Рабочая программа курса "Решение нестандартных физических задач" для 9 класса
рабочая программа по физике (9 класс) на тему
Целью данного курса является совершенствование познавательной сферы учащихся и формирование у них умения решать нестандартные физические задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elkf_9kl_2.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КУРГАНА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Кургана
«Гимназия № 32»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА
«РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»
ДЛЯ 9 КЛАССА
Составитель: учитель физики
Волосникова Светлана Владимировна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе деятельностного подхода, когда ребёнок выступает как субъект деятельности, субъект развития.
Приобретение компетенций базируется на опыте деятельности обучающихся и зависит от их активности. Самый высокий уровень активности - творческая активность. Она предполагает стремление ученика к творческому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем.
Развитие творческой активности учащихся в процессе изучения физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителем физики в современной школе. Одним из основных средств такого развития школьников является решение нестандартных физических задач. Нестандартная задача – задача, не имеющая общих правил и положений, определяющих точную программу её решения, и требующая определённой сообразительности, свободного владения материалом различных разделов физики. Решение таких задач способствует более прочному усвоению знаний, развитию познавательного интереса учащихся к предмету и их творческих способностей.
Целью данного курса является совершенствование познавательной сферы учащихся и формирование у них умения решать нестандартные физические задачи.
Основными задачами данного курса являются:
1. Формирование у школьников общеучебных умений (обобщение, анализ, сравнение, систематизация и др.) через решение физических задач.
2. Овладение различными методами и приёмами решения нестандартных физических задач.
3. Формирование у учащихся навыков самостоятельного приобретения знаний при работе с различными источниками информации.
4. Создание условий для развития у учащихся устойчивого интереса к решению физических задач.
Данный курс ориентирован на учащихся 9 класса, имеет выраженный практико – ориентированный характер. Программа курса рассчитана на 17 часов из расчёта 0,5 учебных часа в неделю.
Основные виды деятельности учащихся
- Индивидуальное, коллективное, групповое решение задач различной трудности.
- Подбор, составление и решение по интересам различных физических задач: занимательных, экспериментальных, качественных, комбинированных и т.д.
- Решение олимпиадных задач.
- Взаимопроверка решенных задач.
- Составление тестов для использования на уроках физики.
- Составление проектов в электронном виде.
Ожидаемые образовательные результаты
- Знание основных законов и понятий.
- Успешная самореализация учащихся.
- Опыт работы в коллективе, группе, индивидуально.
- Умение искать, отбирать, оценивать информацию.
- Умение систематизировать материал.
- Возникновение потребности читать дополнительную литературу.
- Получение опыта дискуссии, проектирования учебной деятельности.
Итоговое занятие по программе курса может быть проведено в форме творческого отчёта или круглого стола.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | лекции | практика | ||
1. | Введение | 1 | 1 | - |
2. | Гидро- и аэростатика | 3 | 1 | 2 |
3. | Тепловые явления | 3 | - | 3 |
4. | Основы кинематики | 3 | - | 3 |
5. | Основы динамики | 3 | - | 3 |
6. | Законы сохранения в механике | 3 | - | 3 |
7. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
6. | Итого: | 17 | 2 | 15 |
Содержание
Введение (1 час)
Нестандартная задача. Работа с текстом задачи (выработка умения читать «между строк»). Методы и приёмы решения нестандартных физических задач (метод проб и ошибок, метод « мозгового штурма», метод от противного и др.).
Гидро – и аэростатика (3 часа)
Атмосферное давление. Гидростатическое давление. Законы сообщающихся сосудов. Сила Архимеда. Условия плавания тел.
Тепловые явления (3 часа)
Расчет количества теплоты при теплообмене. Расчет количества теплоты при различных фазовых переходах. Уравнение теплового баланса.
Основы кинематики (3 часа)
Равномерное и равноускоренное движение, свободное падение, криволинейное движение.
Основы динамики (3 часа)
Законы Ньютона. Силы в природе: сила всемирного тяготения, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес тела.
