Внеклассное мероприятие
методическая разработка по физике (9 класс) по теме
Внеклассное мероприятие будет интересно и позновательно для учащихся 7-9 классов.Это мероприятие проводилось в рамках недели физики, но его можно использовать и на заключительных уроках физики в 7 классах.
вопросы и задания подобраны по темам: "Масса тел", "Плотность", "Давление", "Механическое движение", "Силы в природе", "Звук", явления: инерция, диффузия. Включен один слайд с вопросом о единицах громкости звука и болевом пороге. Ответ рассчитан на эрудицию учащихся, а если он вызывает затруднение, то учитель дает пояснение по этому, тем самым он может заинтересовать учащихся, если расскажет о влиянии громкости звука на здоровье людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.docx | 438.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие.
Блицтурнир
«Физика в живой природе».
Пояснительная записка
Внеклассное мероприятие будет интересно и познавательно для учащихся 7 – 9 классов. Это мероприятие проводилось в рамках недели физики, но его можно использовать и на заключительных уроках физики в 7 классах.
Вопросы и задания подобраны по темам: «Масса тел», «Плотность», «Давление», «Механическое движение», «Силы в природе», «Звук», явления: инерция, диффузия. Включен один слайд с вопросом о единицах громкости звука и болевом пороге. Ответ рассчитан на эрудицию учащихся, а если он вызывает затруднение, то учитель дает пояснение по этому вопросу, тем самым он может заинтересовать учащихся, если расскажет о влиянии громкости звука на здоровье людей.
Участники мероприятия разбиваются на 2 – 3 команды. Каждая команда выбирает себе капитана, название команды. Учитель представляет жюри, ведущих. Команды отвечают по очереди, и за каждый правильный ответ получают 1 балл. Если вопрос вызывает затруднение, то отвечает любой желающий ученик или болельщики. Выигрывает команда, набравшая наибольшее число баллов.
Два ведущих по очереди зачитывают вслух, громко и четко текст слайдов.
Блицтурнир
«Физика в живой природе»
Эпиграфы:
- Природу нельзя застигнуть неряшливой и полураздетой, она всегда прекрасна.
Р.Эмерсон
- Блажен тот, кто явственно узрел Хотя бы скорлупу природы
И.В.Гете
Цели:
- прививать интерес к физике;
- развивать мыслительные процессы, творческое воображение, наблюдательность, память, внимания, навыки самостоятельной и коллективной работы.
- развивать кругозор учащихся;
Задачи:
- повторить пройденный материал в виде вопросов, загадок, сказочных задач, интересных фактов;
- использовать знания и умения учащихся, приобретенные на уроках; углубить и расширить их.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Оформление доски: доска разделена на две части; на каждой части прикреплено красочное название команды, девиз. Звучит негромко музыка, создавая праздничное настроение.
Формы и методы работы:
- самостоятельная и групповая работа
Учитель объявляет цель мероприятия, представляет жюри и команды. Ведущие зачитывают эпиграфы и занимательный случай с ученым Вудом.
Текст слайдов презентации:
Слайд 1. Блицтурнир «Физика в живой природе.
Слайд 2.Природу нельзя застигнуть неряшливой и полураздетой, она всегда прекрасна (Р.Эмерсон)
Слайд 3. Блажен тот, кто явственно узрел Хотя бы скорлупу природы ( И.В.Гете)
Слайд 4. Картинки природы.
Слайд 5. Однажды известный физик Вуд заметил, что его большая оптическая труба заросла внутри паутиной. Как очистить ее? Недолго думая, Вуд схватил кошку и сунул в трубу. Кошка сопротивлялась, но вынуждена была ползти по трубе, и вылезла из нее вся в паутине. Таким образом, труба была очищена. Вот так животные помогают научному миру открывать чудеса природы. Учитель: Сегодня и мы попробуем разобраться в тайнах природы, используя наши знания по физике.
Слайд 6. Конкурс капитанов. Решить задачи.
