Рабочая программа по физики 9 класс.
рабочая программа по физике (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике 9 класса
на 2013 – 2014 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе программы по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: Н.К.Мартынова, Н.Н.Иванова., к учебнику «Физика» 9 класс, (авторы С.В.Громов, Н.А.Родина.)
Нормативная основа программы.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.Физика. Основное общее образование. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Примерная программа основного общего образования. Физика.Сборник программ/ сост. Н.К. Мартынова, Н.Н.Иванова. и др. – М.:Просвещение, 2008
- Авторская программа по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы программы Н.К. Мартынова, Н.Н.Иванова. Программа составлена к учебникам физики для 7-9 классов С.В.Громова, Н.А.Родиной. Сборник программ/ сост. Н.К. Мартынова, Н.Н.Иванова. и др. – М.:Просвещение, 2008
- Учебный план образовательного учреждения МБОУ «Серебропольская СОШ» на 2013-2014 учебный год.
- Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике (приложение к Приказу Минобразования России от 19.05.1998 №1276 «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования»).
Физика как наука о наиболее общих законах природы выступает в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Гуманитарное значение физики состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получить объективные знания об окружающем мире.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения физики в 9 классе из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.
Цели изучения физики
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физике, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- Овладения умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практическое использование физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретение знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- Воспитание убежденности в возможности познавание законов природы; использование достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-эстетической оценке использование научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- Использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охрана окружающей среды.
УМК
- Авторская программа по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы программы Н.К. Мартынова, Н.Н.Иванова (Просвещение 2008г)
- Учебник физике 9 класса, написанного С.В.Громовым и Н.А.Родиной. (Просвещение 2010г)
- Сборник задач по физике 7-9/ Лукашик В.И., Иванова Е.В. – М.: Просвещение, 2006
Тематическое распределение количества часов
№ | Тема | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Электрические явления | 25 | 25 |
2 | Электромагнитные явления | 13 | 13 |
3 | Оптические явления | 16 | 16 |
4 | Гравитационные явления | 14 | 14 |
Итого | 68 | 68 | |
Из них: контрольных работ – 4ч, лабораторных работ – 10ч |
Основное содержание.
(68 ч, 2 ч в неделю)
- Электрические явления(25ч)
Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электроскоп. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Делимость электрического заряда. Элементарный заряд. Закон сохранения заряда.
Строение атомов: атомное ядро и электроны. Ионы. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма – лучи. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Строение атомного ядра: протоны и нетрлоны. Ядерные реакции. Давление и синтез ядер. Выделение энергии при ядерных реакциях. Энергия связи атомных ядер. Экологические проблемы атомной энергетики. Источники энергии Солнца и звезд.
Электрическое поле. Действие электрического поля на заряженные частици. Громоотвод. Постоянный электрический ток. Источники тока. Носители электрических зарядов в металлах, электролитов и газах. Электрическая цепь. Сила тока, напряжение и сопротивление. Удельное сопротивление. Резисторы. Закон Ома для участка цепи. Действие электрического тока на человека. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Закон Джоуля – Ленца. Лампа накаливания. Короткое замыкание. Плавкие предохранитель. Передача электроэнергии на расстояние.
- Электромагнитные явления (13ч)
Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитное поле тока. Электромагниты. Телеграф. Действие магнитного поля на заряженную частицу и проводник с током. Электроизмерительные приборы. Электродвигатель постоянного тока, электрически генератор. Электромагнитная индукция. Переменный ток. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Радиосвязь.
- Оптические явления (16ч)
Свет как электромагнитные волны. Источник света. Закон прямолинейного распространения света. Объяснение солнечного и лунного затмения. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Зеркальное и диффузное отражение. Преломление света. Дисперсия света. Инфракрасное, ультрафиолетовое и рентгеновское излучение. Влияние электромагнитных волн на живые организмы. Оптические спектры поглощение и испускание света атомами. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображения даваемых тонкой линзой. Фотоаппарат. Глаз. Очки.
