Статья "Инновационные формы современного урока"
статья (физика) по теме
В статье сформулированы требования к современному уроку, задачи процесса обучения,приведены различные формы обучения такие как: деловая игра. работа в малых группах, ролевая игра, круглый стол.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avgustovskie_chteniya_microsoft_word_2.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные приоритеты школьного обучения современной модели школы выстроились следующим образом: первое - это качество обучения по предметам; второе — компетенции и навыки (освоение умений, способов деятельности); третье - социализация учеников: коммуникабельность, толерантность, навыки общения со сверстниками и взрослыми, инициативность, умение работать в команде, становиться лидером, формулировать, обосновывать и отстаивать своё мнение, разрабатывать проекты и реализовывать их; четвёртое - самоопределение учеников: познание самого себя, выбор жизненного пути на основе интересов, склонностей и проявившихся способностей. В самом общем виде направления реализации этой модели формулируются следующим образом: выпускник школы должен не только знать, но и уметь применять свои знания, быть активным, самостоятельным и толерантным членом общества. При этом его здоровье, как физическое, так и психическое, должно быть сохранено и по возможности развито.
На педсоветах, совещаниях, просто в беседах педагоги часто говорят о том, что работать стало труднее, дети другие. Да современные дети другие, чем двадцать, десять, пять лет назад. Они живут в другом мире. Сейчас идёт процесс индивидуализации, менее чётко выражены коллективные начала, с классом нужно работать по-новому. Необходимо не на словах, а реально, ежедневно, на каждом уроке учитывать то, что практически каждый ребёнок сегодня вне зависимости от того, в какой семье он вырос, его способностей, внешних данных, отношений в классе ощущает себя значимой и ценной личностью. Я не знаю хорошо это или плохо, просто факт остаётся фактом, и в рамках этих конкретных условий необходимо организовывать свою работу. Очень важно, чтобы ученик мог занимать активную позицию в процессе учения. А для этого необходимо, прежде всего, чтобы учитель принимал его как субъекта жизнедеятельности. В противном случае мы получаем противоречие: ученик является субъектом своей жизни, своего учения, а учитель относится к нему как к объекту. Нередко из этого противоречия выходят двумя путями. Первый - ученик вступает в конфликт (и внешний и внутренний) с учителем и, как следствие, противодействует этому учителю. Второй путь - приспособленчество. Школьник принимает требования учителя с целью избежать неудач. Но это тоже мешает самореализации ребёнка и наносит вред его формирующейся нравственности. В обоих случаях учащийся находится в ситуации, которая не способствует его развитию, становлению его личности.
В одном из важнейших нормативном документе - Законе РФ «ОБ
образовании» определено, что образование - это воспитание и обучение в
интересах личности, общества, государства. Таким образом,
подчёркивается приоритет задач воспитания и ориентир, в первую
очередь, на интересы личности. В статье 14 «Общие требования к содержанию образования» выделены:
■ ориентир на создание условий для самоопределения личности;
■ формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
■ соответствие содержания образования мировому уровню развития науки и культуры.
Данные положения Закона РФ «Об образовании» конкретизированы в
документах о модернизации образования, в государственных
образовательных стандартах. В целом, обобщая материалы этих документов,
требования к современному уроку можно сформулировать следующим
образом:
1. Последовательная реализация воспитательного потенциала урока.
2. Гуманистический характер отношений «учитель-ученик» - педагогика сотрудничества.
3. личностный характер образования.
4. Индивидуализация процесса обучения, вариативность.
5. Соответствие содержания уровню современной науки.
6. Использование современных технологий, наличие необходимого оснащения урока.
Важными целями процесса обучения должны стать:
- развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
- готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
- умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры.
- толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательный компромисс.
В настоящее время практически каждый учитель понимает, что ученик по отношению к нему - не объект обучения, а равноправный субъект совместного творчества, складывающегося в процессе освоения новых знаний и практических навыков, а значит принципами обучения должны стать равноправие и сотрудничество, которые диктуют необходимость использования в образовательном процессе интерактивного метода обучения, который может быть охарактеризован и как коммуникативный подход в обучении.
