Рабочая программа по физике для учащихся 7 класса.(учебник А.В Пёрышкина) 2013 - 2014 учебный год
рабочая программа по физике (7 класс) на тему
Рабочая программа по физике для учащихся 7 класса включает в себя пояснительную записку, тематическое и поурочное планирование учебного материала (учебник А.В.Пёрышкина), составлена с учетом требований новых ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7-pr2013-14a.doc | 55.5 КБ |
pour.planiralb-7.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
-2-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет: физика
Класс: 7 Уровень рабочей программы: базовый Общее количество часов по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2
Количество контрольных работ: 4
Количество лабораторных работ: 10 Уроков повторения и обобщения материала: 4
УМК:
А.В.Пёрышкин, Физика 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2010, 191с. А.В.Пёрышкин, Сборник задач по физике 7-9, М.,Дрофа, 2010, 186с
Нормативно-правовыми документами для составления рабочей программы являются:
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт общего образования (Официальные документы в образовании, 2010г.) Закон «Об образовании в Санкт-Петербурге», 2013г. Внутришкольные локальные акты, регламентирующие сопровождение учебно-воспитательного процесса. Примерные программы по учебным предметам. Физика 7-9 (Стандарты 2-го поколения). Авторские программы по физике под редакцией Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкина. Примерные программы по физике под редакцией В.А.Орлова, О.Ф.Кабардина, В.А.Коровина и др
Цели изучения физики в основной школе:
- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи ими знаний и опыта познавательной и творческой деятельности.
- понимание учащимися смысла основных понятий законов физики, взаимосвязи между ними. - формирование у учащихся представлений о физической картине мира Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методами научного познания и методах исследования явлений природы - приобретение учащимися знаний о механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления, знаний о строении вещества. - формирование у учащихся умений наблюдать природные явления, выполнять опыты и лабораторные работы с использованием измерительных приборов, - овладение учащимися такими общенаучными понятиями как «природное явление», «эмпирически установленный факт», «гипотеза».
Общая характеристика учебного предмета, курса:
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание
-3-
следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а
не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы». Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Содержание учебного курса:
Курс физики 7 класса включает в себя следующие темы для изучения: - Первоначальные сведения о строении вещества (молекулы, явление диффузии в различных средах, агрегатные состояния вещества) - Взаимодействие тел (понятие о механическом движении, кинематические характеристики движения, явление инерции, понятие массы и плотности, разнообразие сил в природе) - Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (понятие давления, закон Паскаля, атмосферное давление, знакомство с устройством физических приборов, закон Архимеда) - Работа, мощность, энергия (понятия работы, мощности и энергии, знакомство с простыми механизмами)
Используемые формы уроков, технологии обучения:
Технология развития критического мышления, уроки-соревнования, групповые формы работы.
Виды и формы промежуточного и итогового контроля:
Проведение контрольных работ, физических диктантов, выполнение тестов. Итоговая аттестация проводится в соответствии с внутришкольными локальными актами о системе оценок текущей и итоговой успеваемости.
Соответствие требованиям ГИА
Содержание курса соответствует требованиям.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами обучения физике являются: - Сформированность познавательных интересов и творческих способностей учащихся - Убеждённость в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки для дальнейшего развития общества, уважение к творцам науки. - Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, результатам обучения.
