Статья "Актуальные вопросы межпредметной связи и интеграции физики и математики"
статья по физике (7, 8, 9 класс) на тему

В статье рассмотрены основные проблемы межпредметных связей физики и математики: несогласованность программ, сложности применения математических знаний при изучении физики.

Предложены некоторые варианты разрешения создавшейся ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ СВЯЗИ И ИНТЕГРАЦИИ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ»

Автор: Васильева Елена Николаевна, учитель физики ГБОУ школа № 496

Физика и математика всегда развивались взаимосвязано, стимулируя обоюдный прогресс. Их интеграция очевидна: физические законы выражаются математическими формулами, действия над формулами используются при выводе следствий из законов физики, решении задач, выполнении лабораторных работ…

Но практика преподавания физики часто показывает, что даже те учащиеся, которые хорошо владеют математическим аппаратом, не могут на уроках физики эффективно его использовать.

Особые трудности вызывает применение таких вопросов: векторный характер физических величин, запись уравнений в векторной  форме, проекции векторов на координатные оси, переход  к записи уравнений в скалярной форме, анализ графиков функций, применение производной при изучении колебаний, использование тригонометрических и показательной функций…

Необходимо обратить внимание и на вычислительные навыки учеников общеобразовательных школ. Не смотря на то, что учащимся и на уроках и на экзаменах по физике разрешено пользоваться калькуляторами, добиться правильного ответа в задачах сложно. Учащиеся к 7 классу забывают все варианты рационального счета.

С этим связаны и проблемы с определением цены деления приборов, расчетом погрешностей в лабораторных работах, переводом единиц измерения. Особую проблему создают действия с дробями, степенями, процентами. 

В школьном курсе физики многие математические вопросы рассматриваются раньше, чем в математике. Например, линейная функция и ее график встречается в курсе физики уже в 1 четверти 7 класса, в математике 3 – 4 четверть; понятие симметрии в физике встречается в 8 классе,  в математике в конце 8 класса – в 9 классе.  Понятие вектора  необходимо в начале 7 класса, понятия производной и интеграла – в начале 9 класса для рационального изложения физических вопросов, таких как сила, скорость, мгновенная скорость, ускорение, работа и т. д…

Решить эти проблемы в школе можно только по договоренности между учителями физики и математики. В первую очередь необходимо согласовать рабочие программы. В устный счет на уроках математики вводить задания по физике. В задания по математике  включить задачи с физическим содержанием. Ведь в заданиях ЕГЭ по математике такие задачи встречаются уже несколько лет. В задания по физике включить математические задачи, преобразуя их и решая физическим способом. Необходимо в школе создать «банк» межпредметных заданий, разработать схему их решения. Договариваться о повторение тем по математике, необходимых для изучения физики. Интегрированные уроки по математике и физике проводить по связанным темам …

Таким образом, актуальность проблемы обусловлена необходимостью реализации межпредметных связей. Невнимание к физике причиняет урон и самой математике, затрудняется ее понимание, притупляется интерес к ней, принижается роль математики как фундаментальной науки. Не используемый в физике математический аппарат плохо держится в памяти. Современное преподавание требует органического сочетания экспериментального и теоретического методов изучения физики, выявления сути физических законов на основе доступных школьникам понятий элементарной математики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Технология осуществления межпредметных связей на примере преподавания математики и информатики в аграрном колледже".

В презентации с различных точек зрения рассматривается проблема межпредметных связей, классификация межпредметных связей по И. Д. Звереву, рассматриваются межпредметные связи дисциплин "Математика" и ...

Межпредметные связи в школьном курсе математики

Первая статья, опубликованная в Пензе....

Формирование мотивации к изучению математики посредством реализации межпредметных связей на уроках математики и во внеурочной деятельности

Мир представляет собой гигантскую систему, тоже состоящую из сложнейших систем. Однако, у систем любой природы много общего. Если знать это общее, то мы окажемся в очень выгодной ситуации, когда мы до...

Таблицы межпредметных связей: "Математика и СБО", "Математика и швейное дело", "Математика и сельскохозяйственный труд"

Реализация при обучении математике общеобразовательной, коррекционно-воспитательной и практической задач в условиях коррекционной школы возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания матема...

«Межпредметные связи уроков математики и трудового обучения, математики и СБО в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

В докладе рассмотрены вопросы организации межпредметных связей уроков математики, труда, коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировки как условие подготовки учащихся к социально-трудовой ад...