Элективный курс по физике"Решение задач!"
элективный курс по физике (10 класс) по теме

Медяник Маргарита Владимировна

Курс предназначен для подготовки учащихся 10-11 классов к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_zadach_2012.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная школа № 180

Государственное  Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная школа №187

Красногвардейского района

                                                                      

Программа элективного курса по физике

профильной подготовки для учащихся 10-11 классов

«Решение задач»

(68 часов)

                   

                                        Авторы-составители:

                                            учитель физики

                                                             Смирнова Ольга Анатольевна                                                                              

                                   учитель физики

                                                                        Медяник Маргарита Владимировна

Санкт-Петербург 2013 г.

Аннотация.

Данный курс предназначен для учащихся общеобразовательных учреждений 10-11 классов (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне, но интересующихся физикой и планирующих сдавать ЕГЭ по предмету .

Программа курса учитывает цели обучения учащихся средней школы по физике и соответствует государственному стандарту физического образования. Материал излагается на теоретической основе, включающей вопросы классической механики, молекулярной физики, электродинамики, оптики и квантовой физики. Курс " Решение задач по физике" рассчитан на 68 часов(1час в неделю на 10-11классы).

Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний по предмету. Задачи выступают действенным средством формирования основополагающих знаний и учебных умений. В процессе решения учащиеся овладевают методами исследования различных явлений природы, знакомятся с новыми прогрессивными идеями и взглядами.

 Систематическое решение задач способствует развитию мышления учащихся, воспитывает трудолюбие, настойчивость, волю, целеустремленность, колоссальное терпение, является средством контроля знаний, умений и навыков.

 Программа разработана с таким расчетом, чтобы учащиеся получили достаточно глубокие знания по физике и в ВУЗе смогли посвятить больше времени профессиональной подготовке по выбранной специальности.

Пояснительная записка.

Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать задачи. Чаще всего физику считают трудным предметом, так как многие плохо справляются с решение задач.

Необходимость создания данного курса вызвана тем, что требования к подготовке по физике выпускников школы возросли, в связи с введением единого государственного экзамена, а количество часов, предусмотренных на изучение предмета, сократилось с 4часов в неделю до 2часов.

Программа курса предполагает проведение занятий в виде лекций и семинаров, а также индивидуальное и коллективное решение задач рекомендованных для подготовки к ЕГЭ по физике.

При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной сложности. Разбираются особенности решения задач в каждом разделе физики, проводится анализ решения, и рассматриваются различные методы и приемы решения физических задач. Постепенно складывается общее представление о решении задач как описание того или иного физического явления физическими законами.

Вид курса - профильно-ориентированный, рассчитанный на 34 часа в 10классе, и 34 часа в 11 классе.

Цель курса:

Знакомство с уровнем требований к экзамену по физике в формате ЕГЭ и подготовка учащихся к усвоению этого уровня (части А, В, С).

Задачи курса:

  • развитие физической интуиции;
  • приобретение определенной техники решения задач по физике в соответствии с возрастающими требованиями современного уровня  процессов во всех областях жизнедеятельности человека,
  • анализ структуры решения задач,
  • сформировать порядок состава операций, которые должны быть выполнены в процессе решения задачи,
  • научить основным операциям, из которых складывается процесс решения задач,
  • познакомить со структурой рациональной последовательности выполнения операций,
  • научить переносить усвоенный метод решения задач по одному разделу на решение задач на другие разделы предмета,
  • добиться определенного уровня  сформированности  умения решения задач.

Основные уровни:

  • первый уровень − умение анализировать содержание задачи,  его, выполнять отдельные операции, общие для большого класса задач;
  • второй уровень − овладение операциями, связанными  с особенностями использования различных способов решения задач ( вычислительных, графических, качественных, экспериментальных );
  • третий уровень − овладение системой способов и методов решения задач, алгоритмами решения задач по конкретным темам разделов физики и общим алгоритмом решения задач;
  • четвертый уровень − овладение новыми способами решения физических задач, умению применять общий алгоритм к решению задач по темам и разделам;
  • пятый уровень − умение переноса структуры деятельности по решению физических задач на решение задач по другим предметам естественного цикла ( химии, биологии, астрономии).

Учащиеся, в ходе занятий, приобретут:

-навыки самостоятельной работы;

-овладеют  умениями анализировать условие задачи, переформулировать и заменять исходную задачу другой задачей или делить на подзадачи;

-составлять план решения,

-проверять предлагаемые для решения гипотезы (т.е. владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи).

