актуальные вопросы в перподавании физики
материал (физика) на тему
Изучение на уроках физики основ фундаментальных физических теорий, применение методов, направленных на развитие познавательных и творческих способностей учащихся, обобщение прикладных вопросов курса физики – все это важные предпосылки для формирования мировоззрения учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnye_voprosy_v_prepodavanii_fiziki_na_moy_sayt.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные вопросы в преподавании физики
Моральные качества личности имеют большее значение, чем интеллектуальные достижения. А. Эйнштейн.
“Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное, шорох леса, краски заката. Это какая то усечённая физика, если хотите – выхолощенная. Я, например, в неё не верю... Любая замкнутость, прежде всего, свидетельствует об ограниченности... Физик, не воспринимающий поэзии, искусства, – плохой физик”. Л.Д.Ландау
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создаёт у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчёркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения.
Физика как наука имеет не только специальный, но и общечеловеческий, т.е. гуманитарный, аспект. Выявляя и используя ее “гуманитарный потенциал” в школе, можно весьма предметно (а значит, и наиболее убедительно) учить молодежь диалектике, формировать у нее диалектико-материалистическое мировоззрение, вырабатывать у нее новый (планетарный) стиль мышления, опирающийся на современное естественно научное миропонимание. Одновременно намного эффективнее решались бы задачи эстетического, экологического, атеистического воспитания школьников. Учитывая все это, можем не посчитать большим преувеличением слова известного американского физика И.Раби: “Физика составляет сердцевину гуманитарного образования нашего времени”.
Эффективно воздействуя на характер мышления, помогая лучше ориентироваться в шкале жизненных ценностей; физика может способствовать в конечном счете выработке правильного отношения к окружающему миру и, в частности, активной жизненной позиции. Ведь выпускнику школы – независимо от того, кем он впоследствии станет, - важно знать, что мир познаваем, что случайность не обязательно вредна, что можно и нужно уметь ориентироваться в жизни, насыщенной случайностями, а при необходимости и уметь перестраиваться, что в изменяющемся мире есть тем не менее “опорные точки”, инварианты (что бы не менялось, а энергия сохраняется; что бы не происходило, а правда в конце концов торжествует), что по мере углубления знаний картина мира неизбежно усложняется, становится диалектичнее, так что вчерашние “перегородки” более не годятся. Таким образом, физика оказывает огромное влияние на формирование жизненной позиции молодежи.
Сегодня важно учитывать, что физика – не только непосредственная производительная сила, но и важнейший источник сведений, позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире, в системе культурных ценностей. Эта функция физики не менее важна, чем ее материальный вклад в жизнь людей. Нужно отметить и то, что в современном мире весьма затруднен процесс формирования духовных ценностей и поэтому неизмеримо возрастает мировоззренческая роль науки вообще и физики в частности.
Изучение на уроках физики основ фундаментальных физических теорий, применение методов, направленных на развитие познавательных и творческих способностей учащихся, обобщение прикладных вопросов курса физики – все это важные предпосылки для формирования мировоззрения учащихся.
Хотя преподаю я физику только четвертый год, но виден очень невысокий интерес учащихся к этому предмету. Одну из причин такого положения вещей называют американские физики: ’’Все согласны с тем, что физика – одна из самых интересных наук .в то же время многие учебники физики никак не назовешь интересными. В таких учебниках изложено все, что следует по программе.. Там обычно объясняется, какую пользу приносит физика и как важно ее изучать, но из них очень редко можно понять, почему заниматься физикой интересно. А ведь эта сторона вопроса тоже заслуживает внимания”.
Основные задачи моей деятельности – это единство обучения и воспитания; создание благоприятных психолого-педагогических условий для обучения, воспитания и развития личности ребенка. Важным фактором обучения, как средства воспитания личности, является организация процесса обучения. Поэтому необходимо воздействовать на чувства ребенка, на его потребностно - мотивационную сферу, чтобы вызвать стремление к самовоспитанию определенных качеств и свойств личности. При этом я использую следующие приемы:
- Создание на уроках такой атмосферы, при которой они чувствуют необходимость учебных занятий, с интересом воспринимают новые знания.
- творческие задания.
- Дидактические игры.
- Использование информационных технологий.
В настоящее время проявляется тенденция к снижению образованности и общей культуры нашей молодежи. Задача учителя, в том числе учителя физики: развивать интерес ребят к знаниям, их стремление стать образованными людьми, показать им необходимость научного подхода к объяснению и оценке самых разных явлений и фактов – как природных, так и общественных. Успех дела – созданная учителем своя методика, приемлемая для себя, своих учеников, конечно же, элементы можно позаимствовать у коллег, но методика должна быть своей, четко выраженной.
