Рабочая программа по физике 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс) по теме

Пустовая Ирина Николаевна

 

Рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы (авторы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин), составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_fizike_8_klass.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы (авторы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин), составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010)

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения физики в 8 классе (2 учебных часа в неделю).

Количество учебных недель 34

Количество плановых контрольных работ 5

Количество плановых лабораторных работ 14

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле
  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы
  • смысл физических законов: сохранения энергии в механических и тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы
  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых и электромагнитных явлениях
  • решать задачи на применение изученных физических законов
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Считаю необходимым добавить урок решение задач по теме «Тепловые явления» и «Изменение агрегатного состояния вещества», так как данный материал необходим при подготовке к итоговой аттестации.

Учебно – тематический план

№п/п

Тема урока    8класс.

Плановые сроки похождения

Фактические

сроки похождения

Кол-во часов

Примечание.

1

Инструктаж по технике безопасности. Тепловое движение. Термометр.

1

2

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела.

1

3

Теплопроводность. Конвекция.

1

4

Излучение.

1

5

 Количество теплоты.

1

6

 Инструктаж  по технике безопасности. Лабораторная работа №1. «Исследование изменения  температуры остывающей воды».  

1

7

Удельная теплоемкость вещества.

Расчет количества теплоты.

1

8

Инструктаж  по технике безопасности. Лабораторная работа №2 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной  температуры».

1

9

 Инструктаж  по технике безопасности. Лабораторная работа №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

1

10

 Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.

1

11

Решение задач на расчет энергии топлива.

1

12

Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах

1

13

Контрольная работа №1 по теме: «Тепловые явления. Количество теплоты».

1

14 / 1

Плавление и отвердевание тел. Температура плавления.

1

15/2

Удельная теплота плавления.

1

16/3

Решение задач на  удельную  теплоту плавления.

1

17/4

 

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар.  

1

18/5

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

1

19/6

Инструктаж  по технике безопасности. Лабораторная работа №4   «Измерение  относительной влажности воздуха».  

1

20/ 7

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

1

21/8

Решение задач по теме «Удельная теплота парообразования»

1

22/9

 Работа газа и пара при расширении. Двигатель

внутреннего сгорания.

1

23/  10

Паровая турбина.

КПД. Теплового двигателя.

1

24/ 11

Решение задач на работу газа вещества.

1

25/ 12

Контрольная работа № 2  «Изменение агрегатных состояний вещества».

1

26 /  1

Электронизация тел. Два рода  зарядов. Взаимодействие заряженных тел.

1

27  / 2

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

1

28 /  3

Электрическое поле.

1

29 / 4

Дискретность электрического заряда строение атома. Электрон.

1

30/5

Объяснение электрических явлений.

1

31  / 6

Решение задач по теме: «Электризация тел».

1

32 / 7

 Электрический  ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь.

1

33/  8

Электрический ток в металлах.

Действие электрического тока.

1

34 /9

Сила тока. Амперметр.

1

35 /10

Инструктаж  по технике безопасности. Лабораторная работа №5 «Сборка электрической цепи и измерение  силы тока в ее различных участках».

1

36 / 11

Электрическое напряжение. Единицы напряжения.

Вольтметр.

1

37 / 12

 Инструктаж  по технике безопасности. Лабораторная работа № 6 «Измерение напряжение на раз личных участках электрической цепи».  

1

38  \13

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

1

39  \14

Реостаты. Инструктаж  по технике безопасности. Лабораторная работа №7 «Регулирование силы тока реостатом».

1

40 / 15

Закон Ома для участка электрической цепи.

1

41/16

Решение задач на закон Ома для участка цепи.

1

42 / 17

Инструктаж  по технике безопасности. Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы тока проводников от напряжении, при  постоянном  сопротивлении».  

1

43 \ 18

Удельное сопротивление. Реостаты. Решение задач.

1

44/  19

Последовательность соединения проводников.

1

45\  20

Параллельное соединение проводников.

1

46\ 21

Решение задач по теме: «Последовательность соединения проводников. Параллельное соединение проводников». Тест

1

47/22

 Работа и мощность тока

1

48/23

Инструктаж  по технике безопасности. Лабораторная  работа № 9 «Измерение Работы и мощности  электрического тока».

1

49\24

Закон Джоуля –Ленца.

1

50 \25

Лампа накаливания. Электронагревательные  приборы.  Короткое замыкания. Предохранители.

1

51 \26

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Электрические явления»

1

52 \27

Контрольная работа № 3 «Электрические явления».

1

53/1

Магнитное поле. Электромагниты и их применение.

1

54/2

Постоянные  магниты. Магнитное  поле Земли.

1

55/3

Инструктаж  по технике безопасности. Лабораторная работа № 10 «Сборка  электромагнита  и испытание его действия».

1

56/4

Действия магнит поля на проводник с  током.

