Рабочая программа по физике 9 класс
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Соболева Светлана Владимировна

Программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений линии учебно-методических комлектов «Сферы» авторов В.В. Белага, В.В.Жумаев, И.А.Ломаченков, Ю.А.Панебратцев.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_fizike_9_klass.doc275.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Пояснительная записка

Программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений линии учебно-методических комлектов «Сферы» авторов В.В. Белага, В.В.Жумаев, И.А.Ломаченков, Ю.А.Панебратцев.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

При разработке Рабочей программы использованы:

  • Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании»;
  • Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 19.05.98 №1276);
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Минобрнауки России от 5 марта 2004 года №1089);
  • Примерные программы начального, среднего и среднего (полного) общего образования базового и профильного уровня, рекомендованные (допущенные) Министерства образования и науки Российской Федерации;
  • Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации);
  • Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2012/2012 учебный год;
  • Примерный учебный план образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих программы общего образования.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Основные задачи данной рабочей программы:

  • сформировать умения проводить наблюдения природных явлений,
  • использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений;
  • представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
  • применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


Организация текущего и промежуточного контроля знаний

На уроках целесообразно использовать следующие методы обучения:

  • Словесные методы обучения (устное изложение материала с презентационным сопровождением, беседа);
  • Наглядные методы (показ видеоматериалов, иллюстраций, образцов; показ, исполнение приёмов педагогом; работа по заданному алгоритму; наблюдение);
  • Практические методы обучения (выполнение упражнений, заданий, практических и лабораторных работ);
  • Методы в основе которых лежит уровень деятельности детей (объяснительно-иллюстративные методы обучения; репродуктивные методы обучения; частично-поисковые методы обучения; проектный метод обучения);
  • Игровые методы (соревнование между группами, кроссворды, анаграммы, деловая игра и д.р.).

При организации учебного процесса используется следующая система уроков:

  • Урок – лекция - излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.
  • Урок – исследование - на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
  • Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.         
  • Урок – игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
  • Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
  • Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
  • Урок – самостоятельная работа -  предлагаются разные виды самостоятельных работ.
  • Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки  и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
  • Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.

Критерии оценивания

1. Критерии оценивания  устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

2. Критерии оценивания расчетной задачи.

Решение каждой задачи оценивается  (см. таблицу), причем за определенные погрешности оценка снижается.

Качество решения

Оценка

Правильное решение задачи:

получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях;

5

отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины;

задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины.

4

Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями)

Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи.

3

Грубые ошибки в исходных уравнениях.

2

3. Критерии оценивания практической работы.

Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

4. Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.  

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

4. Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

  • Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
  • Неумение выделять в ответе главное.
  • Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
  • Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
  • Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
  • Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  • Неумение определить показания измерительного прибора.        

Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

  • Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
  • Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  • Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  • Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

  • Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
  • Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  • Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  • Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  • Орфографические и пунктуационные ошибки

 Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по физике

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  1. обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  2. контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
  3. рационального применения простых механизмов;
  4. оценки безопасности радиационного фона.

 


Содержание программы

1. Законы взаимодействия и движения тел

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации

Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Лабораторная работа №1: «Изучение движения тел по окружности»

Контрольная работа №1

2. Механические колебания и волны

Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.

Демонстрации

Механические колебания. Механические волны.

Лабораторная работа №2: «Изучение колебаний нитяного маятника».

Лабораторная работа №3: «Изучение колебаний пружинного маятника».

Лабораторная работа №4: «Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника»

Контрольная работа №2

3. Звук

Распространение колебаний в упругих средах.  Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.

Демонстрации

Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Контрольная работа №3

4. Электромагнитные колебания и волны

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Демонстрации

Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания.

Лабораторная работа №5: «Изучение явления электромагнитной индукции».

Контрольная работа №4

5. Геометрическая оптика

Действия света. Источники света. Скорость света. Прямолинейность распространения света. Тень и полутень. Солнечные и лунные затмения. Отражение света. Зеркальное и диффузное отражения света. Законы отражения света. Плоское зеркало. Изображение в зеркале. Преломление света. Законы преломления света. Преломление света в плоскопараллельной пластинке и призме. Линзы. Типы линз. Основные элементы линзы. Собирающие и рассеивающие линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображения в линзах. Фотоаппарат и видеокамера. Глаз как оптическая система. Недостатки зрения и их исправление. Оптические приборы. Микроскоп и телескоп.

