Рабочая программа по физики 7 класс.
рабочая программа по физике (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физике 7 класса
на 2013 – 2014 учебные годы.
Рабочая программа составлена на основе программы по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: Н.К.Мартынова, Н.Н.Иванова), к учебнику «Физика» 7 класс, (авторы С.В.Громов, Н.А.Родина.)
Нормативная основа программы.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.Физика. Основное общее образование. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Примерная программа основного общего образования. Физика.Сборник программ/ сост. Н.К. Мартынова, Н.Н.Иванова. и др. – М.:Просвещение, 2008
- Авторская программа по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы программы Н.К. Мартынова, Н.Н.Иванова. Программа составлена к учебникам физики для 7-9 классов С.В.Громова, Н.А.Родиной. Сборник программ/ сост. Н.К. Мартынова, Н.Н.Иванова. и др. – М.:Просвещение, 2008
- Учебный план образовательного учреждения МБОУ «Серебропольская СОШ» на 2013-2014 учебный год.
- Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике (приложение к Приказу Минобразования России от 19.05.1998 №1276 «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования»).
Физика как наука о наиболее общих законах природы выступает в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Гуманитарное значение физики состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получить объективные знания об окружающем мире.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения физики в 7 классе из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.
Цели изучения физики
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- Освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физике, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- Овладения умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практическое использование физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретение знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- Воспитание убежденности в возможности познавание законов природы; использование достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-эстетической оценке использование научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- Использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охрана окружающей среды.
УМК
- Авторская программа по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы программы Н.К. Мартынова, Н.Н.Иванова (Просвещение 2008г)
- Учебник физике 7 класса, написанного С.В.Громовым и Н.А.Родиной. (Просвещение 2007г)
- Сборник задач по физике 7-9/ Лукашик В.И., Иванова Е.В. – М.: Просвещение, 2006
Тематическое распределение количества часов
№ | Тема | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Введение | 3 | 3 |
2 | Движение и взаимодействие тел | 17 | 18 |
3 | Работа и мощность | 10 | 11 |
4 | Строение вещества | 6 | 6 |
5 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 25 | 27 |
6 | Итоговое повторение | Резерв 7 | 3 |
Итого | 68 | 68 | |
Из них: контрольных работ – 4ч, лабораторных работ – 8ч. |
Количество часов на изучаемые темы увеличилось за счет резервного времени. На темы: «Движение и взаимодействие тел» - 1 час, «Работа и мощность» - 1 час, «Давление твердых тел, жидкостей и газов» - 2 часа, «Итоговое повторение» - 3 часа.
Основное содержание
(68 ч,2ч в неделю)
1.Введение (3 ч)
Что изучает физика .Физические явления. Методы научного познания.Наблюдения,опыты,измерения,гипотеза,эксперемент,закон.Международная система единиц. Погрешности измерений.
2. Движение и взаимодействие тел (17 ч)
Механическое движение .Тело отсчета. Относительность движения. Материальная точка (частица).Траектория и путь . Равномерное движение . Средняя скорость. Взаимодействие тел . Инерция. Масса тела. Плотность. Сила тяжести .Свободное падение. Равнодействующая сила. Деформации тел.Сила упругости. Закон Гука. Динамометр .Вес тела. Сила трения.
3. Работа и мощность (10ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условие равновесия тел. Правило моментов. «Золотое правило» механики. Превращение одного вида механической энергии в другой. Коэффициент полезного действия.
4. Строение вещества (6ч)
Молекулы и атомы. Диффузия. Движение молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Смачивание и капиллярность. Агрегатное состояние вещества. Основное положение молекулярно-кинетической теории.
5. Давление твердых тел, жидкостей и газов (25ч)
Давление и сила давление. Давление твердых тел. Давление газов. Применение сжатого воздуха. Давление жидкости. Закон Паскаля. Гидростатическое давление. Сообщающие сосуды. Закон сообщающих сосудов. Атмосфера Земли. Атмосферное давление и его измерение. Барометры и манометры. Водопровод. Насос. Гидравлический пресс. Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Плавание тел. Воздухоплавание. Экологические проблемы водного и воздушного транспорта.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения физики ученик 7 класса должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество.
