Рабочая программа по физике 8 класс
рабочая программа (физика, 8 класс) по теме
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, литературу, используемые презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_fizike_8klass.doc | 295 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ» (Составители: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, М.: Дрофа, 2001).
Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин.
Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: А.В.Перышкин Физика – 8, М.: Дрофа, 2004 г. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.Всего -68ч.
В задачи обучения физике входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования.
В курс физики 8 класса входят следующие разделы:
- Тепловые явления.
- Электрические явления.
- Электромагнитные явления.
- Световые явления.
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Таким основным материалом являются: внутренняя энергия, агрегатные состояния вещества, количество теплоты, электризация, электрический ток, сила тока, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, магнитное поле, свет, построение изображения с помощью линз. В программе и работе отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Г.Ома, А.Ампера, А.Вольт.
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
При преподавании используются:
Классноурочная система
Лабораторные и практические занятия.
Применение мультимедийного материала.
Решение экспериментальных задач.
Проверка знаний учащихся
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и
недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей
работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для
оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.
Содержание тем курса 8 класса
1. Тепловые явления -25ч.
Тепловое движение. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация.Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Превращения энергии в механических и тепловых процессах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Влажность.
2. Электрические явления-25ч.
Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Виды соединений проводников. Работа и мощность тома. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергия. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
3. Электромагнитные явления-6ч.
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.
4. Световые явления -12ч
Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Оптические приборы.
Лабораторные работы:
- Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.
- Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
- Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках.
- Регулирование силы тока реостатом. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
- Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
- Получение изображения при помощи линзы.
- Измерение влажности воздуха.
- Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
- Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
- Сборка электромагнита и испытание его действия.
- Изучение электрического двигателя постоянного тока.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Тепловые явления
Учащиеся должны знать:
Понятия: внутренняя энергия, теплопередача, теплообмен, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, температура плавления, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования.
Применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.
Учащиеся должны уметь:
-Применять основные положения МКТ для объяснения понятия внутренняя энергия, конвекция, теплопроводности, плавления, испарения.
- Пользоваться термометром и калориметром.
- «Читать» графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании.
-Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии при различных способах теплопередачи.
- Решать задачи с применением формул:
Q=cm(t2 – t1) Q=qm Q=lm Q=Lm
Электрические и электромагнитные явления
Учащиеся должны знать:
Понятия: электрический ток, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, закон Ома для участка цепи, формулы для вычисления сопротивления, работы и мощности тока, закон Джоуля – Ленца, гипотезу Ампера. Практическое применение названных понятий и законов.
Учащиеся должны уметь:
- Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел, причины электрического сопротивления.
- Чертить схемы простейших электрических цепей, измерять силу тока, напряжение, определять сопротивление с помощью амперметра и вольтметра, пользоваться реостатом.
- Решать задачи на вычисления I, U, R, A, Q, P
- Пользоваться таблицей удельного сопротивления.
Световые явления
Учащиеся должны знать:
Понятия: прямолинейность распространения света, фокусное расстояние линзы, отражение и преломление света, оптическая сила линзы, закон отражения и преломления света.
Практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах.
Учащиеся должны уметь:
- Получать изображение предмета с помощью линзы.
- Строить изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе.
- Решать качественные и расчетные задачи на законы отражения света.
Физика 8 класс. А.В.Перышкин.(2ч в неделю- всего 68ч)
№ | Тема урока | Дата проведения | К.р | Лаб.р | ИКТ | Проектно исслед.деят. | |
I. | Тепловые явления (25 ч.) | По плану | Факти- чески | 2 | 3 | ||
1/1 | Тепловое движение. Температура и ее измерение.Тепловое равновесие. | ||||||
2/2 | Внутренняя энергия.Способы изменения внутренней энергии тела. | Диск№6 | |||||
3/3 | Теплопроводность. | Презент. Диск№6 | |||||
4/4 | Конвекция. Излучение. | Презент Диск№6 | |||||
5/5 | Применение теплопередачи в природе и технике. | ||||||
6/6 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты.Удельная теплоемкость. | ||||||
7/7 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. | ||||||
8/8 | Лабораторная работа № 1 "Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры". | ||||||
9/9 | Лабораторная работа № 2 "Измерение удельной теплоемкости твердого тела". | ||||||
10/10 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. | ||||||
11/11 | Агрегатные состояния вещества. Контрольная работа № 1 "Количество теплоты". | ||||||
12/12 | Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел. | Презент | |||||
13/13 | Удельная теплота плавления. | ||||||
14/14 | Решение задач.Плавление и отвердевание тел. | ||||||
15/15 | Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар.Конденсация. | ||||||
