Разработка урока физики 9 кл. "О физике, динамике и законах движения".
план-конспект урока по физике (9 класс)
Урок проводится как обобщающий после изучения трех законов Ньютона.
Урок разработан в интересной игровой форме, для обобщения и закрепления знаний, полученных по данной теме. Данная работа разбита на разные этапы, в ходе которых будут проведены различные приёмы по повторению и закреплению изученного материала в виде: актуализации опорных знаний, защиты творческих работ, практической работы, контроля и самоконтроля, закрепления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок физики 9 кл. Законы Ньютона. | 83.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
г. Нефтекумск
Нефтекумский городской округ
Ставропольского края
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
ПОДГОТОВИЛА
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ
ШАШАНОВА
ТАТЬЯНА
ВАСИЛЬЕВНА
2021 год
Урок–игра «О физике, динамике и законах движения»
Класс: 9
Тип урока: комбинированный, закрепления полученных знаний.
Форма урока: игра-путешествие.
Цели урока:
обучающая:
- закрепить знания законов Ньютона;
- научить применять полученные знания в практической деятельности;
- совершенствовать навыки решения задач;
- научить видеть проявления законов Ньютона в окружающей жизни.
развивающая:
- работать над формированием умений сравнивать, делать выводы, обобщения;
выделять главное, существенное;
- развитие логического мышления;
- развитие познавательного интереса к физике
воспитательная:
- показать практическое значение знаний по данной теме;
- воспитывать самостоятельность;
- обучение работать во взаимодействии с другими учащимися и учителем
Задачи:
личностные: расширить кругозор учащихся; развить коммуникативные способности. развитие мышления;
метапредметные: научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни; формирование научного мировоззрения, коммуникативных умений, способности работать в коллективе, повышение мотиваций к изучению предмета.
предметные: обобщить знания, полученные по теме; совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач;
Оборудование и наглядность: Плакат с эпиграфом, портрет Ньютона, выставка литературы для дополнительного чтения, компьютер, мультимедийный проектор, экран, демонстрационные приборы, карточки.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Научатся:
- применять формулы законов Ньютона при решении количественных и качественных задач;
- определять понятия, связанные с законами Ньютона;
- работать с таблицами физических величин;
- давать ответы на качественные вопросы о проявлении изученных закономерностей в окружающей жизни; строить и читать графики.
Получат возможность научиться:
- проявлять аккуратность при решении задач, проведении эксперимента;
- доброжелательно общаться и оказывать помощь одноклассников.
- Личностные УУД:
- Повышают грамотность, получают новые знания по физике при изучении дополнительной литературы;
- Формируют нравственные и эстетические ценности через познание физических явлений.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: оценивать свои действия в соответствии с поставленной
задачей;
- Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.
Познавательные:
- Самостоятельно делать выводы.
Познавательные: самостоятельно производить переработку информации, полученной в результате чтения дополнительной литературы;
- Анализировать, сравнивать, делать выводы, строить логические рассуждения.
Коммуникативные:
- Строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- выслушивать товарищей, уважать мнение других;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Методы, приёмы и технологии обучения:
- Теоретическое предвидение результатов опыта;
- Работа в группах;
- Работа с текстом;
- Решение задач.
ИКТ, нравственно-этическая беседа.
Подготовка к уроку:
Ученики изучают литературу по истории жизни и деятельности Ньютона, приносят книги на урок.
Эпиграфы к уроку:
Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше.
Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной.
Исаак Ньютон (1643-1727 г.г.)
Этапы урока:
- Физическая разминка.
- Закон Инерции.
- Второй закон движения.
- Закон взаимодействия
- Физминутка.
- Работа в группах. Решение задач.
- Контроль и самоконтроль.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание
Ход урока.
- Организационный момент (2 минуты)
Приветствие, знакомство с планом урока, постановка цели и задач урока.
Вступительное слово учителя
Учитель зачитывает и поясняет слова эпиграфа, отмечает, что, по мнению Ньютона, законы были открыты «играючи». Просто необходимо было более внимательно отнестись к окружающему миру, полному неизведанного. Поэтому и урок, посвященный законом Ньютона, проводится в виде игры, которая позволит проявиться всем способностям учащихся, расширит их кругозор, научит видеть изученные на уроках закономерности в природе, поможет объяснить многие механические явления.
Девиз нашего урока: «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем!»
Тема нашего урока: «О физике, динамике и законах движения».
Мы с вами вспомним, закрепим, обобщим все знания по этой теме. На партах у вас лежит раздаточный материал, который нам понадобится. Работа на уроке будет оцениваться за каждый ваш правильный ответ, я вам буду давать жетоны с изображением И. Ньютона. А в конце урока поставлю вам оценки.
2.Актуализация опорных знаний
- Этап «Физическая разминка».