Основные виды деятельности учащихся:

1.Разбор задач на занятиях вместе с учителем.

2.Самостоятельная отработка аналогичных задач по данной теме.

3.Самостоятельное составление алгоритма решения новой задачи.

4.Самостоятельное конструирование своих задач ( в виде презентаций или компьютерных программ, иллюстрирующих влияние изменений параметров системы на ее состояние).

Формы контроля усвоенных знаний и приобретенных умений:

разработка и создание компьютерной программы, иллюстрирующей явление или процесс;

  • подготовка и проведение презентации, отражающей последовательность действий при исследовании влияния изменения параметра на состояние системы;
  • тесты ЕГЭ и контрольные работы.

Содержание программы курса.

10класс  (34ч,1ч в неделю)

1.Общие подходы к решению физических задач (1ч).

Решая физические задачи, ребята должны иметь представление о том, что их работа состоит из трёх последовательных этапов:

1) анализа условия задачи (что дано, что требуется найти, как связаны между собой данные и искомые величины и т. д.),

2) собственно решения (составления плана и его осуществление),

3) анализа результата решения.

  Главная цель анализа - определить объект (или систему), который рассматривается в задаче, установить его начальное и конечное состояние, а также явление или процесс, переводящий его из одного состояния в другое. Выяснить причины изменения состояния и определить вид взаимодействия объекта с другими телами (это помогает объяснить физическую ситуацию, описанную в условии, и дать её наглядное представление в виде рисунка, чертежа, схемы). Заканчивается анализ содержания задачи краткой записью условия с помощью буквенных обозначений физических величин (обязательно указываются наименования их единиц в системе СИ).

    Приступая к решению задачи, надо напомнить ученикам о необходимости иметь план действий: представлять себе, поиск каких физических величин приведёт к конечной цели.

Алгоритм решения физических задач.

  1. Внимательно прочитай и продумай условие задачи.
  2. Запиши условие в буквенном виде.
  3. Вырази все значения в  СИ.
  4. Выполни рисунок, чертёж, схему.
  5. Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выяви те законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.
  6. Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.

  1. Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.
  2. Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу.
  3. Проанализируй реальность полученного результата.

2.Кинематика(6ч)

Кинематика материальной точки. Графическое представление неравномерного движения. Вращательное движение твердого тела.

3.Основы  динамики. (8ч)

Стандартные ситуации динамики (наклонная плоскость, связанные тела).

Движение под действием нескольких сил в горизонтальном и вертикальном направлении. Движение под действием нескольких сил: вращательное движение. Динамика в поле  сил.

4. Законы сохранения.(8ч)

Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Закон сохранения энергии. Правила преобразования сил. Условия равновесия  и виды равновесия тел.

5. Основы МКТ и термодинамики.(6ч)

Температура. Энергия теплового движения молекул. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы в идеальном газе. Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи. Насыщенный пар. Поверхностное натяжение.

6. Электростатика.(6ч)

Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников. Закон Ома для полной цепи. Правила Кирхгофа. Закон электролиза.

11класс (34ч,1ч в неделю)

7. Электродинамика.(6ч)

Правило буравчика. Сила Ампера. Сила Лоренца. Применение правила Ленца.

Закон электромагнитной индукции. Явление самоиндукции. Индуктивность.

8. Механические колебания.(4ч)

Законы гармонических колебаний материальной точки. Модели колебательных механических систем: математический маятник; пружинный маятник; физический маятник. Закон сохранения и превращения энергии в процессе колебаний.

9. Электромагнитные колебания.(4ч)

Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Различные виды сопротивлений в цепи переменного тока. Трансформаторы.

  1. Механические волны.(4ч)

Свойства волн. Звуковые волны. Резонанс. Применение.

11. Световые волны.(6ч)

Законы геометрической оптики. Формула тонкой линзы. Построение изображений в оптических приборах.

Увеличение линзы. Интерференция волн. Дифракция волн. Дифракционная решетка.

12. Элементы теории относительности.(3ч)

Инварианты и изменяющиеся величины.

Относительность длины, массы, времени, скорости.

13. Излучение и спектры.(1ч)

Виды излучений.

 Спектры и их виды.

Спектральный анализ.

14. Квантовая физика.(8ч)

Фотоэффект и законы фотоэффекта. Модели атомов. Квантовые постулаты Бора. Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер.

Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций.

Учебно-тематический план:

п/п

 Раздел/ вид деятельности 

кол-во

часов

содержание

1.

Введение.

1

Физика-10

Кинематика.

    6

2

Вводная лекция.

    1

Кинематика материальной точки (произвольное движение; равномерное прямолинейное; равнопеременное прямолинейное; равномерное движение по окружности.)

3,4

Семинар, решение задач.

    2

Графическое представление

неравномерного движения.

5

6

Анализ решения задач.

Зачетное занятие.

    2

Вращательное движение твердого тела.

Презентации.

7

Зачетное занятие.

    1

Контрольная работа.

Основы  динамики.

    8

8.9

Лекция.

    2

Стандартные ситуации динамики (наклонная плоскость, связанные тела)

10,11

Семинар, решение задач.

    2

Движение под действием нескольких сил в горизонтальном и вертикальном направлении.

12

Семинар, решение задач.

    1

Движение под действием нескольких сил: вращательное движение.

13

14

Анализ решения задач.

Зачетное занятие.

    2

Динамика в поле  сил (вес; сила тяжести; сила тяготения; сила упругости; сила трения).

Презентации.

15

Зачетное занятие.

    1

Контрольная работа.

Законы сохранения.

    8

16

17

Лекция.

Семинар, решение задач.

    2

Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

18

19

Лекция.

Семинар, решение задач.

    2

Закон сохранения энергии.

20

21

Лекция.

Анализ решения задач.

    2

Правила преобразования сил. Условия равновесия  и виды равновесия тел.

22

Проверка и контроль знаний.

    1

Комбинированные задачи. Презентации.

23

Зачетное занятие.

    1

Контрольная работа.

Основы МКТ и термодинамики.

    6

24

Лекция.

    1

Температура. Энергия теплового движения молекул.

25

Семинар.

    1

Уравнение газа.

26

Семинар.

    1

Изопроцессы в идеальном газе.

27,28

Семинар.

    2

Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи.

29

Зачетное занятие.

    1

Контрольная работа.

Электростатика.

    6

30

Лекция.

    1

Закон Кулона. Напряженность электрического поля.

31

Семинар.

    1

Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.

32

Семинар.

    1

Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников.

33

Семинар.

    1

Закон Ома для полной цепи.

Правила Кирхгофа.

34

Семинар.

    1

Закон электролиза.

35

Зачетное занятие.

    1

Контрольная работа.

36

Заключительное занятие.

    1

Презентации.

Физика-11

Электродинамика.

    6

1

Лекция.

    1

Правило буравчика. Сила Ампера.

2

Семинар.

    1

Сила Лоренца.

3

Семинар.

    1

Применение правила Ленца.

4

Семинар.

    1

Закон электромагнитной индукции.

5

Семинар.

    1

Явление самоиндукции. Индуктивность.

6

Зачетное занятие.

    1

Контрольная работа.

Механические колебания.

 

    4

7

Лекция.

    1

Законы гармонических колебаний материальной точки.

8,9

Семинар.

    2

Модели колебательных механических систем: математический маятник; пружинный маятник; физический маятник.

10

Зачетное занятие.

    1

Контрольная работа.

Электромагнитные колебания.

    4

11

Лекция.

    1

Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

12,13

Анализ решения задач.

    2

Различные виды сопротивлений в цепи переменного тока.

14

Зачетное занятие.

    1

Контрольная работа.

Механические волны.

    3

15

Лекция-семинар .

    1

Свойства волн.

16

Семинар.

    1

Звуковые волны.

17

Зачетное занятие.

    1

Контрольная работа.

Световые волны.

    6

18

Лекция.

    1

Законы геометрической оптики.

19

Семинар.

    1

Формула тонкой линзы.

Увеличение линзы.

20

Семинар.

    1

Интерференция волн.

21

Семинар.

    1

Дифракция волн.

22

Семинар.

    1

Поперечность световых волн. Поляризация света.

23

Зачетное занятие.

    1

Контрольная работа.

Элементы теории относительности.

    3

24

Лекция.

    1

Инварианты и изменяющиеся величины.

25

Решение задач.

    1

Относительность длины, массы, времени, скорости.

26

Зачетное занятие.

    1

Собеседование.

27

Излучение и спектры.

Лекция.

Решение задач.

    1

Виды излучений.

Спектры и их виды.

Спектральный анализ.

Квантовая физика.

    8

28

29

Лекция.

Решение задач.

