ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ
рабочая программа (физика, 8 класс) по теме
Образовательная программа предпофильной подготовки рассчитана на учащихся 8 класса.
Количество часов, отводимых на изучение физики мало, поэтому зачастую учащиеся, выбирая в 10 классе физико-математический профиль, сталкиваются с рядом трудностей, среди которых недостаточный уровень знаний по физике и математике. Занятия по образовательной программе способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности естественно-научной направленности, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе обучения, создают условия для всестороннего развития личности. Данный курс предназначен наглядно продемонстрировать значение физики в различных областях деятельности человека, учит пониманию процессов, происходящих в природе, способствует формированию у школьников научного представления о современной физической картине мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pred_prof_pod_fizika.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ПУШКИНСКИЙ ЛИЦЕЙ № 1500 | |
101000, г. Москва, Милютинский пер., д. 18, стр. 2 | Телефон: +7 (495) 624-05-34, +7 (495) 624-72-29 Тел/Факс: +7 (495) 624-05-34 |
107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 20 | Телефон: +7 (495) 607-20-70, +7 (495) 607-03-72 Тел/Факс: +7 (495) 607-18-52 |
e-mail: 1500lyc@mail.ru pl1500@pl1500.ru | |
р/с 40601810000003000002 Банк «Отделение 1 Московского ГТУ Банка России г. Москва 705» л/с 2607542000451232, 2707542000451232 БИК 044583001 ИНН/ КПП 7708071876/770801001 ОГРН 1027700388363 ОКПО 43303248 ОКВЭД 80.21.1; 80.21.2; 80.10.3; 80.30.4; 85.32 ОКОНХ 92310 ОКАТО 45286565000 | |
Директор ГБОУ Пушкинский лицей № 1500: Мозжухина Ольга Николаевна |
Утверждена приказом директора
№ ____ от «___ » _______ 2013 г.
Директор лицея Мозжухина О.Н.
____________________________
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ
Срок реализации: 1 год
Дополнительная образовательная программа разработана в 2013 г.
Возрастная категория учащихся: 13-14 лет (8 класс)
Составитель программы:
учитель физики
Шишацкая Ольга Алексеевна.
г. Москва
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа предпофильной подготовки рассчитана на учащихся 8 класса.
Количество часов, отводимых на изучение физики мало, поэтому зачастую учащиеся, выбирая в 10 классе физико-математический профиль, сталкиваются с рядом трудностей, среди которых недостаточный уровень знаний по физике и математике. Занятия по образовательной программе способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности естественно-научной направленности, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе обучения, создают условия для всестороннего развития личности. Данный курс предназначен наглядно продемонстрировать значение физики в различных областях деятельности человека, учит пониманию процессов, происходящих в природе, способствует формированию у школьников научного представления о современной физической картине мира.
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач, проведение компьютерных экспериментов, рассмотрение занимательных экспериментальных заданий, выполнение опытов способствует пробуждению и развитию у школьников устойчивого интереса к физике и формирование целого ряда общеучебных умений. Таким образом, образовательная программа реализует системно-деятельностный подход в освоении государственного образовательного стандарта.
ЦЕЛЬЮ организации предпрофильной подготовки учащихся по физике является расширение и углубление знаний и умений по физике путем создание системы специализированной подготовки учащихся.
Для достижения поставленной цели в рамках предпрофильной подготовки решаются следующие ЗАДАЧИ:
Образовательные: познакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, не включенными в базовый план, расширить и углубить знания по изучаемым темам (сформировать готовность выпускников учиться в физико-математическом профиле), формировать метапредметные умении; познакомить обучающихся со спецификой видов деятельности, которые будут для них ведущими, после осуществления выбора профильных предметов, способствовать самореализации учащихся в изучении конкретных тем физики.
Воспитательные: воспитывать убежденность в возможности познания законов природы, необходимость разумного использования достижений науки и техники, уважение к творцам науки и техники; воспитывать дух сотрудничества в процессе совместного выполнения заданий.
Развивающие: развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науке, развивать интеллектуальные, экспериментальные и творческие способности, умения решать нетрадиционные и олимпиадные задачи; умения практически применять физические знания в жизни, формировать у учащихся активность и самостоятельность; способствовать повышению культуры общения и поведения; подготовить школьников к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.
Хочется отметить необходимость обеспечения преемственности между основной и старшей школой, в том числе в подготовке учеников 8-9 классов к освоению программ профильной школы.
