Элективный курс "Найди свое решение"
методическая разработка (физика, 9 класс) по теме

Яшина Валентина Константиновна

Предпрофильная подготовка учащихся 9класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon элективный курс 9класс129.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Пояснительная записка

        Современный этап развития общества требует подготовки большого числа высококвалифицированных специалистов в области естественных и технических наук. Надлежащее решение этой проблемы невозможно без существенного повышения уровня преподавания физики, усиления индивидуального подхода, раннего выявления и развития творческих способностей учащихся. Это заставляет нас обратить более пристальное внимание на организацию и постановку внеклассной работы по физике, укрепить мотивационных аспект и желание узнать как можно больше по курсу элементарной физики.

       Обновление системы итоговой аттестации по физике выпускников основной школы связано с важнейшей задачей модернизации российского образования – совершенствованием контроля и управления его качеством. Введение профильного обучения учащихся в средней школе диктует создание открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений школьников. Результаты итоговой аттестации по физике выпускников основной школы могут стать основой для зачисления их в профильные классы старшей ступени общего образования, а также в учреждения системы начального и среднего профессионального образования.

        Данная программа отражает содержание курса физики для общеобразовательных учреждений, при это обеспечивает тематическое повторение школьного курса основной школы. Программа курса составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для общеобразовательных школ и согласована с требованиями государственного стандарта. Этот элективный курс предназначен для учащихся 9 класса, рассчитан на 17 часов (0,5 час в неделю),или на 34 часа (1 час в неделю) при соответствующем тематическом планировании.

       Материал излагается на теоретической основе, включающей вопросы механики Нъютона, статики и гидростатики; тепловые явления; электромагнитные явления; квантовые явления; геометрическая оптика; физика и физические методы изучения природы.

                                                2

   Основные цели курса:

  • расширить и углубить теоретические и практические представления об изучаемом в основном курсе материале по основным разделам;

  • развивать логическое мышление, способность действовать в нестандартных  ситуациях, умения анализировать, систематизировать, обобщать, выделять главное;
  • развивать творческую деятельность и способствовать переходу от обучения к самообразованию и самоанализу;
  • формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения, подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии;
  • дать учащимся 9 классов возможность быстро и эффективно повторить и систематизировать теорию курса физики по базовым темам и отработать навыки решения тестовых заданий по этим темам.

Задачи курса:

  • «поддерживать» изучение физики как профильного предмета;
  • способствовать внутрипрофильной специализации обучения;
  • развить физическую интуицию, выработать определённую технику, чтобы быстро улавливать физическое содержание задачи и справиться с аттестационными материалами;
  • обучить учащихся обобщённым методам решения вычислительных, графических, качественных, и экспериментальных задач как действенному средству формирования физических знаний и учебных умений, подготовить к самостоятельной работе с тестами;
  • способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного понимания науки;
  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.

         

                                          3    

 Для достижения целей и задач созданы методические материалы для занятий с учащимися, состоящие из двух блоков – изложение теории и набор тестов по всем базовым темам.

Блоки теоретического материала сформулированы предельно четко, содержит определение основных понятий и необходимые формулы, графики.

Блоки тестов содержат все виды заданий по тематике курса.

          Технология проведения занятий проходит поэтапно, включая теоретическую и практическую части, а также предусматривается этап самостоятельной работы учащимися в индивидуальном режиме как на занятии, так и дома. По завершению курса необходимо решение демоверсий ГИА.

Ожидаемые результаты:

  • систематизация знаний учащихся;
  • углубление знаний учащихся;
  • отработка навыка практического опыта решения тестовых и экспериментальных заданий;
  • выбор физики как профильного предмета для дальнейшего обучения;
  • психологическая готовность к ГИА по физике;
  • успешная сдача ГИА.

                                              4

Тематическое планирование материала элективного курса.

(17 часов при 0,5 часа в неделю)

   № занятия

                     Тема

Кол-во         часов 17

   Теория

  Практика

1/1

Психологическая подготовка к выбору профиля и  новой форме испытаний

0,5

0,5

---

2,3,4,5,6,7/7

Механические явления

3

1

2

8,9,10,11/11

Тепловые явления

2

1

1

12,13,14,15/

15

Электромагнитные явления

2

1

1

16,17,18,19/

19

Геометрическая оптика

2

1

1

20,21,22,23/

23

Квантовые явления

2

1

1

24/24

Методологические задания

0,5

---

0,5

25/25

Текстовые задания

0,5

---

0,5

26/26

Задания на установление соответствия

0,5

---

0,5

27/27

Задачи с кратким ответом

0,5

---

0,5

28/28

Экспериментальные задания

0,5

---

0,5

29/29

Комбинированные задачи

0,5

---

0,5

30/30

Качественные задачи

0,5

---

0,5

31/31

Методы научного познания

0,5

0,5

---

32,33,34/34

Решение итоговых тестов

1,5

---

1,5

                                     7

Программа курса

(17 часов,0,5 в неделю)/(34 часа,1 час в неделю)

1.Подготовка к выбору профиля и новой форме испытаний (0,5 часа)/(1 час)

2.Механические явления.(3 часа)/(12 часов)

     Механическое движение. Траектория. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Ускорение. Равноускоренное прямолинейной движение. Свободное падение. Движение по окружности. Масса. Плотность вещества. Сила. Сложение сил. Инерция. Первый закон Нъютона. Второй закон Нъютона. Третий закон Нъютона. Сила трения. Сила упругости. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД простых механизмов. Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Механические колебания и волны. Звук.

