Рабочая программа по физике 7 класса
рабочая программа по физике (7 класс) по теме
Рабочая программа для 7 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010. Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_2013.doc | 239 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Венгеровская средняя общеобразовательная школа»
Ракитянского района Белгородской области
«Рассмотрено» Руководитель МО _________________ Протокол № ___ от «____»_______2013 г. | «Рассмотрено» На заседании педагогического совета МОУ«Венгеровская СОШ» Протокол № ___ от «____»_______2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ «Венгеровская СОШ» ______ БортниковаМ.А. «____»________2013 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Венгеровская СОШ» __________ Терещенко Т.А. Приказ № ___ от «____»______2013 г. |
Рабочая программа
по физике
для 7 класса
учителя физики
Горбунова И.В.
2013 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа для 7 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010. Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения 'к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Изменения, внесенные в программу Е.М. Гутник, А.В. Перышкина:
Резервное время используется:
- Для формирования навыков решения задач по 1 часу на изучение тем «Взаимодействие тел», «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»
- В объеме 2 часов для повторения курса физики 7 класса.
В перечень лабораторных работ, которые содержатся в программе, внесены коррективы с учётом наличия оборудования в кабинете физики, рекомендаций по выполнению практической части программ Инструктивно-методического письма «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2013 / 2014 учебном году» Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области.
Количество часов всего: 70 ч.; в неделю – 2 ч.
Количество лабораторных работ: __14___
Количество контрольных работ: __4____
Учебно-методический комплект
№ п\п | Авторы, составители | Название учебного издания | Годы издания | Издательство |
1. | Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. | Физика. 7 класс | 2009 | М. Дрофа |
2. | В.И. Лукашик | Сборник задач по физике 7-9кл. | 2007 | М.Просвещение |
3. | Громцева О.М. | Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина, «Физика. 7 кл.» | 2010 | М. Экзамен |
4. | А. В. Чеботарева | Тесты по физике. 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина, «Физика. 7 кл.» | 2010 | М. Экзамен |
5. | А.В.Перышкин | Сборник задач по физике 7-9 классы к учебникам А.В.Перышкина, «Физика 7кл.», «Физика 8 кл», «Физика 9 кл» | 2010 | М.Экзамен |
Учебно – тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | |
лаб. работы | контр. работы | |||
1 | Введение | 4 | 1 | |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 5 | 1 | |
3 | Взаимодействие тел | 22 | 7 | 2 |
4 | Давление твёрдых тел, жидкостей и газов | 24 | 3 | 1 |
5 | Работа и мощность. Энергия. | 13 | 2 | 1 |
6 | Итоговое повторение | 2 | ||
Итого: | 70 | 14 | 4 |
л/р | к/р |
|
|
Формы организации учебного процесса
При преподавании используются:
· Классноурочная система
· Лабораторные занятия, лекции, беседы, семинары, исследовательская деятельность.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков
- Контрольная работа.
- Лабораторная работа.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
- смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия;
- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, сохранения механической энергии;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз-данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
- рационального применения простых механизмов.
Календарно-тематический план
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Часы учебного времени | Дом. задание | Примечание | |
План | Факт | ||||||
Введение (4 ч) | |||||||
1/1 | Инструктаж по ТБ. Что изучает физика. Наблюдения и опыты. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.1-3, №5, 12 | ||||
2/2 | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.4, 5, упр.1 №25 по желанию | ||||
3/3 | Инструктаж по ТБ. Л.Р. №1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности» | Комплексное применение знаний и способов деятельности | №31, 32, 37 | ||||
4/4 | Физика и техника | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.6, зад.1 | ||||
Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч) | |||||||
5/1 | Строение вещества. Молекулы. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.7, 8, №53, 54, 42 | ||||
6/2 | Инструктаж по ТБ. Л.Р.№2 «Измерение размеров малых тел» | Комплексное применение знаний и способов деятельности | №23, 34 | ||||
7/3 | Диффузия в жидкостях и твёрдых телах. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.9, Зад. 2(1), №66 | ||||
8/4 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.10,упр.2 (1), №74, 80, 83 | ||||
9/5 | Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.11, 12, зад.3, №84 | ||||
Взаимодействие тел (22 ч) | |||||||
10/1 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.13, 14,зад.4, №99, 101,103 | ||||
11/2 | Скорость. Единицы скорости. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.15, упр.4(1-4),№137 | ||||
12/3 | Расчет пути и времени движения. Инструктаж по ТБ. Л.Р.№3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости | Комплексное применение знаний и способов деятельности | П.16, упр.5 (2,4) №128 | ||||
13/4 | Явление инерции. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.17 | ||||
14/5 | Взаимодействие тел. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.18, №207, 209, 212 | ||||
15/6 | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.19, 20, №213 упр.6 (1,3) | ||||
16/7 | Инструктаж по ТБ. Л.Р.№4 «Измерение массы тела на рычажных весах» | Комплексное применение знаний и способов деятельности | №223, 217 | ||||
17/8 | Инструктаж по ТБ. Л.Р.№5«Измерение объема тела» | Комплексное применение знаний и способов деятельности | №127, 219 | ||||
18/9 | Плотность вещества. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.21, упр.7 (1, 2) №265 | ||||
