Дидактическая игра "Законы Ньютона"
материал по физике (10 класс) на тему

Хайруллина Руфия Талгатовна

Цели:  -обобщение и закрепление знаний по теме;

            -формирование умения видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни;

             -совершенствование навыков решения качественных и расчетных задач;

           -развитие коммуникативных способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskaya_igra_po_fizike.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №124 Советского района

 г. Казани

Дидактическая игра на  тему:

Законы Ньютона

Учитель физики и информатики:

Хайруллина Руфия Талгатовна

Казань

2018 год

Дидактическая игра по физике « Законы Ньютона»

для 10классов.

Время продолжительности мероприятия – 70 минут.

Цели:  -обобщение и закрепление знаний по теме;

            -формирование умения видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни;

             -совершенствование навыков решения качественных и расчетных задач;

           -развитие коммуникативных способностей учащихся.

Оформление: плакат с эпиграфом, портрет Ньютона, плакат с подписью:

                          Мы, играем, проверяем, что умеем и что знаем!

Эпиграфы: 1. Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше.

  1. Не знаю, чем я мог казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной.

                                                         Исаак Ньютон (1643-1727гг).

Ведущий:  учитель физики.

Жюри: учителя.

Подготовка к мероприятию:

  1. 2 команды (по 5 человек), девиз, название.
  2. Команды получают задание – подготовить рекламный ролик 2,3 законов Ньютона.
  3. Команды готовят интересные вопросы соперникам (2).
  4. Команды изучают литературу по истории жизни и деятельности Ньютона.

Ход игры:  1. Вступительное слово учителя. Учитель зачитывает и поясняет слова эпиграфа, отмечает,  что, по мнению Ньютона, свои законы он открыл играючи, просто более внимательно отнесся к окружающему миру, полному неизвестного. Поэтому и игра посвященное законам Ньютона, проводится в виде игры, которая позволит проявиться всем способностям учащихся, расширит их кругозор, научит видеть изученные на уроках закономерности в природе, поможет объяснить многие механические явления.

       Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самое страшное месть для обидчика – отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью заменил своего соперника.

   Хочется надеяться, что сегодняшняя игра разбудит у вас жажду новых познаний, ведь «великий океан истины » по- прежнему расстилается перед вами не исследованными до конца.

                        2. Конкурсы и игра.

1.Конкурс «Колесо истории». В нем участвуют все игроки команды. Учитель задает вопросы касающиеся истории  жизни и деятельности Ньютона.

         1.Назовите дату рождения И. Ньютона (25 декабря 1642 года по старому стилю, 4 января 1643 года по новому стилю).

          2.В каком университете (и колледже) учился с 1661 года? (Кембриджский университет, колледж святой Троицы).

           3.Студенты колледжа по происхождению и имущественному положению делились на 2 группы. Высшею группу составляли «коммонеры», платившие наиболее высокую плату и получавшие право обедать вместе с членами колледжа. Основную массу студентов составляли «пенсионеры», платившие полную плату, но не имевших особых привилегий; за ними следовали «сайзеры», платившие меньше «пенсионеров» и обязанные за это прислуживать членам колледжа, и наконец, беднейшие «субзайзеры», освобожденные от платы, но зато обязанные обслуживать бакалавров, магистров и более обеспеченных студентов. К какой группе относился Ньютон? (был принят субзайзером, и его самолюбие очень страдало от унизительного положения слуги , в котором он был поставлен вследствие скромного имущественного положения своей семьи).

          4.Сколько лет было Ньютону, когда он стал профессором Кембриджского университета? (27. С тех пор Кембридж, стал славиться не богословием, а физикой и математикой).

          5.В какой области физики работал Ньютон в первые годы профессорской деятельности? (Оптика .Он усовершенствовал модель нового типа телескопа – рефлектора, открыл явление дисперсии).

         6.В 1696 году министр финансов  Англии Монтегю вспомнил о своем великом друге Ньютоне и решил привлечь его к делу оздоровления финансов страны. Какое предложение получил от него Ньютон? (15 марта 1696 года он получил официальное извещение от Монтегю о назначении его, Ньютона, хранителем монетного двора. Кембриджский период жизни Ньютона закончился, начался последний, лондонский период – период общественного признания заслуги Ньютона и его прижизненной славы).