- Гравитационные явления (14ч)
Гравитационное взаимодействие и гравитационное поле. Закон всемирного тяготение. Гравитационная постоянная. Сила тяжести. Ценрт тяжести. Ускорение свободного падения. Гравиметрическая разведка. Движение под действием силы тяжести. Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира. Движение искусственных спутников. Космические скорости. Перегрузка и невесомость. Гравитация и Вселенная. Роль физики в формировании научной картины мира. Границы применимости физических законов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения физики обучающиеся 9 класса
должны знать/понимать
- смысл понятий: физические явления, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом. Атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин: электрический заряд, сила электрического тока, эл. напряжение, эл. сопротивление, работа и мощность эл. тока, фокусное расстояние линзы;
- смысл физических законов: сохранение электрического заряда, Закона Ома для участка Эл. цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражение света;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: электризация тел,взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсия света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического ток;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчётов в единой Международной системе;
- приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников,её разработку и представление в разных формах;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;
- контроля за исправностью электропроводки;
- оценки безопасности радиационного фона.
Учебно-лабораторное оборудование.
№ | Тема лабораторной работы | Оборудование |
1 | Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках. | -источник питания, -амперметр, -лампочка на подставке, -ключ, -соединительные провода. |
2 | Измерение напряжения на различных участках цепи. | -источник питания, -вольтметр, -лампочка на подставке, -резистор, -ключ, -соединительные провода. |
3 | Регулирование силы тока реостатом и измерение сопротивления с помощью амперметра и вольтметра. | -источник питания, -реостат, -резистор, -амперметр, -вольтметр, -ключ, -соединительные провода. |
4 | Наблюдение действия магнитного поля на ток. | -штатив с муфтой и лапкой, -источник питания, -проволочный моток, -дугообразный магнит, -ключ, -соединительные провода. |
5 | Изучения электромагнита. | -источник питания, -электромагнит, -реостат, -ключ, -компас, -соединительные провода. |
6 | Изучение модели электродвигателя. | -источник питания, -модель электродвигателя, -соединительные провода. |
7 | Измерение фокусного расстояния и оптической силы линзы. | -собирающая линза, -экран, -линейка. |
8 | Получение изображений с помощью линзы. | -источник питания, -собирающая линза, -лампа с колпачком, -ключ, -экран, -измерительная лента, -соединительные провода. |
9 | Нахождение центра тяжести плоской пластины. | -плоская картонная фигура, -штатив с лапкой и муфтой, -пробка, -булавка -отвес. |
10 | Определение ускорения свободного падения. | -шарик на нити, -штатив с муфтой и кольцом, -измерительная лента, -часы. |
Критерии оценивания устных и письменных работ по физике
Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
б) или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
а) не более двух грубых ошибок,
б) или не более одной грубой ошибки и одного недочета,
в) или не более двух-трех негрубых ошибок,
г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов,
д) или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.
Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если учеником оригинально выполнена работа.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;
б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
в) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;
г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;
д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;
е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;
ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.
Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:
а) допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;
б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой ( например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).
Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:
а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,
в) отвечает неполно на вопросы учителя ( упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,
г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:
а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов,
б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,
в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Критерии оценки устного ответа учащегося на экзамене
Оценка «5» - «отлично» ставится за развернутый, полный, безошибочный устный ответ, в котором выдерживается план, содержащий введение, сообщение основного материала, заключение, характеризующий личную, обоснованную позицию ученика по спорным вопросам, изложенный литературным языком без существенных стилистических нарушений.
Оценка «4» - «хорошо» ставится за развернутый, полный, с незначительными ошибками или одной существенной ошибкой устный ответ, в котором выдерживается план сообщения основного материала, изложенный литературным языком с незначительными стилистическими нарушениями.
