Рабочая программа по физике. 8 класс.
рабочая программа (физика, 8 класс) по теме

Щелыкалова Ольга Леонидовна

Рабочая программа по физике. 2  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_fizike._8_klass.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

        В  условиях перехода к профильной дифференциации средняя ступень курса физики приобретает новое значение. Этот курс становится базовым, призванным обеспечить систему фундаментальных знаний основ физической науки и её применений  всеми  учащимися, независимо от их будущей профессии. Данная   рабочая программа для  8 класса  рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), 10 часов из которых рассчитаны на лабораторные работы, 4 часа на контрольные работы. Остальные 54 часа – на теоретический материал и решение задач. Также в этом курсе проводятся  самостоятельные работы и тесты для текущего контроля знаний учащихся.

           Программа разработана для обучения школьников  8 класса. Программа взята без изменений.

            Данный  курс физики должен обеспечить  общекультурный уровень подготовки учащихся. Приоритетными целями на этом этапе обучения являются следующие цели:

- создать условия для ознакомления учащихся с физикой как наукой, чтобы обеспечить им возможность осознанного выбора профиля дальнейшего обучения в старших классах;

- создать условия по формированию научного миропонимания и развитию мышления учащихся.

        Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

        В задачи обучения входят:

        - создание условий для ознакомления учащихся с основами физической науки, с её основными понятиями, законами, теориями, методами физической науки;  с современной научной картиной мира; с широкими возможностями применения физических законов в технике, быту, различных сферах деятельности;

        - создание условий для усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, для понимания роли практики в познании физических законов и явлений;

        - создание условий для развития мышления учащихся,  умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

        - создание условий по формированию умений выдвигать гипотезы строить логические умозаключения, делать выводы, опираясь на  известные законы;

        - создание условий для развития у учащихся восприятия, мышления, памяти, речи, воображения;

        - создание условий для формирования и развития таких  свойств личности как: самостоятельность, коммуникативность, критичность, толерантность;

        - создание условий  для развития способностей каждого ученика и интереса к физике; для развития мотивации к получению новых знаний.

        Курс начинается с темы «Тепловые явления», в которой даются такие понятия как «температура», «внутренняя энергия», «количество теплоты» и т.д. Рассматриваются агрегатные состояния вещества, фазовые переходы, тепловые двигатели и их принципы работы. Затем изучается тема «Электрические явления». В ней рассматриваются физические явления: электризация тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока. В данной теме изучаются законы: сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца. Затем изучаются электромагнитные явления, где рассматриваются следующие физические явления: взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, рассматриваются понятия: магнитное поле, магнитное поле Земли. При изучении темы «Световые явления» учащиеся знакомятся с законами прямолинейного распространения света, отражения света. В данной теме описываются физические явления: отражение, преломление и дисперсия света, раскрывается смысл физической величины – фокусное расстояние линзы.   При изучении каждой темы учащиеся учатся решать задачи, проводить физический эксперимент. В конце курса физики 8 класса несколько уроков посвящается для обобщения и систематизацией знаний учащихся.

        При разработке программы были использованы следующие правовые документы: примерный государственный стандарт и программы для общеобразовательных учреждений, рекомендованные Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Были использованы следующие методические документы:

          «Физика 7-9 классы». Перышкин А.В., Гутник Е.М.

         Учебник «Физика 8». Перышкин А.В.

        «Сборник задач по физике». Лукашик В.И.

        «Сборник задач по физике». Рымкевич

        «Тесты. Физика 7-9». Кабардин О.Ф., Орлов В.А.

           «Сборник задач по физике» .Л.И.Кирик

        

  1. Требования  к уровню подготовки.

В результате изучения курса физики ученик должен:

Знать/понимать:

  • Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом.

  • Смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.

  • Смысл физических законов:  сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света.

 Уметь:

  • Описывать и объяснять физические явления:  теплопроводность,  конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление. Кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов,, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света

  • Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:  температуры, влажности воздуха, силы тока , напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока.

  • Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости:  температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи,  угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения.

  • Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ

  • Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях

  • Осуществлять самостоятельный поиск информации  естественнонаучного содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление в разных формах (словесно, графически, схематично….)

