Урок -игра: "Законы Ньютона"
методическая разработка по физике (10 класс) по теме
Обоощающий урок после прохождения законов Ньютона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-igra_zakony_nyutona.docx | 44.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СО СПО «ПЛ №53»
Урок – игра
Провела преподаватель:
Сайфитдинова Э.Р.
Цели урока:
В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач, расширить кругозор учащихся, развивать коммуникативные способности.
Эпиграфы к уроку:
Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше.
Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной.
Исаак Ньютон (1643 – 1727гг)
Оформление:
Компьютер, мультимедийный проектор, плакат с эпиграфом, портрет Ньютона, выставка литературы для дополнительного чтения.
Подготовка к уроку:
Ребята делятся на две команды, равные по силам, выбираются капитаны команд. Перед уроком каждая команда изучает литературу по истории жизни и деятельности ученого, приносит книги на урок.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Учитель зачитывает и поясняет слова эпиграфа, отмечает, что, по мнению Ньютона, законы были открыты «играючи». Просто необходимо было более внимательно отнестись к окружающему миру, полностью неизведанного. Поэтому урок, посвященный законам Ньютона, проводится в виде игры, которая позволит проявиться всем способностям учащихся, расширит их кругозор, научит видеть изученные на уроках закономерности в природе, поможет объяснить многие механические явления.
I конкурс «Тесты на повторение»
По трое учащихся с каждой команды выполняют тесты на компьютере в программе «Power Point», остальные на местах по листкам. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
II конкурс – разминка «Доверяй, но проверяй»
Каждая команда получает экспериментальное задание и приступает к их заполнению. Через несколько минут они представят классу сам опыт и анализ его результатов. Лучший доклад приносит победу команде, а докладчику – балл в личную «копилку».
Задание для первой команды.
Положите на стакан открытку. Поставьте на открытку прищепку, чтобы она находилась над серединой стакана. Резко и с силой щелкнете по открытке пальцем, чтобы она отлетела в сторону. Повторите это несколько раз. Иногда прищепка падает в стакан в прежнем положении, а иногда, падая, переворачивается. Почему?
(Щелкая пальцем по открытке, вы прилагаете к ней силу. Открытка сдвигается с места так быстро, что не успевает увлечь за собой прищепку. Прищепка падает вниз благодаря силе тяжести, потому что открытка больше не поддерживает ее. Если вы толкнете открытку с недостаточной силой, она потащит прищепку вниз, в результате чего она перевернется).
Задание для второй команды «Шарик танцующий в воздухе»
Примерно за 100 лет до нашей эры александрийский ученый Герон проделал такой опыт: на конец изогнутой трубки он поместил легкий шарик и затем начал нагнетать в трубку воздух. Шарик , поднявшись на концом трубки, как бы плясал в воздушной струе , не отлетая в сторону.
Такой опыт можно повторить , если Вы поместите мячик от пинг-понга в струю воздуха, выходящего из работающего пылесоса.
(Если воздух обтекает шарик равномерно , он будет держаться на определенной высоте. Если же шарик выйдет из равновесия, то произойдёт следующее: одна часть шарика потеряет точку опоры, на другую же воздух продолжает давить с прежней силой. Таким образом, шарику сообщается вращательное движение.)
III конкурс «Колесо истории»
В этом конкурсе участвует весь класс. Учитель задаёт вопросы, касающиеся истории жизни и деятельности Ньютона. Верный ответ приносит бал в «копилку» команды и в личную «копилку» отвечающего.
Вопросы конкурса «Колесо истории»
1. Назовите дату рождения Исаака Ньютона. (25 декабря 1642года по старому стилю, по новому стилю 4 января 1643года.)
2.В каком университете(и колледже)учился Ньютон с 1661года?
(Кембриджский университет, колледж святой троицы)
3.Студенты колледжа по происхождению и имущественному положению делились на группы. Высшую группу составляли «коммонеры», платившие наиболее высокую плату и получавшие право обедать вместе с членами колледжа. Основную массу студентов составляли «пенсионеры», платившие полную плату, но не имевшие особых привилегий; за ними следовали «сайзеры» платившие меньше «пенсионеров» и , обязаны за это прислуживать членам колледжа. И , наконец, «субсайзеры», освобожденные от платы , но зато , обязаны обслуживать бакалавров , магистров и более обеспеченных студентов . К какой группе принадлежал Ньютон?(Ньютон был принят в колледж субсайзером, и его самолюбие очень страдало от унизительного положения слуги, в которое он был поставлен вследствие скоромного имущественного положения семье.)
4.Сколько лет было Ньютону , когда он стал профессором Кембриджского университета?(27лет)
5. В 1696 году министр финансов Англии Мнтегю вспомнил о своём великом друге Ньютон и решил привлечь его к делу оздоровления финансов стран. Какое предложение получил от него Ньютон?(15 марта 1696г. Он получил официальное извещение от Монтегю о назначении его, Ньютона, хранителем монетного двора).