Законы сохранения в механике (3 часа)
Импульс. Закон сохранения импульса. Работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия, полная механическая энергия. Закон сохранения энергии в механике. КПД простых механизмов.
Итоговое занятие (1 час)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Список литературы для учителя
- Балашов, В.А. Задачи по физике и методы их решения. / В.А. Балашов. – М.: Просвещение, 1983. – 217с.
- Бершадский, М.Е., Бершадская, Е.А. Методы решения задач по физике. / М.Е. Бершадский, Е.А. Бершадская. - М.: Народное образование, 2001. – 174с.
- Каменецкий, С.Е., Орехов, В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. / С.Е. Каменецкий, В.П. Орехов. – М.: Просвещение, 1987. – 247с.
- Турчина, Н.В., Рудакова, Л.И., Сурова, О.И. Физика: 3800 задач для школьников и поступающих в вузы. / Н.В. Турчина, Л.И. Рудакова, О.И. Сурова. – М.: Дрофа, 2000. – 267с.
Список литературы для учащихся
1. Балашов, В.А. Задачи по физике и методы их решения. / В.А. Балашов. – М.: Просвещение, 1983. – 217с.
2. Гольфарб, И.И. Сборник вопросов и задач по физике. / И.И. Гольфарб. – М.: Высшая школа, 1973. – 183с.
3. Малинин, А.Н. Сборник вопросов и задач по физике. / А.Н. Малинин. – М.: Просвещение, 2002. – 196с.
Приложение
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов на год: в неделю 0,5 часа, всего 17 часов.
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов | Дата | Примечание |
Введение (1 час) | ||||
1. | Нестандартная задача. Методы и приёмы решения нестандартных физических задач. | 1 | ||
Гидро – и аэростатика (3 часа) | ||||
2. | Атмосферное давление. Гидростатическое давление. | 1 | ||
3. | Законы сообщающихся сосудов. | 1 | ||
4. | Сила Архимеда. Условия плавания тел. | 1 | ||
Тепловые явления (3 часа) | ||||
5. | Расчёт количества теплоты при теплообмене. | 1 | ||
6. | Расчёт количества теплоты при различных фазовых переходах. | 1 | ||
7. | Уравнение теплового баланса. | 1 | ||
Основы кинематики (3 часа) | ||||
8. | Равномерное и равноускоренное движение. | 1 | ||
9. | Свободное падение тел. | 1 | ||
10. | Криволинейное движение. | 1 | ||
Основы динамики (3 часа) | ||||
11. | Законы Ньютона. | 1 | ||
12. | Сила всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. | 1 | ||
13. | Сила упругости. Сила трения. | 1 | ||
Законы сохранения в механике (3 часа) | ||||
14. | Импульс. Закон сохранения импульса. | 1 | ||
15. | Работа. Мощность. Кинетическая и потенциальная энергия. | 1 | ||
16. | Закон сохранения энергии в механике. КПД простых механизмов. | 1 | ||
17. | Итоговое занятие. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Решение нестандартных задач по алгебре и началам анализа" (профильный курс 3 часа в неделю) 11 класс
Для тех, кто предполагает получить в дальнейшем высшее образование, связанное с естественными науками, техникой и социально-экономическими дисциплинами, математическая подготовка носит более фундамент...
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...
Рабочая программа курса «Нестандартные задачи по математике» для 9 класса
Программа курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы, является предметно-ориентированной. Она рассчитана на удовлетворение потребностей учащ...
Рабочая программа курса «Нестандартные задачи». 6 класс.
Рабочая программа курса «Нестандартные задачи». 6 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 8 класс " Нестандартные задачи по математике".
Рабочая программа содержит тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности 8 класс математика....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Физическая культура» Класс 5
Рабочая программа по физической культуре 5 класса составлена на основе следующих документов:·...
Рабочая программа элективного курса для 11 класса (34 часа) Способы решения нестандартных уравнений
Рабочая программа элективного курсадля 11 класса (34 часа) Способы решения нестандартных уравнений...