Метапредметными результатами являются: - Овладение навыками приобретения самостоятельных знаний, постановки целей, планирования и оценки результатов своей деятельности
-4-
- Формирование умений воспринимать и предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах, выделять основное содержание прочитанного текста - Формирование умения работать в группе
Предметными результатами являются: - Знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира - Умение проводить наблюдения, обнаруживать зависимость между физическими величинами - Умение и навыки применять знания для объяснения принципов действия технических устройств - Коммуникативные умения – докладывать о результатах своего исследования, кратко и точно отвечать на вопросы.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. О.И. Громцева, Контрольные и самостоятельные работы по физике. М.Экзамен.2010..109с. 2.А.Е.Марон. Физика. 7 кл.: учебно-методическое пособие/ А.Е. Марон, Е.А. Марон, М. 2010.123с. 3.А.И.Нурминский. Физика. 7-9 классы/А.И.Нурминский, И.И.Нурминский, Н.В. Нурминская. М, Дрофа,2011,158с. [2] (ЕГЭ: шаг за шагом) А.В. 5. А.В.Пёрышкин. Сборник задач пофизике. 7-9 кл. М, Дрофа, 2010, 186с. 4. А.В. Чеботарёва, Тесты по физике; 7 класс: к учебнику А.В. Пёрышкина. Физика. 7 класс. М, Экзамен,2010,159с. 5. http://class-fizika.narod.ru/
Комплект демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с «Перечнем учебного оборудования по физике для основной школы».
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) | Контроль |
1 | Введение | 3 | Сформированность познавательных интересов; овладение навыками постановки целей, планирования и оценки результатов своей деятельности; | |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 5 | Убеждённость в возможности познания природы; овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез в целях объяснения известных фактов; умение пользоваться методами научного исследования явлений природы | Контрольная работа |
3 | Взаимодействие тел | 19 | Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; Формирование умений воспринимать и предъявлять информацию в различных формах, анализировать и перерабатывать её; Умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, решать физические задачи на применение полученных знаний | |
4 | Давление твёрдых тел, жидкостей и газов | 24 | Убеждённость в необходимости использования достижений науки, уважение к творцам науки техники; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации; умение и навыки применять знания для объяснения принципов действия технических устройств, коммуникативное умение докладывать о результатах исследования | Контрольная работа |
5 | Работа, мощность и энергия | 13 | Убеждённость в необходимости разумного использования достижений науки и технологии; приобретение опыта использования различных источников для поиска информации; умение и навыки применения полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни | Контрольная работа |
6 | Повторение (резерв) | 4 |
Предварительный просмотр:
Поурочное планирование
№ урока | Планируемые сроки проведения (неделя учебного года) | Тема урока | Основные элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
Контроль |
Введение (3часа) | |||||
1 | 1 | Что изучает физика. Физические явления. | Физика – наука о природе. | Описывать физические явления. | |
2 | 1 | Физические величины и их измерение. | Физические величины | Описание физических величин. | |
3 | 2 | Лабораторная работа «Определение цены деления прибора». | Измерение физических величин, приборы. | Определение цены деления. | |
4 | 2 | Строение вещества. Молекулы. | Строение вещества. | Знать смысл понятия вещества, молекулы. | |
5 | 3 | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. | Диффузия. Броуновское движение. | Объяснение явления диффузии. | Устный опрос |
6 | 3 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | Взаимодействие частиц. | Выполнять опыты по обнаружению молекулярного взаимодействия. | |
7 | 4 | Три состояния вещества. | Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел. | Объяснять свойства различных веществ на основе атомной теории строения вещества. | Тест |
8 | 4 | Обобщение и повторение темы. | Объяснение различий в молекулярном мравнении. | Объяснять свойства различных веществ на основе атомной теории строения вещества. | Письм. опрос. |
