Рабочая программа по физике для учащихся 7 класса.(учебник А.В Пёрышкина) 2013 - 2014 учебный год
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Рысина Елена Аркадьевна

Рабочая программа по физике для учащихся 7 класса  включает в себя пояснительную записку, тематическое и поурочное планирование учебного материала  (учебник А.В.Пёрышкина), составлена с учетом требований новых ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7-pr2013-14a.doc55.5 КБ
Microsoft Office document icon pour.planiralb-7.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

-2-

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет: физика
Класс: 7                                                                                                                                     Уровень рабочей программы:
базовый                                                                                    Общее количество часов по учебному плану: 68                                                         Количество часов в неделю: 2
Количество контрольных работ: 4
Количество лабораторных работ: 10                                                                                       Уроков повторения и обобщения материала: 4

УМК:
А.В.Пёрышкин, Физика 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2010, 191с.                                                                                                      А.В.Пёрышкин, Сборник задач по физике 7-9, М.,Дрофа, 2010, 186с

Нормативно-правовыми документами для составления рабочей программы являются:

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт общего образования (Официальные документы в образовании, 2010г.)                                                               Закон «Об образовании в Санкт-Петербурге», 2013г.                                           Внутришкольные локальные акты, регламентирующие сопровождение учебно-воспитательного процесса.                                                                                                                       Примерные программы по учебным предметам. Физика 7-9 (Стандарты 2-го поколения). Авторские программы по физике под редакцией Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкина. Примерные программы по физике под редакцией В.А.Орлова, О.Ф.Кабардина, В.А.Коровина и др

Цели изучения физики в основной школе:

 - развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи ими знаний и опыта    познавательной и творческой деятельности.

- понимание учащимися смысла основных понятий законов физики, взаимосвязи между ними.                                                                                                                                                              - формирование у учащихся представлений о физической картине мира                                   Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методами научного познания и методах исследования   явлений природы                                                                                                                                               - приобретение учащимися знаний о механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления, знаний о строении вещества.                                                    - формирование у учащихся умений наблюдать природные явления, выполнять опыты и лабораторные работы с использованием измерительных приборов,                                          - овладение учащимися такими общенаучными понятиями как «природное явление», «эмпирически установленный факт», «гипотеза».

                                                                                                                                                    Общая характеристика учебного предмета, курса:

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание

                                                                            -3-

следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся  самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а

не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы». Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Содержание учебного курса:

Курс физики 7 класса включает в себя следующие темы для изучения:                                   - Первоначальные сведения о строении вещества (молекулы, явление диффузии в различных средах, агрегатные состояния вещества)                                                                   - Взаимодействие тел (понятие о механическом движении, кинематические характеристики движения, явление инерции, понятие массы и плотности, разнообразие сил в природе)                                                                                                                                             - Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (понятие давления, закон Паскаля, атмосферное давление, знакомство с устройством физических приборов, закон Архимеда) - Работа, мощность, энергия (понятия работы, мощности и энергии, знакомство с простыми механизмами)

Используемые формы уроков, технологии обучения:

Технология развития критического мышления,                                                                    уроки-соревнования,                                                                                                                    групповые формы работы.

Виды и формы промежуточного и итогового контроля:

Проведение контрольных работ, физических диктантов, выполнение тестов. Итоговая аттестация проводится в соответствии с внутришкольными  локальными актами о системе оценок текущей и итоговой успеваемости.

Соответствие требованиям ГИА

Содержание курса соответствует требованиям.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами обучения физике являются:                                                   - Сформированность познавательных интересов и творческих способностей учащихся            - Убеждённость в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки для дальнейшего развития общества, уважение к творцам науки.                                                                                                                                 - Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, результатам обучения.