Демонстрации

Источники света.

Прямолинейное распространение света.

Закон отражения света.

Изображение в плоском зеркале.

Преломление света.

Ход лучей в собирающей линзе.

Ход лучей в рассеивающей линзе.

Получение изображений с помощью линз.

Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

Модель глаза.

Лабораторная работа №6: «Наблюдение образования тени и полутени»

Лабораторная работа №7: «Наблюдение преломления света. Измерение показателя преломления стекла».

Лабораторная работа №8: «Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы».

Лабораторная работа №9: «Получение изображения с помощью линзы».

Контрольная работа №5

6. Электромагнитная природа света

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. Дисперсия.

Демонстрации

Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Контрольная работа №6

7. Квантовые явления

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Демонстрации

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Контрольная работа №7

8. Строение и эволюция Вселенной

Солнечная система. Солнце. Природа тел Солнечной системы. Звёзды. Разнообразие звёзд. Судьбы звёзд. Галактики. Происхождение Вселенной.

Контрольная работа №8


Учебно-методический комплекс

для учителя:

  1. Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А. Физика 9, Просвещение,2011.
  • Учебник
  • Электронное приложение к учебнику (СD-ROM)
  • Тетрадь-тренажер
  • Тетрадь-практикум
  • Тетрадь-экзаменатор
  • Задачник
  1. Л.А.Кирик, Физика, Самостоятельные и контрольные работы. 9 класс. «Илекса» «Гимназия», Москва-Харьков, 2010.
  2. Г.Н.Степанова, А.П.Степанов. Сборник вопросов и задач по физике, 9-11 классы. Санкт-Петербург, «СТП ШКОЛА», 2006.
  3. Зорин Н.И. «Контрольно-измерительные материалы по физике 9 класс». Москва, ВАКО, 2011.
  4. Годова И.В. Физика 9 класс. Контрольные работы в новом формате, Москва, «Интелект-Центр», 2011.
  5. Орлов В.А., Татур А.О. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Москва. «Интелект-Центр». 2012.
  6. Лукашек В.И., Иванова Е.В. «Сборник задач по физике. 7-9 классы», Москва, «Просвещение», 2009.

для учащихся:

  1. Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А. Физика 9, Просвещение,2011.
  • Учебник
  • Электронное приложение к учебнику (СD-ROM)
  • Тетрадь-тренажер
  • Тетрадь-практикум
  • Тетрадь-экзаменатор
  • Задачник

Электронные образовательные ресурсы

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
  2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru
  3. Сайт для преподавателей физики, учащихся и их родителей: http://www.fizika.ru
  4. College.ru: Физика: http://college.ru/fizika/
  5. Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии: http://www.gomulina.orc.ru
  6. Лаборатория обучения физики и астрономии ИСМО РАО: http://physics.ioso.ru
  7. Информатика и Физика: http://teach-shzz.narod.ru
  8. Образовательные анимации для уроков физики, информатики и др.: http://somit.ru
  9. Мир физики: http://demo.home.nov.ru
  10. Обучающие трехуровневые тесты по физике: сайт В.И. Регельмана: http://www.physics-regelman.com


Учебно-тематический план

Планирование составлено на основе программы курса «Физика. 9 класс»

 авторы В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев

№ п/п

Тема

Количество часов

Практические работы

(решение задач)

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Движение тела вблизи поверхности Земли и гравитация

19

6

1

1

2

Механические колебания и волны

15

3

3

1

3

Звук

9

1

-

1

4

Электромагнитные колебания и волны

11

2

1

1

5

Геометрическая оптика

16

3

4

1

6

Электромагнитная природа света

9

1

-

1

7

Квантовые явления

12

2

-

1

8

Строения и эволюция вселенной

9

1

-

1

9

Повторение

5

-

-

1

ИТОГО:

105

19

9

9


ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Планирование составлено на основе программы курса «Физика. 9 класс»

 авторы В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев

Тема урока

Ресурсы урока

домашнее задание

Номер урока

Движение тел вблизи поверхности Земли и гравитация

1

Векторы в физике.