- Как движется тело, если на него не действуют другие тела?
- Тело движется прямолинейно т и равномерно. Меняется ли при этом его скорость?
- Как читается первый закон Ньютона?
- Инерциальная ли система отсчета, движущаяся с ускорением относительно какой-либо инерциальной системы?
- Что является причиной ускоренного движения тел?
- Как читается второй закон Ньютона?
- Как читается третий закон Ньютона?
- Какая сила называется силой реакции опоры?
- Что такое вес тела?
- Что такое сила?
- Какая сила называется результирующей?
Учащиеся: Активно участвуют в разминке. Дают свои ответы.
За правильные ответы раздаются жетоны.
3.Решение задач с объяснением.
2. Этап Закон инерции.
Задания.
- При прямолинейном равномерном движении велосипедиста сумма всех сил равна нулю. Какой из графиков зависимости скорости от времени соответствует этому движению?
На каком участке силы уравновешены?
3 Этап – «Закон движения».
Задания.
- Запишите закон Ньютона для следующих случаев.
а) б)
- Санки втаскивают в гору. Изобразить все силы, действующие на санки.
Задачи для решения с объяснением у доски.
- На санки массой 2кг действуют силы тяги 50Н и сила трения 40Н. С каким ускорением будут двигаться сани?
- На автобус массой 2т сила тяги 12кН и сила трения 8кН. Через какое время после начала движения автобус наберет скорость 72км/ч?
- На автобус действуют сила тяги 6кН и сила трения 3кН. Через 10с после начала движения автобус набрал скорость 36км/ч. Чему равна масса автобуса?
4 Этап – «Закон взаимодействия».
Вопросы.
- Вы отталкиваетесь от Земли с силой 50Н. С какой силой Земля отталкивает Вас?
- 20 человек разделилось на две команды по перетягиванию каната. Какой будет сила натяжения каната, если каждый прикладывает силу 200Н.
Ожидаемый ответ: 10∙200Н=2000Н
- Яблоко падает на Землю, потому что его притягивает Земля. Но с такой же силой и яблоко притягивает земной шар. Можно ли сказать: «Яблоко и земля падают друг на друга»?
Ожидаемый ответ: Да можно. Равные силы притяжения сообщают яблоку ускорение ≈ 10м/с2, а земному шару во столько же раз меньше, во сколько раз масса Земли превышает массу яблока.
- Человек стоит на стуле. Когда человек спрыгивает со стула, то мы видим, как он падает на Землю. Почему же земля не падает на Человека?
- О каких законах идет речь?
- Здоровый человек передвигается по льду или скользкой дороге, делая частые мелкие шаги.
- Получив в боксерском поединке, удар в челюсть, можете смело говорить после нокдауна «Ох, и ударил я его сегодня».
Проанализируйте и скажите, что объединяет все эти на первый взгляд разные примеры?
Факты из повседневной жизни |
|
Пословицы |
|
Ожидаемый ответ: все эти примеры показывают, что в природе не бывает так, чтобы только одно тело действовало на другое тело, а это другое тело на первое не действовало бы. Тела взаимно действуют друг на друга.
5 Этап. Физкультминутка. «Путешествие на автобусе»
Внимание. Ребята, впереди знак «Внимание, извилистая дорога!». Вы – пассажиры автобуса и должны показать, как меняется положение тела пассажира относительно сиденья кресла, т.е. относительно Земли в разных ситуациях.
Автобус плавно отъезжает от остановки.
Автобус резко тормозит.
Поворот влево на большой скорости.
Поворот вправо на большой скорости.
Автобус плавно отъезжает от остановки.
Автобус резко тормозит.
Поворот влево на большой скорости.
Поворот вправо на большой скорости.
Автобус движется равномерно и прямолинейно.
- Закрепление.
6. Самостоятельная работа в группах (карточки).
- Нас остановил контролер. Ответьте на ваши вопросы, которые Вы получили в билетах.
1. а) Почему стоящему в движущейся лодке человеку трудно сохранить прежнее положение, если лодка внезапно останавливается?
б) Определите массу футбольного мяча, если после удара он приобрел ускорение 500 м/с2, а сила удара равна 420 Н. (0,8кг)
в) Почему автомобилю трудно тронуться с места на обледенелой улице?
2. а) Как объяснить опускание столбика ртути при встряхивании медицинского термометра?
б) С каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолет массой 60 т, если сила тяги двигателей 90 кН? (1,5м/с2)
в) Что произойдет с космонавтом при свободном полете космического корабля, если он выпустит (без толчка) из рук массивный предмет?
3. а) Может ли автомобиль двигаться равномерно по горизонтальному шоссе с выключенным двигателем?