Метапредметными результатами являются:                                                                                  - Овладение навыками приобретения самостоятельных знаний, постановки целей, планирования  и  оценки результатов своей деятельности                                                                

                                                                           -4-

- Формирование умений воспринимать и предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах,  выделять основное содержание прочитанного текста                            - Формирование умения работать в группе

Предметными результатами являются:                                                                                          - Знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира                                - Умение проводить наблюдения, обнаруживать зависимость между физическими величинами                                                                                                                                       - Умение и навыки применять знания для объяснения принципов действия технических устройств                                                                                                                                           - Коммуникативные умения – докладывать о результатах своего исследования, кратко и точно отвечать на вопросы.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. О.И. Громцева, Контрольные и самостоятельные работы по физике. М.Экзамен.2010..109с.                                                                                                      2.А.Е.Марон. Физика. 7 кл.: учебно-методическое пособие/ А.Е. Марон, Е.А. Марон, М. 2010.123с.                                                                                                                   3.А.И.Нурминский. Физика. 7-9 классы/А.И.Нурминский, И.И.Нурминский, Н.В. Нурминская. М, Дрофа,2011,158с. [2] (ЕГЭ: шаг за шагом)                                    А.В. 5. А.В.Пёрышкин. Сборник задач пофизике. 7-9 кл. М, Дрофа, 2010, 186с.                                4. А.В. Чеботарёва, Тесты по физике; 7 класс: к учебнику А.В. Пёрышкина. Физика. 7 класс. М, Экзамен,2010,159с.                                                                                                       5.  http://class-fizika.narod.ru/                        

 

Комплект демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с «Перечнем учебного оборудования   по физике для основной школы».    

 Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество

часов

Планируемые результаты обучения

(личностные, метапредметные, предметные)

 Контроль

1

Введение

3

Сформированность познавательных интересов;

 овладение навыками постановки целей, планирования и оценки результатов своей деятельности;
Знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира

2

Первоначальные

сведения о строении вещества

5

Убеждённость в возможности познания природы;

овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез в целях объяснения известных фактов;

умение пользоваться методами научного исследования явлений природы

Контрольная

работа

3

Взаимодействие тел

19

Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Формирование умений воспринимать и предъявлять информацию в различных формах, анализировать и перерабатывать её;

Умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, решать физические задачи на применение полученных знаний

4

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

24

Убеждённость в необходимости использования достижений науки, уважение к творцам науки техники;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации; умение и навыки применять знания для объяснения принципов действия технических устройств, коммуникативное умение докладывать о результатах исследования

Контрольная

работа

5

Работа, мощность и энергия

13

Убеждённость в необходимости разумного использования достижений науки и технологии;

приобретение опыта использования различных источников для поиска информации;                                           умение и навыки применения полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни

Контрольная

работа

6

Повторение (резерв)

4



Предварительный просмотр:

Поурочное планирование

№ урока

Планируемые сроки проведения (неделя учебного года)

Тема  урока

Основные элементы содержания

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

     

       

Контроль

Введение (3часа)

1

1

Что изучает физика. Физические явления.

Физика – наука о природе.

Описывать физические явления.

2

1

Физические величины и их измерение.

Физические величины

Описание  физических величин.

3

2

Лабораторная работа «Определение цены деления прибора».

Измерение физических величин, приборы.

Определение цены деления.

4

2

Строение вещества. Молекулы.

Строение вещества.

Знать смысл понятия вещества, молекулы.

5

3

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

Диффузия. Броуновское движение.

Объяснение явления диффузии.

Устный опрос

6

3

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Взаимодействие частиц.

Выполнять опыты по обнаружению молекулярного взаимодействия.

7

4

Три состояния вещества.

Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел.

Объяснять свойства различных веществ на основе атомной теории строения вещества.

Тест

8

4

Обобщение и повторение темы.

Объяснение различий в молекулярном мравнении.

Объяснять свойства различных веществ на основе атомной теории строения вещества.

Письм. опрос.

Взаимодействие тел (19 часов)

9

5

Механическое движение

Механическое движение. Траектория.