        7.В какой работе Ньютона изложены  его знаменитые законы. («Математические начала натуральной философии».Эта книга оказала огромное влияние на развитие науки и научного мышления. В ней Ньютон даёт образец научного подхода к явлениям природы и технически, вооружает науку точным методом, определяет развитие физики на целых 2 столетия вперёд).

      8.От единичного факта – падения яблока – Ньютон приходит к грандиозному обобщению. Какому? (1667 год. Ньютон формулирует закон всемирно тяготения, лежащий в основе небесной механики).

      9.Достиг ли Ньютон вершины славы и признания при жизни? (В 1705 году королева Анна возвела его в рыцарское достоинство. В королевском обществе он пользовался непререкаемом авторитетом, был богат и окружен вниманием своей племянницы).

               

2.Конкурс капитанов «Найди ошибку». Учитель задает вопросы капитанам по очереди, они должны сказать  «верно ли…(закон, формула, явление и т.д.)».

 Вопросы для 1-ой команды:

      1.Масса прямо пропорционально силе и обратно пропорционально ускорению.

      2.Инертность характеризируется массой.

      3.

      4.

      5.Сила – причина ускорения.

      6. F=  

Вопросы для 2-ой команды:

      1.Сила – причина инерции.

      2. Инерция -  явление, характеризующие изменение в скорости.

      3.

      4. F=ma

      5.Сила – причина изменения скорости тела.

      6.1дино – единица силы в СИ.    

 

3.Конкурс «Кто кого». Командам предлагается однотипные задачи. Кто быстрее и правильно решит.

4.Конкурс «Реклама». Творческий конкурс. Домашнее задание.

5.Игра «Интересные вопросы». Учитель задает вопросы + команды друг другу. Дается время на обсуждение.

     1. Если действие, как гласит закон, всегда равно и противоположно противодействию, то сила, с которой лошадь тащит телегу вперед, равна по модулю и противоположна по направлению силе, с которой телега «тянет» лошадь назад. Но телега движется вперед, а лошадь назад не движется. Почему и телега, и лошадь движутся вперед. (Сила, действующая на телегу, и сила, действующая на лошадь, в каждый момент времени равны; но т.к. телега свободно перемещается на колесах, а лошадь упирается в землю, то понятно, почему телега катится в сторону лошади(сцепление с землей)).

   2.  Яблоко падает на землю оттого, что его притягивает земной шар; но точно с такой же силой и яблоко притягивает нашу планету. Отчего мы говорим, что яблоко падает на землю, вместо того, чтобы сказать: «Яблоко и земля падают друг на друга»? (яблоко и земля действительно падают друг на друга, но скорость падения различна для яблока и для земли .Равные силы взаимного притяжения сообщают ускорения , а земному шару во столько же раз меньше , во столько раз масса Земли превышает массу яблока. Конечно, масса земного шара в неимоверное число раз больше массы яблока, и поэтому Земля получает перемещение настолько ничтожное, что практически его можно считать равным нулю ).

         3. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по физике в 10 классе на тему " Решение задач на применение законов Ньютона"

Конспект урока по физике на применение законов Ньютона...

Конспект урока физики "Решение задач по теме "Законы Ньютона"" (9 класс)

Тема урока "Решение задач по теме "Законы Ньютона"". Автор учебника : Пёрышкин...

Исаак Ньютон

Материалы презентации можно использовать на уроках в 9, 10 классах...

10 класс. Законы Ньютона. тест

Два варианта по 7 заданий....

Тест по физике на тему: «II закон Ньютона. Применение законов Ньютона»

Одна из проблем профилизации старшей школы - недостаточное количество учащихся для комплектования профильных классов. Физика преподается в большинстве школ на базовом уровне. Данный тест позволяет гот...

Дидактический материал по физике по теме:"Законы Ньютона"

Данный материал разработан для проведения урока решения задач по законам Ньютона...

Дидактический материал по физике: "Задачи на 2 закон Ньютона"

Дидактический материал по физике: "Задачи на 2 закон Ньютона" предназничен для проверки знаний учеников 10 класса по  этой теме....