Давление. Способы увеличения и уменьшения давления.
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Старикова Татьяна Васильевна

Методическая разработка урока изучения новых знаний. На данном уроке учащиеся знакомятся с новой физической величиной, способами уменьшения и увеличения давления, рассмотривают давление в природе и технике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_izmeneniya_davleniya.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 7 классе                                                                                       Тема: Давление. Способы уменьшения и увеличения давления.

Цель  урока:

  Способствовать:  

  систематизации  знаний  учащихся о давлении твёрдых тел и способах уменьшения и увеличения давления; умению  применять имеющиеся знания для решения качественных и количественных задач;  на основе наблюдений и измерений делать выводы и выдвигать гипотезы о связи физических величин.

   формированию  познавательного интереса к предмету, нравственных, трудовых, эстетических качеств личности.

 развитию речи, внимания учащихся; творческого и логического мышления; представлений о применении человеком знаний о давлении различных тел в быту,  технике и природе.

Оборудование: 

  1. Интерактивный комплекс.
  2.  Иллюстративная компьютерная презентация.
  3. Лотки  с песком  (1 на стол).
  4. Спичечные коробки  (1 на стол).  
  5. Грузы массой 100г (1 на стол).  
  6. Тексты экспериментальных заданий.
  7. Тесты – задания.  
  8. Листы – бланки для рефлексии.

                                                             Ход урока. 

  1. Оргмомент.  
  2. Цель урока: познакомиться с новой физической величиной, способами уменьшения и увеличения давления и рассмотреть давление в природе и технике.

Тема нашего урока звучит так:   Давление. Способы уменьшения и увеличения давления  (запись темы в тетради)

  1. Подготовка к усвоению нового материала.

Учитель: Для изучения нового материала нам необходимо вспомнить несколько теоретических положений. На доске задание «Ералаш». Расставьте слова правильно.

Задание: в течение одной минуты работы в группе, вы должны выбрать только те слова и расставить их в таком порядке, чтобы получилось верное по смыслу физическое утверждение.  Время пошло!

Учащиеся: СИЛА –   это векторная физическая величина, характеризующая взаимодействие тел, в результате которого тело изменяет скорость движения (слайд 5).

Учитель: Почему в данной определение понятия силы необходимо включить термин «ВЕКТОРНАЯ?»

Учащиеся: Так как для силы важно не только численное значение и направление.

Учитель: Правильно! Но это определение не  является  полным для понятия силы. Результатом взаимодействия может быть и деформация тел (слайд ). 

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Итак, результатом действия силы может быть деформация тела. От чего же   зависит деформация тел при их взаимодействии?  Для ответа на этот вопрос воспользуемся одним из инструментов физика – экспериментом.

Экспериментальное задание 1.

  1. На поверхность песка положите спичечный коробок. Заметьте,  как глубоко спичечный коробок погрузился в песок. 
  2. Снимите коробок, разровняйте поверхность. 
  3. На поверхность песка снова положите спичечный коробок, а на него поставьте гирю. Заметьте, как глубоко теперь спичечный коробок погрузился в песок. 
  4. Сделайте  вывод: при одной и той же площади соприкосновения величина деформации песка … (увеличивается, уменьшается или остается без изменения), если силу увеличить. 

Экспериментальное задание 2.

  1. На поверхность песка положите спичечный коробок. Заметьте,  как глубоко    спичечный коробок погрузился в песок. 
  2. Снимите коробок, разровняйте поверхность. 
  3. На поверхность песка снова положите спичечный коробок, но гранью меньшей по площади. Заметьте, как глубоко теперь спичечный коробок погрузился в песок. 
  4. Сделайте  вывод: при одной и той же силе величина деформации песка … (увеличивается, уменьшается или остается без изменения), если площадь уменьшить. 

Учитель: Проверим какие выводы Вы получили .

Следовательно, для полной характеристики результата действия силы на опору необходимо одновременно учитывать и силу, и площадь опоры, на которую эта сила распределяется

Хочу обратить внимание на следующее интересное обстоятельство: значение силы не играет решающей роли: не будем далеко ходить за примерами: как бы сильно вы не давили пальцем на деревянную доску, вам вряд ли удастся проткнуть ее, тогда как шилом доску продырявит и первоклассник. Еще пример: легкий человек без лыж проваливается в снег, а тяжелый, но на лыжах – нет.