16/16 | Поглощение энергии при испарении жидкости и выделении ее при конденсации. | ||||||
17/17 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. | Презент Диск№16 | Проектно- исследоват. деятельность | ||||
18/18 | Лабораторная работа №3”Измерение влажности воздуха “. | ||||||
19/19 | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.Зависимость температуры кипения от давления. | Презент | |||||
20/20 | Решение задач по теме “ Тепловые явления” | ||||||
21/21 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | Презент | |||||
22/22 | Работа пара и газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | Презент Диск№6 | |||||
23/23 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | Диск№6 Презент | |||||
24/24 | Преобразование энергии в тепловых машинах.Устройство и принцип действия холодильника. | Презент | |||||
25/25 | Контрольная работа № 2 "Тепловые явления". | ||||||
II. | Электрические явления (25 ч.) | 1 | 5 | ||||
1/26 | Электризация тел при их соприкосновении.Два рода заряда.Закон сохранения заряда. Взаимодействие заряженных тел. | Презент Диск№18 | |||||
2/27 | Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле. | Диск№18 | |||||
3/28 | Делимость электрического заряда. Электрон. | Диск№18 | |||||
4/29 | Строение атомов. | Презент | |||||
5/30 | Объяснение электрических явлений.Конденсаторы.Энергия заряженного конденсатора. | Диск№18 | |||||
6/31 | Электрический ток. Источники электрического тока. | Диск№15 | |||||
7/32 | Электрическая цепь и ее составные части. | ||||||
8/33 | Электрический ток в металлах,п/п.жидкостях и газах.П/п приборы. | ||||||
9/34 | Действия электрического тока. Направление электрического тока.Сила тока. Единицы силы тока. | Диск№15 | |||||
10/35 | Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа № 4 "Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках". | ||||||
11/36 | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Лабораторная работа № 5 "Измерение напряжения на различных участках электрической цепи". | Презент | |||||
12/37 | Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. | ||||||
13/38 | Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. | ||||||
14/39 | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения. | ||||||
15/40 | Реостаты. Лабораторная работа № 6 "Регулирование силы тока реостатом". | ||||||
16/41 | Лабораторная работа № 7 "Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра". | ||||||
17/42 | Последовательное соединение проводников. | Презент | |||||
18/43 | Параллельное соединение проводников. | Презент | |||||
19/44 | Контрольная работа № 3 "Электрические явления. Электрический ток". | ||||||
20/45 | Работа электрического тока. | Презент | |||||
21/46 | Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. | Презент | |||||
22/47 | Лабораторная работа № 8 "Измерение мощности и работы тока в электрической лампе". | ||||||
23/48 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. | ||||||
24/49 | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители. | Презент | |||||
25/50 | Решение задач.С.р “Работа и мощность тока” | ||||||
III. | Электромагнитные явления (6 ч.) | 1 | 2 | ||||
1/51 | Опыт Эрстеда.Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | Диск№4 | |||||
2/52 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Электромагнитное реле.Лабораторная работа № 9 "Сборка электромагнита и испытание его действия". | Презент | |||||
3/53 | Постоянный магнит. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | Презент | |||||
4/54 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Лабораторная работа № 10 "Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)". | ||||||
5/55 | Обобщающий урок по темам "Работа электрического тока" и "Электромагнитные явления". | ||||||
6/56 | Контрольная работа № 4 "Работа электрического тока" и "Электромагнитные явления". | ||||||
IV. | Световые явления (12 ч.) | 1 | 1 | ||||
1/57 | Источники света. Распространение света. | Презент | |||||
2/58 | Отражение света. Законы отражения света. | Презент | |||||
3/59 | Плоское зеркало. | Презент | |||||
4/60 | Преломление света. | Презент | |||||
5/61 | Линзы.Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. | Презент | |||||
6/62 | Изображения, даваемые линзой. | Презент | |||||
7/63 | Лабораторная работа № 11 "Получение изображения при помощи линзы". | ||||||
8/64 | Оптические приборы.Глаз как оптическая система. Решение задач | Презент | Проект.-иссл. деят. | ||||
9/65 | Контрольная работа № 5 "Световые явления". | ||||||
10/66 | Решение задач по курсу. | ||||||
11/67 | Решение задач по курсу. | ||||||
12/68 | Обобщающий урок. | ||||||
Литература
1. Поурочные разработки по физике 8класс.С.Е.Полянский, М: «Вако» 2004г
2 . Сборник задач по физике 7-8кл., В.И.Лукашик. М: «Просвещение»
3. Тесты по физике. 8 класс. А.В.Чеботарёва. М.: «Экзамен», 2010г-191с.
4. Уроки физики с применением информационных технологий.
З.В.Александрова и др. 7-11кл.,М: «Глобус» 2009г.-313с.
5. Физика. Занимательные материалы к урокам. 8 класс, А.И.Сёмке,
М: «Издательство НЦЭНАС», 2006г.-152с
6. Физика-8. Дидактические материалы. А.Е.Марон, М.: Дрофа, 2002г.-128с.
7. Физика. Поурочные планы. 8класс.В.А.Шевцов.- Волгоград, «Учитель»,2003г
- 100с
8. Физика.8класс. Тесты.- Саратов: Лицей, 2012г.-80с.
9. Физика-8, М.: Дрофа, 2008г. А.В.Перышкин
10. Физика-8класс.тематическое и поурочное планирование, Е.М.Гутник,
М.: Дрофа, 2001г.- 96с.
11. Учебные диски по предмету.
Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты
Презентации по физике для 8класса
№ | К уроку № | Название презентации |
1 | 3 | Теплопроводность |
2 | 4 | Виды теплообмена |
3 | 12 | Плавление и кристаллизация |
4 | 17 | Влажность воздуха |
5 | 19 | Кипение |
6 | 21 | Закон сохранения и превращения энергии |
7 | 22 | Двигатель внутреннего сгорания |
8 | 23 | Паровая турбина |
9 | 24 | Тепловые машины |
10 | 26 | Электризация. Два рода зарядов. |
11 | 29 | Строение атома |
12 | 36 | Напряжение. Единицы напряжения. |
13 | 42 | Соединения проводников |
14 | 43 | Соединения проводников |
15 | 45 | Работа электрического тока |
16 | 46 | Мощность и работа электрического тока |
17 | 49 | Лампочки |
18 | 52 | Электромагниты |
19 | 53 | Магниты. Магнитное поле Земли |
20 | 57 | Источники света |
21 | 58 | Отражение света. Плоское зеркало |
22 | 60 | Преломление света |
23 | 61 | Линзы |
24 | 62 | Линзы 8-11 |
25 | 64 | Глаз |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...