Взаимодействие тел (19 часов) | |||||
9 | 5 | Механическое движение | Механическое движение. Траектория. | Знать смысл понятия пути и траектории. | |
10 | 5 | Скорость. Единицы скорости. | Скорость равномерного движения. | Измерять скорость равномерного движения. | Тест. |
11 | 6 | Расчёт пути и времени движения. | Способы измерения расстояния и времени. | Рассчитывать путь и время движения. | |
12 | 6 | Контрольная работа №1. Инерция. | Механические явления. Инерция. | Уметь решать задачи на нахождение скорости, пути, времени. | |
13 | 7 | Масса тел. Единицы массы. | Масса тела. | Определять массу тела. | Тест. |
14 | 7 | Лабораторная работа «Измерение массы тела». | |||
15 | 8 | Плотность вещества. | Понятие плотности. | Знать определение плотности вещества и формулу. | |
16 | 8 | Лабораторная работа №8 «Измерение объёма тела» | Методы измерения объёма тела. | Умение работать с измерительными приборами. | |
17 | 9 | Лабораторная работа №5 «Определение плотности твёрдого тела» | Методы определения массы и плотности. | Ументь работать с физическими величинами, входящими в формулу плотности. | |
18 | 9 | Расчёт массы тела по его объёму и плотности. | Определения массы и плотности. | Уметь находить физические величины. | |
19 | 10 | Решение задач. | Основные элементы: масса, плотность, объём | Решать задачи по теме. | Тест. |
20 | 10 | Сила. Контрольная работа №2. | Сила. | Определять силу, знать определение силы, единицы измерения. | |
21 | 11 | Явление тяготения и сила тяжести | Сила тяжести. | Определять сиу тяжести. | |
22 | 11 | Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. | Сила упругости | Определять силу упругости. | Опрос. |
23 | 12 | Связь между силой тяжести и массой тела | Единица силы. Связь между силой тяжести и массой тела | Знать формулу зависимости между силой и массой тела. | |
24 | 12 | Динамометр. Лабораторная работа №6. Градуиров-е пружины. | Метод измерения сил. | Уметь градуировать шкалу прибора. | |
25 | 13 | Равнодействующая сил | Правило сложения сил. | Определять равнодействющую, производить действия с векторами. | |
26 | 13 | Сила трения. Трение покоя. | Сила трения. | Определять силу трения. | Тест. |
27 | 14 | Трение в природе и технике. | Роль трения. | Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормальногодавления. | |
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (24 часа) | |||||
28 | 14 | Давление. Единицы давления. | Давление. | Определять давление. | |
29 | 15 | Способы увеличения и уменьшения давления. | Способы увеличения и уменьшения давления. | Приводить примеры. | Опрос. |
30 | 15 | Давление газа. | Давление газа. | Объяснять причину возникновения давления. | |
31 | 16 | Закон Паскаля. | Закон Паскаля. | Понимать смысл закона Паскаля. | Тест. |
32 | 16 | Давление в жидкости и газе. | Давление в жидкости. | Выражать величины в СИ. | |
33 | 17 | Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. | Формула давления жидкости на дно и стенки сосуда. | Вычислять давление и высоту столба жидкости. | |
34 | 17 | Решение задач. | Давление. | Определять давление, силу, высоту столба жидкости. | Письм. работа |
35 | 18 | Сообщающиеся сосуды. | Сообщающиеся сосуды. Устройство шлюзов. | Объяснять принцип сообщающихся сосудов. | |
36 | 18 | Повторение темы «Давление». | Основные элементы: давление, давление в жидкостях и газах. | Понимать смысл давления, применять закон Паскаля. | |
37 | 19 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | Атмосферное давление. | Обнаруживать существование атмосферного давления. | Устный опрос. |
38 | 19 | Опыт Торичелли. Барометр- анероид. | Барометр-анероид. | Измерять атмосферное давление. | |
39 | 20 | Манометр. Поршневой жидкостный насос. | Манометр. Поршневой жидкостный насос. | Использовать физические приборы для измерения давления. | |
40 | 20 | Гидравлический пресс. | Гидравлический пресс. | Объяснять передачу давления в жидкостях и газах. | Тест. |
41 | 21 | Действие жидкости и газа на погружённое в них тело | Закон Архимеда. | Понимать смысл закона Архимеда. | |
42 | 21 | Архимедова сила. | Выталкивающая сила. | Решать задачи. Определять силу Архимеда. | |
43 | 22 | Лабораторная работа №7 «Определение выталк. силы» | Закон Архимеда. | Измерять силу Апхимеда. | |
