Урок -игра: "Законы Ньютона"
методическая разработка по физике (10 класс) по теме

Сайфитдинова Эльвира Раисовна

Обоощающий урок после прохождения законов Ньютона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_zakony_nyutona.docx44.62 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СО СПО «ПЛ №53»

Урок – игра

                                                   

                                                   Провела преподаватель:

                                          Сайфитдинова Э.Р.

Цели урока:

В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач, расширить кругозор учащихся, развивать коммуникативные способности.

Эпиграфы к уроку:

Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше.

Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной.

                                                                                                        Исаак Ньютон (1643 – 1727гг)

Оформление:

Компьютер, мультимедийный проектор, плакат с эпиграфом, портрет Ньютона, выставка литературы для дополнительного чтения.

Подготовка к уроку:

Ребята делятся на две команды, равные по силам, выбираются капитаны команд. Перед уроком каждая команда изучает литературу по истории жизни и деятельности ученого, приносит книги на урок.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Учитель зачитывает и поясняет слова эпиграфа, отмечает, что, по мнению Ньютона, законы были открыты «играючи». Просто необходимо было более внимательно отнестись к окружающему миру, полностью неизведанного. Поэтому урок, посвященный законам Ньютона, проводится в виде игры, которая позволит проявиться всем способностям учащихся, расширит их кругозор, научит видеть изученные на уроках закономерности в природе, поможет объяснить многие механические явления.

I конкурс «Тесты на повторение»

По трое учащихся с каждой команды выполняют тесты на компьютере в программе «Power Point», остальные на местах по листкам. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

II конкурс – разминка «Доверяй, но проверяй»

Каждая команда получает экспериментальное задание и приступает к их заполнению. Через несколько минут они представят классу сам опыт и анализ его результатов. Лучший доклад приносит победу команде, а докладчику – балл в личную «копилку».

Задание для первой команды.

Положите на стакан открытку. Поставьте на открытку прищепку, чтобы она находилась над серединой стакана. Резко и с силой щелкнете по открытке пальцем, чтобы она отлетела в сторону. Повторите это несколько раз. Иногда прищепка падает в стакан в прежнем положении, а иногда, падая, переворачивается. Почему?

(Щелкая пальцем по открытке, вы прилагаете к ней силу. Открытка сдвигается с места так быстро, что не успевает увлечь за собой прищепку. Прищепка падает вниз благодаря силе тяжести, потому что открытка больше не поддерживает ее. Если вы толкнете открытку с недостаточной силой, она потащит прищепку вниз, в результате чего она перевернется).

Задание для второй команды «Шарик танцующий в воздухе»

Примерно за 100 лет до нашей эры александрийский  ученый Герон проделал  такой опыт: на конец изогнутой трубки он поместил легкий шарик и затем начал нагнетать в трубку воздух. Шарик , поднявшись на концом трубки, как бы плясал  в воздушной струе , не отлетая в сторону.

  Такой опыт можно повторить , если Вы поместите мячик от пинг-понга в струю воздуха, выходящего из работающего пылесоса.

(Если воздух обтекает шарик  равномерно , он будет держаться на определенной высоте. Если же шарик выйдет из равновесия, то произойдёт следующее: одна часть шарика потеряет  точку опоры, на другую же воздух продолжает давить с прежней силой. Таким образом, шарику сообщается вращательное движение.)

 III конкурс «Колесо истории»

 В этом конкурсе участвует весь класс. Учитель задаёт  вопросы, касающиеся истории жизни и деятельности Ньютона. Верный ответ приносит бал в «копилку» команды  и в личную «копилку» отвечающего.

Вопросы конкурса «Колесо истории»

1. Назовите дату рождения Исаака Ньютона. (25 декабря 1642года по старому стилю, по новому стилю 4 января 1643года.)

2.В каком университете(и колледже)учился Ньютон с 1661года?

(Кембриджский университет, колледж святой троицы)

3.Студенты колледжа по происхождению и имущественному положению делились  на группы. Высшую группу составляли «коммонеры», платившие наиболее высокую плату и получавшие право обедать вместе с  членами колледжа. Основную массу студентов составляли «пенсионеры», платившие   полную плату, но не имевшие особых привилегий; за ними следовали «сайзеры» платившие  меньше «пенсионеров» и , обязаны за это прислуживать членам колледжа. И , наконец, «субсайзеры», освобожденные  от платы , но зато , обязаны обслуживать бакалавров , магистров  и более обеспеченных студентов . К какой группе принадлежал Ньютон?(Ньютон был  принят в колледж субсайзером, и его самолюбие очень страдало   от унизительного  положения слуги, в которое он был поставлен вследствие скоромного имущественного положения семье.)

4.Сколько лет было Ньютону , когда он стал профессором Кембриджского университета?(27лет)

5. В 1696  году министр финансов Англии Мнтегю вспомнил  о своём великом друге Ньютон и решил привлечь его к делу оздоровления финансов стран. Какое предложение получил от него Ньютон?(15 марта 1696г. Он получил официальное  извещение от Монтегю о назначении его, Ньютона,  хранителем монетного двора).