Введем буквенные обозначения физических величин.

  • Какой буквой обозначается сила? (F)
  • Какой буквой обозначается площадь? (S) 
  • Физическая величина, характеризующая такой результат действия силы как деформация тел при их взаимодействии, называется ДАВЛЕНИЕМ и обозначается буквой р 

Именно значение давления определяет, провалитесь вы в снег (и как глубоко), проткнете вы шилом деревянную доску и как легко (или этого не произойдет).

А теперь давайте, приложим  усилия для того, чтобы объединить эти три физических величины в формулы, которая позволила бы нам вычислить численное значение давления. При составлении формулы учтите на результаты экспериментальных заданий (прямая и обратная пропорциональность). Итак, минута в вашем распоряжении.

После проверки на доске  верный вариант формулы давления: р= F/S 

Учитель:  Все нам стало известно  о физической величине – давлении?

Учащиеся: нет, нам неизвестна единица давления в СИ?

ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ 

[ р ] = 1Н / 1м2 =  1 Па (слайд 10)

Итак, давление – это физическая величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к  площади  этой поверхности. 

Блез Паскаль – учёный, живший в 17 веке, он открыл и исследовал ряд важнейших свойств жидкостей и газов.

Давление зависит от силы и площади, по которой эта сила распределена. Установив данную взаимосвязь, мы получаем возможность  использовать ее в нашей жизни. Где? Работа с учебником - § 33.

(В это время индивидуальная работа со слабым учеником).

Обсуждение основных пунктов параграфа:

  • Все режущие, колющие инструменты мы затачиваем, уменьшая, таким образом, площадь режущей поверхности, тогда давление увеличивается, а значит и деформация тела при меньшем значении силы
  • Задние колеса грузовиков обычно сдвоенные, гусеницы тракторов и охотничьи лыжи делают широкими: давление, а значит, деформация уменьшается за счет увеличения площади (Природа неплохо вооружила живой мир для создания большого давления не большим усилием – иглы, клювы, когти, жала, зубы, клыки

Учитель: Мы учитываем взаимосвязь давления с силой и площадью, по которой эта сила распределена в нашей жизни, имеем возможность давление регулировать.

Первичная проверка знаний (слайд 16)

ТЕСТ : 1. Именем, какого ученого названа единица измерения  давления в Международной   системе единиц (СИ)?
    А) Галилей                Б)  Гук                В) Ньютон               Г) Паскаль 

2. По какой формуле определяется давление?
    А) N= А/ t       Б)  р = S / F             В)  р = F/ S                 Г)  F = m g 

3.  В каком случае брусок оказывает на стол наименьшее давление?

А.  

                                               

                                                                 Б.                                      В. 

 4. Выразите  3,5 кПа в единицах системы СИ:

   А) 350 Па       Б) 3500 Па         В) 35 Па         Г) 0,035 Па

   5. Выберите правильный вариант:

                 А) 0,25 гПа = 25 Па                    Б) 0,56 гПа = 5,6 Па

                          В) 78 Па = 0,78 кПа                  Г) 300 Па = 3 кПа

Проверка теста: (слайд 17)

1

2

3

4

5

Г

В

Б

Б

А

  1. Решение задач

Упр. 12(3)

7. Итог урока: оценки за урок.

8. Домашнее задание: выучить § 33, ответить на вопросы  2,3 к                                  § 33.  Индивидуально:   Задание 6 с. 82

9. Рефлексия (слайд 19) 

 Оцените по пятибалльной шкале, насколько вам сегодня на уроке было понятно, интересно, комфортно?                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы увеличения и уменьшения давления твёрдых тел

Конспект к уроку физики в 7 классе по теме "Способы увеличения и уменьшения давления твёрдых тел"...

Способы увеличения и уменьшения давления

Способы увеличения и уменьшения давления...

Урок физики 7 кл. А.В. Пёрышкин "Давление. Способы увеличения и уменьшения" с применением инновационного оборудования

Технологическая карта урока физики 7 кл. А.В. Пёрышкин "Давление. Способы увеличения и уменьшения" с применением инновационного оборудования...

Давление твердых тел, способы увеличения и уменьшения давления

Презентация по теме Давление твердых тел. Спососбы увеличения и уменьшения давления....