б) Мяч массой 0,5 кг после удара, длящегося 0,02 с, приобретает скорость 10 м/с. Найти среднюю силу удара. (250Н)
в) О ветровое стекло движущегося автомобиля ударился комар. Сравнить силы, действующие на комара и автомобиль во время удара.
4. а) На столе лежит брусок. Какие силы действуют на него? Почему брусок покоится?
б) Определите силу, под действием которой тело массой 500 г движется с ускорением 2 м/с2. (1Н)
в) Лежащая на столе книга давит вниз с некоторой силой. Стол действует на книгу с такой же силой вверх. Можно ли найти равнодействующую этих сил.
5. а) Шарик висит на нити. Какие силы действуют на шарик? Почему он покоится? Изобразите силы графически.
б) Сила 60 Н сообщает телу ускорение 0,8 м/с2. Какая сила сообщит этому телу ускорение 2 м/с2? (150 Н)
в) Что можно сказать о величине сил, возникающих при взаимодействии двух тел? Обоснуйте свой ответ.
6. а) Парашютист спускается, двигаясь равномерно и прямолинейно. Объяснить действие каких сил компенсируются. Сделайте чертеж.
б) Тело массой 4 кг под действием некоторой силы приобрело ускорение 2 м/с2. Какое ускорение приобретет тело массой 10 кг под действием такой же силы? (0,8м/с2)
в) Барон Мюнхаузен утверждал, что вытащил сам себя из болота за волосы. Обосновать невозможность этого.
Заполнить таблицу.
1 закон | 2 закон | 3 закон | |
Описываемое явление | |||
Суть закона | |||
Примеры проявления закона |
7.Этап контроля и самоконтроля.
Тесты с самопроверкой - 4 задания
Вариант 1
1. Автомобиль движется с постоянной скоростью. Выберите правильное утверждение.
–А. Ускорение автомобиля постоянно и отлично от нуля.
+Б. Равнодействующая всех приложенных к автомобилю сил равна нулю.
–В. На автомобиль действует только сила тяжести.
–Г. На автомобиль действует только сила реакции опоры.
2. Как движется тело массой 0,5 кг под действием силы 2 Н? Выберите правильный ответ.
–А. С постоянной скоростью 0,25 м/с.
–Б. С постоянной скоростью 4 м/с.
+В. С ускорением 4 м/с2.
–Г. С ускорением 0,25 м/с2.
3. Как стала бы двигаться Луна, если бы в один момент прекратилось действие на нее силы тяготения со стороны Земли и других космических тел? Выберите правильный ответ.
+А. Равномерно и прямолинейно по касательной к первоначальной траектории движения.
–Б. Прямолинейно по направлению к Земле.
–В. Удаляясь от Земли вдоль прямой, направленной от центра Земли.
–Г. Удаляясь от Земли по спирали.
4. Тело движется по окружности с постоянной скоростью. Отметьте, какие из приведенных четырех утверждений правильные, а какие — неправильные.
–А. Ускорение тела равно нулю.
–Б. Равнодействующая всех приложенных к телу сил равна нулю.
–В. Равнодействующая всех приложенных к телу сил постоянна по направлению.
+Г. Равнодействующая всех приложенных к телу сил постоянна по модулю.
Вариант 2
1. Самолет летит по горизонтали прямолинейно. Скорость самолета увеличивается прямо пропорционально времени. Выберите правильное утверждение.
–А. Самолет движется равномерно и прямолинейно.
+Б. Равнодействующая всех приложенных к самолету сил отлична от нуля.
–В. Ускорение самолета равно нулю.
–Г. Равнодействующая всех приложенных к самолету сил увеличивается со временем.
2. Тело массой 2 кг движется с ускорением 0,5 м/с2. Выберите правильное утверждение.
–А. Равнодействующая всех приложенных к телу сил равна 4 Н.
–Б. Скорость тела увеличивается прямо пропорционально квадрату времени.
+В. Равнодействующая всех приложенных к телу сил равна 1 Н.
–Г. Равнодействующая всех приложенных к телу сил равна нулю.
3. На рисунках изображены некоторые из сил, действующих на тело и опору. Выберите правильное утверждение.
–А. Сила — сила тяжести.
+Б. Сила — сила реакции опоры.
–В. Сила — вес тела.
–Г. Вес тела — это сила, действующая на это тело.
4. Два мальчика перетягивают канат, который выдерживает нагрузку в 150 Н. Отметьте, какие из приведенных четырех утверждений правильные, а какие — неправильные.
–А. Если каждый из мальчиков приложит силу, равную 100 Н, канат разорвется.
+Б. Если каждый из мальчиков приложит силу, равную 120 Н, канат выдержит нагрузку.
–В. Если каждый из мальчиков приложит силу, равную 50 Н, равнодействующая сил, действующих на канат, будет равна 100 Н.