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, коэффициент полезного действия, работа и мощность.
- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.
Уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной систе
- мы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
- рационального применения простых механизмов;
Учебно-лабораторное оборудование.
№ | Тема лабораторной работы | Оборудование |
1 | Изменение объема жидкости с помощью измерительного цилиндра. | -измерительный цилиндр, -стакан с водой. |
2 | Измерение массы тела на рычажных весах. | -весы с гирями, -несколько небольших тел разной массы. |
3 | Измерение плотности твердого тела. | -весы с гирями, -измерительный цилиндр, -твердое тело. |
4 | Измерение силы с помощью динамометра. | -динамометр, -деревянный брусок, -набор грузов, -деревянная дощечка, -катки (круглые карандаши). |
5 | Выяснение условия равновесия рычага. | -рычаг на штативе, -набор грузов, -линейка. |
6 | Определение КПД наклонной плоскости. | -динамометр, -дощечка, -штатив, -деревянный брусок, -измерительная лента, -набор грузов. |
7 | Определение размеров малых тел. | -линейка, -пшено, -книга, -тонкая проволока, -круглый карандаш. |
8 | Измерение выталкивающей (архимедовой) силы. | -динамометр, -измерительный цилиндр, -твердое тело. |
Критерии оценивания устных и письменных работ по физике
Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
б) или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
а) не более двух грубых ошибок,
б) или не более одной грубой ошибки и одного недочета,
в) или не более двух-трех негрубых ошибок,
г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов,
д) или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.
Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если учеником оригинально выполнена работа.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;
б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
в) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;
г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;
д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;
е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;
ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.
Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:
а) допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;
б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой ( например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).
Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:
а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,
в) отвечает неполно на вопросы учителя ( упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,
г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:
а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов,
б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,
в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Критерии оценки устного ответа учащегося на экзамене
Оценка «5» - «отлично» ставится за развернутый, полный, безошибочный устный ответ, в котором выдерживается план, содержащий введение, сообщение основного материала, заключение, характеризующий личную, обоснованную позицию ученика по спорным вопросам, изложенный литературным языком без существенных стилистических нарушений.
Оценка «4» - «хорошо» ставится за развернутый, полный, с незначительными ошибками или одной существенной ошибкой устный ответ, в котором выдерживается план сообщения основного материала, изложенный литературным языком с незначительными стилистическими нарушениями.
Оценка «3» - «удовлетворительно» ставится за устный развернутый ответ, содержащий сообщение основного материала при двух-трех существенных фактических ошибках, язык ответа должен быть грамотным.
Оценка «2» - « неудовлетворительно» ставится, если учащийся во время устного ответа не вышел на уровень требований, предъявляемых к «троечному» ответу.
Грубыми считаются следующие ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений физических величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения,
- неумение выделить в ответе главное,
- неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений,
- неумение делать выводы и обобщения,
- неумение читать и строить графики и принципиальные схемы,
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов,
- неумение пользоваться учебником и справочником по физике и технике,
- нарушение техники безопасности при выполнении физического эксперимента,
- небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными,
- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы ( например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.),
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, условий работы измерительного прибора ( неуравновешенны весы, не точно определена точка отсчета),
- ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.,
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа ( нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными),
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой,
- неумение решать задачи в общем виде.
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
б) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
г) правильно выполнил анализ погрешностей;
д) соблюдал требования безопасности труда.
Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:
а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
б) или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:
а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью,
б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок ( в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения,
в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей,
г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Оценка «2» ставится в том случае, если:
а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы,
б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,
в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. Для выяснения роли контроля в процессе обучения математике рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.
В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.
При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.
Типы контроля
В этой связи различают три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Виды контроля
Вид контроля | Содержание | Методы |
Вводный | Уровень знаний школьников, общая эрудиция. | Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение. |
Текущий | Освоение учебного материала по теме. | Диагностические задания: опрос, практическая работа, тестирование. |
Коррекция | Ликвидация пробелов. | Повторные тесты, индивидуальные консультации. |
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач. | Представление продукта на разных уровнях. |
Методы контроля.
