Рабочая программа по физике 8 класс по учебнику Перышкин А.В.
рабочая программа по физике (8 класс) по теме
Рабочая программа по физике составлена на основе:
1. федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), по предмету «Физика».
2.Примерной программы основного общего образования по физике.
3.Авторской программы :А.В.Перышкина, Е.М.Гутник (автор-составитель Г.Г.Телюкова).: Учитель, 2007 г.
Рабочая программа включает разделы:
Ø пояснительная записка,
Ø цели и задачи курса,
Ø основное содержание с распределением часов по разделам,
Ø тематическое планирование курса,
Ø требования к уровню подготовки учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8f_rabochaya_programma_i_ktp.docx | 109.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе:
1. федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), по предмету «Физика».
2.Примерной программы основного общего образования по физике.
3.Авторской программы :А.В.Перышкина, Е.М.Гутник (автор-составитель Г.Г.Телюкова).: Учитель, 2007 г.
Рабочая программа включает разделы:
- пояснительная записка,
- цели и задачи курса,
- основное содержание с распределением часов по разделам,
- тематическое планирование курса,
- требования к уровню подготовки учащихся.
Особенность планирования курса физики 8 класса является то, что конструирование тем базируется на основе опережающего фронтального эксперимента, внутри предметной интеграции и вводном демонстрационном эксперименте. Формирование учебных знаний планируется проводить на основе метода графических образов с опорой на аспекты субъектного опыта ученика и его сенсорные системы, на основе диалога ученика с учителем. Большое внимание уделено организации обратной связи ученика с учителем, рефлексии учебной деятельности, для осуществления которых предусмотрены творческие отчеты о проделанной работе после выполнения фронтального эксперимента, просмотра кинофильма и т.п. Проведение лабораторных работ основывается на методе научного прогнозирования с использованием типового оборудования и компьютерных программ.
Место предмета в базисном учебном плане:
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ рабочая программа по физике в 8 классе рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов за год). Предлагаемое планирование рассчитано на 2 часа физики в неделю. Считаю целесообразным 2 часа резервного времени, предусмотренного программой, добавить на изучение темы «Изменение агрегатных состояний вещества». Кроме того, на изучение темы «Тепловые явления» в пособии отведено 25 часов вместо 26, за счет чего на последнем, 70-м уроке можно провести анализ контрольной работы № 5, работу над допущенными в ней ошибками и повторить некоторые вопросы курса физики 8 класса. Если же по каким-либо причинам на изучение курса фактически остается меньше положенных 70 уроков, то необходимую экономию времени с наименьшим ущербом для знаний учащихся можно получить за счет объединения, например, уроков 18 и 19, при необходимости допустимо не проводить урок 60.
Данное планирование рассчитано на все элементы урока, соответствующие целям и содержанию данного курса. По каждому уроку предполагается применение необходимого числа задач для закрепления и отработки нового материала, которые находятся непосредственно в учебнике, в конце каждого параграфа, а в некоторых случаях — и для повторения ранее пройденного. Задачи для классной и домашней работы подобраны так, чтобы в классе в первую очередь отрабатывались задачи тех типов, которые будут даны в домашнем задании и контрольных работах. Уровень сложности предлагаемых задач соответствует уровню, заданному обязательным минимумом содержания основного общего образования по физике и учебником «Физика. 8 класс» А. В. Перышкина.
В то же время ко многим урокам подобраны задачи для учащихся, проявляющих способности и интерес к изучению физики. Это позволяет учителю без дополнительных затрат времени реализовать дифференцированное обучение.
