Рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (9 класс) по теме
Рабочая программа Физика 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по физике 7 класс | 246 КБ |
Рабочая программа по физике 9 класс | 271 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Пятигорска
«Согласовано» Руководитель МО ___________ Черникова Е.В. Протокол № ____ от «_____»_______2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________ Аршинова М.А. «_____»_______2013 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ СОШ №2 _______________ Мичева И.С. Приказ № ____ от «__» ____________2013г. |
Рабочая программа по физике
для 7 класса
Составитель: учитель физики
МКОУ СОШ №2 г. Пятигорска
Маливенко Е.В.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.
Данная программа используется для УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 14 лабораторных работ, 6 контрольных работ.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).
В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошла тема, которой не было в предыдущем стандарте: «Центр тяжести». В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся включены четыре новые. Для приобретения или совершенствования умения «использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени … давления» в курс включены две лабораторные работы: «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности», «Измерение давления твердого тела на опору». В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: … силы упругости от удлинения пружины, силы трения скольжения от силы нормального давления» включены две лабораторные работы: «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины», «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
- смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
Содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины.
(70 часов)
Физика и физические методы изучения природы. (4 ч)
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Демонстрации.
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.
Лабораторные работы и опыты.
Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности. Измерение длины. Измерение температуры.
Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)
Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Демонстрации.
Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.
Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.
Взаимодействие тел. (22 ч)
Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.
Демонстрации.
Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.
Лабораторные работы.
Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости. Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема твердого тела. Измерение плотности твердого тела. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Определение центра тяжести плоской пластины.
Давление твердых тел, газов, жидкостей. (21 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.
Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.
Лабораторные работы.
Измерение давления твердого тела на опору. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Работа и мощность. Энергия. (12 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.
Демонстрации. Простые механизмы.
Лабораторные работы.
Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Итоговое повторение (5 ч)
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.
Перечень учебно-методических средств обучения.
Основная и дополнительная литература:
Гутник Е. М. Физика. 7 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с. ил.
Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.
Кривченко И. В. Сборник задач и вопросов по физике 7 класс. – Курск, 1999
Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.
Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.
Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 7-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.
Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2008
Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.
Оборудование и приборы.
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.
Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.
Календарно – тематическое планирование
Дата | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Основные понятия | Демонстрации | Домашнее задание |
1 | Введение | 4 | ||||
1/1 | Что изучает физика. Наблюдения и опыты. | Физика – одна из наук в природе основная задача в физике. Некоторые физические термины: тело, вещество, материя. Наблюдения и опыты – основные источники физических знаний. | 1.примеры физических явлений; колебания тела на пружине; звучание камертона; получение изображения пламени свечи на экране с помощью линзы; взаимодействие металлических опилок с магнитом (через картон). 2. демонстрация наборов тел имеющих: а)одинаковую форму но разный объем (мячи, слоники, ложки или другие игрушки); б)одинаковый объем, но различную форму (кусок пластилина и вылепленная из него игрушка). | §§1-3, Л.№5, 12. | ||
2/2 | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. | Определение физической величины. Примеры физических величин и единицы их измерений. Запись результатов измерений с учетом погрешности. | Измерительная линейка, секундомер демонстрационный, термометр, амперметр демонстрационный и лабораторный, транспортир. | §§4,5. Упр.1, Л.№25. | ||
3/3 | Лабораторная работа №1. «Определение цены деления измерительного прибора». | Л.31,32,37*. Подготовить заметки для газеты «Физика и техника». | ||||
4/4 | Физика и техника. | Основные этапы развития физики. Взаимосвязь физики и техники. научно-технический прогресс. Оформление газеты. | 1.Современные электронные устройства (плеер, мобильный телефон, видеомагнитофон и т.д.) 2.Портреты ученых-физиков и выдающихся изобретателей. | §6, задание 1.Составить физический кроссворд из 6-12 слов по пройденной теме. | ||
2. | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | ||||
5/1 | Строение вещества. Молекулы. | Опыты и явления, доказывающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Молекулы. Представление о размерах молекул. | 1.Опыты по рисункам 16,17,18,19 в учебнике. 2.Модели молекул воды, кислорода, водорода. 3.Модель хаотического движения молекул. | §§7,8 Л.№53,54,42* | ||