Устный опрос
На уроках контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки.
При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для:
- выяснения готовности класса к изучению нового материала,
- определения сформированности понятий,
- проверки домашних заданий,
- поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке,
- при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.
Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений учащихся. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания учеников не обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.
В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу класса, наиболее действенными приемами которой являются:
- обращение с вопросом ко всему классу,
- конструирование ответа,
- рецензирование ответа,
- оценка ответа и ее обоснование,
- постановка вопросов ученику самими учащимися,
- взаимопроверка,
- самопроверка.
Для устного контроля можно использовать листы контроля знаний.
Письменный контроль
Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.
Диктант
Диктант используется как форма опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к восприятию нового.
Диктант обычно проводится в самом начале урока, состоит из двух вариантов. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа, несложных вычислений. Пауза между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи ответов учащимися.
Зачет
Зачет проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда учащиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся.
Необходимость такого тематического контроля обусловлена тем, что для каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения.
Зачет - это одна из основных форм контроля в старших классах.
Тематические зачеты должны быть дифференцированными, чтобы ученик мог самостоятельно выбрать уровень зачета. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем.
Самостоятельная работа
Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся.
Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи учителя.
Контрольная работа
Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида.
С помощью промежуточной контрольной работы учитель проверяет усвоение учащимися материала в период изучения темы.
Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу.
Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у учителя, родителей, одноклассников. Каждому ученику дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности.
Практическая работа
Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д.
Лабораторная работа
Лабораторная работа - достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Используется лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации учителя.
Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как диктант или тест.
Тест
Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. Распространение контролирующих устройств способствовало тому, что учителя все чаще и чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами, к тестам.
Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.
Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.
Нетрадиционные виды контроля
. На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин.
Кроссворд
Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них – 15-25.
Викторина
Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.
Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.
Сокращения, используемые в рабочей программе
УСНЗ – урок сообщения новых знаний
УОСЗ – урок обобщения и систематизация знаний
УПКЗУ – урок проверки и коррекции знаний и умений
КУ – комбинированный урок
УЗИМ – урок закрепления изученного материала
УРЭЗ – урок решения экспериментальных задач
УИ – урок – игра
УС – урок соревнования
УЗ – урок – зачет
ПТ – проверочное тестирование
ДКЗ – диагностика – коррекционное занятие
УФПУ – урок формирование практических умений
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Элементы дополнительного содержания | Дата | |