Цели изучения физики:
- формирование представлений о физической картине мира на основе знаний о физических явлениях, законах, которым они подчиняются;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнение экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
- воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
Основное содержание:
Лабораторные работы по физике 8 класс
№ п/п | Название | Оборудование |
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры | Калориметр, мензурка, стакан с водой, термометр | |
Набл. за охлаждением воды при её испарении и определении влажности воздуха | Мензурка, стакан с водой, термометр демонстрационный, термометр лабораторный, кусок марли, психометрическая таблица | |
Сборка электрической цепи и измерение силы тока | Источник питания, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр, соединительные провода | |
Сборка электрической цепи и измерение напряжения | Источник питания, низковольтная лампа на подставке, ключ, соединительные провода, спирали-резисторы – 2 шт., вольтметр | |
Регулирование силы тока реостатом | Источник питания, ползунковый реостат, ключ, амперметр, соединительные провода, исследуемый проводник (небольшая никелированная спираль), вольтметр | |
Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра | ||
Измерение работы и мощности электрического тока | Источник питания, амперметр, соединительные провода, ключ, низковольтная лампа на подставке, секундомер, вольтметр | |
Сборка электромагнита и исследование его действия | Источник питания, ключ, соединительные провода, детали сборки электромагнита | |
Получение изображения при помощи линзы | Собирающая линза, экран, лампа с колпачком, в котором сделана прорезь, измерительная лента |
Тематическое планирование курса физики 8 класса.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Номер урока | Тема урока | Метод обучения | Форма работы | Средства обучения, демонстрации | Требования к базовому уровню подготовки | Требования к повышенному уровню подготовки | Вид контроля | Домашнее задание |
1 | Повторение материала, изученного в 7 классе | Информационно - развивающий | Игровая | Демонстрации | Уметь объяснять свойства вещества на основе представлений о молекулярном строении | Повторить определения 7 класса | ||
Глава I. Внутренняя энергия (14 часов) | ||||||||
2 | Тепловые явления. Температура | Частично - поисковый | Эвристическая беседа | Демонстрация принципа действия термометра | Знать/ понимать смысл физических величин: «температура», «средняя скорость теплового движения»; смысл понятия «тепловое равновесие» | Знать различные температурные шкалы - Ремера, Фаренгейта, Цельсия. Иметь понятие о принципах действия минимальных и максимальных термометров | Проверка домашнего задания | §1, вопросы №№915, 916 |
3 | Внутренняя энергия. | Проблемно - поисковый | Исследовательская работа. Лабораторные микроопыты | Лабораторное оборудование: набор по термодинамике. Демонстрация изменения внутренней энергии тела при совершении работы и теплопередаче | Знать/понимать смысл физических величин: «работа», «внутренняя энергия» | Уметь описывать и объяснять процесс изменения внутренней энергии при совершении работы и при передаче количества теплоты | Проверка домашнего задания | §2, вопросы №№920, 921 |
4 | Способы изменения внутренней энергии тела. | Знать/понимать смысл физических величин: «работа», «количество теплоты», «внутренняя энергия» | Проверка домашнего задания | §3, вопросы №№929, 934 Зад. 1, с. 10 | ||||
5 | Виды теплопередачи | Проблемно - поисковый | Эвристическая беседа | Демонстрация теплопроводности различных материалов, конвекции в жидкостях и газах | Уметь описывать и объяснять явления теплопроводности, приводить примеры практического использования материалов с плохой и хорошей теплопроводностью, конвекции | Уметь объяснять различную теплопроводность материалов на основе представлений о строении вещества Знать/понимать способы усиления и торможения конвективных процессов, иметь понятие о принудительной конвекции Уметь для различных случаев определять/предлагать самый эффективный способ теплопередачи | Проверка домашнего задания | §4-6, вопросы №№956, 960, 970, 979 Упр. 1-3 |
6 | Примеры теплообмена в природе и технике. | Творчески - репродуктивный | КМД, решение задач и вариативные упражнения | Демонстрационные плакаты: термос, водяное отопление, устройство теплоизоляционных материалов | Уметь определять, какими способами происходит теплопередача в различных случаях; объяснять/предлагать способы защиты от переохлаждения и перегревания в природе и технике | Проверка домашнего задания СР №1 (Тест №1) | §4-6, вопросы №№965, 976, 981 Доклады по желанию | |