6/2 | Лабораторная работа №2. «Измерение размеров малых тел» | Л.№23,34 | ||||
7/3 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | Явление диффузии. Причины и закономерности этого явления. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Диффузия в природе. Примеры практического применения диффузии. | 1.Опыт по рисунку 23 в учебнике. 2.Модель хаотического движения молекул. 3.Механическая модель броуновского движения. 4.Диффузия газов. | §9, задание 2(1), Л.№66 | ||
8/4 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | Опытные доказательства существования между молекулами сил взаимного притяжения и отталкивания. Примеры проявления этих сил в природе и технике. Явление смачивания и несмачивания. | 1.Силы взаимодействия молекул: разламывание и соединение куска мела; сжатие и распрямление резинового ластика; сваривание в пламени двух соломинок для коктейля; соединение кусков пластилина. 2.Сцепление свинцовых цилиндров (по рис.26 в учебнике). 3.Отрывание стеклянной пластины от воды (по рис.27 в учебнике). | §10. Упр.2(1), Л.№74,80,83*. | ||
9/5 | Три состояния вещества. Различие в молекулярном строение твердых тел, жидкостей и газов. | Три состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное. Объяснение свойств различных состояний на основе молекулярного строения вещества. | 1.Объем и форма твердого тела, жидкости, газа. 2.Свойства газа занимать весь предоставленный объем (по ис.30 в учебнике). | §§11,12, задание 3, Л.№84. | ||
10/6 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». | Опытные обоснования следующих положений: все вещества состоят из молекул, молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении и взаимодействуют между собой. Заполнить таблицу «Три состояния вещества». | Л.№65,67,77-79,81,82. | |||
3. | Взаимодействие тел. | 22 | ||||
11/1 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | Определение механического движения. Виды движения. Понятие траектории и пройденного пути. Единицы пути. | 1.Относительность движения: движение игрушечного автомобиля по столу и по движущейся тележке. 2.Равномерное и неравномерное, прямолинейное и криволинейное движение управляемого игрушечного автомобиля. 3.Траектории мела на доске. | §§13,14, задание 4, Л.№99,101*,103*. | ||
12/2 | Скорость. Единицы скорости. | Понятие скорости. Формула для расчета скорости равномерного движения. Единицы скорости. Понятие средней скорости неравномерного движения. Сравнение скоростей движения различных тел, света, звука (по таблице 1 учебника). | Движение игрушечного автомобиля (определить путь, пройденный им за 5сек., найти среднюю скорость движения). | §15, Упр.4 (1,4), Л.№137*. | ||
13/3 | Расчет пути и времени движения. Решение задач по «Равномерное прямолинейное движение». | Вывод формул для расчета пути и времени движения при равномерном и неравномерном движении тел. | 16, Упр.5 (2,4), Л.№128* | |||
14/4 | Явление инерции. Решение задач по теме «Расчет пути и времени движения». | Причины изменения скорости тела. Явление инерции. Примеры проявления и учета явления инерции в быту и технике. Решение задач на расчет скорости, пройденного пути и времени движения. | 1.Опыт по рис.41 в учебнике. 2. Колебание маятника. 3.Явление инерции (тело на тележке). | §17. Составить и решить 2 задачи на расчет пути и времени движения. | ||
15/5 | Взаимодействие тел. | Примеры взаимодействия тел. Результат взаимодействия. Явления отдачи. | 1.Опыт по рис.42,43 в учебнике. 2.Взаимодействие подвижного тела с неподвижным (движение шарика по желобу и столкновение с неподвижным шариком). | §18, Л.№207,209,212*. | ||
16/6 | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. | Понятие инертности. Масса тела. Единица массы. Устройство и принцип действия рычажных весов. | 1.Опыт по рис.46 в учебнике. 2.Взвешивание деревянного бруска на рычажных весах. | §§19,20, Упр.6 (1,3), Л.№213*. | ||
17/7 | Лабораторная работа №3. «Измерение массы тела на рычажных весах». | Л.№223, 217*. | ||||
18/8 | Лабораторная работа №4. «Измерение объема тела». | Л.№127,219*. | ||||
19/9 | Плотность вещества. | Понятие плотности вещества. Формула для расчета плотности. Единица плотности вещества. Сравнение значение плотностей различных веществ (по таблицам 2,3,4 в учебнике). | 1.Опыт по рис.50 в учебнике (демонстрация твердых тел одинакового объема, но разной массы). 2.Сравнение объемов мелких гвоздей и кусочков ваты, уравновешенных на рычажных весах. 3.Демонстрация твердых тел одинаковой массы, но разного объема (по рис.51 учебника). | §21, Упр.7 (1,2). Л.№265. Подготовиться к экспериментальной работе по исследованию связей массы вещества с его объемом. | ||
20/10 | Лабораторная работа №5. «Определение плотности вещества твердого тела». | §21, Упр.7 (4,5), Л.№269* | ||||
21/11 | Расчет массы и объема по его плотности. | Вывод формул для расчета массы и объема тела по его плотности. Решение задач. | Измерение объемов алюминиевого цилиндра и стального бруска, вычисление их масс (использовать значение плотности из таблицы 2 учебника). Проверка полученного результата с помощью весов. | §22, Л.№283*. Составить и решить 2 задачи на расчет массы и объема тела по его плотности. | ||
22/12 | Решение задач по теме «Плотность вещества». Подготовка к контрольной работе. | Упр.8 (3,4), Л.№274*. | ||||
23/13 | Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества». | Придумать 4 тестовых вопроса по изученному материалу с 3 вариантами ответа (1-правильный, другие-близкие по смыслу). | ||||
24/14 | Работа над ошибками. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | Причины изменения скорости тела. Сила как мера взаимодействия тела. Модуль, направление и точка приложения сил. Явления всемирного тяготения. Понятие силы тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела. | 1.Опыт по рис.55,56 в учебнике. 2.Падение металлического шарика, подвешенного на нити, после пережигания нити. 3.Движение теннисного шарика брошенного горизонтально. | §§23,24, Л.№291-293. | ||