Программа профильного курса физики очень отличается от уровня базового курса. Поэтому школьники должны определить для себя, смогут ли они изучать углубленный курс физики в 10–11-х классах. Для этого следует попробовать себя в специфических видах деятельности, характерных для физики – это такие, как проведение эксперимента и обработка его результатов; решение расчетных и графических задач более сложных, чем они решали ранее на уроках. Это позволит каждому школьнику определить свои способности, возможности и решить для себя, какой профиль он изберет в 10–11-м классе. Исходя из этого, я считаю, что проведение предпрофильных курсов по физике позволяет учащимся не только осуществить выбор в реализации своих интересов и возможностей в освоении предмета на повышенном уровне, но и создают условия для подготовки к экзаменам по выбору для тех, кто изберет таковым физику.
Важной задачей учителя физики является формирование научных знаний, научного мировоззрения, развития познавательных интересов для чего необходимо не просто передать учащимся сумму готовых знаний, а научить получать их в результате самостоятельных исследований. Поэтому учителю необходимо знакомить учащихся с методами научного познания, формировать навыки проведения физического эксперимента, обучать их проведению наблюдений, измерений, измерений физических величин, обработке полученных результатов умению делать теоретические выводы и т.п.
Данная программа рассчитана на один год обучения (70 часов). Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 2 часов.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- расширение и углубление знаний по физике;
- приобретение навыков к выполнению работ исследовательского и творческого характера;
- умение решения разных типов нестандартных задач;
- формирование ключевых компетенций, приоритетными среди которых являются информационная и коммуникативная компетенции;
- профессиональное самоопределение (выбор физико-математического профиля).
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Программа согласована с содержанием основного курса физики. Она ориентирует учителя не только на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений, а на расширение и углубленных знаний и умений по физике. Не смотря на то, что программа рассчитана на учащихся 8-ого класса, также рассматриваются задачи из разделов курса физики 7-ого класса.
Образовательная программа включает рассмотрение механических, тепловых, электрических и световых явлений.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Примечание | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Планирование работы, выборы старосты. | 1 | 1 | 0 | ||
2,3 | Что такое физика… Рассказы о физиках. Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике. | 2 | 1 | 1 | Создание мультимедийных презентаций. | |
4 | Виды задач и их классификация. Алгоритмы решения задач. | 1 | 1 | 0 | ||
5,6 | Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. Экспериментальная работа с физическими приборами. Определение цены деления. | 2 | 1 | 1 | ||
7-9 | 7 класс | Взаимодействие тел | 3 | 1 | 2 | |
10,11 | Давление | 2 | 1 | 1 | ||
12 | Простые механизмы | 1 | 1 | 0 | ||
13-16 | Решение олимпиадных задач за 7 класс | 4 | 0 | 4 | ||
17-28 | Применение теплопередачи в природе и технике. Уравнение теплового баланса. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Работа с графиками при тепловых явлениях. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Как образуется роса, иней, дождь, снег, ветер. Парниковый эффект и его пагубное влияние | 12 | 4 | 8 | ИКТ Решение задач Решение задач Лабораторная работа Практическая работа http://elkin52.narod.ru/new.htm | |
29-32 | Подготовка к олимпиаде | 4 | 0 | 4 | ||
33 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах | 1 | 1 | 0 | ||
34-49 | Электрические явления. Строение атома. Сборка электрических цепей. Смешанное соединение проводников. Измерение работы и мощности электрического тока. Вычисление стоимости электроэнергии. Энергосбережение. Изготовление самодельных приборов и ремонт существующего оборудования кабинета физики | 16 | 3 | 13 | Решение задач Работа с таблицей Менделеева Экспериментальная работа Решение задач Лабораторная работа Практическое задание, игра на сайте “Мосэнергосбыт” | |
50-54 | Магнитные явления. Исследование явления электромагнитной индукции | 5 | 1 | 4 | Решение задач Практическая работа | |
55-62 | Оптика Построение изображений с помощью линз. Элементы фотометрии. Формула тонкой линзы Оптические приборы. Инерция зрения, её использование в стробоскопе и кино. | 8 | 4 | 4 | Решение задач Практическая работа Решение задач | |
63-68 | Прикладная физика (физика в сельском хозяйстве, на кухне, в ванной, в туристических походах, в театре, в медицине и т.д.). Занимательные опыты. | 6 | 1 | 5 | Создание презентаций. http://elkin52.narod.ru/medik.htm http://elkin52.narod.ru/opit/opit.htm | |
69,70 | Представление работ, защита проектов. Итоговое занятие | 2 | 2 | 0 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Виды деятельности:
- Решение задач (качественных, расчетных, экспериментальных).