Оценка «3» - «удовлетворительно» ставится за устный развернутый ответ, содержащий сообщение основного материала при двух-трех существенных фактических ошибках, язык ответа должен быть грамотным.
Оценка «2» - « неудовлетворительно» ставится, если учащийся во время устного ответа не вышел на уровень требований, предъявляемых к «троечному» ответу.
Грубыми считаются следующие ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений физических величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения,
- неумение выделить в ответе главное,
- неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений,
- неумение делать выводы и обобщения,
- неумение читать и строить графики и принципиальные схемы,
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов,
- неумение пользоваться учебником и справочником по физике и технике,
- нарушение техники безопасности при выполнении физического эксперимента,
- небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными,
- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы ( например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.),
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, условий работы измерительного прибора ( неуравновешенны весы, не точно определена точка отсчета),
- ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.,
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа ( нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными),
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой,
- неумение решать задачи в общем виде.
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
б) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
г) правильно выполнил анализ погрешностей;
д) соблюдал требования безопасности труда.
Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:
а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
б) или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:
а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью,
б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок ( в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения,
в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей,
г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Оценка «2» ставится в том случае, если:
а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы,
б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,
в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. Для выяснения роли контроля в процессе обучения математике рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.
В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.
При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.
Типы контроля
В этой связи различают три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Виды контроля
Вид контроля | Содержание | Методы |
Вводный | Уровень знаний школьников, общая эрудиция. | Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение. |
Текущий | Освоение учебного материала по теме. | Диагностические задания: опрос, практическая работа, тестирование. |
Коррекция | Ликвидация пробелов. | Повторные тесты, индивидуальные консультации. |
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач. | Представление продукта на разных уровнях. |
Методы контроля.
Устный опрос
На уроках контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки.
При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для:
- выяснения готовности класса к изучению нового материала,
- определения сформированности понятий,
- проверки домашних заданий,
- поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке,
- при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.
Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений учащихся. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания учеников не обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.
В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу класса, наиболее действенными приемами которой являются:
- обращение с вопросом ко всему классу,
- конструирование ответа,
- рецензирование ответа,
- оценка ответа и ее обоснование,
- постановка вопросов ученику самими учащимися,
- взаимопроверка,
- самопроверка.
Для устного контроля можно использовать листы контроля знаний.
Письменный контроль
Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.
Диктант
Диктант используется как форма опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к восприятию нового.
Диктант обычно проводится в самом начале урока, состоит из двух вариантов. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа, несложных вычислений. Пауза между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи ответов учащимися.
Зачет
Зачет проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда учащиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся.
Необходимость такого тематического контроля обусловлена тем, что для каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения.
Зачет - это одна из основных форм контроля в старших классах.
Тематические зачеты должны быть дифференцированными, чтобы ученик мог самостоятельно выбрать уровень зачета. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем.
Самостоятельная работа
Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся.
Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи учителя.
Контрольная работа
Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида.
С помощью промежуточной контрольной работы учитель проверяет усвоение учащимися материала в период изучения темы.
Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу.
Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у учителя, родителей, одноклассников. Каждому ученику дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности.
Практическая работа
Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д.
Лабораторная работа
Лабораторная работа - достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Используется лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации учителя.
Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как диктант или тест.
Тест
Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. Распространение контролирующих устройств способствовало тому, что учителя все чаще и чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами, к тестам.
Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.
Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.
Нетрадиционные виды контроля
. На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин.
Кроссворд
Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них – 15-25.
Викторина
Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.
Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.
Сокращения, используемые в рабочей программе
УСНЗ – урок сообщения новых знаний
УОСЗ – урок обобщения и систематизация знаний
УПКЗУ – урок проверки и коррекции знаний и умений
КУ – комбинированный урок
УЗИМ – урок закрепления изученного материала
УРЭЗ – урок решения экспериментальных задач
УИ – урок – игра
УС – урок соревнования
УЗ – урок – зачет
ПТ – проверочное тестирование
ДКЗ – диагностика – коррекционное занятие
УФПУ – урок формирование практических умений
Календарно-тематическое планирование
9 класс.