План. | Факт. | |||||
Введение (3ч) | ||||||
1(1) | Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдение и опыты. | УСНЗ | Физика, физическое тело, наблюдение, материя, опыт, эксперимент. | Портрет Г.Галелея, М.В.Ломоносова. | 3.09 | |
2(2) | Физические величины и их измерение. | УСНЗ | Физ. величины, прибор цена деления. | Карточки с диктантом. | 5.09 | |
3(3) | Лабораторная работа 1 «Измерение объема жидкости с помощью измерительного цилиндра». | УФПУ | Мензурка, стакан с водой. | 10.09 | ||
Движение и взаимодействие тел (18ч) | ||||||
4(1) | Механическое движение. | УСНЗ | Механическое движение, материальная точка, частица, тело отсчета, траектория, путь. | 12.09 | ||
5(2) | Скорость. | УСНЗ | Равномерное движение, скорость, вектор, неравномерное движение, средняя скорость. | Карточка – тест. | 17.09 | |
6(3) | Инерция. | УСНЗ | Инерция. | Портрет Г.Галелея. | 19.09 | |
7(4) | Взаимодействие тел. | УСНЗ | Взаимодействие. | Сборник Лукашика. | 24.09 | |
8(5) | Масса. | УСНЗ | Масса, взвешивание, килограмм, весы. | 26.09 | ||
9(6) | Лабораторная работа 2 «Измерение массы тела на рычажных весах». | УФПУ | Весы с гирями, несколько тел разной массы. | 1.10 | ||
10(7) | Плотность вещества. | УСНЗ | Плотность, масса, объем. | Сборник Лукашика. | 3.10 | |
11(8) | Расчет массы и объема тела. | УСНЗ | Масса, объем. | 8.10 | ||
12(9) | Лабораторная работа 3 «измерение плотности твердого тела». | УФПУ | Весы с гирями, мензурка с водой, твердое тело на нити. | 10.10 | ||
13(10) | Решение задач по теме «взаимодействие тел. Масса. Плотность вещества». | УЗ | Сборник Лукашика. | 15.10 | ||
14(11) | Сила. Сила тяжести. | КУ | Сила, сила тяжести, свободное падение, ускорение свободного падения. | Портрет И.Ньютона. | 17.10 | |
15(12) | Сила упругости. Закон Гука. | УСНЗ | Сила упругости, деформация, сила реакции опоры, жесткость, упругая деформация, пластическая деформация. | Сборник Лукашика. | 22.10 | |
16(13) | Динамометр. Вес тела. Равнодействующая сила. | УСНЗ | Динамометр, вес тела, силомер, равнодействующая сила. | 24.10 | ||
17(14) | Сила трения. Трение в природе и технике. | УСНЗ | Сила трения, трение. | Презентация. | 29.10 | |
18(15) | Решение задач по теме «Движение и взаимодействие тел». | УЗ | Сборник Лукашика. | 31.10 | ||
19(16) | Лабораторная работа 4 «Измерение силы с помощью динамометра». | УФПУ | Динамометр, деревянный брусок, набор грузов, деревянная дощечка, катки (карандаши). | 12.11 | ||
20(17) | Сила. | ДКЗ | 14.11 | |||
21(18) | Контрольная работа 1 «Движение и взаимодействие тел». | 19.11 | ||||
Работа и мощность (11ч) | ||||||
22(1) | Механическая работа. | УСНЗ | Механическая работа. | 21.11 | ||
23(2) | Мощность. | УСНЗ | Мощность, лошадиная сила. | 26.11 | ||
24-25 (3, 4) | Рычаг. Правило моментов. | УСНЗ | Рычаг, правило моментов, момент силы, правило рычагов. | Рычаг - линейка, портрет Архимеда. | 28.11 3.12 | |
26(5) | Блок. Другие механизмы. | УСНЗ | Блок, полиспаст, простые механизмы, ворота, лебедка, выигрыш в силе. | Портрет Архимеда. | 5.12 | |
27(6) | Коэффициент полезного действия. | УСНЗ | КПД, «золотое правило», механика, полезная и затраченная работа. | 10.12 | ||
28(7) | Обобщающее повторение по теме «Работа и мощность». | УОСЗ | Сборник Лукашика. | 12.12 | ||
29(8) | Лабораторная работа 5 «Выяснение условия равновесия рычага» | УФПУ | Рычаг на штативе, набор грузов, линейка. | 17.12 | ||
30(9) | Лабораторная работа 6 «Определение КПД наклонной плоскости». | УФПУ | Динамометр, дощечка, штатив, деревянный брусок, линейка, набор грузов. | 19.12 | ||
31(11) | Контрольная работа 2 «Работа и мощность». | Карточки. | 24.12 | |||
32(10) | Обобщающее повторение по теме «Работа и мощность». | УОСЗ | Сборник Лукашика. | 26.12 | ||
Строение вещества (6ч) | ||||||
33(1) | Строение вещества. Молекулы и атомы. | УСНЗ | Нагревание, охлаждение, объем, расширение, молекулы, атомы. | 14.01 | ||