Учебник, с.145-152
Электронное приложение

1

2

Использование векторов для решения физических задач.

Учебник, с.153-160
Электронное приложение

2

3

Движение тела, брошенного вертикально вверх.

Учебник, § 1
Тетрадь-тренажер, с. 4—24
Задачник, с. 4—9
Электронное приложение

3

4

Решение задач по теме: «Движение тела, брошенного вертикально вверх».

Учебник, § 1
Тетрадь-тренажер, с. 4—24
Задачник, с. 4—9
Электронное приложение

4

5

Движение тела, брошенного горизонтально.

Учебник, § 2
Тетрадь-тренажер, с. 4—24
Задачник, с. 4—9
Электронное приложение

5

6

Решение задач по теме: «Движение тела, брошенного горизонтально».

Учебник, § 2
Тетрадь-тренажер, с. 4—24
Задачник, с. 4—9
Электронное приложение

6

7

Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

Учебник, § 3
Тетрадь-тренажер, с. 4—24
Задачник, с. 4—9
Электронное приложение

7

8

Решение задач по теме: «Движение тела, брошенного под углом к горизонту».

Учебник, § 3
Тетрадь-тренажер, с. 4—24
Задачник, с. 4—9
Электронное приложение

8

9

Движение тела по окружности.

Учебник, § 4
Тетрадь-тренажер, с. 4—24
Задачник, с. 4—9
Электронное приложение

9

10

Период и частота.

Учебник, § 5
Тетрадь-тренажер, с. 4—24
Задачник, с. 4—8
Электронное приложение

10

11

Решение задач по теме: «Движение тела по окружности».

Учебник, § 4-5
Тетрадь-тренажер, с. 4—24
Задачник, с. 4—8
Электронное приложение

11

12

Лабораторная работа №1: «Изучение движения тел по окружности»

Тетрадь-практикум, § 3

Электронное приложение

12

13

Закон всемирного тяготения.

Учебник, § 6
Тетрадь-тренажер, с. 4—24
Задачник, с. 4—9
Электронное приложение

13

14

Решение задач по теме: «Закон всемирного тяготения».

Учебник, § 6
Тетрадь-тренажер, с. 4—24
Задачник, с. 4—8

Тетрадь-практикум, § 4
Электронное приложение

14

15

Движение искусственных спутников Земли.

Учебник, § 7
Тетрадь-тренажер, с. 4—24
Задачник, с. 4—9
Электронное приложение

15

16

Решение задач по теме: «Движение искусственных спутников Земли».

Учебник, § 7
Тетрадь-тренажер, с. 4—24
Задачник, с. 4—9
Электронное приложение

16

17

Гравитация и Вселенная.

Учебник, § 8
Тетрадь-тренажер, с. 4—24
Задачник, с. 4—9

Тетрадь-практикум, § 5
Электронное приложение

17

18

Подготовка к контрольной работе.

Учебник, § 1-8
Тетрадь-тренажер, с. 4—24
Задачник, с. 4—9
Электронное приложение

18

19

Контрольная работа №1.

Тетрадь-экзаменатор, с. 4—13

19

Механические колебания и волны

20

Механические колебания.

Учебник, § 9
Тетрадь-тренажер, с. 24—36
Задачник, с. 10—15
Электронное приложение

20

21

Маятник. Характеристика колебательного движения.

Учебник, § 10
Тетрадь-тренажер, с. 24—36
Задачник, с. 10—15
Электронное приложение

21

22

Период колебаний математического маятника.

Учебник, § 11
Тетрадь-тренажер, с. 24—36
Задачник, с. 10—15
Электронное приложение

22

23

Решение задач по теме: «Механические колебания».

Учебник, § 10-11
Тетрадь-тренажер, с. 24—36
Задачник, с. 10—15
Электронное приложение

23

24

Лабораторная работа №2: «Изучение колебаний нитяного маятника».

Тетрадь-практикум, § 6
Электронное приложение

24

25

Лабораторная работа №3: «Изучение колебаний пружинного маятника».

Тетрадь-практикум, § 7
Электронное приложение

25

26

Лабораторная работа №4: «Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника»

Тетрадь-практикум, § 8
Электронное приложение

26

27

Гармонические колебания. Затухающие колебания.

