Методические рекомендации по проведению урока решения задач по теме "Закон Кулона"
методическая разработка по физике (10 класс) по теме
Методические рекомендации по проведению урока физики " Решение задач по теме "Закон Кулона"" разработаны при изучения темы "Электростатика" раздела "Электродинамика" для учащихся I курса, как урок закрепления и развития знаний, умений и навыков. Цель урока: формирование и совершенствование практических умений и навыков решения задач по данной теме.
На уроке используются педагогические технологии:
дифференцированного обучения (авторы: В.Д. Шадриков и В.В. Фирсов)
Цель использования данной технологии:
Ø обучение учащегося на уровне его возможностей и способностей;
Ø создание оптимальных условий для выявления задатков развития интересов и способностей учащихся;
Ø адаптация обучения к уровню и особенностям развития различных групп учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_resheniya.docx | 36.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Коваленко М.Ю.
Тема урока:
Решение задач по теме "Закон Кулона"
Цель урока: формирование и совершенствование практических умений и навыков решения задач по данной теме.
Задачи урока:
образовательная - выявить знания по изученной теме, умения пользоваться основными формулами, алгоритмом решения задач на закон Кулона;
развивающая - совершенствовать навыки выполнения математических операций, выработать творческую самостоятельность, аналитическое мышление при решении задач;
воспитательная - научить устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых явлениях, создать устойчивую ситуацию успеха в решении задач.
Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.
Применяемые технологии:
дифференцированного обучения (авторы: В.Д. Шадриков и В.В. Фирсов)
Продолжительность урока: 40 минут.
Оборудование: портрет Кулона, плакат "Крутильные весы", раздаточный материал с дифференцированным дидактическим заданием, учебные таблицы.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение учащимся цели предстоящей работы.
3. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.
- Краткий фронтальный и индивидуальный опрос учащихся по пройденному материалу.
4. Выполнения учащимися различных заданий, задач, упражнений.
- Организация разнообразных упражнений по формированию и совершенствованию практических умений и навыков.
- Проведение небольшой проверочной работы.
5. Проверка выполнения работ.
6. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7. Рефлексия.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Сообщение учащимся цели предстоящей работы.
3. Актуализация знаний
Методическое указание. Дифференцированный подход к учащимся осуществляется на всех этапах урока.
Фронтальный устный опрос
- Какие виды зарядов существуют в природе? Как взаимодействуют заряды?
Ответ: отрицательные и положительные заряды, тела имеющие электрические заряды одного и того же типа - отталкиваются, а разных типов - притягиваются.
- Какой заряд называется точечным?
Ответ: если расстояние между заряженными телами во много раз больше их размеров.
- Как сила взаимодействия зарядов зависит от расстояния между ними?
Ответ: сила взаимодействия зарядов обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.
- Сформулируйте закон Кулона, запишите формулу закона.
Ответ: сила взаимодействия двух точечных неподвижных заряженных тел в вакууме прямо пропорциональна произведению модулей заряда и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними;
- Для каких зарядов применяется закон Кулона?
Ответ: для неподвижных точечных заряженных тел.
- Чему равна постоянная k? Каков ее физический смысл?
Ответ: k = 9∙109 Н∙м2 /Кл2, коэффициент пропорциональности k, численно равен силе взаимодействия единичных зарядов на расстоянии, равном единице длины.
- Существует ли эталонное значение заряда? Каким образом вводится в системе СИ единица заряда – 1 кулон?
Ответ: эталонного значения заряда не существует; 1 кулон – это заряд, проходящий за 1 с через поперечное сечение проводника при силе тока 1 А
4. Выполнения учащимися различных заданий, задач, упражнений.
Методическое указание. Индивидуальный устный опрос
Задание
Написать на доске формулу закона Кулона, дать характеристику физических величин, входящих в эту формулу.
Ответ:
Закон Кулона
– сила взаиодействия между точечными зарядами q1 и q2
r – расстояние между зарядами
к – коэффициент пропорциональности, где (Н∙м2 /Кл2)
ε – диэлектрическая проницаемость
ε0 – электрическая постоянная (8,85·10-12 Ф/м)
Упражнение
Два электрона находятся на расстоянии 1 мм один от другого. Что больше: сила электростатического взаимодействия или гравитационного взаимодействия?
Ответ: электростатического взаимодействия.
k = 9 109 м/Ф, G = 6,67 10-11
Задача
Как изменится сила взаимодействия между зарядами, если расстояние между ними увеличить в 2 раза?
Ответ: уменьшится в 4 раза
Проверочная работа
Методическое указание. Дифференцированные задания, учитывающие интеллектуальные способности учащихся. При письменном опросе используются дидактические задания различной степени сложности (расчетные и качественные задачи трех уровней сложности).
I тип заданий
I вариант
1. С какой силой взаимодействуют два маленьких шарика, заряды которых 0,5 Кл и 2 Кл, если расстояние между их центрами 10 см?
2. Известно, что на текстильных фабриках нити чесальных машин прилипают к гребням. Как объяснить это явление и как избежать этого?
