Актуальные вопросы профессиональной деятельности УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
методическая разработка по теме
1. Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств?
1) неправильная речь окружающих;
2) двуязычие в семье;
3) черепно-мозговая родовая травма.
2. Какой из перечисленных черепно-мозговых нервов не иннервирует органы периферического речевого аппарата?
1) тройничный;
2) обонятельный;
3) блуждающий.
3. Причиной какого нарушения речи является органическое поражение периферического отдела речедвигательного анализатора?
1) алалии,
2) механической дислалии,
3) афазии,
4. Какое речевое расстройство не относится к нарушениям средств общения, выделенных в рамках психолого-педагогической классификации?
1) ОНР,
2)заикание,
3) ФФН,
5. В каком структурно–функциональном блоке мозга осуществляется кинестетический анализ артикуляторных движений:
1) Iблок;
2) IIблок;
3) IIIблок.
6. Выберите основной биологический фактор возникновения алалии:
1) органическое поражение речевых зон левого полушария;
2) левополушарное органическое поражение центральной нервной системы;
3) билатеральное органическое поражение центральной нервной системы.
7. Какой принцип обследования детей с алалией нацеливает на изучение всех сторон речи, а также невербальных психических функций:
1) комплексного подхода;
2) системного подхода;
3) онтогенетический.
8. Какое из перечисленных направлений является наиболее важным на начальных этапах работы с неговорящими детьми-моторными алаликами согласно языковому подходу:
а) обогащение и активизации предметного словаря;
б) формирование и развитие артикуляторной моторики;
в) развитие слухового восприятия;
г) обогащение и активизация предикативного словаря.
9. Продолжите определение «ОНР - это…»:
1) нарушение произносительной стороны речи;
2) системное недоразвитие всех компонентов языковой системы;
3) нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации артикуляционного аппарата.
10. Какая форма заикания вызывается психогенными причинами (психотравмами):
1) неврозоподобная;
2) органическая;
3) невротическая.
11.Что может лежать в основе нарушения организации темпо-ритмической стороны речи:
1) органическое повреждение экстрапирамидной системы;
2) органическое повреждение продолговатого мозга
3) органическое повреждение мозжечка.
12. Несформированность какого структурно-функционального блока Вы будете прогнозировать при выявлении в письменных работах ошибок на замены парных согласных:
1) блок регуляции тонуса и бодрствования;
2) блок приема переработки и хранения информации;
3) блок программирования, регуляции и контроля.
13. На каких звуках у заикающихся чаще всего возникает судорога в процессе говорения:
1) согласных смычных;
2) гласных;
3) согласных щелевых.
14. Какой голосовой регистр следует отрабатывать у заикающихся на начальных этапах работы по формированию навыков рациональной голосоподачи:
1) головной;
2) грудной;
3) средний.
15. Выберите правильную последовательность заданий для развития пространственной ориентировки:
А. Определение положения предметов по отношению к правой-левой руке;
Б. Определение пространственных соотношений между тремя предметами;
С. Ориентировка в собственном теле;
Д. Определение пространственных соотношений между 2 предметами.
1) САДБ;
2) АСБД;
3) ДБАС.
16. Укажите, что является важной предпосылкой успешного обучения грамоте:
1) представление о звуке;
2) представление о графеме;
3) представление о фонеме.
17. Определите последовательность видов работы по развитию фонематического анализа:
А. Определить количество звуков в слове;
Б. Определить, есть ли заданный звук в слове;
В. Придумать слово с 4 звуками;
Г. Определить место звука в слове (начало, середина, конец).
1) ГБАВ;
2) БГАВ;
3) БАГВ.
18.Каким термином обозначаются стойкие, повторяющиеся ошибки, связанные с трудностями овладения и применения орфографических правил:
а) каллиграфические;
б) орфографические;
в) дизорфографические.
19.Что является единицей фонологического кода языка:
1) слово;
2) фонема;
3) морфема.
20. Что является единицей лексического кода языка:
1) слово;
2) фонема;
3) предложение.
21. Что является единицей морфологического кода языка:
1) слово;
2) морфема;
3) предложение.
22. Что является единицей синтаксического кода языка?
1) слово;
2) морфема;
3) предложение.
23. О чем свидетельствует переход ребенка от физиологического косноязычия к дислалиипо типу искажений в произношении звуков речи:
1) об отставании в формировании фонематического слуха;
2) о продвижении в формировании фонематического слуха;
3) о первичной неполноценности органов артикуляции.