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Элементы дополнительного содержания | Дата | |
План. | Факт. | |||||
Электрические явление (25ч) | ||||||
1(1) | Электризация тел и электрический заряд. | УСНЗ | Электризация, заряд. | Лист бумаги, ручка, вата, шелк, деревянная палочка. | 4.09 | |
2(2) | Электроскоп. Делимость заряда. | УСНЗ | Делимость заряда, электроскоп, статическое электричество, пол-ый и отр-ый заряд. | Электроскоп, две расчески, нить, лист бумаги. | 6.09 | |
3(3) | Строение атома. Атомное ядро. | УСНЗ | Электрон, атомное ядро, радиоактивность, планетарная модель, хим. элемент, ион, протон, нейтрон, электрон, массовое число, энергия связи, ядерная реакция. | Таблица Менделеева. | 11.09 | |
4(4) | Объяснение электризации тел. Закон сохранение заряда. | УСНЗ | Свободные электроны, электроскоп, электризация. | Электроскоп, карточки, сборник Лукашика. | 13.09 | |
5(5) | Электрическое поле. | УСНЗ | Электризация, электрическое поле, электрическая сила, силовые линии, электрический султан. | Электрический султан. | 18.09 | |
6(6) | Громоотвод. | УСНЗ | Громоотвод, сеть Колльбе. | Карточки. | 20.09 | |
7(7) | Электрический ток. | УСНЗ | Ток, источник тока, действие тока. | Сборник Лукашика. | 25.09 | |
8(8) | Решение задач по теме «Электрический ток». | УЗ | Сборник Лукашика. | 27.09 | ||
9(9) | Источник тока. Электрическая цепь. | УСНЗ | Источник, цепь, аккумулятор, гальванический элемент, замкнутая цепь, выключатель, электролит, последовательное и параллельное соединение. | Источник, цепь, гальванический элемент, выключатель, соединительные провода. | 2.10 | |
10(10) | Сила тока. | УСНЗ | Сила тока, Ампер, амперметр. | 4.10 | ||
11(11) | Лабораторная работа 1 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках». | УФПУ | Источник питания, 2 лампы, ключ, амперметр, соединительные провода. | 9.10 | ||
12(12) | Электрическое напряжение. | УСНЗ УЗИМ | Напряжение, Вольт, вольтметр. | Вольтметр, портрет Вольта. | 11.10 | |
13(13) | Электрическое напряжение. | УСНЗ УЗИМ | Напряжение, Вольт, вольтметр. | Вольтметр, портрет Вольта. | 16.10 | |
14(14) | Лабораторная работа 2 «Измерение напряжения на различных участках цепи». | УФПУ | Источник питания, 2 лампы, ключ, вольтметр, соединительные провода. | 17.10 | ||
15(15) | Электрическое сопротивление. Резистор. | УСНЗ | Электрическое сопротивление, удельное сопротивление, Ом, реостат, резисторы. | Сборник Лукашика. | 23.10 | |
16(16) | Закон Ома. Действие электрического тока на человека. | УСНЗ | Закон Ома, резистор, цепь, короткое замыкание, постоянный ток, переменный ток. | Портрет Ома. | 25.10 | |
17(17) | Последовательное соединение проводников. | УСНЗ | Последовательное соединение. | Соединительные провода, амперметр, лампочка, ключ, вольтметр. | 30.10 | |
18(18) | Параллельное соединение проводников. | УСНЗ | Параллельное соединение. | Соединительные провода, амперметр, лампочка, ключ, вольтметр. | 13.11 | |
19(19) | Закон Ома. Параллельное соединение проводников. | УЗИМ | Вольтметр, амперметр, соединительные провода, источник тока. | 15.11 | ||