    2

Фотоэффект и законы фотоэффекта.

30

Анализ решения задач.

    1

Модели атомов.

31

Семинар.

    1

Квантовые постулаты Бора.

32

Семинар.

    1

Закон радиоактивного распада.

33

Семинар.

    1

Энергия связи атомных ядер.

34

Семинар.

    1

Ядерные реакции.

Энергетический выход ядерных реакций.

35

Зачетное занятие.

    1

Контрольное тестирование.

36

Заключительное занятие.

Презентация проектов.

    1

Проекты.

Презентации.

Задания для подготовки  к контрольным работам.

Тема 1. Кинематика.

1.Движения двух велосипедистов заданы уравнениями: х1=5t, х2=150- 10t. Построить графики зависимости х (t). Найти  время и место встречи.

2.Скоростной лифт в высотном здании поднимается равномерно со скоростью 3м/с. Начертить график перемещения, определить по графику время,  в течение которого лифт достигнет высоты 90м (26этаж).

3.Поезд движется со скоростью 20м/с. До полной остановки он прошел расстояние в 200м. Определить  время, в течение которого происходило торможение.

4.Уравнение движения материальной точки имеет вид х=-3t². Определить перемещение и скорость точки через 2секунды.

5.Свободно падающее тело за последнюю секунду прошло 2/3 всего пути. Найти путь, пройденный телом за все время падения.

6.Скорость точек экватора Солнца при его вращении вокруг своей оси 2км/с. Найти период вращения Солнца вокруг своей оси и центростремительное ускорение точек экватора.

7.Какое расстояние пройдет  велосипедист при 60 оборотах педалей, если диаметр колеса 70 см, ведущая зубчатка имеет 48 зубцов, а ведомая- 18 зубцов?

8.Две материальные точки движутся по окружности радиусами R1  и R 2,причем  R1=2 R 2. Сравнить их центростремительные ускорения, если равны их периоды обращения.

Тема 2.Основы  динамики.

1.Автомобиль массой 1т поднимается по шоссе с уклоном 30º под действием силы тяги 7кН. Найти ускорение автомобиля, считая, что сила сопротивления зависит от скорости движения. Коэффициент сопротивления равен 0,1. Ускорение свободного падения принять равным за 10м/с².

2.Тело массой 1кг, подвешенное  на нити длиной 1м, описывает окружность с

постоянной угловой скоростью, совершая 1об/с. Определить модуль силы упругости нити F и угол α, который образует нить с вертикалью.

3.На штанге укреплен невесомый блок, через который перекинута нить с двумя грузами, массы которых 500г и 100г. Во втором грузе имеется отверстие, через которое проходит штанга. Сила трения груза о штангу постоянна и равна 13Н.  найти ускорение грузов и силу натяжения нити.

4.Самолет делает «мертвую петлю» радиусом R=255м. Какую наименьшую по величине скорость υ должен иметь он в верхней точке траектории, чтобы летчик не повис на ремнях,  которыми он пристегнут к креслу.

5.Лыжник начал спуск по плоскому склону, наклоненному к горизонту под углом 30º. Считая, что коэффициент трения скольжения μ=0,1, а ускорение свободного падения 10м/с², вычислить скорость, которую он приобретет через 6 секунд.

Тема 3. Законы сохранения.

1.Взрыв разрывает камень на три части. Два осколка летят под прямым углом друг к другу: осколок массой 1кг имеет скорость 12м/с, а осколок массой 2кг – скорость 8м/с. Третий осколок отлетает со скоростью 40м/с. Какова масса и направление движения третьего осколка?

2.Охотник стреляет с легкой надувной лодки, находящейся в покое. Какую скорость приобретет лодка в момент выстрела, если масса охотника вместе с лодкой равна 120кг, масса дроби – 35г, начальная скорость дроби равна 3220м/с? Ствол ружья во время выстрела направлен под углом 60º к горизонту.

3.Навстречу платформе с песком, движущейся горизонтально со скоростью υ, по гладкому желобу соскальзывает без начальной скорости тело массой m и застревает в песке. Желоб длины l образует с горизонтом угол α. Найти скорость движения платформы после попадания в нее тела. Масса платформы M.

Тема 4. Основы МКТ и термодинамики.

1.В баллоне находилось некоторое количество газа при нормальном атмосферном давлении. При открытом вентиле баллон был нагрет, после чего вентиль закрыли, и газ остыл до температуры 283К. При этом давление баллона упало до 70кПа. На сколько нагрели баллон?