25/15 | Сила упругости. Закон Гука. | Сила упругости. Примеры действия силы упругости. Деформация ее и ее виды. Закон Гука для упругих деформаций. Примеры практического применения закона Гука (строительство мостов, прыжки с парашютом и т.д.). | 1.Прибор для демонстрации видов деформации. 2.Колебания пружинного маятника. 3.Действие рогатки (частный случай катапульты). 4.Лабораторный динамометр. 5.Процесс образования упругих деформаций. 6.Зависимость силы упругости от деформации (опыты по рис.64,66 в учебнике). 7.Виды упругих деформаций. 8.Закон Гука. | §25, Л.№328,329,342*. | ||
26/16 | Вес тела. | Понятие веса. Вес тела, находящегося на неподвижной или равномерно движущейся опоре. | §26, Л.№333,334. | |||
27/17 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | Единицы силы. Сила тяжести, действующая на тело массой 1кг. Формула для расчета силы тяжести, действующей на тело произвольной массой. Формула для расчета веса тела. | §27, Упр.9 (1,3). | |||
28/18 | Лабораторная работа №6. «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». | Устройство и принцип действия динамометра. Виды динамометров. Их практическое применение. Лабораторная работа №6. «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». | 1.Различные виды динамометров. 2.Определение цены деления шкалы приборов. 3.Измерение мускульной силы ручных динамометров-силометром (по рис.70 в учебнике). | §28, Упр.10 (1,3), Л№351* | ||
29/19 | Сложение сил, направленных по одной прямой. | Понятие равнодействующих сил. Определение модуля и направления равнодействующей двух сил для различных случаев. | 1.Опыты по рис.74,76 в учебнике. 2.Измерение равнодействующей сил, действующих на тело, погруженное в жидкость. | §29. Упр.11 (2,3).Л№367*. | ||
30/20 | Сила трения. Трение скольжения. Трения покоя. | Сила трения. Причины возникновения силы трения. Трение скольжения. Трение качения. Зависимость силы трения от веса тела. Сравнения сил трения скольжения и трения качения. | 1.Силы трения покоя, скольжения, вязкого трения. 2.Измерение силы трения, скольжения при движении бруска по деревянной доске. 3.Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения (по рис.80 в учебнике). 4.Зависимость силы трения от веса тела, шероховатости поверхности. | §§30,31. | ||
31/21 | Трение в природе и технике. | Примеры проявления трения в природе, в быту, технике. Использование трения (способы увеличения); борьба с трением (способы уменьшения). Устройство и принцип действия подшипников. | 1.Способы увеличения трения (посыпания поверхности песком) и уменьшения трения (смазка поверхности вазелином). 2.Шариковые и роликовые подшипники. | §32 Написать сочинение на тему: Iвар. «Речь прокурора: «Я обвиняю Трение»». IIвар. «Речь адвоката: «Я защищаю Трение»». | ||
32/22 | Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел». | Дидактический материал. | Др. вариант | |||
4. | Давление твёрдых тел, жидкостей и газов | 24 | ||||
33/1 | Работа над ошибками. Давление. Единицы давления. | Давление тел на опору. Единицы давления. | 1.Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры (по рис.86 в учебнике). | §33, Упр.12 (2,3). | ||
34/2 | Способы уменьшения и увеличения давления. | Решение качественных задач на анализ формулы P=F/S (т.е. На определение того, как меняется Р при изменении S или F). Примеры увеличения и уменьшения давления в природе и технике. Решение расчетных задач с применением формул: P=F/S, F=PS, S=F/P. | §34, Упр.13, задание 6. | |||
35/3 | Давление газа. | Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа от его объема и температуры (при неизменной массе). | 1.Раздувание камеры (по рис.91 в учебнике) 2.Изменение давления газа при изменении его объема и температуры (по рис.92 в учебнике). | §35, Л.№464, 470. 473,468 (провести опыт, описанный в задаче). | ||
36/4 | Закон Паскаля. | Различие в движении частиц, из которых состоят твердые тела, жидкости и газы. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля. | Передача давления жидкостям и газам (по рис.95,96 в учебнике). | §36. Упр.14 (2,4), задание 7. | ||
37/5 | Давление в жидкости и газе. | Наличие весового давления внутри жидкости, его возрастание с увеличением глубины. Равенство давлений жидкости на одном и том же уровне по всем направлениям. | Опыт по рис.99-103, 106 в учебнике. | §37. Л.№471,474,476. | ||
38/6 | Расчет давления жидкости на дно стенки сосуда. | Вывод и анализ формулы для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда. Анализ результатов кратковременной работы №3. работа над ошибками. | §38. Упр.15 (1 – для воды и керосина,3*), задание 8 (2,1*). | |||
39/7 | Решение задач по теме «Давление в жидкости и газах». | §§37,38, повторить, Л.№504-507 4 на с.177 учебника. | ||||
40/8 | Сообщающиеся сосуды. | Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью - на разных уровнях. Примеры сообщающихся сосудов и их применение. | 1.Равновесие в сообщающихся сосудах однородной жидкости и неоднородных жидкостей. 2.Модели водомерного стекла, фонтана. 3.Таблица «Шлюз». | §39, задание 9 (3;1) | ||
41/9 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли? | Явления, подтверждающие существование атмосферного давления. Сила притяжения к Земле как причина увеличения атмосферного давления при уменьшении высоты. Хаотическое движение молекул и их притяжение к Земле – условия существования земной атмосферы. | 1.Определение массы воздуха (по рис.115 в учебнике). 2.обнаружение атмосферного давления (по рис.116,117,119 в учебнике). | §§40,41. Упр.17,18, задание 10. | ||
42/10 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | Измерение атмосферного давления (в Паскалях). | 1.Опыт с магдебурскими полушариями. 2.Сдавливание жестяной банки атмосферным давлением. 3.Действие присоски (на примере любого предмета с присоской: мыльницы, игрушки и т.п.) 4.Таблица «Опыт Торричелли». | §42,упр.19(4).Задание 11. | ||