+Г. Если каждый из мальчиков приложит силу, равную 50 Н, равнодействующая сил, действующих на канат, будет равна нулю.
Ответы:
Вариант 1 Вариант 2
1 Б 1 Б
2 В 2 В
3 А 3 Б
- Г 4 Б, Г
9.Этап информации о домашнем задании.
Дома подготовить друг другу интересные вопросы по законам Ньютона, его биографии. Задачи №130, № 141, №151 из «Сборника задач по физике» А. П. Рымкевич
8.Рефлексия.
Учитель:
Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика – отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника.
Разбуженного джина познания нельзя снова спрятать в темную заплесневелую бутылку. С того счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого.
Ньютон открыл законы, которые играют большую роль в механики. Открытию закона всемирного тяготения Ньютон должен быть благодарен падению яблока на голову. В результате которого он произнес слово - «Эврика».
Большой и сложный путь прошла наука от первых попыток изучения движения до наших дней. Не следует, однако, думать, что ученые остановились в своем процессе познания законов природы. Процесс познания бесконечен.
В заключении хочется закончить урок словами Джордано Бруно: «Умственная сила не успокоится, никогда не остановится на познанной истине, но все время будет идти вперед и дальше, к непознанной истине!»
Большое спасибо за приятную игру, хочу надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых знаний.
Сегодня, я, вам вручая яблоко, которое является символом открытий. Желаю вам в своей жизни, что – то новое открыть.
Оцените свою работу на уроке выбором цветного квадрата:
красный-5
зелёный-4
синий-3.
Литература
1.Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Просвещение, 1991.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. – Казань: Педагогические исследования, 1996.
- Алексеева М.Н. «Физика - юным» – М.: « Просвещение», 1980.
- Блудов М.И. «Беседы по физике» М.: Просвещение,1992.
- Балашов М.М. О природе - М.: «Просвещение», 1991.
- Васьковская С.В. Психологические условия формирования профессионального самосознания будущего учителя. – Киев: Наукова Думка, 1987.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996.
- Кабардин О.Р., Орлов В.А. «Тесты. Физика 7 - 9 кл.», Дрофа, 1998.
- Ланина И.Я. Не уроком единым. М.: Просвещение,1991.
Интернет-источники:
- http://irodov.nm.ru/ - На этом сайте собраны решения задач по физике из учебника Иродова. Список физических констант. Форумы по учебным материалам.
- http://fizik.bos.ru/ - Сайт посвящен курсу физики общеобразовательной школы. Цель: облегчить подготовку учащихся к экзаменам по физике.
- http://metodist.i1.ru/school.shtml - "Методист.Ру" - Методика преподавания физики. Попытка свести воедино информацию по методике преподавания физики.
- http://nrc.edu.ru/est/r2/ - "Картина мира современной физики" - Классическая физика и теория относительности. Квантовая механика, ее интерпретация. Элементарные частицы.
- http://www.fizika.ru – сайт содержит информацию (учебники, медиаколлекции, тесты, задачи, лабораторные работы) для учащихся и родителей, а также информацию для учителя (методика, форумы и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок английского языка и физики в 11 классе на тему «Законы английских физиков»
Данный урок предназначен для обучающихся 11 классов. Это интегрированный урок английского языка и физики....
Методическая разработка пропедевтического интегрированного урока "Занимательные опыты по физике и химии" (Физика, химия, ОБЖ) для 7 класса общеобразовательной школы и специальной (коррекционной) школы VIII вида
Учитель физики Колобухов А.В. Учитель химии ОБЖ Якимчик Е.Е. ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" Пропедевтический интегрированн...
Методическая разработка урока-лабораторной работы по физике "Зависимость давления газа от объема при постоянной температуре" (с использованием цифровой лаборатории) - 10 класс.
Методическая разработка лабораторной работы с применением цифровой лаборатории по физике содержит план-конспект урока и презентацию....
Разработка урока по теме "Атомная физика"
Разработка урока по теме "Атомная физика"...
Разработка урока для конференции по физике в 11 классе по теме «Строение атома»
Сценарий научно – исследовательской интегрированной конференции учащихся по физике «Энергия атома. Прошлое, настоящее, будущее».Цель урока: оценить значение открытий атомной и ядерной физики для...
Методическая разработка урока решения задач по физике для 10 класса: "Обобщение знаний и умений учащихся по теме «Постоянный ток»".
Методическая разработка урока решения задач по физике для 10 класса – "Обобщение знаний и умений учащихся по теме «Постоянный ток»"....
Разработка урока физики 9 кл. "О физике, динамике и законах движения".
Урок проводится как обобщающий после изучения трех законов Ньютона.Урок разработан в интересной игровой форме, для обобщения и закрепления знаний, полученных по данной теме. Данная работа разбита на р...
- Мне нравится (1)