6. От единичного факта – падения яблока – Ньютон приходит к грандиозному обобщению. Какому? (В 1667г.Ньютон формулирует закон всемирного тяготения, лежащий в основе небесной механики.)
7.Достиг ли Ньютон вершин славы и признания при жизни?(В 1705г. Королева Анна возвела его в рыцарское достоинство. В Королевском обществе он пользовался непререкаемым авторитетом , был богат окружен вниманием своей племянницы.)
8. Где похоронен Ньютон?(Его похоронили с большими почестями в Вестминстерском аббатстве. Надпись на памятнике над его могилой заканчивается словами: «Пусть смертные радуются , что существовало такое украшение человеческого рода». На статуе Ньютона в Кембридже высечен стих из Лукреция: «Разумом он превосходит разум человеческий»)
ФИЗМИНУТКА
IV. Конкурс «Головоломки»
В этом конкурсе участвует вся команда.
Головоломка для первой команды.
Прочитайте изречение И. Ньютона, двигаясь по часовой стрелке, пропуская определённое количество кружков.(Ответ: «Гипотез не сочиняю»
Головоломка для второй команды
Вырежьте затемнённые клеточки в первом квадрате, наложите его на второй. Поворачивая его четыре раза, прочитаете Рене Декарта (Ответ: «Дайте мне материю и движение, и я построю мир».)
Д | О | И | С | А | Т |
А | Ж | Т | Й | Е | Е |
Т | Р | Р | Н | Е | И |
Щ | И | М | Ю | Ю | Е |
Н | М | И | И | Е | Р |
И | Я | Д | М | В | П |
V . Блиц турнир
Каждой команде задается по пять вопросов, на обсуждение каждого вопросы дается 10с. Кто быстрее и правильнее отвечает на вопрос , тот и победил . За победу присуждается балл. Участник правильно и быстро ответивший на вопрос получает балл в свою личную копилку.
Вопросы для первой команды
-- Как движется тело, если на него не действуют другие тела?
--Как читается первый закон Ньютона?
--Тело движется равномерно и прямолинейно. Меняется ли при этом его скорость?
--Что является причиной ускоренного движения тел?
--назовите единицу измерения ускорения в СИ.
Вопросы для второй команды
--Как читается второй закон Ньютона?
--Выразите единицу силы через единицы массы и ускорения.
--Что сильнее притягивает: Земля яблоко или яблоко Землю?.
--Может ли скорость движения быть направленной не туда, куда направлена сила?.
--
Как читается третий закон Ньютона?
V. Конкурс капитанов « Реши задачу»
К доске вызываются по одному учащемуся из каждой команды, остальные решают на своих местах.
Задача для капитана первой команды:
С каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолёт массой 60 тонн, если сила тяги двигателей 90 кН?
Задача для капитана второй:
Трактор , сила тяги которого на крюке 15 кН, сообщает прицепу ускорение 0,5м/с в квадрате. Какова масса трактора?
Задача для обеих команд( решают на местах)
Трактор с массой 40тонн движется с ускорением 0,8м/с в квадрате. Найдите силу тяги трактора на крюке.
Подведение итогов.
Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика - отнять у него место первого ученика. Дремавшие в ньютоне способности проснулись, и он с лёгкостью затмил своего соперника. Разбуженного джина познания нельзя снова спрятать в тёмную заплесневелую бутылку. С того счастливого для мировой науки эпизода начался прогресс превращения скоромного английского в великого
учёного.
Награждение команды - победителя грамотой.
Оценки: победившей команде –Оценка «5»,
проигравшей оценка –«4»
На заключительном этапе подведения итогов урока применяется метод рефлексии. Обучающиеся совместно с преподавателем подводят итоги, обсуждают, что нового они узнали на уроке, проводят логическую цепочку своих действий, отвечают на вопросы “Что я узнал?”, “Как я это сделал?”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок Первый закон Ньютона
Причины движения. Причины изменения скорости. Первый закон Ньютона. Принцип инерции. Экспериментальное подтверждение закона инерции. Относительность движения и покоя. Преобразо...
Урок-обобщение Законы Ньютона
урок с примением ИКТ, урок содержит презентацию, интерактивный тест, сообщения учащихся, домашнее задание интегрировано....
Презентация к уроку-обобщению Законы Ньютона
Презентация является приложением к конспекту урока Законы Ньютона...
Плакат к уроку физики "Законы Ньютона"
Плакат к уроку физики "Законы Ньютона"...
Правовая игра "Закон для нас! Закон внутри нас!"
Внеклассное мероприятие по обшествознанию для 8-9 классов. Способствует формированию правовой культуры у учащихся....
Урок-игра законы Ньютона
Презентаци разработана к уроку законы Ньютона...
Дидактическая игра "Законы Ньютона"
Цели: -обобщение и закрепление знаний по теме; -формирование умения видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жиз...