 2.Вследствии того, что в барометрическую трубку попал воздух при температуре 253К и давлении 770мм рт.ст., барометр показывает давление 765 мм рт.ст. Какое давление покажет барометр при нормальных условиях? Длина трубки 1м, тепловое расширение ртути не учитывать.

3.Трубка длиной l и сечением S запаяна с одного конца и подвешена к динамометру открытым концом вниз. В трубке находится воздух, запертый столбиком ртути, доходящей до открытого конца трубки. Показания динамометра F. С каким ускорением а нужно поднимать систему, чтобы

показания динамометра возросли вдвое? Атмосферное давление р۪ , сопротивлением воздуха и массой трубки пренебречь.

Тема 5. Электростатика.

1.Переменное магнитное поле, сосредоточенное вблизи оси кольца, создает в нем ЭДС индукции ε. Ось симметрии поля проходит через центр кольца перпендикулярно его плоскости. На кольце выбран участок, равный трети длины кольца, и к нему параллельно подключен проводник сопротивлением R, расположенный вне магнитного поля. Чему равна сила тока в этом проводнике, если сопротивление провода, из которого сделано кольцо, равно 2R?

2.Пучок электронов, пройдя ускоряющую разность потенциалов U ۪ =10 кВ, влетает в середину между пластинами плоского конденсатора параллельно им. Какое напряжение необходимо подать на пластины конденсатора , чтобы пучок электронов при выходе из конденсатора отклонялся от своего начального направления на максимальный угол? Длина пластин l= 10см, расстояние между ними d= 3см.

Тема 6. Электродинамика.

1.По проволочному кольцу радиусом R течет ток I. Кольцо находится в однородном магнитном поле с индукцией В, перпендикулярной плоскости кольца. Чему равна сила натяжения кольца?

2.Квадратная рамка со стороной 0,1м расположена около длинного провода, сила тока в котором равна 100А. Две стороны рамки параллельны проводу и отстоят от него на расстоянии 0,2м. Чему равен вращающий момент, действующий на рамку, если сила тока будет равна 10А?

Тема 7.Механические колебания.

1.Определить потерю энергии математическим маятником за одно колебание, если до остановки маятник совершает 500 колебаний, длина нити 1м, максимальный угол α=30º, масса маятника 0,2 кг.

2.Груз массой 0,1 кг подвесили на пружине жесткостью 10Н/м, отклонили от положения равновесия на 2см и отпустили. Определить скорость груза в точке, находящейся на 3см от первоначального положения ниже, если в начальный момент времени пружина была сжата, а груз находился на 2см выше положения равновесия.

Ст.№№ 485, 491, 494,500, 504, 506, 508

Тема 8.Электромагнитные колебания.

1.Напряжение переменного тока изменяется по закону: u=140 sin314t.

Определить частоту переменного тока, период, действующее значение и амплитудное значение напряжения. Можно ли сказать, чему будет равно напряжение через 10с?

2.Наряжение на участке цепи изменяется по закону: u=210sin314t. Определить, какое количество теплоты выделится в электрической плитке сопротивлением 450 Ом за 1час работы.

3.Понижающий трансформатор с  коэффициентом трансформации 10 включен в сеть с напряжением 220В. Определить напряжение на выходе трансформатора, если сопротивление нагрузки 10Ом, а сопротивление вторичной катушки 1Ом.

Ст.№№1251, 1255, 1265, 1282, 1290, 1293, 1308, 1309, 1333

Тема 9.Механические волны.

1. Мимо рыболова в лодке прошло 6 гребней волн за 20с. Определить длину волны и период колебания точек волн, если скорость волны равна 2м/с.

2.Определить энергию, переносимую плоской волной через единицу поверхности за единицу времени. Поверхность перпендикулярна направлению распространения волны, амплитуда колебаний частиц А, их масса m, скорость волны υ, частота колебаний ν.

Ст.№№527, 528, 530

Тема 10. Световые волны.

1.Луч света падает на зеркало под углом 35ºк его поверхности. Чему равен угол между падающим и отраженным лучами? Чему равен угол отражения? Сделайте чертеж.

2.Человек приближается к плоскому зеркалу со скоростью 1,5м/с. С какой скоростью он движется к своему изображению?

3.Определить  угол падения луча в воздухе на поверхность воды, если угол между преломленным лучом и отраженным от поверхности  воды лучом равен 90º.