43/11 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | Назначение, устройство и принцип действия барометра-анероида. Зависимость атмосферного давления и плотности воздуха от высоты над землей. Высотомер. | 1.Барометр-артеноид; таблица «Схема устройства барометра». 2.Измерение атмосферного давления барометром-артероидом. 3.Изменение показаний барометра, помещенного под колокол воздушного насоса. 4.Изменение атмосферного давления с высотой (по рис.50). | §§43,44. Упр.20,21 (1,2). | ||
44/12 | Решение задач на знание правил сообщающихся сосудов, на измерение атмосферного давления. | Упр.19 (3,5),21 (4). Составить кроссворд из нескольких слов по материалу §§33-44. | ||||
45/13 | Манометры. | Устройство и принцип открытого жидкостного и жидкостного манометров. | 1.Устройство и принцип действия открытого жидкостного манометра по рисункам 126,127 в учебнике. 2.Устройство и принцип действия металлического манометра (демонстрационная таблица). | §45, Л.№601,603. | ||
46/14 | Поршневой жидкостный насос. | Устройство и принцип действия высасывающего жидкостного насоса. | Действующая модель насоса и демонстрационная таблица. | §46. Упр.22(2). Выполнить работу над ошибками, допущенными в контрольной работе №4. | ||
47/15 | Гидравлический пресс. | Устройство и принцип действия гидравлического пресса. | Действие модели гидравлического пресса. | §47, Л№498. | ||
48/16 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | Причины возникновения выталкивающей силы. Направление и величины выталкивающей силы. | Опыты по рис.137 и 138 в учебнике. | §48. Упр.19(2). | ||
49/17 | Сила Архимеда. | Вывод правила и формулы для определения архимедовой силы. | Опыт по рис.139 в учебнике. | §49. Упр.24(3). Подготовиться к лабораторной работе №7. | ||
50/18 | Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | §49 повторить, Упр.24(2,4), 8* на с. 184 учебника. | ||||
51/19 | Плавание тел. | Условия, при которых тело в жидкости, газе тонет, всплывает, плавает. | 1.Плавание тела в жидкости при равенстве действующих на него силы тяжести и архимедовой силы (по рис.104 в учебнике; желательно аналогичным образом продемонстрировать и плавание тела внутри жидкости, например, с помощью закрытой пробирки или флакончика с соответствующим количеством песка внутри). 2.Зависимость поведения тела в жидкости от соотношения их плотностей (парафин плавает в воде, но тонет в керосине; сырая картофелина в пресной, соленой воде). | §50. Упр.25 (3-5). | ||
52/20 | Решение задач по теме «сила Архимеда». | Подготовиться к лабораторной работе №8. Л.№605,611,612,615 (устно). | ||||
53/21 | Лабораторная работа №8. «Выяснение условий плавания тела в жидкости». | № | ||||
54/22 | Плавание сосудов. Воздухоплавание. | Применение условия плавания тел. Водный транспорт. Воздушный шар. Подъемная сила. | 1.Плавание коробки из фольги (показать, что скомканный кусок фольги тонет в воде). 2.Изменение осадки модели судна при увеличении веса груза на нем (насыпать песок). Подъем в воздухе мыльных пузырей. | §51, 52. Упр.26(1,2). Упр.27(2), | ||
55/23 | Повторение темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | Л.№654,655,659. | ||||
56/24 | Контрольная работа №3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | Задание 16. | ||||
5. | Работа. Мощность. Энергия. | 12 | ||||
57/1 | Работа над ошибками. Механическая работа | Механическая работа. Единицы работы. Определение механической работы для случаев, когда сила F совпадает с направлением движения тела. | Определение работы при подъеме бруска на 1м и равномерном его перемещении на то же расстояние (обратить внимание учащихся на равенство сил тяги и трения при равномерном движении). | §53. Упр.28(3,4). | ||
58/2 | Мощность. | Определение мощности. Единицы мощности. | Определение мощности, развиваемой при ходьбе (вызвать ученика, знающего свою массу и длину шага; учесть указания к заданию 17 (2)). | §54. Упр.29(3,6). | ||
59/3 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | Простые механизмы. Рычаг. Плечо силы. Условие равновесия рычага. | 1.Простые механизмы (без рассмотрение устройства). 2.Опыт по рис.149,150 и 154 в учебнике. | §§55,56, Л.№736,737*, задание 18(2). | ||
60/4 | Момент силы. | Момент силы. Правило моментов (для двух сил). Единица момента силы. | Условия равновесия рычага (по рис.154 в учебнике). | §57. Упр.30(2). Подготовиться к лабораторной работе №9. | ||
61/5 | Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа №9. «Выяснение условия равновесия рычага». | Определение выигрыша в силе при работе ножницами, кусачками и другими инструментами. Устройство и действие рычажных весов. Лабораторная работа №9. . «Выяснение условия равновесия рычага». | Условие и применение различного вида ножниц, кусачек, рычажных весов, щипцов для раскалывания орехов и т.п. | §58. Упр.30 (1,3,4). | ||
62/6 | Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики». | Неподвижный блок. Подвижный блок. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики». | 1.Изменение направления действия силы с помощью неподвижного блока (отсутствие выигрыша в силе). 2.Действие подвижного блока (выигрыш в силе и проигрыш в расстоянии). 3.Равенство работ. | §§59,60. упр.31(5), задание 19*. | ||
63/8 | Решение задач по теме «золотое правило механики». | §§50,69 повторить, Л.№766. подготовиться к лабораторной работе №10. | ||||
64/9 | Коэффициент полезного действия механизма. Лабораторная работа №10. «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». | Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Лабораторная работа №10. «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». | §61, Л.№788. | |||
65/10 | Решение задач по теме «КПД простых механизмов». | Л.№789,792. | ||||
66/11 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. | Понятие об энергии. Потенциальная энергия поднятого над Землей и деформированного тела. Зависимость потенциальной энергии поднятого тела от массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от его массы и скорости. | 1.Опыты по рис.171 и 172 в учебнике. 2.Опыты, подтверждающие наличие потенциальной энергии у поднятого над землей тела и сжатой пружины. 3.Скатывание шарика по наклонной плоскости с разной высоты и сравнение работ, произведенных им, по перемещению бруска, лежащего у основания наклонной плоскости. | §§62,63. Упр.32 (1,4). | ||