- Занимательные опыты по отдельным разделам физики.
- Конструирование и ремонт простейших приборов, используемых в учебном процессе.
- Применение ИКТ: использование электронных образовательных ресурсов по физике, сайтов сети Интернет, создание мультимедийных презентаций и т.д.
Основные формы организации занятий:
- изложение теоретического материала с демонстрациями;
- занятия с обсуждением теоретических проблем, заслушиванием и обсуждением докладов и сообщений учащихся, анализом демонстрационных опытов и физических экспериментов;
- творческие работы с элементами учебных исследований, обработкой результатов лабораторных работ и оформлением отчетов на компьютере, моделирование физических процессов;
- конструирование и ремонт простейших приборов, используемых в учебном процессе;
- постановка опытов;
- работа с электронными образовательными ресурсами по физике и сайтами сети Интернет;
- просмотр учебных фильмов по физике;
- обсуждение и решения различных видов задач;
- участие в олимпиадах и конкурсах.
Методы обучения. При изложении теоретического материала используются информационно-иллюстративный метод и метод проблемного изложения. При выполнении творческих и практических работ основными методами являются частично-поисковый и исследовательский.
Средства обучения: физические приборы, графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики), дидактические материалы, учебники и учебные пособия по физике, компьютер, проектор, электронные образовательные ресурсы по физике, Интернет.
Спецификой курса является его ярко выраженный метапредметный характер, связь с жизнью, практическая направленность. Необходимо особое внимание уделять соблюдению учащимися правил техники безопасности, образовательная программа способствует самостоятельному пополнению и применению полученных знаний; формирует навыки: наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, аргументировать свою мысль, создает условия для развития творческого мышления, формирует навыки групповой и самостоятельной работы.
На занятиях применяются индивидуальные и коллективные формы работы. Последние способствуют формированию коммуникативных компетенций учащихся. Огромную роль на занятиях играет самостоятельное выполнение заданий.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в форме текущего поурочного контроля, взаимооценки учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах и публичной защиты выполненных творческих работ, представленных мультимедийных презентаций.
По окончании курса предполагается подготовка творческих работ по одной из тем, изученных в курсе. В качестве конечных продуктов самостоятельной деятельности школьников могут выступать проектные работы, доклады, рефераты, компьютерные презентации.
Форма подведения итогов: учебная конференция.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учащихся
- Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.
- Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.: Наука, 1985.
- Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: АСТ, 2008. – 473 с.
- Перельман Я.И. Занимательная механика. Знаете ли вы физику? – М.: АСТ, 2006. – 462 с.
- Тулъчинский М.Е. Качественные задачи по физике. - М.: Просвещение, 1972.
- Червова А.А. Демонстрационные опыты по физике из подручных материалов. – М.: Академия, 2008. – 248 с.
- Шилов В.Ф. Лабораторные работы в школе и дома: Молекулярная физика. Термодинамика. – М.: Просвещение, 2007. 112 с.
- Шилов В.Ф. Лабораторные работы в школе и дома: Механика. – М.: Просвещение, 2007. 96 с.
- Шилов В.Ф. Лабораторные работы в школе и дома: Электродинамика. – М.: Просвещение, 2006. - 110 с.
Литература для учителя
- Аганов А.В. и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. - М.: Дом педагогики, 1998.
- .Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 1983;
- Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 10-11 кл. - М.: Просвещение, 1998.
- Генденштейн Л.Э.и др. Решение ключевых задач по физике для основной школы. «Илекса». М.2005г.
- Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.
- Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике. – М.: Просвещение, 1988.
- Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. - М.: Просвещение, 1987.
- Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.: Наука, 1985.
- Ланина И.Я. Развитие интереса к физике. - М.: Просвещение, 1999.
- Лукашик В.И., Е.В.Иванова. Сборник школьных олимпиадных задач по физике 7-11 классов. М. «Просвещение» 2007г.
- Лукашик В.И.. Физическая олимпиада.- М.»Просвещение» 1987г.
- Лернер Г.И. Решение школьных и конкурсных задач. Новая школа М. 1995г.
- Мэрион Дж. Физика и физический мир. Физика и физический мир. – М.: Мир, 1975. - 622 с.
- Зворыкин Б.С. Конструирование приборов по физике. - М.: Просвещение, 1987.
- Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: АСТ, 2008. – 473 с.
- Перельман Я.И. Занимательная механика. Знаете ли вы физику? – М.: АСТ, 2006. – 462 с.