4.На дне ручья лежит камешек. Мальчик хочет в него попасть палкой. Прицеливаясь, мальчик держит палку в воздухе под углом 45º. На каком расстоянии от камешка воткнется палка в дно ручья, если его глубина 32см?

5.На плоскопараллельную пластинку из стекла падает луч света под углом 60º. Толщина пластинки 2см. Вычислить смещение луча, если показатель преломления стекла 1,5.

6.Определить оптическую силу стеклянной линзы, находящейся в воздухе ,если линза двояковыпуклая с радиусом кривизны поверхностей 50см и 30см.

Ст№№ 1536, 1548, 1567, 1607,1610

        

Тема 11. Элементы теории относительности.

1. Определить скорость движения протона в ускорителе, если масса протона возросла в 10раз. Скорость света принять равной 300 000км/с.

2.Электрон движется со скоростью, равной 0,6 скорости света. Определить импульс фотона.

3.На сколько увеличится  масса α-частицы (в а.е.м.) при  увеличении её

скорости от 0 до 0,9 с ? Полагать массу покоя α-частицы равной 4 а.е.м.

Ст.№№ 1665, 1667, 1671, 1673

Тема 12. Излучение и спектры.

1.В комнате стоят два одинаковых алюминиевых чайника, содержащие равные массы воды при 90 ºС. Один из них закоптился и стал черным. Какой из чайников быстрее остынет?

2.Почему мел среди раскаленных углей выглядит черным?

3.Для чего покрывают прочным слоем фольги спецодежду сталеваров, мартенщиков, прокатчиков и др.?

4.Почему в парниках температура значительно выше, чем у окружающего воздуха, даже при отсутствии отопления и удобрений?

5.Почему перед тем, как сделать рентгеновский снимок желудка больному дают бариевую кашу?

6.Почему призматический спектр чаще применяют для изучения состава  коротковолнового излучения, а в случае длинноволнового излучения целесообразно пользоваться дифракционным спектром?

Тема 13. Квантовая физика.

1.Работа выхода электронов из кадмия равна 4,08 эВ. Какова длина волны света, падающего на поверхность кадмия, если максимальная скорость фотоэлектронов равна 720км/с?

2.Наибольшая длина волны света, при которой может наблюдаться фотоэффект на калии, равна 450нм. Найдите максимальную скорость фотоэлектронов, выбитых из калия светом с длиной волны 300нм.

3.Работа выхода электронов из ртути равна 4,53эВ. При какой частоте излучения запирающее напряжение окажется равным 3 В?

4.При освещении металлической пластинки монохроматическим светом задерживающая разность потенциалов равна 1,6 В. Если увеличить частоту света в 2 раза, задерживающая разность потенциалов равна 5,1 В. Определите

красную границу фотоэффекта.

5.Фотокатод осветили лучами с длиной волны 345 нм. Запирающее напряжение при этом оказалось равным 1,33 В. Возникнет ли фотоэффект, если этот катод осветить лучами с частотой 500 ГГц ?

План занятия в 11классе по теме:

«Колебательный контур.

Превращение энергии при электромагнитных колебаниях».

Цель: выявление аналогии колебательных процессов для более глубокого их осмысления.

 Изложение теоретического материала:

Простейшая система, в которой могут происходить свободные электромагнитные колебательные движения, состоит из конденсатора и катушки индуктивности (так называемый колебательный контур).

Все виды колебаний похожи  друг на друга: сходство относится не к  природе этих величин, а к процессам периодического изменения разных величин - и  механические, и  электромагнитные колебания описываются  одинаковыми уравнениями. Л.И.Мандельштам говорил: «Попутно я хотел бы спросить ,что для вас нагляднее – электрические или механические схемы?» Кельвин говорил: «Я могу сказать, что понял явление, если могу составить для него механическую модель».

Там, где в механике происходит смещение точки от положения равновесия, в электричестве должен быть заряд конденсатора, где скорость точки – сила тока в цепи, масса – индуктивность, потенциальная энергия – электрическая энергия конденсатора, кинетическая энергия – энергия магнитного поля, жесткость пружины – величина обратная емкости конденсатора.

Второй закон Ньютона для груза на пружине и закон Ома для колебательного контура выглядят одинаково:

m·∆υ/∆t=-k·x ; L·∆ί/∆t=-(1 /C)·q  

В момент t=0 смещение маятника - максимально, а заряд конденсатора тоже максимален.