34(2) | Диффузия. | УСНЗ | Диффузия. | Карточки. | 16.01 | |
35(3) | Взаимодействие молекул. Смачивание и капиллярность. | УСНЗ. | Взаимодействие, притяжение, отталкивание, смачивание, капиллярность. | Сборник Лукашика. | 21.01 | |
36(4) | Агрегатное состояние тел. Строение тел. | УСНЗ | Агрегатное состояние, основное положение молекулярно – кинетической теории. | 23.01 | ||
37(5) | Обобщающее повторение по теме «Строение вещества». | ДКЗ | 28.01 | |||
38(6) | Лабораторная работа 7 «Определение размеров малых тел». | УФПУ | Линейка, пшено, книги, тонкая проволока, круглый карандаш. | 30.01 | ||
Давление твердых тел, жидкостей и газов (27ч) | ||||||
39(1) | Давление и силы давления. | УСНЗ | Давление, сила давления, площадь опоры. | Портрет Б.Паскаля. | 6.02 | |
40(2) | Давление в природе и технике. | УСНЗ | Презентация, сборник Лукашика. | 11.02 | ||
41(3) | Давление газа. Применение сжатого воздуха. | УСНЗ | Сжатый воздух, давление, отбойный молоток, пневматический тормоз. | Презентация. | 13.02 | |
42(4) | Закон Паскаля. | УСНЗ | Закон Паскаля. | Портрет Б.Паскаля. | 18.02 | |
43(5) | Гидростатическое давление. | УСНЗ | Гидростатическое давление. | 20.02 | ||
44(6) | Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин. | УСНЗ | Акваланг, батискаф, батисфера. | 25.02 | ||
45 (7) | Сообщающие сосуды. | УСНЗ | Сообщающие сосуды, закон сообщающих сосудов. | Сообщающие сосуды, стакан с водой. | 27.02 | |
46(8) | Сообщающие сосуды. | УСНЗ | Сообщающие сосуды, закон сообщающих сосудов. | Сообщающие сосуды, стакан с водой. | 4.03 | |
47(9) | Обобщающее повторение по теме «Давление». | ДКЗ | Сборник Лукашика. | 6.03 | ||
48(10) | Атмосфера и атмосферное давление. | УСНЗ | Атмосфера и атмосферное давление. | 11.03 | ||
49(11) | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | УСНЗ | Ртутный барометр, атмосферное давление. | 13.03 | ||
50(12) | Барометр – анероид. Манометр. | УСНЗ | Барометр – анероид. Манометр. | Барометр – анероид. Манометр жидкостный демонстрационный. | 18.03 | |
51(13) | Водопровод. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. | УСНЗ | Водопровод, поршневой жидкостный насос, гидравлический пресс. | 20.03 | ||
52(14) | Обобщающее повторение по теме «Гидростатическое и атмосферное давление». | УОСЗ | Карточки. | 1.04 | ||
53(15) | Контрольная работа 3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | Карточки. | 3.04 | |||
54(16) | Действие жидкости и газов на погруженное в них тело. | УСНЗ | Выталкивающая сила. | Портрет Архимеда. | 8.04 | |
55(17) | Закон Архимеда. | УСНЗ УЗ | Закон Архимеда. | Портрет Архимеда, карточки. | 10.04 | |
56(18) | Закон Архимеда. | УСНЗ УЗ | Закон Архимеда. | Портрет Архимеда, карточки. | 15.04 | |
57(19) | Плавание тел. | УСНЗ | Условие плавание тел. | Чаша с водой, парафин, пробка. | 17.04 | |
58(20) | Плавание тел. | УСНЗ | Условие плавание тел. | Чаша с водой, парафин, пробка. | 22.04 | |
59(21) | Лабораторная работа 8 «Измерение выталкивающей силы». | УФПУ | Динамометр, мензурка, твердое тело. | 24.04 | ||
60(22) | Плавание животных и человека. | УСНЗ | Активное плавание, пассивное плавание. | 29.04 | ||
61(23) | Плавание судов. | УСНЗ | Теплоход, осадка судна, ватерлиния, водоизмещение, подводная лодка, клипер, пароход. | 1.05 | ||
62(24) | Воздухоплавание. | УСНЗ | Аэростат, подъемная сила, стратостаты, дирижабль. | 6.05 | ||
63(25) | Экологические проблемы водного и воздушного транспорта. | УСНЗ | 8.05 | |||
64(26) | Архимедова сила. | ДКЗ | 13.05 | |||
65(27) | Контрольная работа 4 «Архимедова сила». | Карточки. | 15.05 | |||
Итоговое повторение (3ч) | ||||||
66(28) | Обобщающее повторение по теме «Строение вещества». | УОСЗ | Сборник Лукашика. | 20.05 | ||
67(29) | Обобщающее повторение по теме «Плавание». | УОСЗ | Карточки. | 22.05 | ||
68(3) | Обобщающее повторение по теме «Давление». | УОСЗ | Сборник Лукашика. | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...