Знать смысл понятия пути и траектории.

10

5

Скорость. Единицы скорости.

Скорость равномерного движения.

Измерять скорость равномерного движения.

Тест.

11

6

Расчёт пути и времени движения.

Способы измерения расстояния и времени.

Рассчитывать путь и время движения.

12

6

Контрольная работа №1. Инерция.

Механические явления. Инерция.

Уметь решать задачи на нахождение скорости, пути, времени.

13

7

Масса тел. Единицы массы.

Масса тела.

Определять массу тела.

Тест.

14

7

Лабораторная работа «Измерение массы тела».

15

8

Плотность вещества.

Понятие плотности.

Знать определение плотности вещества и формулу.

16

8

Лабораторная работа №8 «Измерение объёма тела»

Методы измерения объёма тела.

Умение  работать с измерительными приборами.

17

9

Лабораторная работа №5 «Определение плотности твёрдого тела»

Методы определения массы и плотности.

Ументь работать с физическими величинами, входящими в формулу плотности.

18

9

Расчёт массы тела по его объёму и плотности.

Определения массы и плотности.

Уметь находить физические величины.

19

10

Решение задач.

Основные элементы: масса, плотность, объём

Решать  задачи по теме.

Тест.

20

10

Сила. Контрольная работа №2.

Сила.

Определять силу, знать определение силы, единицы измерения.

21

11

Явление тяготения и сила тяжести

Сила тяжести.

Определять сиу тяжести.

22

11

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела.

Сила упругости

Определять силу упругости.

Опрос.

23

12

Связь между силой тяжести и массой тела

Единица силы. Связь между силой тяжести и массой тела

Знать формулу зависимости между силой и массой тела.

24

12

Динамометр. Лабораторная работа №6. Градуиров-е пружины.

Метод измерения сил.

Уметь градуировать шкалу прибора.

25

13

Равнодействующая

сил

Правило сложения сил.

Определять равнодействющую, производить  действия с векторами.

26

13

Сила трения. Трение покоя.

Сила трения.

Определять силу трения.

Тест.

27

14

Трение в природе и технике.

Роль трения.

Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормальногодавления.

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (24 часа)

28

14

Давление. Единицы давления.

Давление.

Определять давление.

29

15

Способы увеличения и уменьшения давления.

Способы увеличения и уменьшения давления.

Приводить примеры.

Опрос.

30

15

Давление газа.

Давление газа.

Объяснять причину возникновения давления.

31

16

Закон Паскаля.

Закон Паскаля.

Понимать смысл закона Паскаля.

Тест.

32

16

Давление в жидкости и газе.

Давление в жидкости.

Выражать величины в СИ.

33

17

Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Формула давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Вычислять давление и высоту столба жидкости.

34

17

Решение задач.

Давление.

Определять давление, силу, высоту столба жидкости.

Письм. работа

35

18

Сообщающиеся сосуды.

Сообщающиеся сосуды. Устройство шлюзов.

Объяснять принцип сообщающихся сосудов.

36

18

Повторение темы «Давление».

Основные элементы: давление, давление в жидкостях и газах.

Понимать смысл давления, применять закон Паскаля.

37

19

 Вес воздуха. Атмосферное давление.

Атмосферное давление.

Обнаруживать существование атмосферного давления.

Устный опрос.

38

19

Опыт Торичелли. Барометр-

анероид.

Барометр-анероид.

Измерять атмосферное давление.

39

20

Манометр. Поршневой жидкостный насос.

Манометр. Поршневой жидкостный насос.

Использовать физические приборы для измерения давления.

40

20

Гидравлический пресс.

Гидравлический пресс.

Объяснять передачу давления в жидкостях и газах.

Тест.

41

21

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

Закон Архимеда.

Понимать смысл закона Архимеда.

42

21

Архимедова сила.

Выталкивающая сила.

Решать задачи. Определять силу Архимеда.