Слайд 7. Задача 1. Сейшельская веерная пальма дает орехи массой до 25 кг и диаметром до 0,5 м. Впервые такой орех попал в Европу в конце 16 века. Европейцы считали его талисманом, оберегающим от несчастий, и высоко ценили: за один «мальдивский орех» можно было получить целый корабль, груженый товарами. Император «Священной Римской империи» Рудольф II (1552-1612) заплатил за кубок из ореха сейшельской пальмы столько золота, сколько в него вместилось, - 100 кг. Определите объем кубка, зная, что плотность ореха 600 кг/м3.
Слайд 8. Ответ:( V = m : ρ V = 25:600 = 0,042 м3 = 42 л!)
Слайд 9. Определите объем кубка, зная, что плотность золота 19300 кг/м3
Слайд 10. 100: 19300 = 0, 005
Слайд 11. Блицтурнир.
Слайд 12. Самое большое насекомое – вета – обитает в Новой Зеландии. Ее масса достигает 80 г. А размером вета с полевую мышь. Определите силу тяжести, действующую на это насекомое.
Слайд 13. 0,08∙9,8 ≈ 0,08 Н
Слайд 14. Семь видов оленей живет на территории нашей страны. Самый маленький из них – кабарга, обитатель горной тайги. Она имеет массу всего 10-17 кг.
Лось весит до 6кН. Сравните вес этих животных.
Слайд 15. Рк = mg = 10∙9,8 ≈100 Н
Рл = 6 кН = 6000 Н
Вес различается в 60 раз
Слайд 16. Африканские страусы считаются самыми крупными современными птицами. Самцы достигают высоты 260-275 см. Их масса в среднем – 50 кг, у крупных особей – 90 кг. Характерной особенностью страусов является наличие на ногах всего двух пальце, что не мешает им быстро бегать. На бегу длина шага этих птиц равна 2-3 м.
За какое время страус пробежит стометровку?
Слайд 17. Скорость некоторых объектов
Слайд 18. Муравьи только одного муравейника за лето уничтожают около 100 000 насекомых. Гектар леса, охраняемый 4-5 муравейниками абсолютно чист от вредителей.
Не разрушайте муравейники!
Сколько времени будет подниматься муравей по 10-метровому дереву, если он движется со скоростью 1см/с?
Слайд 19. 10: 0,01 = 1000 с ≈ 17 мин.
Слайд 20. Цератония из семейства цезальпиниевых дает одинаковые семена, массой всегда ровно 0,2 г. Такими семенами в качестве гирь с древности пользовались ювелиры. Эту меру массы назвали каратом.
Какие единицы массы вы еще знаете? Сколько карат в 100 г?
Слайд 21. Ответ: 100 г : 0,2 г = 500 карат
Слайд 22. У некоторых птиц наблюдаются значительные колебания температуры тела. Например, у колибри в холодные ночи температура тела почти равна температуре окружающей среды (снижается до 18,8 0С) и все функции организма значительно замедлены. Подобные явления оцепенения отмечены у стрижей и ласточек в холодную погоду. Обнаруживали скопление оцепеневших птиц, которые, однако, оживали и улетали прочь, как только их брали в руки.
Почему замедляются все процессы в организмах птиц при понижении температуры?
Какова температура нашего тела?
Каким прибором ее измеряют? Какие температурные шкалы вам известны?
Слайд 23. Веселая задача. Один покупатель пришел в аптеку и спрашивает: «Что у вас есть от моли?» Ему предложили шарики нафталина. Посетитель купил коробку и ушел домой. На другой день он пришел снова в аптеку и попросил дать ему 100 коробок нафталина.
- Зачем вам так много?
- А я бросаю шарики в моль, но не всегда попадаю…
На каком явлении основано действие нафталина?
Слайд 24. Выходя из воды, животные встряхиваются. Какой физический закон они используют при этом?
Слайд 25. Голиаф – самая крупная лягушка, обитающая в лесах Камеруна (Африка). Ее масса 3,5 кг, а длина тела 32 см. А каков ее вес?
Слайд 26. Крик лягушки-быка из Северной Америки слышен на расстоянии нескольких км и похож на рев быка. Самец древесной лягушки-коки орет еще громче. Будучи менее 5 см он издает крик силой 108 дБ. Сирена пассажирского поезда – 110 дБ.