7 | Расчет изменения внутренней энергии | Проблемно - поисковый | Объяснение, беседа | Справочная литература | Проверка домашнего задания | §7, вопросы №№1007, 1008, 1010 | ||
8 | Удельная теплоемкость. | Информационно - развивающий | Беседа | Демонстрации нагревания жидкостей на двух горелках | Знать/понимать смысл понятия «удельная теплоемкость» | Проверка домашнего задания | §8, вопросы №№933, 1003, 1004, 1030 | |
9 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении | Репродуктивный | Объяснение, беседа | Справочная литература | Уметь рассчитывать количество теплоты, поглощаемое или выделяемое при изменении температуры тела | Уметь решать задачи повышенной сложности | Проверка домашнего задания | §9, вопросы №№1007-1009, 1021 Упр. 4 |
10 | Решение задач | Репродуктивный | Выполнение упражнений по образцу, упражнения | Справочная литература, сборники тестовых заданий | Уметь решать качественные задачи по теме «Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи» | Уметь решать задачи повышенной сложности | Проверка домашнего задания Тест №2 | §7-9, вопросы №№1024, 1025, 1027 |
11 | Повторение и обобщение пройденного материала. | Репродуктивный | Беседа Индивидуальная работа | Сборники тестовых заданий | Уметь решать задачи на расчет количества теплоты | Уметь решать задачи повышенной сложности по теме «Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи» | СР №2 | Повторить §1-9 Доклады по желанию |
12 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания | Информационно - развивающий | Беседа, сам. работа с учебной литературой | Справочная литература | Знать/понимать, что такое топливо, виды топлива, уметь рассчитывать количество теплоты, выделяющееся при сгорании | Проверка домашнего задания | §10, вопросы №№ 1035-1039 Упр. 5 | |
13 | Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса | Информационно - развивающий | Эвристическая беседа | Демонстрация смешивание холодной и тепловой воды, устройство калориметра | Знать/понимать закон сохранения энергии, понятие изолированной системы, уравнение теплового баланса | Уметь решать задачи на составление уравнения теплового баланса | Проверка домашнего задания | §11, вопросы Упр. 6 |
14 | Л.р № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» | Репродуктивный | Выполнение лабораторной работы по инструкции | Лабораторное оборудование: набор тел по калориметрии | Уметь использовать измерит. приборы для расчета количества теплоты, представлять результаты измерений в виде таблиц, делать выводы | Уметь составлять уравнение теплового баланса | Л.р. №1 Тест №3 | §7-9, 11, вопросы №№1026, 1031 |
15 | Контрольная работа №1 по теме «Внутренняя энергия» | Репродуктивный | Индивидуальная работа | КИМы по теме «Внутренняя энергия» | Уметь решать задачи на применение изученных физических законов | К.Р.№1 | Повторить §1-11 | |
Глава II. Изменение агрегатных состояний вещества (15 часов) | ||||||||
16 | Агрегатные состояния вещества | Информационно - развивающий | Объяснение, демонстрации | Справочная литература | Знать/понимать понятия сублимации, плавления, парообразования, десублимации | §12, вопросы №№1012, 1013 | ||
17 | Плавление и отвердевание кристаллических тел | Информационно - развивающий | Объяснение, демонстрации, лабораторный опыт | Демонстрация явления плавления и кристаллизации | Уметь описывать и объяснять явление плавления и кристаллизации | Уметь объяснять постоянство температуры при плавлении и кристаллизации на основе молекулярных представлений | Проверка домашнего задания Фронтальный опрос | §13-14, вопросы №№ 1055-1057 Упр. 7 |
18 | Количество теплоты, необх. для плавления тела при его кристаллизации | Творчески - репродуктивный | Беседа | Справочная литература | Знать/понимать понятия удельной теплоты плавления, производить расчет количества теплоты при плавлении и кристаллизации | Проверка домашнего задания | §15, вопросы Упр. 8 Зад. 2 | |
19 | Решение задач на плавление и отвердевание | Репродуктивный | Выполнение упражнений по образцу, упражнения на тренажерах | Справочная литература, сборники тестовых заданий | Уметь решать задачи на расчет количества теплоты, построение графиков и объяснение графиков изменения температуры | Уметь решать задачи на составление уравнения теплового баланса, определение удельной теплоты плавления и массы расплавленного в-ва | Проверка домашнего задания Тест №4 | Повторить §14-15, вопросы №№ 1074-1077 |
