервуара? Запишите свое предсказание в рабочий журнал. 5.Рассчитайте давление газа при окончании процесса, когда его объем станет равен 0.58·10-4 м3. Используйте для рассчета начальные значения параметров. Запишите вычисления и ответ в рабочий журнал.
6. Постройте в рабочем журнале графики зависимости давления воздуха в резервуаре насоса от его объема (PV диаграмма) и температуры воздуха от его объема (TV диаграмма).
7.Нажмите кнопку Пуск. Внимательно наблюдайте процесс изотермического сжатия и соответствующие PV и TV диаграммы. Сравните свои ответы с результатами виртуального опыта. Если расхождение расчетных и экспериментальных данных превысит 5 %, проверьте свою работу,
3. Использование оборудования L-микро « Газовые законы и свойства насыщенных паров»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая (переводная) контрольная работа для 5 классов (физико-математический профиль)
Приблизительная контрольная работа за курс 5 класса в формате ГИА...
Материал переводного экзмена по физике для 10 класса физико-математического профиля
Экзаменационный материал в форме тестов, который приближен к экзамену в форме ЕГЭ...
Материал переводного экзмена по физике для 10 класса физико-математического профиля
Экзаменационный материал в форме тестов, который приближен к экзамену в форме ЕГЭ...
Задачи с параметрами как средство формирования исследовательской компетенции учащихся в классах физико-математического профиля
Разработка методики формирования исследовательской компетенции учащихся в процессе изучения содержательно-методической линии «Задачи с параметрами» в курсе алгебры и начал анализа на примере кла...
Урок геометрии в 10 классе (физико-математический профиль)
План-конспект...
Урок № 76 «Контрольная работа «Световые явления» 8 класс (физико-математический профиль)
В рамках дистанционного обучения для обучающихся разработана инструкция проведения контрольной работы....
Лабораторная работа №12«Сборка электромагнита и испытание его действия» в 8 классе ( физико-математический профиль)
В рамках дисанционнобучения для учащизся разработан план занятий по выполнению лаборатоной работы....