Что такое порог слышимости?
Что такое болевой порог?
Слайд 27. Кто же летает быстрее? Одной из самых быстрокрылых птиц считается иглохвостый стриж, летающий со скоростью до 50 м/с.
Ласточки достигают скорости 120 000 м/ч.
Слайд 28. Самый быстрый зверь! Эта стройная пятнистая кошка развивает скорость 110 км/ч. Но бежит не далеко. Если сразу не догонит добычу, тут же возвращается в засаду. Какое расстояние гепард пробежит за 5 с?
Слайд 29. Ла-Пас – столица Боливии находится на высоте 4500 м. Это самая «высокая» столица государства на земном шаре. Нормальное атмосферное давление на этой высоте равно 430 мм рт. ст.
Выразите это давление в ПА или кПа.
Слайд 30. 430∙133,3 = 57319 Па ≈57 кПа
Слайд 31. Сказочная задача. Баба Яга летела в ступе со скоростью 20 м/с в течение 5 минут, потом бежала по лесу 2 км, затем переплыла пруд шириной 200 м. Какой путь она проделала, чтобы догнать Иванушку?
Слайд 32. Ответ:
S1 = V × t = 20×5×60 = 6000 (м) S2 = 2 км = 2000 м S3 = 200 м
S = 6000 + 2000 + 200 = 8200 м
Слайд 33.
- Почему трудно держать в руках живую рыбу?
- Почему щука плавает в воде значительно быстрее многих других рыб?
- Для чего некоторые рыбы при быстром движении прижимают к себе плавники?
Слайд 34. Осенью около трамвайных путей, проходящих вблизи садов и парков, иногда вывешивают плакат «Осторожно! Листопад.» Каков смысл этого предупреждения?
Слайд 35. Какое значение имеют упругие волосы на подошве ног зайца?
Слайд 36. Какое давление может создать оса, когда вонзает жало площадью 3×10-16 м2 действуя с силой 1×10-5 Н?
Слайд 37. Ответ: 3×1010 Па
Слайд 38. Рекорд в книге Гиннеса Зафиксирован рекордно высокий полет птицы. Он принадлежит грифу.
На высоте 11277 м гриф-стервятник столкнулся с самолетом.
Вычислите атмосферное давление на этой высоте.
Слайд 39. Атмосферное давление примерно 22,7 кПа, или 170 мм рт. ст.
Слайд 40. Для чего ботинки водолаза делают с тяжелыми свинцовыми подошвами? Почему держаться на поверхности воды в море легче, чем в реке?
Слайд 41. Каким образом слон использует атмосферное давление, когда начинает пить воду?
Слайд 42. «Бешеный огурец». В Крыму очень часто человека может напугать «выстрел» воинственного растения «бешеный огурец». В «бешенство» он приходит, когда созревает: пока плод зреет, внутри накапливаются газы. К моменту созревания давление в его полости достигает 3 атм. Определите давление на стенки этого плода. В каком месте огурца давление выше: в верхнем или нижнем?
Слайд 43. Живущий в тропических морях моллюск наутилус может быстро всплывать и вновь опускаться на дно. Когда ему нужно подняться или опуститься, он изменяет объем внутренних полостей в своем организме.
Зачем он это делает?
Слайд 44. Почему водолазная собака легко вытаскивает тонущего из воды, но, дотащив его до берега не может сдвинуть даже с места.
Слайд 45. Вопрос на смекалку. Ветер несет воздушный шар на север. В какую сторону отклонится флаг, которым украшен шар?
Слайд 46. Веселая задача. Когда я выйду на пенсию, то не буду абсолютно ничего делать. В течение первых месяцев я буду сидеть в кресле-качалке.
- А потом?
- А потом начну качаться.
Вопрос: Как называется первое состояние пенсионера? Второе?
Слайд 47. Чему равно давление крови у здорового человека?
- Каким прибором можно его измерить?
- Переведите это давление в Па.