20(20) | Лабораторная работа 3 «Регулированная сила тока реостатом и измерение сопротивление с помощью амперметра и вольтметра». | УФПУ | Источник питания, реостат, резистор, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода. | 20.11 | ||
21(21) | Решение задач по теме «Электрическая цепь. Закон Ома». | ДКЗ | Сборник Лукашика, карточки. | 22.11 | ||
22(22) | Работа и мощность тока. Тепловое действие тока. | УСНЗ | Работа тока, мощность тока, закон Джоуля – Ленца, предохранитель. | Сборник Лукашика. | 27.11 | |
23(23) | Лампа накаливания. | УСНЗ | Лампа накаливания. | Презентация. | 29.11 | |
24(24) | Решение задач по теме «Электрические явления». | УЗИМ | Работа мощность. | Сборник Лукашика. | 4.12 | |
25(25) | Контрольная работа 1 «Электрические явления». | Карточки. | 5.12 | |||
Электромагнитные явления (13ч) | ||||||
26(1) | Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. | УСНЗ | Магниты, магнитное поле, магнитный полюс. | Компас, магниты, скрепки, медный провод, 2 карандаша, ластик, железные опилки, картон. | 11.12 | |
27(2) | Магнитное поле тока. | УСНЗ | Магнитное поле тока, заряд, силовые линии. | Сборник Лукашика. | 13.12 | |
28(3) | Электромагниты. Телеграфная связь. | УСНЗ | Электромагнит, соленоид, телеграф, аппарат Морзе, телетайп. | Телеграф, аппарат Морзе, | 18.12 | |
29(4) | Действие магнитного поля на движущийся заряд. | УСНЗ | Сила Лоренца, правило левой руки, генератор. | Сборник Лукашика. | 20.12 | |
30(5) | Действие магнитного поля на проводник с током. Действие магнитного поля на рамку с током. | УСНЗ | Сила Ампера, магнитное взаимодействие токов, электродвигатель. | 25.12 | ||
31(6) | Магнитное поле. | УЗИМ | 27.12 | |||
32(7) | Лабораторная работа 4 «Наблюдение действия магнитного поля на ток». | УФПУ | Штатив, муфта, лампа, источник питания, проволочный моток, дугообразный магнит, ключ, соединительные провода. | 15.01 | ||
33(8) | Электромагнитное поле. | УСНЗ | Электромагнитное поле и волны, антенна. | 17.01 | ||
34(9) | Лабораторная работа 5 «Изучение электромагнита». | УФПУ | Источник питания, электромагнит, реостат, ключ, компас, соединительные провода. | 22.01 | ||
35(10) | Лабораторная работа 6 «Изучение модели электродвигателя». | УФПУ | Источник питания, модель электродвигателя, провода. | 23.01 | ||
36(11) | Переменный электрический ток. | УСНЗ | Переменный электрический ток. | 29.01 | ||
37(12) | Электрические явления. | ДКЗ | Сборник Лукашика. | 31.01 | ||
38(13) | Контрольная работа 2 «Электромагнитные явления». | Карточки. | 5.02 | |||
Оптические явления (16ч) | ||||||
39(1) | Свет. Распространение света в однородной среде. | УСНЗ | Свет, световой луч, излучение, оптика, затмение. | Фонарик. | 7.02 | |
40(2) | Отражение света. | УСНЗ | Оптический диск, угол падения и отражения, обратимость световых лучей. | 12.02 | ||
41(3) | Построение изображения в зеркале. | УСНЗ | Плоское зеркало, мнимое и действительное изображение, перископ, зеркальное и диффузное отражение. | Зеркало, линейка и свеча. | 14.02 | |
42(4) | Преломление света. | УСНЗ | Преломление света, угол преломления, оптически более плотная и оптически менее плотная среда. | Сборник Лукашика. | 19.02 | |