Одним из направлений повышения качества образования является организация внеурочной деятельности. Внеурочная работа – это обязательное звено учебно-воспитательного процесса. Школьников привлекают разнообразные формы внеурочной работы: экскурсии, физические вечера, конференции, турниры, познавательные игры. У них появляется возможность удовлетворять свои интересы и наклонности, проявить способности, а иногда и дарования.
Познавательно-развлекательные игры: «КВН» (конкурсы внимательных, находчивых), «Поиск напитка бодрости», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Версиада», «Марафон юных физиков». Учащиеся с большим желанием участвуют в них, проявляя творческую активность.
При подготовке и во время проведения внеурочных мероприятий, а также при обсуждении его итогов решается целый комплекс общеобразовательных и воспитательных задач: расширить и углубить знания по данной теме: проявить эрудированность, показать разнообразие использования физических знаний на практике и в повседневной жизни, помочь ученику найти дорогу к научным и техническим идеям, воспитать устойчивый интерес к физике, научить его работать самостоятельно. Организация, подготовка внеурочных мероприятий оказывают на учащихся огромное воспитательное воздействие, формирует у них чувство коллективизма, умение отстаивать свои убеждения, обосновывать свою точку зрения по тем или другим вопросам, развивает чувство ответственности за порученное дело. Целенаправленная, систематическая внеурочная деятельность приучает учащихся к самостоятельному творческому мышлению, к сознательному усвоению знаний. На таких мероприятиях учащиеся глубже знакомятся с выдающимися достижениями отечественной науки и техники в отдельных отраслях народного хозяйства, с биографиями крупнейших ученых и изобретателей, внесших большой вклад в развитие мировой науки и техники. Такие мероприятия содействуют экономическому, экологическому воспитанию учеников, вносят вклад в патриотическое воспитание учащихся, способствуют правильному выбору профессии.
Применение разных форм внеурочной деятельности в сочетании с учебным процессом дает учителю возможность интереснее преподавать, вводя учащихся в последовательно усложняющийся процесс познания. Такие мероприятия положительно воздействуют на эмоциональную сферу учащихся. Внеклассная работа невозможна без положительных эмоций и радостных переживаний. Организация внеурочной деятельности служит и сплочению школьного коллектива.
Традиционными мероприятиями по физике в нашей школе являются: «Посвящение в юные физики»» – мероприятие для семиклассников, цель которого выявить развить их любознательность, показать им огромные возможности науки физики, заставить их с нетерпением ждать встречи с этим предметом.
Я работаю в обычной школе, где физика не изучается углубленно и встает задача, как же дать материал за столь малое время(хотя я еще ни разу не встречала учителя, который бы сказал, что ему хватает часов, чтобы дать учебный материал в полном объеме). Конечно для каждой параллели составляешь свое планирование, опираясь на уже существующие программы и свой личный опыт, каждый год его корректируешь. Я считаю, что чем больше существует программ, тем больше возможности сравнивая, для разработки своей программы. Мне очень нравится пользоваться различными поурочными планами. Когда прочитаешь 3-4 разработки одного и того же урока, сразу начинаешь видеть, а как лучше дать этот материал в том или ином классе, ведь при подаче материала очень важно ориентироваться и на сам ученический коллектив. Полностью согласна с тем, что на сегодняшний день учебники в основном очень скучны и материал в них зачастую размыт. Дети намного легче воспринимают и запоминают, когда даешь им материал в форме опорного конспекта, да еще обязательно приведешь применение того или иного закона именно в их практической жизни. Также постоянно стараюсь использовать методы внутрипредметной и межпредметной интеграции.
Единый государственный экзамен все шире входит в нашу жизнь, становится практикой сдачи не только выпускных, но и вступительных экзаменов во многие учебные заведения нашей страны. Для успешного выполнения работы требуются прочные и устойчивые знания по предмету. Экзаменационный материал по физике включает объем, который изучается в школе в течение пяти лет (7-11 классы). Неудивительно, что часть изученных тем может быть забыта и требует повторения. Именно поэтому подготовку к ЕГЭ необходимо начинать как можно раньше, фактически с начала изучения курса, обращая внимание на систематизацию знаний. С целью формирования научного мировоззрения выпускников большое внимание в нашей школе уделяется установлению и развитию межпредметных связей не только в процессе всего курса обучения, но и непосредственно при подготовке к ЕГЭ.
Межпредметные связи являются, прежде всего, педагогической категорией, сущностная основа которой кроется в связующей, объединяющей функции. Исходя из этого, можно дать определение: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности.