В своей практике я активно использую следующие формы обучения:
- самостоятельная работа - вид индивидуальной деятельности
учащегося, основанной на собственных познавательных ресурсах;
- практическое занятие, включающее в себя элементы практической деятельности;
- деловая игра - форма учебного процесса, ориентированная
на приобретение представления о необходимых профессиональных
навыках;
- работа в малых группах, предполагающая деление класса на несколько групп, постановку перед ними целей и задач, самостоятельный поиск решения проблемы, рефлексию. (Работа в малых группах особенно эффективна в организационно-деятельностных играх, имитирующих конкретную жизненную или профессиональную ситуацию.)
В числе наиболее эффективных методов я могу определить следующие:
- ролевая игра - прием, при котором обучающиеся берут на себя исполнение определенных ролей. Это своего рода профессиональная проба. В ролевой игре помимо собственно ролей могут выделяться и реализовываться следующие функции: организатор, координатор, контролер, генератор идей, аналитик и др.;
- «разогрев» - прием, позволяющий на начальной стадии особенно успешно войти обучающимся в существо проблем, усвоить информационную составляющую задания, принять партнерство с другими участниками учебного процесса;
- «информационный удар» - предоставление открытой информации, позволяющей выйти из тупиковой ситуации или быстро перейти к следующему этапу.
- «пирамида мнений» - это прием, позволяющий без особых усилий задействовать всех обучающихся в работе на общий результат. Всему классу предлагается дать ответ на одни и те же вопросы. Вначале учащиеся объединяются по два-три человека и вырабатывают общий ответ, затем класс делится на две группы и также формируют общий ответ от группы, наконец, обе группы публично представляют свои ответы, следует экспертная оценка.
- «круглый стол» - традиционно так называется обсуждение и решение проблем при равенстве участвующих, что должно отражаться и в их размещении. Круглый стол требует управления, т, е. должен быть ведущий;
- «дискуссии» - свободное, но контролируемое организатором обсуждение заранее известного спорного вопроса путем обмена мнениями. Для дискуссии характерна цель: установление единой точки зрения. На практике чаще используются элементы дискуссии как в работе с общей группой, так и при разделении на малые группы;
- «письменное задание» - установка на выдачу срочного ответа для формирования индивидуальной или коллективной позиции. Выдается задание либо на класс в целом или же на малые группы. Письменное задание чаще всего встраивается как один из элементов в другой метод, обеспечивая фиксацию достижений;
- «презентация» - прием, позволяющий в отчетливой, рельефной форме познакомиться с позицией выступающего (их). В отличие от других процессов презентация ограничена информацией, требует органичного сочетания с такими методами как встраивание в другие;
- «интервьюирование» - соответствует содержанию обычного интервью, но может подняться до уровня публичного обсуждения полученных результатов.
- «постановка целей и задач» - способ ориентации старшеклассника, исходящий от всякого организатора и обеспечивающий осмысленность соответствующих действий, связь их с предшествующим и последующим материалом.
Цель описывается как желаемый результат, затруднения и препятствия - как проблема, задачи - как действия, требуемые для снятия проблемы.
-«метод проектной деятельности» - является важным направлением организации внеурочной деятельности учеников, т.е. выполнение долговременных, трудоемких, среднесрочных или краткосрочных творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. Над проектом работают один или небольшая группа, конечным результатом проекта является отчет о работе, компьютерная презентация, макеты, чертежи, модели, видео, аудио и др.
Эффективное использование этих приемов в решающей степени зависит от возникающей ситуации, мастерства педагога и выражается в его личных действиях: интонации, словах, жестах и т. п. Выбор конкретных методов - дело педагога, которому всегда надо помнить о поставленных задачах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция, как одна из форм современного урока
В статье рассматриваются методологические основы лекции.( как формы урока)...
Современный урок в рамках ФГОС: современные формы и методы обучения. Из опыта работы.
Статья содержит информацию о формах и методах работы современного урока в рамках ФГОС....
Деловая игра одна из форм современного урока математики
Выступление и презентация к выступлению на педагогическом совете....
Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС
Выступление на секции учителей аиностранных языков о методах, приёмах, технологиях, формах работы и видах уроков, применяемых учителями на современных уроках иностранного языка в условиях реализации Ф...
Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС.
Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС....
Образовательный блог - урок как одна из эффективных форм современного урока, используемых для работы с текстом.
В статье представлен опыт работы с образовательным блогом как с одной из эффективных форм современного урока....