6. От  единичного  факта – падения яблока – Ньютон приходит к грандиозному обобщению. Какому? (В 1667г.Ньютон формулирует закон всемирного тяготения, лежащий в основе небесной механики.)

7.Достиг ли Ньютон вершин славы и признания при жизни?(В 1705г. Королева Анна возвела его в рыцарское  достоинство. В  Королевском обществе он пользовался непререкаемым авторитетом , был богат окружен  вниманием своей племянницы.)

8. Где похоронен Ньютон?(Его похоронили  с большими почестями в Вестминстерском аббатстве. Надпись на памятнике  над его могилой заканчивается словами: «Пусть смертные радуются , что существовало  такое украшение человеческого рода». На статуе Ньютона в Кембридже  высечен стих из Лукреция: «Разумом он превосходит разум человеческий»)

  ФИЗМИНУТКА

IV. Конкурс «Головоломки»

В этом конкурсе участвует вся команда.

  Головоломка для первой команды.

Прочитайте  изречение  И. Ньютона, двигаясь по часовой        стрелке, пропуская определённое количество кружков.(Ответ: «Гипотез не сочиняю»

 

        
                                                                       

                           

        
                         

Головоломка для второй команды

Вырежьте затемнённые клеточки в первом квадрате, наложите его на второй. Поворачивая его четыре раза,  прочитаете Рене Декарта (Ответ: «Дайте мне материю и движение, и я построю мир».)

Д

О

И

С

А

Т

А

Ж

Т

Й

Е

Е

Т

Р

Р

Н

Е

И

Щ

И

М

Ю

Ю

Е

Н

М

И

И

Е

Р

И

Я

Д

М

В

П

V . Блиц турнир

Каждой команде задается по пять вопросов, на обсуждение каждого вопросы дается 10с. Кто быстрее и правильнее отвечает на вопрос , тот и победил . За победу присуждается балл. Участник правильно и быстро ответивший на вопрос получает балл в свою личную копилку.

Вопросы для первой  команды

-- Как движется тело, если на него  не действуют другие тела?

--Как читается первый закон Ньютона?

--Тело  движется равномерно и прямолинейно. Меняется ли при этом его скорость?

--Что является причиной   ускоренного движения тел?

--назовите единицу измерения ускорения в СИ.

Вопросы для второй команды

--Как  читается второй закон Ньютона?

--Выразите единицу силы через единицы массы и ускорения.

--Что сильнее притягивает: Земля яблоко  или яблоко Землю?.

--Может ли скорость  движения быть направленной не туда, куда направлена сила?.

--

Как читается третий  закон Ньютона?

V. Конкурс капитанов « Реши задачу»

К доске вызываются по одному учащемуся из каждой команды, остальные решают на своих местах.

Задача для капитана  первой команды:

С каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолёт массой 60 тонн, если сила тяги двигателей 90 кН?

Задача для капитана второй:

Трактор , сила тяги которого на крюке 15 кН, сообщает  прицепу ускорение 0,5м/с в квадрате. Какова масса трактора?

Задача для обеих команд( решают на местах)

Трактор с массой 40тонн движется с ускорением 0,8м/с в квадрате. Найдите силу тяги трактора на крюке.

Подведение итогов.

 Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика - отнять у него место первого ученика. Дремавшие в ньютоне способности проснулись, и он с лёгкостью затмил своего соперника. Разбуженного джина познания нельзя снова спрятать в тёмную заплесневелую бутылку. С того счастливого для мировой науки эпизода начался прогресс  превращения скоромного английского в великого

учёного.

Награждение команды - победителя грамотой.

Оценки: победившей команде –Оценка «5»,

проигравшей оценка –«4»

На заключительном этапе подведения итогов урока применяется метод рефлексии. Обучающиеся совместно с преподавателем подводят итоги, обсуждают, что нового они узнали на уроке, проводят логическую цепочку своих действий, отвечают на вопросы “Что я узнал?”, “Как я это сделал?”.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок Первый закон Ньютона

Причины движения.  Причины изменения скорости.  Первый закон Ньютона. Принцип инерции.  Экспериментальное подтверждение закона инерции.  Относительность движения и покоя. Преобразо...

Урок-обобщение Законы Ньютона

урок с примением ИКТ, урок содержит презентацию, интерактивный тест, сообщения учащихся, домашнее задание интегрировано....

Презентация к уроку-обобщению Законы Ньютона

Презентация является приложением к конспекту урока Законы Ньютона...

Плакат к уроку физики "Законы Ньютона"

Плакат к уроку физики "Законы Ньютона"...

Правовая игра "Закон для нас! Закон внутри нас!"

Внеклассное мероприятие по обшествознанию для 8-9 классов. Способствует формированию правовой культуры у учащихся....

Урок-игра законы Ньютона

Презентаци разработана к уроку законы Ньютона...

Дидактическая игра "Законы Ньютона"

Цели:  -обобщение и закрепление знаний по теме;            -формирование умения видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жиз...