20 | Испарение и конденсация. | Проблемно - поисковый | Эвристическая беседа, лабораторные опыты | Демонстрации зав-сти скорости испарения от рода жидкости, t° и площади поверхности; понижения t° жидкости при испарении | Уметь описывать и объяснять явления испарения и конденсации | Уметь объяснять различную скорость испарения жидкостей на основе молекулярных представлений о строении вещества | Проверка домашнего задания | §16-17, вопросы Доклады по желанию |
21 | Л. р № 2 «Набл. за охлаждением воды при её испарении и определении влажности воздуха» | Информационно - развивающий | Объяснение, беседа | Лабораторное оборудование | Уметь работать с физическим оборудованием, сопоставлять полученные результаты с табличными, обобщать и делать выводы Уметь описывать и объяснять явления испарения и конденсации | Проверка домашнего задания Л.р. №2 | §17, вопросы Зад. 3 | |
22 | Кипение. | Информационно - развивающий | Беседа. Решение задач | Демонстрация зависимости t° кипения от давления, постоянства t°кипящей жидкости | Уметь описывать и объяснять явление кипения | Знать/понимать смысл удельной теплоты парообразования | Тест №5 | §18, вопросы Упр. 9 |
23 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха | Информационно - развивающий | Беседа, демонстрация, лабораторная работа | Демонстрация гигрометров и психрометров, справочная литература | Знать/понимать понятие влажности воздуха, уметь определять влажность воздуха при помощи психрометра | Уметь объяснить принцип действия психрометра; уметь описывать и объяснять образование тумана и выпадение росы | Проверка домашнего задания С.Р. №3 | §19, вопросы |
24 | Удельная теплота парообразования и конденсации | Творчески - репродуктивный | КМД, фронтальная работа, упражнения на тренажерах | Справочная литература | Знать/понимать понятие удельной теплоты парообразования | Проверка домашнего задания | §20, вопросы Упр. 10 Зад. 4 №№ 1114-1117 | |
25 | Решение задач на расчет количества теплоты при изменении агрегатных состояний вещества и при изменении температуры твердых и жидких тел | Творчески - репродуктивный | КМД, фронтальная работа, упражнения на тренажерах | Справочная литература, дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий | Уметь решать задачи по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | Уметь решать задачи на составление уравнения теплового баланса в общем случае | Проверка домашнего задания | Повторить §13-20 №№ 1121-1123 |
26 | СР №4 | Повторить §12-20 Упр. 10, Зад. 4 №№ 1043-1045 | ||||||
27 | Работа газа и пара при расширении. Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей. | Информационно - развивающий | Беседа | Справочная литература | .Знать/понимать смысл понятий «двигатель», «тепловой двигатель», коэффициента полезного действия и уметь вычислять его | Уметь решать задачи на определение КПД с использованием формул механической работы и теплоты сгорания топлива | Проверка домашнего задания | §21, 24, вопросы №№ 1126-1130 Зад. 5 |
28 | Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. | Информационно - развивающий | Беседа | Демонстрация модели двигателя внутреннего сгорания, устройства паровой турбины | Знать различные виды тепловых машин, уметь приводить примеры их практического использования | Уметь объяснить принцип действия четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Знать/понимать преимущества и недостатки каждого вица тепловых машин | Проверка домашнего задания | §22-23, вопросы |
29 | Семинар по теме «Виды тепловых двигателей. Экологические проблемы использования тепловых машин» | Творчески - репродуктивный | Защита проектов | Наглядные пособия | Уметь использовать приобретенные знания и умения для подготовки докладов, рефератов и других творческих работ; уметь обосновывать высказываемое мнение, уважительно относится к мнению оппонента и сотрудничать в процессе совместного выполнения задач | Заслушивание докладов | Повторить §13-24 подготовиться к к.р. | |
30 | Контрольная работа №2 по теме «Изм-ние агрегатных состояний в-ва. Тепловые двигатели» | Репродуктивный | Индивидуальная работа | КИМы по теме «Изменение агрегатных состояний вещества. Тепловые двигатели» | Уметь решать задачи на применение изученных физических законов | К.Р.№2 | Повторить §13-24 | |
Глава III. Электрические явления (25 часов) | ||||||||
31 | Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов | Информационно - развивающий | Лекция | Демонстрация электризации тел, существования двух видов электрических зарядов | Знать/понимать смысл понятия «электрический заряд» | §25, 26, вопросы №№1169, 1171. 1172 | ||