24. Каков первичный дефект при оптических дисграфиях, дислексиях:
1) нарушение фонематического слуха:
2) нарушение фонетического слуха;
3) нарушение обобщенного оптического образа буквы.
25. Что является причиной моторных и окуломоторных дисграфии и дислексии:
1) нарушение фонематического слуха;
2) нарушение фонетического слуха;
3) нарушение кистевого, пальцевого праксиса или глазодвигательных функций.
26. При каком расстройстве речи первично страдают плавность и ритм речи:
1) алалии;
2) заикании;
3) дислалии.
27. При каком нарушении имеются параличи или парезы речевой мускулатуры:
1) дислалии;
2) дизартрии;
3) заикании.
28. Правильное правописание какого предложения требует усвоения и реализации фонетического принципа русской орфографии:
1) Вот мой дом.
2) Вот мой парашют.
3) Вот моя собака.
29.Определите специфические ошибки, характерные для фонематических дислексий:
1) замены графически сходных букв;
2 нарушение звуко-слоговой структуры слова;
3) изменение формы, времени глаголов.
30. На какой ступени формирования навыка чтения, выделенных Т.Г. Егоровым, имеет место смысловая догадка на уровне всего текста:
1) ступень слого-аналитического чтения;
2) ступень становления синтетических приемов чтения;
3) ступень синтетического чтения.
31. С помощью какого контроля осуществляется механизм обратной связи в речевой функциональной системе?
1) тактильный,
2)зрительный,
3) кинестетический,
32. Какие нарушения звукопроизношения являются показателем алалии при дифференциальной диагностики ее с дизартрией:
1) искажения;
2) пропуски;
3) замены.
33. Продолжи высказывание: «ФФНР –это…»
1) нарушение произносительной стороны речи;
2) несформированность лексико-грамматических категорий;
3) нарушение слоговой структуры слова.
34. Какой темп речи характерен для заикания:
1) прерывистый;
2) ускоренный;
3) замедленный
35. Отметьте, какой из перечисленных симптомов заикания не относится к психопатологической симптоматике:
1) судороги;
2) навязчивые состояния;
3) астенический синдром.
36. Какой вид профилактики направлен на предупреждение хронификации заикания:
1) первичная;
2) вторичная;
3) третичная.
37. Какая атака звука используется при работе над голосоподачей с заикающимися:
1) твердая,
2) придыхательная,
3) мягкая.
38. Какой вариант неправильного написания предложения свидетельствует о несформированности у ребенка фонематических представлений:
1) Настоле стояла ваза срозами.
2) На столе стояла васа с росами.
3) На этоле этояла ваэа э роэами.
39. Какой принцип русской орфографии требует написание слов в соответствии с правилами:
1) фонетический;
2) морфологический;
3) традиционный.
40. Какое из перечисленных заданий не может быть использовано для оценки понимания смысла прочитанного:
1) подробный пересказ,
2) ответы на вопросы по прочитанному;
3) краткий пересказ,
4) составление плана к прочитанному тексту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Профессиональная деятельность учителя-логопеда"
Электронная презентация "Профессиональная деятельность учителя-логопеда" (материал к аттестации)...
Актуальные вопросы профессиональной деятельности учителей физической культуры
Ответы по физической культуре, для аттестации педагогов школы....
Актуальные вопросы профессиональной деятельности педагога в условиях реализации федеральных образовательных государственных стандартов (ФГОС)
Педагоги не могут успешно кого-то учить,если в это же время усердно не учатся сами.Али АпшеронПояснительная запискаВ современных преобразованиях в России образование становится важнейшим ресурсом соци...
Презентация на тему: "Портфолио профессиональной деятельности учителя-логопеда"
Портфолио содержит сведения о педагоге, награды и достижения....
Участие в компьютерном тестировании на знание нормативно-правовой базы в области образования, основ педагогики и психологии, актуальных вопросов профессиональной деятельности
Принял участие во всероссийском тестировании педагогов по направлению «Учитель информатики и ИКТ в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС»Принял участие...
Приложение к критерию 6.7.Компьютерное тестирование на знание нормативно-правовой базы в области образования, основ педагогики и психологии, актуальных вопросов профессиональной деятельности.
Приложение к критерию 6.7. Компьютерное тестирование...
Эссе "Роль наставника в профессиональной деятельности учителя-логопеда"
Президент России, объявив 2023 год Годом педагога и наставника, подчеркнул значимость наставнического труда. В профессиональной судьбе молодого ...