W= k·x²/2   при механических колебаниях потенциальная энергия пружины превращается в кинетическую

W=q²/(2·C) при электромагнитных колебаниях энергия электрического поля конденсатора – в энергию магнитного поля катушки.

Когда конец пружины достигает положения равновесия, груз по инерции проходит это положение и маятник движется в прежнем направлении, при этом скорость груза уменьшается, т.к. кинетическая энергия превращается в потенциальную энергию пружины.

При электромагнитных колебаниях явление самоиндукции препятствует нарастанию тока, т.е. возвращению системы в состояние равновесия. Но когда равновесие достигается, то самоиндукция способствует тому, что ток в контуре идет в прежнем направлении, перезаряжая конденсатор. Энергия магнитного поля превращается в электрическую. Затем происходит обратный процесс.

Для закрепления данного материала полезно решение задач: Ст.№№507;1272;1267

Литература:

1.Ерунова Л.И. Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения. – М.:Просвещение,1988

2.Балаш В.А. задачи по физике и методы их решения. – М.:Просвещение,1983

3.А.В.Усова. Н.Н.Тулькибаева. Практикум по решению физических задач. −М. Просвещение,2003.

4.Г.В. Ефрашкин. Н.Н.Романовская. А.Н. Тарасова. Учитесь решать задачи по физике. М. Просвещение. Учебная литература,1997

5.Гольдфарб Н.И. Физика: сборник задач. – М.:Просвещение,1997

6.Н.В. Турчина. Физика в задачах для поступающих в вузы. М. Оникс. Мир и Образование,2008

7.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11. – М.:Просвещение,2008

8. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика-10. – М.:Просвещение,2008

9.Л.В. Тарасов. А.Н. Тарасова. Готовимся к экзамену по физике. М. Оникс. Мир и Образование,2007

10.Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Вопросы и задачи по физике. – М., «Высшая школа»,1990

11.Кабардин О.Ф. Справочные материалы. – М.:Просвещение,1991

12.А.Н. Тренин. В.А. Никеров. Тесты по физике. М. Айрис. Пресс.,2003

13.А.И. Черноуцан. Физика, задачи с ответами и решениями. М. Университет,2008

14.А.Е. Марон. Е.А. Марон. Сборник качественных задач по физике. М. Просвещение,2006

15.Н.Е. Савченко. Задачи по физике с анализом их решения. М. просвещение. Учебная литература,1966

16.Н.Н. Беклимишев. Л.Г. Синанян. Задачи по физике для поступающих в вузы. М. Просвещение,1999

17.Степанова Г.Н. Сборник задач по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение,2003

18.О.Ф. кабардин. Физика. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М. АСТ-ПРЕСС ШКОЛА,2008

19. А.П. Логинов. Тесты по физике. М. ПОМАТУР,1999

20. Т.Г. Ничипорович. Физика. Решение задач. 2 тома. Минск. Литература.1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по химии «Решение задач по общей химии» физико химический профиль (для учащихся 11-ых классов, 34 часа)

Программа элективного курса «Решение задач по общей химии» предназначена профильной подготовки учащихся 11 класса  с ориентацией на физико-химический профиль. Она рассчитана 34 часа (по 1 часу в ...

Рабочая программа элективного курса по физике "Решение физических задач повышенной сложности"

Программа курса по физике содержит материал по более уг­лубленному изучению в школьной программе разделов: законы сохранения в механике и законы сохранения в разделе «Электриче­ство»....

Рабочая программа элективного курса по физике «Решение нестандартных задач по разделу «Механика» для 9 класса»

Рабочая программа  элективного курса по физике  «Решение нестандартных задач  по разделу «Механика» для 9 класса».Рабочая программа  элективного курса «Решение нестандартных задач ...

Программа элективного курса по физике . «Решение задач повышенной сложности (части «2») ЕГЭ по физике» (11 класс).

Программа элективного курса " Рещение задач повышенной слохности части"2" )ЕГЭ по физике"   предназначена для учащихся11  класса. . Способствует эффективной подготов...

Элективный курс по физике "Решение задач"

Программа элективного курса "Решение задач" 10-11 класс 70 часов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике «Решение задач повышенной сложности раздела «Электродинамика»»

В разделе «Электродинамика» закладываются основы знаний об электрически заряженных частицах и электромагнитном поле, играющих важную роль в формировании современных физических воззрений; и...