67/12 | Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. | Переход одного вида механической энергии в другой. Полная механическая энергия и закон ее сохранения. | 1.Переход потенциальной энергии в кинети- ческую и обратно: опыт по рис.175 и 176 в учебнике. 2.Колебания нитяного маятника. 3.Раскручивание пружины заводной игрушки. 4.Движение шарика по наклонному желобу вверх и вниз. 5.Движение «сенегрова колеса». | Л.№797. Анализ результатов контрольной работы №6. работа над ошибками. | ||
68/1 | Контрольная работа №5 по теме «Работа и мощность. Энергия» | Др. вариант | ||||
69/1 | Работа над ошибками. Повторение пройденного материала. | 1 | Повторение закона сохранения полной механической энергии; физических величин, их условия обозначений и единиц измерения; названий и назначения измерительных приборов; некоторых других вопросов курса (по усмотрению учителя). | № | ||
70/2 | Итоговая контрольная работа | 1 | Др. вариант |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Пятигорска
«Согласовано» Руководитель МО ___________ Черникова Е.В. Протокол № ____ от «_____»_______2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________ Аршинова М.А. «_____»_______2013 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ СОШ №2 _______________ Мичева И.С. Приказ № ____ от «__» ____________2013г. |
Рабочая программа по физике
для 9 класса
Составитель: учитель физики
МКОУ СОШ №2 г. Пятигорска
Маливенко Е.В.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др.[1], авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина[2], федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.[3]
При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 8 лабораторных работ, 6 контрольных работ.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).
В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошли темы, которой не было в предыдущем стандарте: «Невесомость», «Трансформатор», «Передача электрической энергии на расстояние», «Влияние электромагнитных излучений на живые организмы», «Конденсатор», «Энергия заряженного поля конденсатора», «Колебательный контур», «Электромагнитные колебания», «Принципы радиосвязи и телевидения», «Дисперсия света», «Оптические спектры», «Поглощение и испускание света атомами», «Источники энергии Солнца и звезд». В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся включена новая. Для приобретения или совершенствования умения работать с физическими приборами «для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности» в курс включена лабораторная работа: «Измерение естественного радиационного фона дозиметром». В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: … периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины» включена лабораторная работа: «Изучение зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины».
Считаю необходимым также внести тему «Математический маятник», так как данный материал необходим при подготовке к итоговой аттестации.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:
знать/понимать
- смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;
- смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.
Содержание программы учебного предмета.
(68 часов)
Законы взаимодействия и движения тел (25 часов)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Демонстрации.
Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение..
Лабораторные работы и опыты.
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Измерение ускорения свободного падения.
Механические колебания и волны. Звук. (11 часов)
Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.
Демонстрации.
Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.
Лабораторная работа. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
Электромагнитное поле (17 часов)
Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Демонстрации.
Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы.
Изучение явления электромагнитной индукции. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
Строение атома и атомного ядра. 11 часов
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Демонстрации.
Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
Лабораторные работы.
Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
Итоговое повторение 4 часа
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.
Тексты контрольных работ взяты из сборника Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2003.
Распределение письменных работ по курсу
Раздел программы | Количество проверочных работ | Количество самостоятельных работ | Количество тестов | Количество контрольных работ |
Законы движения и взаимодействия тел | 1 | 3 | 1 | 3 |
Механические колебания и волны. Звук. | 1 | 0 | 1 | 1 |
Электромагнитное поле | 2 | 1 | 1 | 1 |
Строение атома и атомного ядра | 1 | 1 | 0 | 1 |
Итоговое повторение | 0 | 1 | 1 | 1 |
Перечень учебно-методических средств обучения.
Основная и дополнительная литература:
Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.
Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2003. – 96 с. ил.
Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.
Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.
Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.
Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.
Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 9-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.
Перышкин А. В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2008
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 334 с.
Сборник нормативных документов. Физика./сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007 . -207 с.
Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.
Оборудование и приборы.
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.
Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.
Перечень демонстрационного оборудования:
Модель генератора переменного тока, модель опыта Резерфорда.
Измерительные приборы: метроном, секундомер, дозиметр, гальванометр, компас.