Межпредметные связи по составу показывают, что используется, трансформируется из других дисциплин при изучении конкретных тем. Межпредметные связи по направлению показывают:
- что является источником межпредметной информации для конкретно рассматриваемой учебной темы, изучаемой на широкой межпредметной основе: один, два или несколько учебных предметов;
- где используется межпредметная информация: только при изучении данной темы базового учебного предмета (прямые связи), или же данная тема является также “поставщиком” информации для других тем, других дисциплин (обратные или восстановительные связи).
Временной фактор показывает:
- какие знания, привлекаемые из других школьных дисциплин, уже получены учащимися, а какой материал еще только предстоит изучать в будущем (хронологические связи);
- какая тема в процессе осуществления межпредметных связей является ведущей по срокам изучения, а какая – ведомой (хронологические синхронные связи);
- как долго происходит взаимодействие тем в процессе осуществления межпредметных связей.
Использование межпредметных связей – одна из наиболее сложных методических задач учителя–предметника. Она требует знания содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителей–предметников. Учитель–предметник разрабатывает индивидуальный план реализации межпредметных связей в предметном курсе. Методика творческой работы учителя в этом плане проходит следующие этапы:
- Изучение программы по предмету, ее раздела “Межпредметные связи”, программ и учебников по другим предметам, дополнительной научной, научно–популярной и методической литературы.
- Поурочное планирование межпредметных связей с использованием курсовых и тематических планов.
- Разработка средств и приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках (формулировка межпредметных познавательных задач, домашних заданий, подбор дополнительной литературы для учащихся, подготовка необходимых учебников и наглядных пособий по другим предметам, разработка методических приемов их использования).
- Разработка методики подготовки и проведение комплексных форм организации обучения (межпредметных обобщающих уроков, экскурсий, факультативов, комплексных семинаров и т.д.).
- Разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении (вопросы и задания на выявление умений учащихся устанавливать межпредметные связи. Вопрос о путях и методах реализации межпредметных связей – это один из аспектов общей проблемы совершенствования методов обучения. Отбор методов обучения учитель производит на основе содержания учебного материала и подготовленности учащихся к изучению предмета на уровне межпредметных связей.
Средства реализации межпредметных связей могут быть различны:
- Вопросы межпредметного содержания, направляющие деятельность школьников на воспроизведение ранее изученных в других учебных курсах и темах знаний и их применение при усвоении нового материала.
- Межпредметные задачи, которые требуют подключения знаний из различных предметов или составлены на материале одного предмета, но используются с определенной познавательной целью в преподавании другого предмета.
- Домашнее задание межпредметного характера – постановка вопросов на размышление, подготовка сообщений, рефератов, изготовление наглядных пособий, составление таблиц, схем, кроссвордов, требующих знаний межпредметного характера.
- Учебный эксперимент – если предметом его являются биологические объекты и химические (физические) явления, происходящие в них.
Межпредметные связи позволяют всесторонне рассматривать изучаемые факты и явления, истолковывать их с точки зрения различных наук, выявляя своеобразие отдельных их сторон, полнее раскрывать всеобщую связь явлений, показывать учащимся возрастающее взаимопроникновение наук и тем самым обеспечить систематизацию знаний выпускников. Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ предполагает акцентировать деятельность учащихся на самостоятельном применении сведений из других курсов.
Физика – интеллектообразующая наука, находящая “точки соприкосновения” со многими другими науками. Хотелось бы остановиться на взаимодействии физики и математики, а также физики и химии при подготовке к ЕГЭ, потому что в КИМах по физике достаточно много заданий, которые выпускники должны выполнить и выполнить успешно, лишь владея физико-математическими и физико-химическими компетенциями
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений, и в том числе перед школой, задачу подготовки выпускников, которые, помимо предметных знаний, умений и навыков, адаптационных, мыслительных и коммуникативных умений, должны владеть способами работы с информацией. Научить учащихся собирать необходимые для решения имеющихся проблем факты, анализировать их, предлагать гипотезы решения проблем, обобщать факты, сопоставлять решения, устанавливать статистические закономерности, аргументировать свои выводы и применять их для решения новых проблем, использовать современные средства получения, хранения, преобразования информации, а также многому другому – одна из главных задач педагога, поставленных нашим временем.
Для решения этой задачи необходимо существенно изменить содержание и методы образования, приспособить новые информационные возможности к рамкам традиционного урока. Исследователи называют это интеграцией средств информационных технологий в образовательный процесс. Интеграция предполагает применение в учебном процессе компьютера, который выступает как эффективное средство поддержки обучения студентов колледжа. Это возможно и целесообразно как на этапе проектирования урока, так и при осуществлении учебного процесса.