Слайд 48. Ответ: 120 × 80 мм рт. ст. = 15996 × 10664 Па
Слайд 49. Интересный вопрос. «Наш кок отпросился искупаться, но залив его не принял. Он высоко выкидывал ноги, и при всем старании кок погрузиться в воду не мог.»(К.Г.Паустовский. Кара-Бугаз.)
Слайд 50. Физики шутят.
Слайд 51. Веселые вопросы Григория Остера. Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой рукой массу в 1000 кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался.
Могут ли быть правдой эти россказни?
Слайд 52. Веселые вопросы Григория Остера. Почему в недосоленном супе ощипанная курица тонет, а в пересоленном спасается вплавь?
Слайд 53. Веселые вопросы Григория Остера . Где больше вес имеют солидные караси, в родном озере или на чужой сковородке?
Слайд 54. Узнай ученого.
Слайд 55. Очень известный ученый.
- Он – один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.
- Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.
- Он- крупный изобретатель. Его изобретения широко известны.
- С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.
- По легенде ему принадлежит возглас «Эврика!», прозвучавший вслед за сделанным им открытием.
Слайд 56. Архимед
Слайд 57. Человек-легенда
- Он жил в 4 веке до н.э.
- Он был воспитателем Александра Македонского.
- Его сочинения относятся ко всем областям знаний того времени: философии, астрономии, механике, оптике, метеорологии.
- В основе его физики лежали рассуждения и умозаключения.
- Его учение господствовало в науке более 1000 лет.
Слайд 58. Аристотель.
Слайд 59. Назови имя ученого
- Еще в студенческие годы он открыл, что период колебаний маятника не зависит от его амплитуды.
- Им открыт принцип относительности и закон инерции.
- Он открыл 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.
- Для изучения свободного падения он использовал Пизанскую башню.
Слайд 60. Галилео Галилей
Слайд 61. «Очень плох человек, ничего не знающий и не пытающийся что-нибудь узнать: ведь в нем соединились два порока.»
ПЛАТОН (427-347 или 348 до н. э.), древнегреческий мыслитель — родоначальник европейской философии.
Слайд 62.
- Понравилось ли вам мероприятие?
- Что нового вы узнали?
- Убедились ли вы в том, что физика может объяснять явления природы, поведение животных?
- Убедились ли вы в том, что физика может помочь нам в повседневной жизни?
Слайд 63. Сегодня, ребята, я надеюсь, вы увидели, как прекрасна наша планета, как разнообразен животный и растительный мир. Но этот мир очень хрупкий, ранимый. От действий человека страдает природа. Уже исчезли многие виды животных и растений, отравлена атмосфера, почва и вода. Берегите природу! Это наша жизнь!
Слайд 64. Спасибо за внимание.
Жюри подводит итоги соревнования. Объявляются победители.
Заключительное слово учителя.
Понравилось ли вам мероприятие?
Что нового вы узнали?
Убедились ли вы в том, что физика может объяснять явления природы, поведение животных?
Убедились ли вы в том, что физика может помочь нам в повседневной жизни?
Сегодня, ребята, я надеюсь, вы увидели, как прекрасна наша планета, как разнообразен животный и растительный мир. Но этот мир очень хрупкий, ранимый. От действий человека страдает природа. Уже исчезли многие виды животных и растений, отравлена атмосфера, почва и вода. Берегите природу! Это наша жизнь!
Источники:
- Семке. А.И. Нестандартные задачи по физике. Для классов естественнонаучного профиля /А.И.семке.- Ярославль: Академия развития, 2007.- 320 с.: ил.- (В помощь учителю).
- Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 классы / сост. Ю.В.Щербакова.- М.: Глобус, 2008.- 192 с. – (Учение с увлечением).
- Волков В.А., Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике к учебникам А.В.Перышкина (М.:Дрофа); С.В.Громова, Н.А.Родиной (М.: Просвещение). 7 класс.- М.: ВАКО,2005.- 304 с.- (В помощь школьному учителю).
- Интернет ресурсы: картинки, фото.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Внеклассное мероприятие Разработка внеклассного мероприятия по теме: «Я выбираю здоровый образ жизни».
Разработка внеклассного мероприятия и презентация....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...