разработка урока "Силы в динамике"
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему
Повторительно-обобщающий урок по теме "Силы в динамике", построенный на основе игровой технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sily.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий повторительно-обобщающего урока «Силы».
Класс 9.
Авторы урока – Беренчик Елена Евгеньевна, Овсянникова Ольга Сергеевна.
Предмет – физика.
Классификация урока: Повторительно-обобщающий урок, проводящийся после прохождения основных видов сил в динамике перед решением задач на движение тел под действием нескольких сил.
Цели урока: Создать условия для осмысления обучающимися знаний по теме «Силы в динамике» и применения их на творческом уровне. Способствовать развитию креативных навыков продуктивной деятельности.
Задачи: Образовательные: Повторить основные виды сил динамики, их проявление в различных практических ситуациях, формулы для расчета данных сил.
Развивающие: развивать коммуникативные способности учащихся, формировать умение самостоятельно искать, анализировать и добывать необходимую информацию.
Воспитательные: способствовать овладению навыками работы в группах, толерантного отношения к мнению других, создать условия для самовыражения и саморазвития каждого ребенка, уверенности в своих знаниях.
Ход урока:
Этап урока | Описание активных методов | |
Инициация | Добрый день, ребята! Сегодня вы – атомы, участвующие в тепловом, хаотическом движении. По моему сигналу вам необходимо объединиться в молекулы, состоящей из такого числа атомов, которое я назову. | Цели и задачи метода: динамичное начало занятия, активизация участников, комплектование групп. Технология проведения: Для проведения необходимо свободное пространство. Участники-«атомы», создают хаотическое движение. По команде ведущего объединяются в группы – «молекулы» по три, четыре, пять, семь и т.д. человек (зависит от цифры, которую назовет ведущий). Игра останавливается, как только участники распределятся на четыре группы, необходимые для дальнейшего проведения мероприятия. Варианты проведения метода: в процессе проведения данного метода можно сформировать произвольное количество групп. |
Вхождение или погружение в тему | Явления природы, которые изучает физика, описываются при помощи различных физических величин. Для описания взаимодействия тел или частиц мы применяли физическую величину – сила. Что такое сила? Какие виды взаимодействия вы знаете? Приведите примеры. Каков может быть результат действия силы? Чем характеризуется любая сила? С какими видами сил, встречающихся в механике вы знакомы? (Опрос сопровождается презентацией – слайды №2-4). | |
Формирование ожиданий обучающихся | Сегодня нам необходимо повторить и обобщить знания, полученные на прошлых уроках при изучении темы «Силы в динамике». Что вы ждете от нашего занятия? Что вы хотели бы узнать сегодня? Я предлагаю вам взять шаблоны фруктов и написать на них ваши ожидания и пожелания. Затем прикрепить их к нашему «дереву ожиданий». По мере того как они будут исполняться, вы можете подходить и снимать «созревшие» фрукты. | Цели: участники делятся своими ожиданиями от урока: что они хотели бы повторить, чему научиться. На протяжении урока видят продвижение вперед всего класса. Необходимое оборудование: заранее заготовленные шаблоны фруктов, плакат с нарисованным деревом, скотч. Технология проведения: Участникам раздаются шаблоны фруктов, на которых учитель просит написать свои ожидания от данного урока, а затем прикрепить к импровизированному дереву. По мере продвижения и повторения материала, исполнившиеся пожелания ребята самостоятельно удаляют с дерева. Цель учителя – постараться сделать так, чтобы к концу занятия все фрукты «созрели», т.е. все пожелания ребят были выполнены. |
Интерактивна я лекция | Итак, на прошедших уроках мы познакомились со следующими силами: силой тяжести, упругости, трения и весом тела. Остановимся на каждой из них (вспоминаем определение каждой силы и формулу для вычисления – слайды №5-8 презентации). Сегодня нам предстоим повторить и обдумать изученное, чтобы подготовиться к решению задач на движение тел, обусловленное влиянием нескольких сил. | |