3.Тепловые явления.(2 часа)/(4 часа)

     Строение вещества. Модели строения газа, жидкости и твёрдого тела. Тепловое движение атомов и молекул. Связь температуры вещества со скоростью хаотического движения частиц. Броуновское движение. Диффузия. Тепловое равновесие. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Испарение и конденсация. Кипение жидкости. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Преобразование энергии в тепловых машинах.

4.Электромагнитные явления.(2 часа)/(3 часа)

     Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Постоянный электрический ток.

                                                  5

 Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электромагнитная индукция. Опыт Фарадея. Электромагнитные колебания и волны.

5.Геометрическая оптика.(2 часа)/(3 часа)

     Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Дисперсия света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

6.Квантовые явления.(2 часа)/(2 часа)

     Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав атомного ядра. Ядерные реакции.

7.Методологические задания.(0,5 часа)/(1 час)

8.Текстовые задания.(0,5 часа)/(1 час)

9.Задания на установления соответствия.(0,5 часа)/

(1 час)

10.Задачи с кратким ответом.(0,5 часа)/(1 час)

11.Эксперементальные задания.(0,5 часа)/(1 час)

12.Комбинированные задачи.(0,5 часа)/(1 час)

13.Качествееные задачи.(0,5 часа)/(1 час)

14.Методы научного познания.(0,5 часа)/(1 час)

15.Решение итоговых тестов (демоверсии)(1,5 часа)/

(1 час)

6

Тематическое планирование материала

элективного курса

(34 часа, при 1 часе в неделю)  

№ занятия

Тема

Кол-во часов 34

Теория

Практика

1/1

Психологическая подготовка к выбору профиля и  новой форме испытаний

1

1

-

Механические явления:

12:

5,5

6,5

2/2

Равномерное прямолинейное движение;

1

0,5

0,5

3/3

Равноускоренное прямолинейное движение;

1

0,5

0,5

4/4

Движение по окружности;

1

0,5

0,5

5/5

Масса. Плотность вещества;

1

0,5

0,5

6,7/7

Законы Ньютона;

2

0,5

1,5

8/8

Закон всемирного тяготения;

1

0,5

0,5

9/9

Импульс тела. Закон сохранения импульса;

1

0,5

0,5

10/10

Работа. Энергия. Закон сохранения энергии;

1

0,5

0,5

11/11

Статика;

1

0,5

0,5

12/12

Гидростатика;

1

0,5

0,5

13/13

Механические колебания и волны;

1

0,5

0,5

Тепловые явления:

4:

1,5

2,5

14/14

Строение вещества. Температура. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии;

1

0,5

0,5

15,16/16

Количество теплоты. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Агригатное состояние вещества;

2

0,5

1,5

17/17

Влажность воздуха;

1

0,5

0,5

Электромагнитное явление:

3:

1,5

1,5

18/18

Электростатика;

1

0,5

0,5

19/19

Закон постоянного тока;

1

0,5

0,5

20/20

Магнитное поле тока. Электромагнитная индукция;

1

0,5

0,5

Геометрическая оптика:

3:

1,5

1,5

21/21

Законы прямолинейного распространения, отражения и преломления света. Дисперсия;

1

0,5

0,5

22,23/23

Плоское зеркало. Линзы. Оптические приборы;

2

1

1

Квантовые явления:

2:

1

1

24/24

Радиоактивность. Состав атомного ядра;

1

0,5

0,5

25/25

Ядерные реакции

1

0,5

0,5

26/26

Методологические задания

1

-

1

27/27

Текстовые задания

1

-

1

28/28

Задания на установление соответствия

1

-

1

29/29

Задачи с кратким ответом

1

-

1

30/30

Экспериментальные задания

1

-

1

31/31

Комбинированные задачи

1

-

1

32/32

Качественные задачи

1

-

1

33/33

Методы научного познания

1

-

1

34/34

Решение итоговых тестов

1

-

1

                                                   9

Методический блок

В данной программе содержание обработано и построено в соответствии с принципами гуманизма, научности; тематический, хронологический, проблемный принципы. Ведется опора на жизненный опыт ребенка. В результате реализации учащийся кроме овладения практическими навыками вникает в процесс получения знаний, как процесс совершенствования за счет интереса к предмету.