Трубка Ньютона, прибор для демонстрации свободного падения, комплект приборов по кинематике и динамике, прибор для демонстрации закона сохранения импульса, прибор для демонстрации реактивного движения.
Нитяной и пружинный маятники, волновая машина, камертон.
Трансформатор, полосовые и дугообразные магниты, катушка, ключ, катушка-моток, соединительные провода, низковольтная лампа на подставке, спектроскоп, высоковольтный индуктор, спектральные трубки с газами, стеклянная призма.
Перечень оборудования для лабораторных работ.
Работа №1. Штатив с муфтой и лапкой, металлический цилиндр, шарик, измерительная лента, желоб лабораторный металлический.
Работа №2. Прибор для изучения движения тел, штатив с муфтой и лапкой, миллиметровая и копировальная бумага.
Работа №3. Штатив с муфтой и лапкой, пружина, набор грузов, секундомер.
Работа №4. Штатив с муфтой и лапкой, металлический шарик, нить, секундомер (или метроном)
Работа №5. Миллиамперметр, катушка-моток, магнит дугообразный, источник питания, катушка с железным сердечником, реостат, ключ, соединительные провода, модель генератора переменного тока.
Работа №6. Высоковольтный индуктор, газонаполненные трубки, спектроскоп.
Работы №7-8 Фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии.
Календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план)
Дата | № урока | Тема урока | Основной материал | Демонстрации | Домашнее задание |
1. | Повторение курса физики 8 класса. | №1054, 1068 (Л) | |||
1/1 | Повторение курса физики 8 класса. | №1131, 1157 | |||
2/2 | Стартовая контрольная работа. | Др. вариант | |||
2. | Законы взаимодействия и движения тел. | ||||
3/1 | Материальная точка. Система отсчета | Описание движения. Материальная точка как модель тела. Критерии замены тела материальной точкой. Система отсчета. | Тележка, капельница, линейка, секундомер, флажки. | §1. Упр.1 (2,4). | |
4/2 | Перемещение. | Вектор перемещения и необходимость его введения для определения положения движущегося тела в любой момент времени. Различие между величинами «путь» и «перемещение». | Плакат «вектор перемещения». | §2. Упр.2 (1,2). Р.№12 | |
5/3 | Определение координаты движущегося тела. | Векторы, их модули и проекции на выбранную ось. Нахождение координат по начальной координате и проекции вектора перемещения. | §3. Упр.3 (1). | ||
6/4 | Перемещение при прямолинейном равномерном движении. | Для прямолинейного равномерного движения: - определение вектора скорости; - формулы для нахождения проекции и модуля вектора перемещения; - равенство модуля вектора перемещения, пути и скорости под графиком скорости; - график проекции вектора скорости. | Тележка, капельница, линейка, секундомер, флажки. | §4. Упр.4 | |
7/5 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | Мгновенная скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Формулы для определения вектора скорости и его проекции. | Шарик, наклонный желоб, секундомер, флажки, линейка. | §5. Упр.5 (2,3). | |
8/6 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. | Вид графиков зависимости проекции вектора скорости от времени при равноускоренном движении для случаев, когда векторы скорости и ускорения: а) сонаправлены; б) направлены на противоположные стороны. | §6. Упр.6 (4,5) | ||
9/7 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | Вывод формулы перемещения геометрическим путем. | §7 Упр.7 (1,2) | ||
10/8 | Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. | Закономерности, присущие прямолинейному равноускоренному движению без начальной скорости. | §8. Упр.8 (1), подготовиться к лаборатор- ной работе №1 (с.226 учебника). | ||
11/9 | Лабораторная работа №1 «исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | Шарик, наклонный желоб, секундомер, флажки, линейка. | §8 повторить. Упр.8 (2). | ||
12/10 | Решение задач по теме «равноускоренное движение тела». | Решение задач на определение ускорения, мгновенной скорости и перемещения при равноускоренном движении. | Р.№2,3,11,17, 63. | ||
13/11 | Контрольная работа №1 «Кинематика». | Дидактический материал. | Др. вариант | ||
14/1 | Работа над ошибками. Относительность движения. | Относительность перемещения и других характеристик движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Причины смены дня и ночи на Земле (в гелиоцентрической системе отсчета). | Упр.9 (1-3 устно, 4,5*). | ||
15/2 | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. | Причины движения с точки зрения Аристотеля и его последователей. Закон инерции. Первый закон Ньютона (в современной формулировке). Инерциальные системы отсчета. | Шарик на нитке, штатив, свеча. | §10. Упр.10, Р.№118, на повторение №55. | |
16/3 | Второй закон Ньютона. | Второй закон Ньютона. Единица силы. | Тележка с прикреплённой к ней пластиной, тележка, набор грузов. | §11. Упр.11 (2,4). | |
17/4 | Третий закон Ньютона. | Третий закон Ньютона. Силы, возникающие при взаимодействии тел: а) имеют одинаковую природу; б)приложены к разным телам. | Тележка с прикреплённой к ней пластиной, тележка, набор грузов. | §12. Упр.12 (2,3). | |
18/5 | Свободное падение тел. | Ускорение свободного падения. Падение тел в воздухе и разряженном пространстве. | Трубка Ньютона, компрессор. | §13. Упр.13 (1,3). | |
19/6 | Движение тел брошенного вертикально вверх. | Уменьшение модуля вектора скорости при противоположном направлении векторов начальной скорости и ускорения свободного падения. | §14. Упр.14. подготовиться к лабораторной работе №2 стр.231 учебника. | ||