Проработка содержания темы | Сегодня вы – представители рекламного агентства. Каждой из групп предстоит создать рекламу на свою силу – тяжести, упругости, трения и вес. То есть вам необходимо не только описать предложенную вам физическую величину с различных точек зрения (формула, природа возникновения, графическое изображение, от чего зависит), но и привести примеры проявления данной силы, создать коллаж из картинок, отражающих данное силовое взаимодействия. А также любое ваше выражение творчества. (На слайде №9 презентации представлен примерный план анализа сил). | Цели: - активное вовлечение участников в процесс моделирования; - развитие способности видеть изучаемое явление в многообразии его форм, выделять его образно-смысловое содержание, - раскрытие творческого потенциала школьников. Необходимые материалы: листы ватмана (по количеству групп), фломастеры, ножницы, различные старые журналы с картинками (можно технического содержания). Технология проведения: участникам предлагается создать рекламный плакат об одной из сил(распределить «силы» может сам преподаватель), используя картинки из журналов и фломастеры. По одной - двум картинкам составить задачу и предложить к ней собственное решение. Можно представить «Силу» в любом виде, проявив творческую изобретательность (четверостишие, загадка, мини-сценка и т.д.) Варианты проведения метода: данный метод можно применить для «рекламы» различных способов решения одной задачи в математике, частей речи в русском языке, персонажей одного произведения в литературе и т.д. |
Разминка | Теперь, ребята, мы немного разомнемся, а заодно проверим, как вы усвоили материал. Я называю предложение, истину или ложность которых вам нужно определить. Если утверждение верное, вы ловите мячик, ложное – отбиваете его назад. Примерные утверждения:
В конце разминка целесообразно провести тестирование (2-3 минуты). Вариант тестовых заданий представлен в презентации (слайды 10-14) | Цели: активизировать учащихся, оживить учебный процесс, проверить знания по теме. Необходимые материалы: игровой мячик и свободное пространство, чтобы участники могли образовать круг. Технология проведения: Участники становятся в круг, в центре которого находится учитель. Учитель, обращаясь к кому-нибудь из участников, произносит утверждение, касающееся изученного явления, физической величины и т.д., затем бросает мячик этому ученику. Если утверждение верное, ученик ловит мячик, ложное – должен отбить мяч назад учителю. |
Подведение итогов | Предварительно проанализировав оставшиеся «фрукты» на дереве «Ожиданий», попросить участников отразить свою точку зрения от прошедшего урока по следующим вопросам «Содержание учебного материала», «Психологическая атмосфера в классе», «Моя активность на уроке» по шкале, предложенной на листе ватмана. | Цель: выяснить впечатления участников от прошедшего урока. Необходимые материалы: лист ватмана, фломастеры. Технология проведения: На стенде размещен лист ватмана, на котором изображена цветная шкала от -5 до +5. Сверху написаны вопросы для оценки результатов работы: «Содержание учебного материала», «Психологическая атмосфера в классе», «Моя активность на уроке». Каждый из участников должен изобразить свою оценку по данным вопросам. После того как каждый участник отразит свою оценку, получается общая картина впечатлений от урока и от собственного участия детей в процессе урока. |
Домашнее задание | В качестве домашнего задания рекомендуется предложить ребятам решить те задачи, которые были придуманы другими группами на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Построение многоуровневой системы задач по физике в профильной школе» (10 класс). «Динамика материальной точки»
Методическая разработка «Построение многоуровневой системы задач по физике в профильной школе» (10 класс). «Динамика материальной точки»...
Методические разработки: самостоятельные работы по теме "Кинематика" и "Основы динамики" (9 класс)
Данная работа позволяет лучше подготовиться к контрольной работе 9 классу....
Методическая разработка открытого урока по физике на тему "Свободные и вынужденные колебания. Динамика колебательного движения. Лабораторная работа «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»."
Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Основные цели и задачи урока:1. Создание условий для усвоения учащимися понятия о механических колебаниях, включения их в...
разработка урока по биологии для 11 класса по теме динамика популяций
Разработка интегрированного урока (биология + информатика) для профильного физико-математического 11 класса включает: конспект урока, презентацию, практическую работу (задания 10 вариантов и...
Методическая разработка к практикуму по решению задач по теме "Основы динамики"
Практикум включает несколько уроков....
Разработка урока физики 9 кл. "О физике, динамике и законах движения".
Урок проводится как обобщающий после изучения трех законов Ньютона.Урок разработан в интересной игровой форме, для обобщения и закрепления знаний, полученных по данной теме. Данная работа разбита на р...
Разработка урока физики 9 кл. "О физике, динамике и законах движения".
Урок проводится как обобщающий после изучения трех законов Ньютона.Урок разработан в интересной игровой форме, для обобщения и закрепления знаний, полученных по данной теме. Данная работа разбита на р...