Информационные ресурсы с элементами естественно-научных и гуманитарных наук помогут учителю физики разнообразить уроки и занятия, вовлекать учащихся в активную творческую деятельность, развить у школьников любовь к родной природе. Хотелось бы верить, что эти ресурсы донесут до учеников известную долю новой информации, которая будет способствовать лучшему восприятию и пониманию физических явлений и законов.
Важной задачей на уроках физики становится ознакомление школьников с развитием современной науки, создание в представлении учащихся современной картины мира.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Об удивлении как стимуле занятия наукой написано немало. Но как, какими способами можно вызвать это чувство на уроке?
Пример: Ученики 7 класса знают о существовании трения, о том, что трение мешает движению, но насколько значительна роль трения в природе и технике, они не представляют. Начиная урок с впечатляющей картины “мира без трения”, можно создать ситуацию удивления, возбуждая любознательность ребят.
Современный учитель при подготовке к урокам должен максимально эффективно использовать свое время. Проектирование уроков – основной вид деятельности каждого педагога. Всем известно, что это достаточно кропотливая работа, требующая много сил и времени. Очень удобно при проектировании уроков пользоваться единым алгоритмом. Компьютер может оказать в этом помощь.
Проектируя свои уроки, я опиралась на логику построения, на этапы урока:
- Организация начала занятия.
- Проверка выполнения домашнего задания.
- Подготовка к усвоению нового материала.
- Изучение нового материала.
- Первичная проверка знаний.
- Закрепление знаний.
- Контроль усвоения знаний.
- Подведение итогов занятия.
- Домашнее задание.
Методика использования информационных ресурсов по физике, связанных с биологией, географией, экологией, историей, может быть разнообразной. Если информация содержит описание какого-либо явления или пример физического явления в природе, то его целесообразно использовать на уроке как иллюстрацию. Продемонстрировать познавательную и предсказательную силу физических теорий, возможности научного метода в познании окружающего мира можно только на основе широкого использования в процессе преподавания физического эксперимента и обсуждения основных идей по его интерпретации на доступном для учащихся уровне.
Но более эффективным является решение физических задач, составленных на основе текстов из литературных произведений, сообщений по биологии, географии, истории, экологии.
Вот пример задач, которые предлагаются школьникам на уроках физики и естествознания в 5-7 классах по теме “Скорость. Равномерное движение”.
1) Гриб веселка (phallus) , обычный в наших краях, растет со скоростью 5 мм в минуту и вырастает до высоты 30 см. За какое время гриб достигает указанной высоты? (1 час)
2) Хотя растение банан (Musa) достигает высоты 10 м и имеет ствол толщиной до 1 м, оно является травой. Банан от начала развития до десятиметровой высоты вырастает всего за 8-10 месяцев. Листья банана растут со скоростью 0. 1 мм в минуту. Каждое растение дает три урожая в год, что составляет в целом 100 кг плодов. Определите, на сколько сантиметров увеличивается лист банана за сутки? (14. 4 см)
3) Бамбуки – общее название для более чем 100 родов и 600 видов травянистых растений. Их особенностью является быстрый рост. Так, бамбуки Вьетнама растут со скоростью 2 м в сутки. Бамбук, относящийся к семейству злаковых, у себя на родине может достигать высоты 50 м и иметь стебель диаметром до 40 см. На сколько метров изменяется длина бамбука за неделю? (на 14 м)
Декада у нас проводится сразу по трем предметам естественного цикла: химия, физика, биология. Последние два года мы практикуем проводить интегрированные мероприятия, наблюдаем очень большой интерес у учащихся и лишний раз они наблюдают тесную связь этих наук.
Есть немало трудностей в работе, еще очень многому нужно учиться,но все таки я стараюсь придерживаться высказывания великого нашего дидакта А. С. Макаренко:
Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные вопросы профессиональной деятельности УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
1. Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств?1) неправильная речь окружающих;2) двуязычие в семье;3) черепно-мозговая родовая травма....
Актуальные вопросы подготовке к ЕГЭ по физике.
Презентация - выступление на конкурсе проектов. Отражает основные моменты подготовки данного проекта....
Статья "Актуальные вопросы межпредметной связи и интеграции физики и математики"
В статье рассмотрены основные проблемы межпредметных связей физики и математики: несогласованность программ, сложности применения математических знаний при изучении физики.Предложены некоторые вариант...
Физика и математика. Актуальные вопросы. Межпредметные связи и интеграция
Межпредмметные связи...
Программа дополнительного образования "Актуальные вопросы вопросы обществознания" 11 класс
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Актуальные вопросы обществознания» имеет социально-педагогическую направленность, призвана помочь обучающимся овладеть знаниям...
Программа дополнительного образования "Актуальные вопросы вопросы обществознания" 11 класс
Данная программа раскрывает дискуссионные вопросы обществознания...