20/7 | Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения». | Р. №201, 207. | |||
21/8 | Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | Закон всемирного тяготения и условия его применимости. Гравитационная постоянная. Формула для определения свободного падения через гравитационную постоянную. | §15, 16. Упр.15 (3,4). Р.№171. | ||
22/9 | Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. | Условие криволинейного движения. Направление скорости тела при его криволинейном движении, в частности, при движении по окружности. Центростремительное ускорение. Центростремительная сила. | §18. Упр.17 (1,2), §19. Упр.18 (1). | ||
23/10 | Решение задач на тему: «Ускорение свободного падения. Криволинейное движение». | Дидактический материал. | Упр.18 (4,5). | ||
24/11 | Искусственные спутники Земли. | Условия, при которых тело может стать искусственным спутником. Первая космическая скорость. | §20. Упр.19 (1). | ||
25/12 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. | Причины введения в науку величины, называемой импульсом тела. Формулы импульса. Единица импульса. Замкнутые системы. Изменение импульсов тел при их взаимодействии. Вывод закона сохранения импульса. | На нитях два шарика, штатив с муфтой и лапкой, сегнровое колесо. | §§21.22. Упр.20 (2), упр.21 (2) | |
26/13 | Реактивное движение. Ракеты. | Сущность реактивного движения. Назначение, конструкция и принцип действия ракет. Многоступенчатые ракеты. | Воздушный шарик, плакат «устройство ракетного двигателя». | §23. Упр.22 (1). | |
27/14 | Решение задач по теме «Импульс. Закон сохранения импульса». | Дидактический материал. | |||
28/15 | Контрольная работа №2 «Динамика». | Дидактический материал. | |||
3. | Механические колебания и волны. Звук. | ||||
29/1 | Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. | Примеры колебательного движения. Общие черты разнообразных колебаний. Динамика колебаний горизонтального пружинного маятника. Определение свободных колебаний. Колебательных систем, маятника. | Шарик на нитке, грузик на пружине, штатив с муфтой и лапкой. | §§24, 25. | |
30/2 | Величины, характеризующие колебательное движение. | Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Зависимость периода и частота нитяного маятника от длины нити. | Шарик на нитке, грузик на пружине, штатив с муфтой и лапкой. | §26. Упр.24 (3,5). Подготовиться к лабораторной работе №3. | |
31/3 | Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины». | Шарик на нитке, грузик на пружине, штатив с муфтой и лапкой, секундомер. | §26. повторить. Упр.24 (6). §27 | ||
32/4 | Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. | Превращение механической энергии колебательной системы во внутреннюю. Затухающие колебания и их график. Вынуждающая сила. Частота установившихся вынужденных колебаний. | Маятник Максвелла, Шарик на нитке, грузик на пружине, штатив с муфтой и лапкой. | §§28,29. Упр.25 (1), 30. | |
33/5 | Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны | Механизм распространения упругих колебаний. Поперечные и продольные упругие волны в твердых, жидких и газообразных средах. | Волновая машина, ванна, резиновый шнур. | §§31,32 | |
34/6 | Длины волны. Скорость распространения волн. | Характеристики волн: скорость, длина волны, частота, период колебаний. Связь между этими величинами. | Волновая машина. | §33. Упр.28 (1-3) | |
35/7 | Источники звука. Звуковые колебания. | Источники звука-тела, колеблющиеся с частотой 20Гц – 20кГц. | Камертон с молоточком. | §34, Р.№410,439 | |
36/8 | Высота и тембр звука. Громкость звука. | Зависимость высоты звука от частоты, а громкости звука - от амплитуды колебаний. | Комплект л/о «Звук и тон» | §§35,36. Упр.30 | |
37/9 | Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. | Наличие среды – необходимое условие распространение звука. Скорость звука в различных средах. | Воздушный колокол, компрессор, часы | §§37,38. Упр.32 (1,2), упр.32 (5*). | |
38/10 | Отражение звука. Эхо. | Условия, при которых образуется эхо. | §39. | ||
39/11 | Контрольная работа № 3 «Механические колебания и волны». | ||||
4. | Электромагнитное поле. | ||||
40/1 | Работа над ошибками. Магнитное поле и его графическое изображение. Однородное и неоднородное поле. | Существование магнитного поля вокруг проводника с электрическим током. Линии магнитного поля постоянного полосового магнита и прямолинейного проводника с током. Неоднородное и однородное магнитное поле. Магнитное поле соленоида. | Модель магнитного поля, катушка, источник тока, соединительные провода, постоянный магнит, металлические опилки. | §§43,44. Упр.34(2). Упр.34(2). | |
41/2 | Направление тока и направление линий его магнитного поля. | Связь направления линий магнитного поля тока с направлением тока в проводнике. Правило буравчика. Правило правой руки для соленоида. | Модель магнитного поля, катушка, источник тока, соединительные провода, постоянный магнит, металлические опилки. | §45. Упр.35(1,4,5,6). | |
42/3 | Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. | Действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу. Правило левой руки. | Модель магнитного поля, катушка, источник тока, соединительные провода, постоянный магнит, металлические опилки. | §46. Упр.36(5). Р.№829 б), г), е), ж). | |