1

57/5

Электрический  двигатель.

Динамик и микрофон.

1

58/6

Инструктаж  по технике безопасности. Лабораторная работа  №11 «Изучение электрического  двигателя постоянного тока».

1

59/7

Контрольная работа № 4 «Электромагнитные  явления»

1

60/1

Источники света. Прямолинейное распространение света.

1

61/2

Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало.

1

62/3

Инструктаж  по технике безопасности. Лабораторная работа №12 «Исследование  зависимости  угла отражения от угла падения».

1

63/4

Преломление света. Инструктаж  по технике безопасности. Лабораторная работа №13 «Исследование  зависимости   угла преломления от угла падения света».

1

64/5

Линза. Фокусное расстояние  линзы.

1

65/6

Решение задач на определение  фокусного расстояния  линзы.

1

66/7

Построения  изображения  даваемой  тонкой линзой. Оптическая  сила  линзы.

1

67/8

Инструктаж  по технике безопасности. Лабораторная работа № 14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы».  Получение  изображения.  Глаз как оптическая система. Оптические   приборы.

1

68/9

Контрольная работа  № 5  по теме: «СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

1

69

Промежуточная аттестация в форме контрольного тестирования.

1

70

Повторение темы: световые явления

1

 

Содержание программы учебного предмета

8 класс (70 часов , 2 часа в неделю)

1.Тепловые явления (13 часов)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
  2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
  3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

2.Изменение агрегатных состояний вещества (12ч)

Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Измерение относительной влажности воздуха.

3.Электрические явления (27ч)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
  2. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

      7. Регулирование силы тока реостатом.

  1. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.
  2. Измерение работы и мощности электрического тока.

4. Электромагнитные явления (7 ч)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Сборка электромагнита и испытание его действия.

       11.Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

5. Световые явления (9 ч)

Источники света. Прямолинейное распространение света Отражения света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света.

Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Фронтальные лабораторные работы

12.Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

13.Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

14.Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

6. Повторение (2 ч)

Формы  и методы контроля: В зависимости от степени лёгкости и быстроты обучаемости учащихся, а также структуры изученного материала, в каждом отдельном случае применяются следующие формы и методы контроля и самоконтроля:

  • устный фронтальный опрос ( от 5 до 25 мин.);
  • тест;
  • самостоятельная работа (решение задач или вывод формулы(закона),
  • лабораторная работа;
  • контрольная работа;
  • самооценка работы учащегося;

Учебно-методический комплект

  1. Физика 8: учеб. для  общеобразоват. учреждений / А.В. Пёрышкин и Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2010 Физика.

             2) В.И. Лукашик. Сборник задач по физике 7-8 класс, М.-«Просвещение», 2011

3)Контрольные и самостоятельные работы по физике . О.И. Громцева к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика.8 класс» 2013.

Средства контроля

          Контроль проводится с использованием следующей литературы:

         Годова И.В. Физика. 8 класс. Контрольные работы в новом формате. – М.:

Интеллект-Центр, 2011. 

  1. Тепловые явления. Количества теплоты стр. 9-20
  2.  Изменение агрегатных состояний вещества. Стр. 21-32 

Контрольные и самостоятельные работы по физике . О.И. Громцева к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика.8 класс» 2013.

  1. Электрические явления. Стр. 70-77
  2. Электромагнитные явления. Стр. 80-89
  3.    Световые явления. Стр. 98-104

Лабораторные работы:

Используется сборник лабораторные работы по физике, 7-11 класс. Управление образования и науки администрации Губкинского городского округа. МБУ «Научно-методический центр»  города Губкина Белгородской области. Губкин 2012.

Литература

  1. А.В. Перышкин. Физика 8 класс. Дрофа, М,-2010
  2. Н.В. Ильина. Тематический контроль по физике 8 класс. «Интеллект- Центр» М., 2002
  3. А.Е. Марон, Е.А. Марон Физика. Дидактические материалы. Дрофа, М.-2004
  4. В.И. Лукашик. Сборник задач по физике 7-8 класс, М.-«Просвещение», 2011
  5. А.В. Перышкин «Сборник задач по физике. 7-9 классы», М.: Дрофа, 2010.
  6. З.В. Александрова «Уроки физики с применением информационных технологий» М.: издательство «Глобус», 2010
  7. Годова И.В. Физика. 8 класс. Контрольные работы в новом формате. – М.: Интеллект-Центр, 2011. 
  8. Тесты по физике 8 класс. А.В.Чеботарева. «ЭКЗАМЕН»  М. 2010.
  9. Лабораторные работы по физике, 7-11 класс. Управление образования и науки администрации Губкинского городского округа. МБУ «Научно-методический центр»  города Губкина Белгородской области. Губкин 2012.
  10. Контрольные и самостоятельные работы по физике . О.И. Громцева к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика.8 класс» 2013.

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...