ИНФОРМАТИКА КАК ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ДИСЦИПЛИНА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ.
статья по теме

Рассмотрена  роль межпредметных связей информатики с другими учебными дисциплинами в средней школе. Доказана необходимость использования межпредметных связей для комплексного видения подходов в обучении и воспитании школьников. Описана связь информатики и предметов гуманитарного цикла: географии и истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

М.С. Брусенская

Научный руководитель А.В.Штыров

ИНФОРМАТИКА КАК ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ДИСЦИПЛИНА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ.

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

 Рассмотрена  роль межпредметных связей информатики с другими учебными дисциплинами в средней школе. Доказана необходимость использования межпредметных связей для комплексного видения подходов в обучении и воспитании школьников. Описана связь информатики и предметов гуманитарного цикла: географии и истории.

 

Использование вычислительной техники в школах, повышающийся уровень «компьютерной образованности» и заинтересованности учителей других профилей обучения дает возможность широко внедрять интеграцию информатики со всеми общеобразовательными предметами без исключения. Такая интеграция является средством расширения возможностей школьного образования, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения.

Однако сегодня одной из проблем современной школы является именно то, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Часто ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в других предметах.

Интенсивный характер межпредметных связей информатики с другими учебными предметами, широкое использование понятийного аппарата, методов и средств, присущих этой отрасли научного знания, а также значительная прикладная составляющая содержания обучения информатике представляет собой естественную сферу дифференциации содержания обучения. Поэтому реализация таких связей информатики с другими учебными предметами в форме задач межпредметного характера позволяет старшеклассникам не только овладеть знаниями и умениями в тех областях, к которым у них есть интерес и склонности, подготовиться к продолжению образования и получению профессии с использованием современных средств, но и оказывает положительное влияние на развитие учащихся и в том числе на развитие их познавательной мотивации.

Помимо этого, комплексный подход к обучению предметам на основе информатики позволяет решить и проблемы обучения самой информатике. Например, предлагаемые в учебниках информатики задачи зачастую не имеют реальной практической ценности, выглядят формальными и не вызывают интереса у школьников. Использование же компьютера по его прямому назначению (для решения практических задач, для выполнения громоздких, малоинтересных вычислений, для обработки большого объёма информации и др.) усиливает практическую направленность информатики и предметов гуманитарного цикла.

В условиях постоянной нехватки  учебных часов, совместная работа учителей по осуществлению процесса интегрированного обучения позволяет создать оптимальные условия для развития мышления учащихся, преодолеть некоторые противоречия учебного материала, повысить и развить интерес учащихся при изучении общеобразовательных предметов. В качестве примера предлагаем рассмотреть межпредметные связи информатики с историей и географией, представленные в виде таблицы:

Темы курса

Наименование дисциплины

История

География

Информация и информационные процессы

Изучение исторических источников: документов, мемуаров, программ партий.

Сбор информации о природных зонах, обработка статистических данных.

Обработка графической информации

Обработка политической карты в соответствии с исторической точки зрения.

Сознание плана местности, построение маршрутов.

Обработка числовой информации

Построение диаграмм, графиков.

Решение статистических задач. Построение диаграмм и графиков.

Хранение информации

Составление табличных баз данных об исторических личностях, событиях.

Использование запросов при подготовке к экзаменам.

Составление баз данных о географических объектах. Использование запросов при выполнении  

Мультимедийные технологии

Создание презентаций и видеофильмов об исторических личностях, событиях, памятниках культуры

Создание презентаций о географических объектах, об отраслях народного хозяйства.

Коммуникационные технологии

Изучение и сопоставление этапов развития общества, использование GoogleEarth при изучении исторических памятников культуры, изменений.

Использование GoogleEarth для изучения плана местности, построения необходимого маршрута, для нахождения объекта по заданным координатам.

Постоянная работа по использованию межпредметных связей в образовательном процессе приводит к следующим  положительным результатам: рост любознательность обучающихся при изучении рассматриваемых предметов,  повышение самостоятельности обучающихся при решении отдельных учебных проблем, проявление интереса обучающихся  к научно-исследовательской деятельности.

Конечно, работа по установлению мепредметных связей не должна ограничиваться только уроками, а приводить к организации межпредметных семинаров, элективных курсов, кружков и факультативов, различных конференций.

Использование межпредметных связей — одна из наиболее сложных методических задач учителя. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам и  предполагает сотрудничество учителей. Но в процессе решения данной задачи, учитель не только совершенствует свое  педагогическое мастерство, но  способствуют всестороннему развитию личности обучающегося.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Turbo Pascal v.6.0, 7.0 учебно-дидактическое пособие для средних учебных заведений (процедурно - ориентированный блок

Пособие писалось в те времена, когда с учебно - методической литературы били большие проблемы......

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНЫХ АСПЕКТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ - ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНЫХ АСПЕКТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ - ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ...

Учебно - методическое сопровождение учебного процесса, способствующего успешной сдаче экзамена по химии

Рекомендации по учебно - методическому обеспечению процесса подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по химии...

Внедрение в учебный процесс среднего профессионального образования ВФСК ГТО»

       В настоящее время внедрение в систему среднего профессионального образования физкультурно- спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» стало одним из ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО...

Планирование учебного процесса, создание учебных ситуаций с использованием модели «Перевернутое обучение»

В данной статье описываются учебные ситуации с использованием  модели "Перевернутое обучение"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.10 ИНФОРМАТИКА по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДП.10 ИНФОРМАТИКАпо программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднегопрофессионального образования для профессии23.01.17 Мастер по ремонту и обслуж...