Учебник, § 12
Тетрадь-тренажер, с. 24—36
Задачник, с. 10—15
Электронное приложение

27

28

Вынужденные колебания. Резонанс.

Учебник, § 13
Тетрадь-тренажер, с. 24—36
Задачник, с. 10—15
Электронное приложение

28

29

Решение задач по теме: «Гармонические колебания. Затухающие колебания».

Учебник, § 12-13
Тетрадь-тренажер, с. 24—36
Задачник, с. 10—15
Электронное приложение

29

30

Волновые явления.

Учебник, § 14
Тетрадь-тренажер, с. 24—36
Задачник, с. 10—15
Электронное приложение

30

31

Длина волны. Скорость распространения волны.

Учебник, § 15
Тетрадь-тренажер, с. 24—36
Задачник, с. 10—15
Электронное приложение

31

32

Решение задач по теме: «Длина волны. Скорость распространения волны».

Учебник, § 14-15
Тетрадь-тренажер, с. 24—36
Задачник, с. 10—15
Электронное приложение

32

33

Подготовка к контрольной работе.

Учебник, § 9-15
Тетрадь-тренажер, с. 24—36
Задачник, с. 10—15
Электронное приложение

33

34

Контрольная работа №2.

Тетрадь-экзаменатор, с. 14—23

34

Звук

35

Звуковые колебания. Источники звука.

Учебник, § 16
Тетрадь-тренажер, с. 36—44
Задачник, с. 16—20
Электронное приложение

35

36

Звуковые волны. Скорость звука.

Учебник, § 17
Тетрадь-тренажер, с. 36—44
Задачник, с. 16—20
Электронное приложение

36

37

Решение задач по теме: «Звуковые волны. Скорость звука».

Учебник, § 16-17
Тетрадь-тренажер, с. 36—44
Задачник, с. 16—20
Электронное приложение

36

38

Громкость звука. Высота и тембр звука.

Учебник, § 18
Тетрадь-тренажер, с. 36—44
Задачник, с. 16—20
Электронное приложение

37

39

Отражение звука. Эхо.

Учебник, § 19
Тетрадь-тренажер, с. 36—44
Задачник, с. 16—20
Электронное приложение

38

40

Резонанс в акустике.

Учебник, § 20
Тетрадь-тренажер, с. 36—44
Задачник, с. 16—20

Тетрадь-практикум, § 11
Электронное приложение

39

41

Ультразвук и инфразвук в природе и технике.

Учебник, § 21
Тетрадь-тренажер, с. 36—44
Задачник, с. 16—20
Электронное приложение

40

42

Подготовка к контрольной работе.

Учебник, с.54-55
Тетрадь-тренажер, с. 36—44
Задачник, с. 16—20
Электронное приложение

41

43

Контрольная работа № 3.

Тетрадь-экзаменатор, с. 24—33

42

Электромагнитные колебания и волны

44

Индукция магнитного поля.

Учебник, § 22
Тетрадь-тренажер, с. 44—54
Задачник, с. 21—26
Электронное приложение

43

45

Однородное магнитное поле. Магнитный поток.

Учебник, § 23
Тетрадь-тренажер, с. 44—54
Задачник, с. 21—26
Электронное приложение

44

46

Решение задач по теме: «Магнитное поле».

Учебник, § 22-23
Тетрадь-тренажер, с. 44—54
Задачник, с. 21—26
Электронное приложение

45

47

Лабораторная работа №5: «Изучение явления электромагнитной индукции».

Тетрадь-практикум, § 14
Электронное приложение

46

48

Переменный электрический ток.

Учебник, § 25
Тетрадь-тренажер, с. 44—54
Задачник, с. 21—26
Электронное приложение

47

49

Электромагнитное поле.

Учебник, § 26
Тетрадь-тренажер, с. 44—54
Задачник, с. 21—26
Электронное приложение

48

50

Электромагнитные колебания.

Учебник, § 27
Тетрадь-тренажер, с. 44—54
Задачник, с. 21—26
Электронное приложение

49

51

Электромагнитные волны.