  • Использовать приобретенные  знания и умения в повседневной жизни


3. Содержание курса.

Тепловые явления ( 26        часов )

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Демонстрации:

Сжимаемость газов.

Диффузия в газах и жидкостях.

Модель броуновского движения.

Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.

Принцип действия термометра.

Теплопроводность различных материалов.

Конвекция в жидкостях и газах.

Теплопередача путем излучения.

Фронтальная лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

Фронтальная лабораторная работа №2 «Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра».

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации:

Явление испарения.

Кипение воды.

Явление плавления.

Устройство психрометра.

Электрические и магнитные явления (34 час)

Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Конденсаторы.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, полупроводники и диэлектрики.

Постоянный электрический ток. Источники тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца.

Демонстрации:

Электризация тел

Два рода электрического заряда.

Устройство и действие электроскопа

Проводники и изоляторы

Перенос электрического заряда с одного тела на другое

Закон сохранения электрического заряда

Конденсаторы

Источники тока

Составление электрической цепи

Амперметр

Вольтметр

Реостат и магазин сопротивлений

Фронтальная лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на её различных участках».

Фронтальная лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Фронтальная лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом».

Фронтальная лабораторная работа №6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».

Фронтальная лабораторная работа №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током.

Демонстрации:

Опыт Эрстеда.

Магнитное поле тока.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Фронтальная лабораторная работа №8  «Сборка электромагнита».

Фронтальная лабораторная работа №9 «Изучение электродвигателя постоянного тока».

Световые явления (8 часов)

Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Фотоаппарат.

Демонстрации:

Источники света.

Прямолинейное распространение света.

Закон отражения света.

Изображение в плоском зеркале.

Линзы

Преломление света.

Модель глаза.

Фронтальная лабораторная работа № 10 «Получение изображения с помощью линзы».

Повторение изученного материала (2 часа)

5. Формы и средства контроля

      В ходе изучения курса физики 8 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.

     Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем  равно 4:

      Контрольная работа №1  по теме «Расчет количества  теплоты»

Контрольная работа №2     по теме «Изменение агрегатных состояний вещества ».

           Контрольная работа №3   по теме  «Электрические явления »

   Контрольная работа №4   по теме « Световые явления»

Кроме того, целесообразным является проведение тестовых и   самостоятельных работ

по следующим темам:

  • Тест  « Тепловое движение. Внутренняя энергия»
  • Тест  « Виды теплопередачи»
  • Тест  « Плавление и кристаллизация»
  • Тест « Электризация. Строение атома»
  • Тест « Сила тока. Напряжение. Закон Ома для участка цепи»
  • Тест « Соединения проводников»
  • Самостоятельная работа « Работа и мощность тока»
  • Тест « Отражение и преломление света»

                                                  6. Список литературы

Литература для учителя:

  1. Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7-8 кл.
  2. Большая книга экспериментов для школьников: Под ред. А.
    Мейяни. - М.: ООО «Росмэн-Издат», 2001 г.
  3. Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М., Кирик Л.И. "Задачи по физике, 8 класс", - М., "Илекса", Харьков "Гимназия", 2002.
  4. Лукашик В.И. "Физическая олимпиада", - М., "Просвещение", 1987.
  5. Перельман Я.И. Знаете ли Вы физику? - М.: Наука, 1992.
  6. Перышкин А.В. Физика 8. - М.: Дрофа, 2005.
  7. Степанова Г.Н. "Сборник вопросов и задач по физике, 7 - 8, - С-Пб., "СпецЛит", 2000.
  8. Тульчинский М.Е. "Качественные задачи по физике 6-7 класс", - М., "Просвещение", 1976..
  9. Гутник Е.М., Рыбакова Е.В. «Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина»Физика. 7 класс». 2006.

Литература для учащихся:

  1. Перышкин А.В. Физика 8. - М.: Дрофа, 2009.  

2.   Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7-9», - М., "Просвещение", 2003.

  1. Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М., Кирик Л.И. "Задачи по физике, 8 класс", - М.,     "Илекса", Харьков "Гимназия", 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...