икт в учебном процессе
учебно-методический материал по физике по теме
Предварительный просмотр:
- ИКТ на уроках физики
Использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет:
- обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов, чтобы работать с ними на уроке;
- создавать слайды по данному учебному материалу , используя редактор презентации, продемонстрировать презентацию на уроке;
- использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
- организовать работу с электронным учебником на уроке;
- применять учебные программные средства ;
- осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
- организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;
- работать на уроке с материалами Web-сайтов;
- создавать web- страницы по интересующему вопросу учебного материала;
- разрабатывать тесты, используя готовые программы -оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.
Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих детей. Они зачастую воспринимают их с гораздо большим интересом, чем обычный школьный учебник. Разумеется, что компьютерные технологии не могут полностью заменить, ни эксперимент, ни лабораторные работы, ни самого учителя, но использование их в разумных пределах и в хорошем сочетании дают по данным опросов учителей и детей более высокую оценку усвоения материала учащимися.
Самостоятельная познавательная деятельность учащихся при применении новых информационных технологий может выступать в двух аспектах:
1) в присвоении учащимся готовых знаний, готовых образцов, правильных, точных и экономичных умственных и практических действий для того, чтобы на основе их включиться в решение творческих задач;
2) в создании чего-то своего, индивидуального, того, что в обучении выражается в самостоятельном решении учеником теоретических и практических задач. Компьютерные программы, цифровые образовательные ресурсы, возможности интернет-ресурсов открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, дают возможность для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ, эффективность развития познавательной самостоятельности, а также для творческого роста школьников. Компьютерные технологии играют значительную роль, особенно в преподавании детям таких тем, в которых лабораторные работы не показывают в полной мере физические процессы, как например: "Строение вещества" и т.д. Компьютерные модели дают возможность в широких пределах изменять условия физических экспериментов (массы, скорости, ускорения, жесткости пружин, температуры, характера протекающих процессов и т. д.). Именно поэтому для развития творческих способностей учащихся в наступившем веке не обойтись без компьютерной поддержки.
Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Информационные технологии применяются мною как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников.
У меня кабинет физики совмещен с кабинетом информатики, с одной стороны это очень даже неплохо, но с другой стороны с установкой Linux я практически осталась без программного обеспечения ( того достаточно большого количества дисков, которые использовала). В кабинете 8 ПК, а поскольку школа малокомплектная, количество учащихся (от 4 до 7) позволяет организовать индивидуальную работу на компьютере. На каждом ПК созданы папки для 7-11 классов, в которых размещены электронные пособия из УМК ( дидактические материалы, тестовые задания, самостоятельные и контрольные работы (Чеботарева А.В. Дидактические карточки- задания по физике, О.И. Громцева Контрольные и самостоятельные работы пофизике 7 кл, Чеботарева А.В. Тесты по физике 8 кл и др.), текстовые документы с диктантами, проверочными работами у коллег созданными мной и с Интернет -сайтов, подборки презентаций по темам учителя, учащихся и позаимствованные из Интернета, материалы для подготовки к ГИА и ЕГЭ, для внеурочной деятельности. Использую ЦОР, (удобно, т. к. они встроены в систему) и Интернет- сайты по физике для учащихся ( собраны в закладках браузера), часто используемый из них, практически на каждом уроке в 7-9 кл, сайт Классная физика.
Мною накоплен печатный раздаточный материал по всем классам и темам. Для подготовки к урокам использую сайты учителей- предметников (Шишацкой Ольги Алексеевны, Ломакина Александра Владимировича, Львовского Марка, Елены Витальевны Шарковой и др), учительские порталы (социальная сеть работников образования, физика в школе, презентации, педсовет и др), и сайты школ. На портале proshkolu веду свою страницу и работаю в клубе физиков и информатиков.
На подготовку к урокам уходит уйма времени из-за огромного количества ресурсов, ведь каждый раз находишь что-то новое и интересное. Но вместе с тем обеспечивается разнообразие материала и его большая плотность на уроке, развивается и поддерживается интерес к предмету, творческие способности, формируется самостоятельность учащихся в различных видах деятельности.
Проводимая мною работа дает положительные результаты: мониторинги показывают стабильные знания учащихся по физике. Уровень обученности учащихся по предмету за последние годы составляет 100%.
Качество знаний по физике
класс | 2009 -2010 уч. г. | 2010 -2011 уч. г | 2011 -2012 уч. г. |
7 8 9 10 11 средний балл | 50 57 67 75 72 64,2 | 57 50 43 25 75 50 | 75 67 50 67 83 68,4 |
Учащиеся 9 класса выбирают физику на итоговую аттестацию, подтверждая свои знания на выпускных экзаменах. Выпускники 11 класса при сдаче ЕГЭ и экзаменов в вузы подтверждают свои знания по физике.
2011 – 2012г
ГИА | ЕГЭ | ||||||
Колич .уч-ся | Колич. баллов | Колич.уч-ся | Колич. баллов | ||||
ОУ | район | край | ОУ | район | край | ||
1 | 30 | 21 | 22,22 | 2 | 41 46 | 45,6 | 47,6 |
В 2009 г в районном конкурсе творческих работ по физике ученик 10 кл занял 1 место, ученик 7 кл – 2 место. В 2010 году в районном конкурсе творческих работ ученик 10 класса занял 2 призовое место с проектно — исследовательской работой по физике.
В 2009 г. и 2010 г. я участвовала в работе краевого 9 и 10 педагогического фестиваля «Интернет и образование», имею сертификаты.
Провожу мониторинг прогнозируемых результатов обучения учащихся и намерена продолжить работу по освоению и внедрению новейших технологий и современных педагогических достижений на основе компетентностного подхода к обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о контроле состоянияохраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса МБОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга И БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ № 117
В положении представлены цели, задачи, виды контроля, содержание и периодичность контроля по состоянию ОТ, ПБ, БУП, расписаны функции, распределение ответственности и обязанности работников по обеспеч...
Организация учебного процесса на основе технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
Основатель технологии Шаталов Виктор Федорович-ученый,педагог-новатор, народный учитель СССР. Работаю по данной технологии 15 лет. 7-ой год работаю в детском доме-школе с детьми с ограниченными ...
Анализ учебного процесса 2012-2013 учебный год
Представлен анализ учебного процесса в сравнении за три последних года. Материал будет интересен завучам школы....
Программа привлечения несовершеннолетних детей к учебному процессу в 2013-2014 учебном году
Программа привлечения несовершеннолетних детей к учебному процессу в 2013-2014 учебном году в МБОУ НСОШ № 2...
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе, как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе.
В статье рассказывается как организация поректной деятельности в школе позволяет повысить мотивацию учащихся...
ИНФОРМАТИКА КАК ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ДИСЦИПЛИНА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ.
Рассмотрена роль межпредметных связей информатики с другими учебными дисциплинами в средней школе. Доказана необходимость использования межпредметных связей для комплексного видения подходов в о...
Практико-ориентированное обучение учащихся. Учебный магазин как форма организации учебного процесса в режиме реально действующего предприятия.
В современном российском обществе, переживающем глубокие социальные преобразования, молодые люди после получения профессионального образования зачастую не могут найти для себя рабочее мест...