II вариант
1. С какой силой взаимодействуют два заряда по 10 нКл, находящиеся на расстоянии 3 см друг от друга?
2. В кабине бензовоза имеется надпись "При наливе и сливе горючего в цистерну включите заземление". Почему необходимо выполнить это требование?
III вариант
1. С какой силой взаимодействуют в керосине два заряда по 30 нКл каждый на расстоянии 4 см друг от друга?
2. Для чего к корпусу самоходного комбайна прикреплена цепь, часть которой тянется по земле?
IV вариант
1. На каком расстоянии друг от друга заряды 1 мкКл и 10 нКл взаимодействуют с силой 9 мН?
2. На фабриках в процессе изготовления ткань или бумага сильно пылится и загрязняется. Почему? Что предпринимают, чтобы избежать этого?
II тип заданий
V вариант
1. С какой силой взаимодействуют точечные заряды - 0, 3 мкКл и 7 нКл на расстоянии 20 см, если между зарядами помещены слюда, парафинированная бумага?
2. Наблюдается ли явление электризации металлов при их обработке резцами на токарном и других станках?
VI вариант
1. Два заряда q1 = 140e и q2 = 20e находятся на расстоянии 4 см. Определите силу взаимодействия зарядов, если они помещены в парафин?
2. Объяснить почему на производстве приводные ремни покрывают проводящей пастой, а станки заземляют?
VII вариант
1. Заряд в 1,3·10-9 Кл в керосине на расстоянии 0,005 м притягивает к себе второй заряд с силой 2·10-4 Н. Найдите величину второго заряда. Диэлектрическая проницаемость керосина равна
2. Как изменится сила кулоновского взаимодействия двух точечных зарядов при увеличении каждого заряда в 3 раза, если расстояние между ними уменьшить в 2 раза?
VIII вариант
1. Два заряда, находясь в воздухе на расстоянии 0,05 м, действуют друг на друга с силой 1,2·10-4 Н, а в некоторой непроводящей жидкости на расстоянии 0,12 м с силой 1,5·10-5 Н. Какова диэлектрическая проницаемость жидкости?
2.Во сколько раз надо изменить расстояние между зарядами при увеличении одного из них в 4 раза, чтобы сила взаимодействия осталась прежней?
III тип заданий
IX вариант
1. Два одинаковых шарика электроскопа, имеющие заряды по 4 мкКл каждый взаимодействуют с силой 1,6 Н. На каком расстоянии находятся центры этих шаров?
2. При электризации стеклянной палочки ее масса уменьшилась на 9,1*10-24 кг. Определите значение и знак заряда стеклянной палочки.
X вариант
1. Две тучи, размерами которых для упрощения можно пренебречь, взаимодействуют с силой 90 кН. Определите заряд одной из туч, если заряд второй тучи 25 Кл, а расстояние между ними 5 км?
2. Пылинка приобрела заряд q = - 6,4*10-13 Кл. На сколько изменилась масса пылинки?
XI вариант
1. Значение одного из точечных зарядов в два раза больше другого, находящегося от него на расстоянии 30 см. Определите значение каждого заряда, если они взаимодействуют с силой 8*107Н
2. Сколько электронов содержит молекула воды? Каков их общий заряд?
XII вариант
1. На каком расстоянии друг от друга надо расположить два точечных заряда по 5·10-6 Кл, чтобы в керосине сила взаимодействия между ними оказалась равной 0,5 Н? Диэлектрическая проницаемость керосина равна 2.
2. Два одинаковых шарика зарядами -15 нКл и 25 мКл приводят в соприкосновение и вновь раздвигают на расстояние 5 см. Определить заряд каждого шарика после соприкосновения и силу их взаимодействия?
5. Проверка выполнения работ
6. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методические рекомендации обучения учащихся решению задач с кратким ответом. Текстовые задачи»
«Методические рекомендацииобучения учащихся решению задач с кратким ответом.Текстовые задачи»...
Методическая разработка на тему "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "
В предложенном файле Вы можете ознакомиться с организацией и проведением Мастер - класса ; с основными особенностями,алгоритмом проведения Мастер - класса,важнейшими элементами технологии....
Прогулка: основные задачи, виды прогулок. Методические рекомендации по проведению прогулки
В данном материале дается характеристика прогулки как педагогически организованной формы активного отдыха детей....
Методические рекомендации к проведению КСР по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по профессиональному модулю 03.Классное руководство МДК 03.01. Теоретические и метод...
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях Урока мужества, посвященного лауреатам Всероссийской общественногосударственной инициативы «Горячее сердце», в день проведения Торжественной церемонии награждения и чествования лау
В обращениях к педагогам и обучающимся руководство Министерствапросвещения Российской Федерации не раз обращало внимание на воспитаниепатриотизма и ответственной гражданской позиции. Воспитание на при...
Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практически х занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»
Методическая разработка«Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»...
Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»
Методическая разработка «Методические рекомендации по проведениюпрактических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»...