19/10 | Инструктаж по ТБ. Л.Р.№6 «Определение плотности вещества твердого тела» | Комплексное применение знаний и способов деятельности | П.21, упр.7 (4,5) №269 | ||||
20/11 | Расчет массы и объема тела по его плотности | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.22, №283 | ||||
21/12 | Решение задач по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» | Закрепление знаний и способов деятельности | Упр.8 (3, 4) №274 | ||||
22/13 | К.Р. № 1 по теме «Механическое движение. Плотность вещества» | Проверка и оценка знаний и способов деятельности | П.13-22 | ||||
23/14 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Центр тяжести. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. Комплексное применение знаний и способов деятельности | П.23, 24, №291-293 | ||||
24/15 | Сила упругости. Закон Гука. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.25, №328, 329, 342 | ||||
25/16 | Вес тела. Л.Р.№7 «Определение центра тяжести плоской пластины» | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.26, №333, 334 | ||||
26/17 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.27, упр. 9 (1,3) | ||||
27/18 | Динамометр. Инструктаж по ТБ. Л.Р.№8 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины» | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. Комплексное применение знаний и способов деятельности | П.28, упр.10 (1,3) №351 | ||||
28/19 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.29, упр.11 (2,3), №367 | ||||
29/20 | Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Инструктаж по ТБ. Л.Р.№9 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления» | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. Комплексное применение знаний и способов деятельности | П.30, 31 | ||||
30/21 | Трение в природе и технике. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | П. 32 | ||||
31/22 | К.Р.№2 по теме: «Взаимодействие тел. Силы» | Проверка и оценка знаний и способов деятельности | П.23-32 | ||||
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (24 ч) | |||||||
32/1 | Давление. Единицы давления. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.33, упр. 12 (2, 3) | ||||
33/2 | Способы уменьшения и увеличения давления. Инструктаж по ТБ. Л.Р.№10 «Измерение давления твердого тела на опору» | Комплексное применение знаний и способов деятельности | П.34, упр.13, зад.6 | ||||
34/3 | Давление газа. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.35, №464, 470, 473 (у), 468опыт | ||||
35/4 | Закон Паскаля. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.36, упр.14 (2 ,4) задание 7 | ||||
36/5 | Давление в жидкости и газе. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.37, №471, 474, 476 | ||||
37/6 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.38, упр15 (1-для воды и керосина, 3) | ||||
38/7 | Сообщающиеся сосуды. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.39, зад.9 (3) | ||||
39/8 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.40, 41,упр.17, 18 задание 10 | ||||
40/9 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
| П.42, упр.19 (4), задание 11 | |||
41/10 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.43, 44, упр.20, 21 (1,2) | ||||
42/11 | Манометры | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Упр19 (3,5), 21 (4) П.45, №601, 603 | ||||
43/12 | Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе» | Проверка и оценка знаний и способов деятельности | П.45 | ||||
44/13 | Поршневой жидкостный насос. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.46, упр22 (2) | ||||
45/14 | Гидравлический пресс. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.47, №498 | ||||
46/15 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.48, упр19 (2) | ||||
47/16 | К.Р. №3 по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» | Проверка и оценка знаний и способов деятельности. Комплексное применение знаний и способов деятельности | П.33-48 | ||||
48/17 | Архимедова сила. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.49,упр24 (3) | ||||
49/18 | Инструктаж по ТБ. Л.Р.№11 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | Комплексное применение знаний и способов деятельности | П.49, упр24 (2,4), п.8с.184 | ||||
50/19 | Плавание тел | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.50, упр25 (3-5) | ||||
51/20 | Решение задач по теме «Архимедова сила» | Закрепление знаний и способов деятельности | Устно :№605, 611, 612, 615 | ||||
52/21 | Плавание судов. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.51,упр26 (1,2) | ||||
53/22 | Воздухоплавание. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.52, упр27 (2) №657 | ||||
54/23 | Инструктаж по ТБ. Л.Р.№12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | Комплексное применение знаний и способов деятельности | П.51-52 | ||||
55/24 | Повторительно – обобщающее занятие по теме «Архимедова сила» | Проверка и оценка знаний и способов деятельности | П.49-52 | ||||
Работа и мощность. Энергия (13 ч) | |||||||
56/1 | Механическая работа. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.53, упр28 (3,4) | ||||
57/2 | Мощность. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.54, упр29 (3,6) | ||||
58/3 | Решение задач по теме «Механическая работа. Мощность» | Закрепление знаний и способов деятельности | |||||
59/4 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.55, 56, №736, 737 задание 18 (2) | ||||
60/5 | Момент силы. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.57, упр30 (2) | ||||
61/6 | Рычаги в технике, быту и природе. Инструктаж по ТБ. Л.Р.№13 «Выяснение условия равновесия рычага» | Комплексное применение знаний и способов деятельности | П.58, упр30 (1,3,4) | ||||
62/7 | Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.59, 60, упр31 (5), задание 19 | ||||
63/8 | Решение задач по теме «Простые механизмы» | Закрепление знаний и способов деятельности | П,59, 60,№766 | . | |||
64/9 | Коэффициент полезного действия механизма. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.61, №788 | ||||
65/10 | Инструктаж по ТБ. Л.Р.№14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | Комплексное применение знаний и способов деятельности | П.61 | ||||
66/11 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.
| Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | П.62, 63, упр32 (1,4) | ||||
67/12 | Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | №797 | ||||
68/13 | К.Р.№4 по теме «Работа и мощность. Энергия» | Проверка и оценка знаний и способов деятельности | П.53-63 | ||||
Повторение (2 ч) | |||||||
69/1 | Обобщающий урок по курсу физики 7 класса | Комплексное применение знаний и способов деятельности | |||||
70/ 2 | Итоговое повторение | Комплексное применение знаний и способов деятельности |
Содержание программы
1. Введение
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.
2. Первоначальные сведения о строении вещества
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
3. Взаимодействие тел
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.
Упругая деформация. Закон Гука.
Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.
Центр тяжести тела.
Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
5. Работа и мощность. Энергия
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.
«Золотое правило» механики. КПД механизма.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.
Перечень необходимого оборудования
для реализации практической части программы
Темы лабораторных работ | Оборудование (в расчете 1 комплект на 2 чел.) |
№ 1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности». | · Измерительный цилиндр (мензурка) –1 · Стакан с водой – 1 · Небольшая колба – 1 · Три сосуда небольшого объёма |
№ 2 «Измерение размеров малых тел». | · Линейка – 1 · Дробь (горох, пшено) – 1 · Иголка – 1 |
№ 3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости. | Трубка стеклянная длиной не менее 200 мм с водой(можно использовать трубку длиной 600 мм из оборудования на газовые законы) -1 Стеариновым шарик -1 Резиновыми кольца-1 Метроном (один на класс), Линейка измерительная -1 |
№ 4 «Измерение массы тела на рычажных весах». | · Весы с разновесами – 1 · Тела разной массы – 3 |
№ 5.Измерение объема твердого тела. | · Мензурка – 1 · Нитка – 1 · Тела неправильной формы небольшого объема – 3 |
№ 6«Измерение плотности твёрдого тела». | · Весы с разновесами – 1 · Мензурка – 1 · Твердое тело, плотность которого · надо определить – 1 |
№ 7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины». | · динамометр – 1 · грузы по 100 г – 4 · штатив с муфтой, лапкой и кольцом -1 |
№ 8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления» | Динамометр -1 Деревянный брусок -1 Деревянная линейка -1 Набор грузов -1 |
№ 9 «Центр тяжести тела. Определение центра тяжести плоской пластины». | Линейка -1 Плоская пластина произвольной формы, Отвес -1 Булавка-1 Штатив с лапкой и муфтой Пробка -1 |
№ 10 «Измерение давления твердого тела на опору» | Динамометр -1 Линейка измерительная -1 Брусок деревянный -1 |
№ 11 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | Динамометр – 1 · Штатив с муфтой – 1 · Лапкой и кольцом – 1 · Тела разного объема – 2 · Стакан – 2 |
№12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости». | · Весы с разновесами – 1 · Мензурка – 1 · Пробирка-поплавок с пробкой – 1 · Сухой песок – 1 |
№13 «Выяснение условия равновесия рычага». | · Рычаг на штативе – 1 · Набор грузов – 1 · Линейка -1 · Динамометр – 1 |
№14 «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости». | · Доска – 1 · Динамометр – 1 · Измерительная лента (линейка) – 1 · Брусок – 1 · Штатив с муфтой и лапкой – 1 |
Оценка устных ответов обучающихся по физике
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4»- если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Перечень ошибок
Грубые ошибки
- Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.
- Неумение выделить в ответе главное.
- Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.
- Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
- Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.
- Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
- Неумение определить показание измерительного прибора.
- Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
- Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
- Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
- Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
- Нерациональный выбор хода решения.
Недочёты
- Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.
- Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
- Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
- Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
- Орфографические и пунктуационные ошибки.
Учебно-методические средства обучения
- Громцева О.М Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина, «Физика. 7 кл.» — М.: Издательство «Экзамен», 2010.
- Гутник Е.М. , Рыбакова Е.В. Физика. 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс». - М.: Дрофа, 2001.
- Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.
- Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009 г.
- Перышкин А.В. Сборник задач по физике 7-9 классы к учебникам А.В.Перышкина, «Физика 7кл.», «Физика 8 кл», «Физика 9 кл» - М.: Издательство «Экзамен», 2010.
- Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 7 класс. – М.: ВАКО, 2004.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.
- Чеботарева А. В. Тесты по физике. 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина, «Физика. 7 кл.» — М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Сайты и электронные пособия по физике
- Рабочие программы и тематическое планирование - компакт-диск: Тематическое планирование. Физика. Астрономия. Информатика. – Волгоград, Учитель, 2010 (www.uchitel-izd.ru)/
2. Открытая физика / под ред. С.М. Козелла. – М.: Физикон.
3. Физика. 7 – 11 классы. – М.: Кирилл и Мефодий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...