Учебник, § 28
Тетрадь-тренажер, с. 44—54
Задачник, с. 21—26
Электронное приложение

50

52

Решение задач по теме: «Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны».

Учебник, § 25-28
Тетрадь-тренажер, с. 44—54
Задачник, с. 21—26
Электронное приложение

51

53

Подготовка к контрольной работе.

Учебник, с.72-73
Тетрадь-тренажер, с. 44—54
Задачник, с. 21—26
Электронное приложение

52

54

Контрольная работа №4.

Тетрадь-экзаменатор, с. 34—43

53

Геометрическая оптика

55

Свет. Источники света.

Учебник, § 30
Тетрадь-тренажер, с. 54—66
Задачник, с. 27—33
Электронное приложение

54

56

Распространение света в однородной среде.

Учебник, § 31
Тетрадь-тренажер, с. 54—66
Задачник, с. 27—33
Электронное приложение

55

57

Лабораторная работа №6: «Наблюдение образования тени и полутени»

Тетрадь-практикум, § 17
Электронное приложение

56

58

Отражение света. Плоское зеркало.

Учебник, § 32
Тетрадь-тренажер, с. 54—66
Задачник, с. 27—33
Электронное приложение

57

59

Решение задач по теме: «Отражение света. Плоское зеркало».

Учебник, § 30-32
Тетрадь-тренажер, с. 54—66
Задачник, с. 27—33
Электронное приложение

58

60

Преломление света.

Учебник, § 34
Тетрадь-тренажер, с. 54—66
Задачник, с. 27—33
Электронное приложение

59

61

Решение задач по теме: «Преломление света».

Учебник, § 34
Тетрадь-тренажер, с. 54—66
Задачник, с. 27—33
Электронное приложение

60

62

Лабораторная работа №7: «Наблюдение преломления света. Измерение показателя преломления стекла».

Тетрадь-практикум, § 18
Электронное приложение

61

63

Линзы. Изображения, получаемые с помощью линзы.

Учебник, § 35, 36
Тетрадь-тренажер, с. 54—66
Задачник, с. 27—33
Электронное приложение

62

64

Решение задач по теме: «Линзы. Изображения, получаемые с помощью линзы».

Учебник, § 35-36
Тетрадь-тренажер, с. 54—66
Задачник, с. 27—33
Электронное приложение

63

65

Лабораторная работа №8: «Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы».

Тетрадь-практикум, § 19
Электронное приложение

64

66

Лабораторная работа №9: «Получение изображения с помощью линзы».

Тетрадь-практикум, § 20
Электронное приложение

65

67

Глаз как оптическая система.

Учебник, § 37
Тетрадь-тренажер, с. 54—66
Задачник, с. 27—33
Электронное приложение

66

68

Оптические приборы.

Учебник, § 38
Тетрадь-тренажер, с. 54—66
Задачник, с. 27—33

Тетрадь-практикум, § 22
Электронное приложение

67

69

Подготовка к контрольной работе.

Учебник, с. 96-97
Тетрадь-тренажер, с. 54—66
Задачник, с. 27—33
Электронное приложение

68

70

Контрольная работа №5.

Тетрадь-экзаменатор, с. 44—51

69

Электромагнитная природа света

71

Скорость света. Методы определения скорости света.

Учебник, § 39
Тетрадь-тренажер, с. 66—74
Задачник, с. 34—37
Электронное приложение

70

72

Разложение белого света на цвета. Дисперсия света.

Учебник, § 40
Тетрадь-тренажер, с. 66—74
Задачник, с. 34—37
Электронное приложение

71

73

Интерференция волн.

Учебник, § 41
Тетрадь-тренажер, с. 66—74
Задачник, с. 34—37
Электронное приложение

72

74

Интерференция и волновые свойства света.

Учебник, § 42
Тетрадь-тренажер, с. 66—74
Задачник, с. 34—37
Электронное приложение

73

75

Дифракция волн. Дифракция света.

Учебник, § 43
Тетрадь-тренажер, с. 66—74
Задачник, с. 34—37
Электронное приложение

74

76

Поперечность световых волн. Электромагнитная природа света.

Учебник, § 44
Тетрадь-тренажер, с. 66—74
Задачник, с. 34—37
Электронное приложение

75

77

Решение задач по теме: «Интерференция волн. Дифракция волн».