- Рачлис Х.О. Физика в ванне. – М.: Мир, 1986, 97 с.
- Сёмке А.И. Нестандартные задачи по физике. Для классов гуманитарного профиля. – М.: Академия Развития, 2007. – 256 с.
- Тарасов Л.В. Физика в природе. – М.: Просвещение, 1988. – 351 с.
- Тихомирова С.А. Физика в загадках, пословицах, сказках, поэзии, прозе, анекдотах. Учебное пособие для учащихся и учителей. – М.: Мнемозина, 2008. – 152 с.
- Тулъчинский М.Е. Качественные задачи по физике. - М.: Просвещение, 1972.
- Тулъчинский М.Е. Занимательные задачи, парадоксы и софизмы по физике. -М.: Просвещение, 1971.
- Уокер Дж. Физический фейерверк. Вопросы и ответы по физике. – М.: Мир, 1989. – 298 с.
- Хилькевич С.С. Физика вокруг нас. - М.: Наука, 1985, 160 с.
- Хорошавин С.А. Демонстрационный эксперимент по физике: Оптика. Атомная физика. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007. – 79 с.
- Хорошавин С.А.; Демонстрационный эксперимент по физике: Электродинамика. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 190 с.
- Червова А.А. Демонстрационные опыты по физике из подручных материалов. – М.: Академия, 2008. – 248 с.
- Шилов В.Ф. Лабораторные работы в школе и дома: Механика. – М.: Просвещение, 2007. - 96 с.
- Шилов В.Ф. Лабораторные работы в школе и дома: Молекулярная физика. Термодинамика. – М.: Просвещение, 2007. - 112 с.
- Шилов В.Ф. Лабораторные работы в школе и дома: Электродинамика. – М.: Просвещение, 2006. - 110 с.
Сетевые ресурсы для учителя и учащихся
1.Сайт «Классная физика». Режим доступа: http://www.class-fizika.narod.ru
2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
Режим доступа: http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.17/p/page.html
3. Единая коллекция ЦОР.
Режим доступа: http://www.school-collection.edu.ru
4. Перельман Я.И.. Занимательная физика.
Режим доступа: http://presfiz.narod.ru/zf/
5. Занимательная физика в вопросах и ответах. Сайт В. Елькина.
Режим доступа: http://elkin52.narod.ru/
6. Музей неработающих физических устройств (на английском языке).
Режим доступа: http://www.lhup.edu/~dsimanek/museum/unwork.htm
Электронные образовательные ресурсы по физике для учителя и учащихся: «Открытая физика» (компания «Физикон»), «Физика. 7-11 класс» (компания «Физикон»), «1С: Репетитор. Физика» (фирма «1С»), «Виртуальные лабораторные работы по физике. 7-9 класс» (фирма «Новый диск»), «Живая физика» («Knowledge Revolution»), «Домашняя лаборатория по физике» (фирма «Новый диск») и т.д.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие "введение в образовательную программу курсов предпрофильной подготовки Фитодизайн"
Наиболее актуальной задачей для учреждений дополнительного образования детей является отработка эффективной модели предпрофильной подготовки учащихся, обеспечивающей формирование у выпускников готовно...
Образовательная программа кружкового объединения "Юный физик"
Образовательная программа кружка "Юный физик" для учащихся 7-9 классов на два года обучения....
Образовательная программа по математике для физико-математического класса
Данная программа предназначена для учащихся 10 класса. Физмат класс организован для углубленного изучения некоторых...
Ранняя физика Программа элективного курса для предпрофильной подготовки по физике учащихся 6-х классов.
Программа курса предназначена для развития познавательного интереса школьников к физике. Программа адресована обучающимся 6 класса общеобразовательной школы....
Рабочая программа Предпрофильного курса по физике для учащихся 9 класса «Избранные вопросы физики»
Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса, интересующихся физикой, предполагающих обучаться в физико-математическом классе.Программа данного курса направлена на возможность учащихся познакоми...
Рабочая программа предпрофильного курса по физике для учащихся 8 класса «Решение физических задач»
Программа данного курса направлена на расширение и закрепление базового курса по физике, на предпрофильную подготовку учащихся 8 класса по физике. Она дает возможность учащимся познакомиться с и...
Рабочая программа предпрофильного курса по физике для учащихся 8 класса «Решение физических задач»
Программа данного курса направлена на расширение и углубление базового курса по физике, на предпрофильную подготовку учащихся 8 класса по физике. Она дает возможность учащимся познакомиться с ин...