ИНФОРМАТИКА КАК ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ДИСЦИПЛИНА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ.
статья по теме
Рассмотрена роль межпредметных связей информатики с другими учебными дисциплинами в средней школе. Доказана необходимость использования межпредметных связей для комплексного видения подходов в обучении и воспитании школьников. Описана связь информатики и предметов гуманитарного цикла: географии и истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 46 КБ |
informatika_kak_integriruyushchaya_distsiplina_v_uchebnom_protsesse_srednego.ppt | 873.5 КБ |
Предварительный просмотр:
М.С. Брусенская
Научный руководитель А.В.Штыров
ИНФОРМАТИКА КАК ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ДИСЦИПЛИНА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ.
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Рассмотрена роль межпредметных связей информатики с другими учебными дисциплинами в средней школе. Доказана необходимость использования межпредметных связей для комплексного видения подходов в обучении и воспитании школьников. Описана связь информатики и предметов гуманитарного цикла: географии и истории.
Использование вычислительной техники в школах, повышающийся уровень «компьютерной образованности» и заинтересованности учителей других профилей обучения дает возможность широко внедрять интеграцию информатики со всеми общеобразовательными предметами без исключения. Такая интеграция является средством расширения возможностей школьного образования, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения.
Однако сегодня одной из проблем современной школы является именно то, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Часто ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в других предметах.
Интенсивный характер межпредметных связей информатики с другими учебными предметами, широкое использование понятийного аппарата, методов и средств, присущих этой отрасли научного знания, а также значительная прикладная составляющая содержания обучения информатике представляет собой естественную сферу дифференциации содержания обучения. Поэтому реализация таких связей информатики с другими учебными предметами в форме задач межпредметного характера позволяет старшеклассникам не только овладеть знаниями и умениями в тех областях, к которым у них есть интерес и склонности, подготовиться к продолжению образования и получению профессии с использованием современных средств, но и оказывает положительное влияние на развитие учащихся и в том числе на развитие их познавательной мотивации.
Помимо этого, комплексный подход к обучению предметам на основе информатики позволяет решить и проблемы обучения самой информатике. Например, предлагаемые в учебниках информатики задачи зачастую не имеют реальной практической ценности, выглядят формальными и не вызывают интереса у школьников. Использование же компьютера по его прямому назначению (для решения практических задач, для выполнения громоздких, малоинтересных вычислений, для обработки большого объёма информации и др.) усиливает практическую направленность информатики и предметов гуманитарного цикла.
В условиях постоянной нехватки учебных часов, совместная работа учителей по осуществлению процесса интегрированного обучения позволяет создать оптимальные условия для развития мышления учащихся, преодолеть некоторые противоречия учебного материала, повысить и развить интерес учащихся при изучении общеобразовательных предметов. В качестве примера предлагаем рассмотреть межпредметные связи информатики с историей и географией, представленные в виде таблицы:
Темы курса | Наименование дисциплины | |
История | География | |
Информация и информационные процессы | Изучение исторических источников: документов, мемуаров, программ партий. | Сбор информации о природных зонах, обработка статистических данных. |
Обработка графической информации | Обработка политической карты в соответствии с исторической точки зрения. | Сознание плана местности, построение маршрутов. |
Обработка числовой информации | Построение диаграмм, графиков. | Решение статистических задач. Построение диаграмм и графиков. |
Хранение информации | Составление табличных баз данных об исторических личностях, событиях. Использование запросов при подготовке к экзаменам. | Составление баз данных о географических объектах. Использование запросов при выполнении |
Мультимедийные технологии | Создание презентаций и видеофильмов об исторических личностях, событиях, памятниках культуры | Создание презентаций о географических объектах, об отраслях народного хозяйства. |
Коммуникационные технологии | Изучение и сопоставление этапов развития общества, использование GoogleEarth при изучении исторических памятников культуры, изменений. | Использование GoogleEarth для изучения плана местности, построения необходимого маршрута, для нахождения объекта по заданным координатам. |
Постоянная работа по использованию межпредметных связей в образовательном процессе приводит к следующим положительным результатам: рост любознательность обучающихся при изучении рассматриваемых предметов, повышение самостоятельности обучающихся при решении отдельных учебных проблем, проявление интереса обучающихся к научно-исследовательской деятельности.
Конечно, работа по установлению мепредметных связей не должна ограничиваться только уроками, а приводить к организации межпредметных семинаров, элективных курсов, кружков и факультативов, различных конференций.
Использование межпредметных связей — одна из наиболее сложных методических задач учителя. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам и предполагает сотрудничество учителей. Но в процессе решения данной задачи, учитель не только совершенствует свое педагогическое мастерство, но способствуют всестороннему развитию личности обучающегося.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Turbo Pascal v.6.0, 7.0 учебно-дидактическое пособие для средних учебных заведений (процедурно - ориентированный блок
Пособие писалось в те времена, когда с учебно - методической литературы били большие проблемы......
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНЫХ АСПЕКТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ - ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНЫХ АСПЕКТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ - ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ...
Учебно - методическое сопровождение учебного процесса, способствующего успешной сдаче экзамена по химии
Рекомендации по учебно - методическому обеспечению процесса подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по химии...
Внедрение в учебный процесс среднего профессионального образования ВФСК ГТО»
В настоящее время внедрение в систему среднего профессионального образования физкультурно- спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» стало одним из ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО...
Планирование учебного процесса, создание учебных ситуаций с использованием модели «Перевернутое обучение»
В данной статье описываются учебные ситуации с использованием модели "Перевернутое обучение"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.10 ИНФОРМАТИКА по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДП.10 ИНФОРМАТИКАпо программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднегопрофессионального образования для профессии23.01.17 Мастер по ремонту и обслуж...