43/4 | Индукция магнитного поля. | Индукция магнитного поля. Линии вектора магнитной индукции. Единицы магнитной индукции. | Катушка, источник тока, соединительные провода, постоянный магнит. | §47, Р.№831. | |
44/5 | Магнитный поток. | Зависимость магнитного поля, пронизывающего контур, от площади и ориентации контура в магнитном поле и индукции магнитного поля. Физический диктант. | Катушка, источник тока, соединительные провода, постоянный магнит. | §48. | |
45/6 | Явление электромагнитной индукции. | Опыт Фарадея. Причина возникновения индукционного тока. | Миллиамперметр, источник тока, постоянный магнит, катушка, соединительные провода. | §49. Р.№903. Упр.39(1,2)Подготовиться к лабораторной работе №4. | |
46/7 | Лабораторная работа №4. «изучение явления электромагнитной индукции». | Миллиамперметр, источник тока, постоянный магнит, катушка, соединительные провода, ключ. | §49 повторить. Р.№902. | ||
47/8 | Получение переменного тока. | Переменный электрический ток. Устройство и принцип действия индукционного генератора переменного тока. График зависимости i (t). | Модель генератора. | §50.Упр.40(1,2). | |
48/9 | Электромагнитное поле. | Выводы Максвелла. Электромагнитное поле. Его источник. Различие между вихревым электрическим и электростатическим полями. | §51. Р.№981, 982. | ||
49/10 | Электромагнитные волны | Электромагнитные волны: скорость, поперечность, длина волны, причина возникновения волн. Напряженность электрического поля. Обнаружение электромагнитных волн. Шкала электромагнитных волн. | Комплект л/о «Архимед» | §52. Упр.42 (4,5). Р.№987. | |
50/11 | Электромагнитная природа света. Подготовка к контрольной работе. | Развитие взгляда на природу света. Свет как частный случай электромагнитных волн. Место световых волн в диапазоне электромагнитных волн. Частицы электромагнитного излучения – фотоны или кванты. | Повторить материал главы 111 по учебнику и по записям в тетради. | ||
51/12 | Контрольная работа №4 «Электромагнитная индукция». | Дидактический материал. | |||
5. | Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. | ||||
52/1 | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. | Открытие радиоактивности Беккерелем. Опыт по обнаружению сложного состава радиоактивного излучения. Альфа-, бета- и гамма – частицы. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. | Плакат «Альфа-, бета- и гамма лучи». | §55 | |
53/2 | Модели атомов. Опыт Резерфорда. | Модель атома Томсона. Опыт Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Планетарная модель атома. | Презентация «опыт Резерфорда». | §56. ответить письменно на вопрос 3. | |
54/3 | Радиоактивные превращения атомных ядер. | Превращение ядер при радиоактивном распаде на примере альфа-распада радия. Обозначение ядер химических элементов. Массовое и зарядовое числа. Законы сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях. | §57. Упр.43 (1,2,3). | ||
55/4 | Экспериментальные методы исследования частиц. | Назначение, устройство и принцип действия счетчика Гейгера и камеры Вильсона. | Плакат «наблюдение треков частиц в камере Вильсона». | §58. Р.1163. лабораторная работа №6. «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». | |
56/5 | Открытие протона, нейтрона. | Выбивание протонов из ядер атомов азота. Наблюдение фотографий треков частиц в камере Вильсона. Открытие и свойства нейтрона. | Доклады учащихся. | §§59,60. Р.№1178,1179. | |
57/6 | Состав атомного ядра. Массовое число, зарядовое число. Ядерные силы. | Протонно – нейтронная модель ядра. Физический смысл массового и зарядового числа. Особенности ядерных сил. | Презентация «состав атомного ядра». | §§61, 64. Упр.45. | |
58/7 | Энергия связи. Дефект масс. | Энергия связи ядра. Формула для определения дефекта масс любого ядра. Расчет энергии связи ядра по его дефекту масс. | §65 | ||
59/8 | Решение задач | ||||
60/9 | Деление ядер урана. Цепная реакция. | Модель процесса деления ядра урана. Выделение энергии. Цепная реакция деления ядер урана и условия ее протекания. Критическая масса. | Плакат «Деление ядер урана». | §§66, 67, вопр. | |
61/10 | Ядерный реактор. Атомная энергетика. | Ядерный реактор и его виды. Устройство и принцип действия ядерного реактора. Преобразование энергии на атомных электростанциях. Атомная энергетика. | §§68,69. подг. сообщения | ||
62/11 | Биологическое действие радиации. | Поглощенная доза излучения. Биологический эффект, вызываемый различными видами радиоактивных излучений. Способы защиты от радиации. | §§70, 71. | ||
63/12 | Термоядерная реакция. | Условия протекания и примеры термоядерных реакций. Выделение энергии. Перспективы использования этой энергии. | §72. | ||
64/13 | Обобщение материала темы. Подготовка к контрольной работе. | Дидактический материал. | Повторить главу 4. | ||
65/14 | Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра». | Дидактический материал. | |||
66/15 | Работа над ошибками. Обобщающее повторение | Повторение курса физики 9 класса | Дидактический материал. | ||
67/16 | Итоговая контрольная работа за курс 9 класса | Повторение курса физики 9 класса | Дидактический материал. | ||
68/17 | Работа над ошибками. Заключительный урок. | Дидактический материал. |
[1] Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 334 с.
[2] Там же.
[3] Сборник нормативных документов. Физика. / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007 . -207 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...