Логика программы предлагает подвести учащихся к режиму развития – саморазвития. Реализация программы опирается на школьную программу курса физики и смежных предметов. Программа обеспечивает наличие системы эмоционально значимых перспектив.

Учащийся должен углубить и развить ключевые компетенции по курсу физики 7-9 классов школьной программы. Учащийся должен знать и уметь:

- знать законы движения:

а) Прямолинейного равномерного;

б) Прямолинейного по горизонтали и вертикали.

- уметь строить и читать графики равномерного и равноускоренного движения;

- уметь измерять ускорение свободного падения;

- знать величины, характеризующие вращательное движение;

- знать и уметь применять на практике законы Ньютона;

- уметь определять центростремительное ускорение при движении по окружности;

- знать и уметь применять на практике закон сохранения импульса;

                                        10

- знать и уметь применять на практике закон сохранения энергии;

- уметь проверять справедливость законов сохранения;

- знать и уметь применять на практике условия равновесия твердых тел;

- уметь решать задачи на движение тел в гравитационном поле;

- знать характеристики атомов и молекул;

- знать работу тепловых двигателей;

- знать фазовые переходы;

- знать, что такое насыщенный пар, влажность воздуха, поверхностное натяжение;

- уметь измерять удельную теплоемкость вещества;

- знать закон сохранения заряда;

- знать закон Кулона;

- знать понятие энергии и потенциала;

- знать свойства и особенности электрического поля и вещества;

- знать  понятие электроемкости;

- знать законы постоянно тока;

- знать природу электрического тока в различных средах и уметь объяснять причину появления тока;

- знать индукцию магнитного поля;

- уметь экспериментально определять направление индукции постоянного электрического тока;

- уметь объяснить существование механических волн;

- знать явления резонанса;

- уметь объяснять возникновение электромагнитных волн;

- знать свойства и характеристики механически волн, в том числе звуковых;

- знать принципы радиосвязи;

                                       11

- уметь экспериментально определять длину световой волны;

- знать явления радиоактивности, иметь представление о свойства радиоактивных излучений и их биологическом действии;

- знать и уметь объяснять явления дисперсии;

- знать и умет определять нейтральную структуру ядра;

- знать атомные реакции деления и синтеза;

- уметь показать выполнение закона сохранения массового числа и электрического заряда;

- знать причины выделения энергии при ядерных реакциях деления и синтеза. Уметь оценивать эту энергию;

- умет прослеживать преобразование энергии АЭС;

- уметь обсуждать проблемы, связанные с экологическими и экономическими аспектами получения и преобразования электрической энергии;

- уметь применять полученные теоретические знания на практике (в решении задач расчетного, экспериментального, качественного характера).

                                                   12

Литература:

1.2.3. Ф-7,Ф-8,Ф-9. Пёрышкин А.В. Физика: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2010.

4. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Физика. 2009-2010 / ФИПИ. – М.: «Интеллект –Центр».

5.Каменецкий С.Е., Орехов В. П. Методика решении задач по физике. – М.: Просвещение, 1988.

6. Гольдфарб Н.И. Физика: сборник задач для 9 – 11 кл. – М.: Просвещение,1997.

7. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение,1983.

8. Лукашик В.И., Иванова Е.В.. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов. М.: Просвещение,2008.

9. Марон А.Е., Марон Е.А.. Сборник качественных задач по физике для 7-9 классов. М.: Просвещение, 2006.

10. Лебидинская В.С. Физика. 7 класс: диагностика предметной обученности. Волгоград: Учитель, 2009.

11. Кирик Л.А. Ф-7.Ф-8.Ф-9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. М.: Илекса, 2009.

12. Марон А.Е., Марон Е.А. Ф-7.Ф-8.Ф-9. Учебно – методическое пособие (Дидактические материалы) М.:Дрофа 2010.

13. Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные работы по физике:7,8,9 кл. М.: Просвещение, 2007.

                             

                                                   13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Методы решения физических задач"

Элективный курс разработан для учащихся 10 классов профильной школы, является пропедевтическим курсом для освоения основных разделов физики. Программа курса знакомит школьников с понятием «физическа...

Элективный курс "Практикум решения задач по информатике"

Элективный курс "Практикум решения задач по информатике"...

Программа элективного курса "Практикум решения текстовых задач" 8 класс.

Пояснительная записка          Предлагаемый курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 8-х классов. Программа рассчитана на 9 часов и п...

Программа элективного курса "Алгоритм решения физических задач"

Программа и тематическое планирование элективного курса для 10,11 классов...

Программа элективного курса "Методы решения математических задач"

Данный материал может применяться в качестве основы для разработки элективных курсов по математике...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ» для 8-9 классов

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ»для 8-9 классов...

Я отвечаю за свое решение.

Занятие педагога-психолога с учениками 8 коррекционного класса в условиях дистанционного обучения....