43(5) | Решение задач по теме «Свет. Преломление света». | УЗИМ УФПУ | Карточки. Сборник Лукашика. | 21.02 | ||
44 (6) | Решение задач по теме «Свет. Преломление света». | УЗИМ УФПУ | Карточки. Сборник Лукашика. | 26.02 | ||
45(7) | Линзы | УСНЗ | Линза, собирающая и рассеивающая линзы, фокусное расстояние, оптическая сила линзы. | Линзы. | 28.02 | |
46(8) | Построение изображений, даваемых линзой. | УФПУ | Линза, линейка, карандаш. | 5.03 | ||
47(9) | Лабораторная работа 7 «Измерение фокусного расстояния и оптической силы линзы». | УФПУ | Линза, экран, линейка. | 6.03 | ||
48(10) | Лабораторная работа 8 «Получение изображений с помощью линзы». | УФПУ | Источник питания, собирающая линза, лампа, ключ, экран, измерительная лента, провода. | 12.03 | ||
49(11) | Фотоаппарат. | УСНЗ | Фотоаппарат, негатив, позитив, затвор, объектив, фотопленка, закрепитель, камера-обскура. | Карточки – тест. | 14.03 | |
50(12) | Глаз, зрение. Близорукость и дальнозоркость. Очки. | УСНЗ | Глаз, скаляры, радужная оболочка, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, аккомодация, поле зрения, близорукость, дальнозоркость, очки. | Линейка, зеркало. | 19.03 | |
51(13) | Решение задач по теме «Оптические явления». | ПТ | Карточки. | 21.03 | ||
52(14) | Шкала электромагнитных волн. | УЗИМ | 2.04 | |||
53(15) | Оптические явления. | ДКЗ | 4.04 | |||
54(16) | Контрольная работа 3 «Оптические явления». | Карточки. | 9.04 | |||
Гравитационные явления (14ч) | ||||||
55(1) | Гравитационное взаимодействие и гравитационное поле. | УСНЗ | Гравитационное поле и заряд. | 11.04 | ||
56(2) | Закон всемирного тяготения. | УСНЗ | Тяготение. | Портрет И.Ньютона. | 14.04 | |
57(3) | Гравитационная постоянная. | УСНЗ | Гравитационная постоянная, крутильные весы. | 16.04 | ||
58(4) | Сила тяжести. | УСНЗ | Сила тяжести, поле тяжести, центр тяжести. | 18.04 | ||
59(5) | Лабораторная работа 9 «Нахождение центра тяжести плоской пластины». | УФПУ | Плоская картонная фигура, штатив с лапкой и муфтой, пробка, булавка, линейка, отвес. | 23.04 | ||
60(6) | Свободное падение. | УСНЗ | Гравитационные аномалии, гравиметрические разведки. | 25.04 | ||
61(7) | Лабораторная работа 10 «Определение ускорения свободного падения». | УФПУ | Шарик на нити, штатив с муфтой, кольцо, измерительная лента, часы. | 30.04 | ||
62(8) | О движении бросаемых тел. | УСНЗ | Стробоскопическая фотография, парабола, траектория. | Шарики. | 2.05 | |
63(9) | Движение искусственных спутников. | УСНЗ | Спутник; 1-ая, 2-ая, 3-я космические скорости. | 7.05 | ||
64(10) | Перегрузка и невесомость. | УСНЗ | Перегрузка, невесомость. | Сборник Лукашика. | 8.05 | |
65(11) | Сила тяжести на других планетах. | УСНЗ | Пояс астероидов, ускорение свободного падения. | 14.05 | ||
66(12) | Гравитация и Вселенная. | УСНЗ | Галактика, постоянная Хаббла, Вселенная. | 16.05 | ||
67(13) | Контрольная работа 4 «Гравитационные явления». | Карточки. | 21.05 | |||
68(14) | Роль физики в формировании научной картине мира». | УИ | Рисунки, презентация. | 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...