Учебник, § 39-44
Тетрадь-тренажер, с. 66—74
Задачник, с. 34—37
Электронное приложение

76

78

Подготовка к контрольной работе.

Учебник, с. 110-111
Тетрадь-тренажер, с. 66—74
Задачник, с. 34—37
Электронное приложение

77

79

Контрольная работа №6

Тетрадь-экзаменатор, с. 52—59

78

Квантовые явления

80

Опыты с катодными лучами. Открытие электрона.

Учебник, § 45
Тетрадь-тренажер, с. 74—84
Задачник, с. 38—41
Электронное приложение

79

81

Излучение и спектры. Квантовая гипотеза Планка.

Учебник, § 46
Тетрадь-тренажер, с. 74—84
Задачник, с. 38—41
Электронное приложение

80

82

Атом Бора.

Учебник, § 47
Тетрадь-тренажер, с. 74—84
Задачник, с. 38—41
Электронное приложение

81

83

Радиоактивность.

Учебник, § 48
Тетрадь-тренажер, с. 74—84
Задачник, с. 38—41
Электронное приложение

82

84

Решение задач по теме: «Радиоактивность».

Учебник, § 48
Тетрадь-тренажер, с. 74—84
Задачник, с. 38—41
Электронное приложение

83

85

Состав атомного ядра.

Учебник, § 49
Тетрадь-тренажер, с. 74—84

Задачник, с. 38—41
Электронное приложение

84

86

Ядерные силы и ядерные реакции.

Учебник, § 50
Тетрадь-тренажер, с. 74—84
Задачник, с. 38—41
Электронное приложение

85

87

Решение задач по теме: «Ядерные силы и ядерные реакции».

Учебник, § 50
Тетрадь-тренажер, с. 74—84
Задачник, с. 38—41
Электронное приложение

86

88

Деление и синтез ядер.

Учебник, § 51
Тетрадь-тренажер, с. 74—84
Задачник, с. 38—41
Электронное приложение

87

89

Атомная энергетика.

Учебник, § 52
Тетрадь-тренажер, с. 74—84
Задачник, с. 38—41

Тетрадь-практикум, § 26
Электронное приложение

88

90

Подготовка к контрольной работе.

Учебник, с. 130-131
Тетрадь-тренажер, с. 74—84
Задачник, с. 38—41
Электронное приложение

89

91

Контрольная работа №7.

Тетрадь-экзаменатор, с. 60—67

90

Строение и эволюция Вселенной

92

Структура Вселенной.

Учебник, § 53
Тетрадь-тренажер, с. 84—94
Задачник, с. 42—44
Электронное приложение

91

93

Физическая природа Солнца и звезд.

Учебник, § 54
Тетрадь-тренажер, с. 84—94
Задачник, с. 42—44
Электронное приложение

92

94

Спектр электромагнитного излучения.

Учебник, § 55
Тетрадь-тренажер, с. 84—94
Задачник, с. 42—44
Электронное приложение

93

95

Рождение и эволюция Вселенной.

Учебник, § 56
Тетрадь-тренажер, с. 84—94
Задачник, с. 42—44
Электронное приложение

94

96

Современные методы исследования Вселенной.

Учебник, § 57
Тетрадь-тренажер, с. 84—94
Задачник, с. 42—44
Электронное приложение

95

97

Решение задач по теме: «Строение и эволюция Вселенной».

Учебник, § 53-57
Тетрадь-тренажер, с. 84—94
Задачник, с. 42—44

Тетрадь-практикум, § 29
Электронное приложение

96

98

Урок-конференция «Строение и эволюция Вселенной».

Тетрадь-практикум, § 29

Электронное приложение

97

99

Подготовка к контрольной работе.

Учебник, § 144
Тетрадь-тренажер, с. 84—94
Задачник, с. 42—44
Электронное приложение

98

100

Контрольная работа №8.

Тетрадь-экзаменатор, с. 68—75

100

101

Повторение.

101

102

Повторение.

102

103

Повторение.

103

104

Итоговая контрольная работа.

Тетрадь-экзаменатор, с. 76—91

104

105

Подведение итогов.

105


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...