44 | 22 | Решение задач. | Давление. Сила Архимеда. | Определять давление, выталкивающую силу. | |
45 | 23 | Плавание тел. Плавание судов. | Плавание тел. | Выяснять условия плавания тел. | |
46 | 23 | Лабораторная работа №8 «Выполнение условий плавания тел» | Плавание тел. | Исследовать условие плавания тел. | |
47 | 24 | Воздухоплавание. | Воздухоплавание. | Объяснять возможность воздухоплавания. | |
48 | 24 | Решение задач. | Давление. Сила Архимеда. Плавание тел. | Вычислять давление, выталкивающую силу. | |
49 | 25 | Повторение темы «Архимедова сила». | Давление. Сила Архимеда. Плавание тел. | Объяснять причины плавания тел.Причины существования выталкивающей силы. | |
50 | 25 | Контрольная работа №3 | Давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. | Вычислять давление,силу Архимеда, использовать закон Паскаля. | |
51 | 26 | Анализ контрольной работы №3. | Коррекция знаний. | Исправлять погрешности в решении задач. | |
Работа. Мощность. Энергия (13 часов) | |||||
52 | 26 | Механическая работа. Единицы работы. | Механическая работа. | Измерять работу силы. | |
53 | 27 | Мощность. Единицы мощности. | Мощность. | Определять мощность. | Устный опрос. |
54 | 27 | Решение задач. | Работа и мощность. | Рассчитывать механическую работу и мощность. | |
55 | 28 | Простые механизмы. Рычаг. | Рычаг, блок. | Понимать устройство рычага. | Тест. |
56 | 28 | Лабораторная работа №9 «Выяснение условий равновесия рычага» | Условия равновесия рычага. | Исследовать условия равновесия рычага. | |
57 | 29 | Применение закона равновесия рычага к блоку. | Закон равновесия рычана. | Понимать устройство блока. | |
58 | 29 | «Золотое правило механики» | «Золотое правило механики» | Понимать смысл «Золотого правила механики». | |
59 | 30 | Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъёме тела по накл. Плоскости. | Методы измерения работы и мощности. КПД механизмов. | Измерять КПД наклонной плоскости. | |
60 | 30 | Решение задач. | Работа. Мощность. КПД. | Определять механическую работу, мощность и КПД. | |
61 | 31 | Энергия. Контрольная работа №4. | Энергия. | Понимать смысл термина «энергия». | |
62 | 31 | Потенциальная и кинетическая энергия. | Виды механической энергии. Законы сохранения. | Измерять кинетическую и потенциальную энергию. | |
63 | 32 | Превращения энергии. | Превращения энергии. | Вычислять потенциальную и кинетическую энергию. | Тест. |
64 | 32 | Повторение темы «Работа и мощность». | Работа. Мощность. Энергия. | Применять законы сохранения энергии для расчёта потенциальной и кинетической энергии тела. | |
65-68 | 33- 34 | Повторение (резерв) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к УМК "Английский язык нового тысячелетия" - 9 класс за 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Стандарты второго поколения) и программой курса английского ...
Рабочая программа к УМК "Английский язык нового тысячелетия" - 10 класс за 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Стандарты второго поколения) и программой курса английского ...
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе (102 часа) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа, пояснительная записка и календарно-тематическое планирование (102 часа) на 2013-2014 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Основы экологии» для 5 классов на 2013-2014 учебный год
Цель программы - формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников.Задачи:· Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях ...
Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 11 класса на 2013-2014 учебный год (базовый уровень)
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа к учебнику А.Г.Мордковича составлена на основе следующих документов:Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и нач...
Рабочая программа по технологии (индивидуальное обучение на дому) 9 класс на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по технологии (индивидуальное обучение на дому) 9 класс на 2013-2014 учебный год .Тематическое планирование по технологии составлено в соответствии с авторской прог...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык» УМК С.И. Львовой на 2013-2014 учебный год 5 класс
УМК С.И.Львовой, В.В.Львова. - М.: Мнемозина, 2013. ...