43

22

Лабораторная работа №7 «Определение выталк. силы»

Закон Архимеда.

Измерять силу Апхимеда.

44

22

Решение задач.

Давление. Сила Архимеда.

Определять давление, выталкивающую силу.

45

23

Плавание тел. Плавание судов.

Плавание тел.

Выяснять условия плавания тел.

46

23

Лабораторная работа №8 «Выполнение условий плавания тел»

Плавание тел.

Исследовать условие плавания тел.

47

24

Воздухоплавание.

Воздухоплавание.

Объяснять возможность воздухоплавания.

48

24

Решение задач.

Давление. Сила Архимеда. Плавание тел.

Вычислять давление, выталкивающую силу.

49

25

Повторение темы «Архимедова сила».

Давление. Сила Архимеда. Плавание тел.

Объяснять причины плавания тел.Причины существования выталкивающей силы.

50

25

Контрольная работа №3

Давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда.

Вычислять давление,силу Архимеда, использовать закон Паскаля.

51

26

Анализ контрольной работы №3.

Коррекция знаний.

Исправлять погрешности в решении задач.

Работа. Мощность. Энергия (13 часов)

52

26

Механическая работа. Единицы работы.

Механическая работа.

Измерять работу силы.

53

27

Мощность. Единицы мощности.

Мощность.

Определять мощность.

Устный опрос.

54

27

Решение задач.

Работа и мощность.

Рассчитывать механическую работу и мощность.

55

28

Простые механизмы. Рычаг.

Рычаг, блок.

Понимать устройство рычага.

Тест.

56

28

Лабораторная работа №9 «Выяснение условий равновесия рычага»

Условия равновесия рычага.

Исследовать условия равновесия рычага.

57

29

Применение закона равновесия рычага к блоку.

Закон равновесия рычана.

Понимать устройство блока.

58

29

«Золотое правило механики»

«Золотое правило механики»

Понимать смысл «Золотого правила механики».

59

30

Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъёме тела по накл. Плоскости.

Методы измерения работы и мощности. КПД механизмов.

Измерять КПД наклонной плоскости.

60

30

Решение задач.

Работа. Мощность. КПД.

Определять механическую работу,  мощность и КПД.

61

31

Энергия. Контрольная работа №4.

Энергия.

Понимать смысл термина «энергия».

62

31

Потенциальная  и кинетическая энергия.

Виды механической энергии. Законы сохранения.

Измерять кинетическую и потенциальную энергию.

63

32

Превращения энергии.

Превращения энергии.

Вычислять потенциальную и кинетическую энергию.

Тест.

64

32

Повторение темы «Работа и мощность».

Работа. Мощность. Энергия.

Применять законы сохранения энергии для расчёта потенциальной и кинетической энергии тела.

65-68

33- 34

Повторение  (резерв)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к УМК "Английский язык нового тысячелетия" - 9 класс за 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Стандарты второго поколения) и программой курса английского ...

Рабочая программа к УМК "Английский язык нового тысячелетия" - 10 класс за 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Стандарты второго поколения) и программой курса английского ...

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе (102 часа) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа, пояснительная записка  и календарно-тематическое планирование (102 часа)  на 2013-2014 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Основы экологии» для 5 классов на 2013-2014 учебный год

Цель программы -  формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у школьников.Задачи:·        Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях ...

Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 11 класса на 2013-2014 учебный год (базовый уровень)

Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа к учебнику А.Г.Мордковича составлена на основе следующих документов:Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и нач...

Рабочая программа по технологии (индивидуальное обучение на дому) 9 класс на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа  по технологии  (индивидуальное обучение на дому) 9 класс на 2013-2014 учебный год .Тематическое планирование по технологии  составлено в соответствии с авторской прог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык» УМК С.И. Львовой на 2013-2014 учебный год 5 класс

УМК С.И.Львовой, В.В.Львова. - М.: Мнемозина, 2013.                                          ...