32 | Электроскоп. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. | Проблемно - поисковый | Эвристическая беседа. Исследовательская лабораторная работа | Демонстрации взаимодействия одноименных и разноименных зарядов; переноса электрического заряда с одного тела на другое, устройства и принципа действия электроскопа. | Уметь описывать взаимодействие электрических зарядов, устройство и принцип действия электроскопа. Знать/понимать смысл понятия «электрическое поле» | Знать/понимать взаимосвязь между величиной и конфигурацией электрического заряда и характеристиками электрического поля. | Проверка домашнего задания | §27, 28, вопросы №№1187, 1201, 1205 |
33 | Делимость электрического заряда. Электрон | Проблемно - поисковый | Эвристическая беседа. | Демонстрация переноса эл. заряда с одного тела на другое. Демонстрация проводников и диэлектриков | Уметь описывать и объяснять устройство и принцип действия электроскопа | Уметь предложить способ изготовления электроскопа из подручных материалов | Проверка домашнего задания СР №5 | §29, вопросы №№1209, 1215, 1216 |
34 | Строение атомов. Схема опыта Резерфорда | Информационно - развивающий | Лекция, беседа | Демонстрационные таблицы со схемой опыта Резерфорда и планетарной модели атома. Демонстрация закона сохранения заряда | Знать/понимать строение атомов, уметь объяснять на этой основе процесс электризации, передачи заряда | Уметь описывать и объяснять различие в строении проводников и диэлектриков | Проверка домашнего задания | §30, вопросы №№1218, 1219 |
35 | Объяснение электрических явлений | Тест №6 | §31, вопросы Упр. 11, 12 | |||||
36 | Электрический ток. Источники тока | Информационно - развивающий | Лекция | Демонстрация действия электрического тока, источников тока | Знать/понимать смысл понятий «электрический ток», «источники тока» | Знать различные виды источников тока, уметь описывать и объяснять принцип их действия | СР №6 | §32, вопросы №№1233, 1235, 1236, 1239 Зад. 6 |
37 | Электрическая цепь и ее составные части. | Информационно - развивающий | Беседа, | Демонстрация составления электрической цепи | Знать/понимать правила составления электрических цепей. Уметь собирать простейшие электрические цепи по заданной схеме, уметь чертить схемы собранной электрической цепи | Уметь составлять схемы и собирать электрические цепи с заданными свойствами | Фронтальный опрос | §33, 34, вопросы №№1248, 1250, 1251 Упр. 13 |
38 | Действие эл. тока. Направление эл. тока. | Информационно - развивающий | Проверка домашнего задания | §35, 36, вопросы №№ 1261 | ||||
39 | Сила тока. Амперметр. Решение задач | Информационно - развивающий | Беседа | Демонстрация измерения силы тока амперметром | Знать/понимать смысл величины «сила тока»;уметь решать задачи на определение силы тока | Уметь решать задачи повышенной сложности | Фронтальный опрос | §37,38, вопросы, №№ 1258-1260 Упр. 14, 15 |
40 | Л. р № 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока» | Репродуктивный | Беседа, лабораторная работа по инструкции | Лабораторное оборудование: набор по электричеству, источники тока | Знать правила включения в цепь амперметра, уметь измерять силу тока в цепи | Уметь определять погрешность измерений | Фронтальный опрос Л.Р.№3 | §38, вопросы №№1261, 1263, 1264 |
41 | Электрическое напряжение. Вольтметр. | Информационно - развивающий | Беседа | Демонстрация измерения напряжения вольтметром | Знать/понимать смысл величины «напряжение»; знать правила включения в цепь вольтметра | Уметь решать задачи повышенной сложности | СР №7 | §39-41, вопросы №№1266, 1267, 1273 |
42 | Л. р № 4 «Сборка электрической цепи и измерение напряжения» | Репродуктивный | Беседа, лабораторная работа по инструкции | Лабораторное оборудование: набор по электричеству, источники тока, вольтметры | Уметь измерять напряжение на участке цепи, знать правила включения в цепь вольтметра | Уметь определять погрешность измерений | Л.Р.№4 | §41, вопросы Упр. 16 |
43 | Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление. | Информационно - развивающий | Беседа, индивидуальная работа | Демонстрация эл. тока в различных металлических проводниках | Знать/понимать смысл явления электрического сопротивления | Уметь объяснять наличие электрического сопротивления проводника на основе представлений о строении вещества | Проверка домашнего задания | §43,45, вопросы №№1302, 1307, 1313, 1312 Упр. 18 |
44 | Закон Ома для участка эл. цепи | Проблемно - поисковый | Исследовательская работа | Демонстрация зависимости силы тока в цепи от сопротивления и напряжения | Знать закон Ома для участка цепи. Уметь использовать закон Ома для решения задач на вычисление напряжения, силы тока и сопротивления участка цепи | Уметь решать задачи на применение закона Ома для участка цепи в нестандартных ситуациях | Индивидуальные карточки | §42, 44, вопросы Упр. 17, 19 |
45 | Реостаты. Решение задач | Информационно - развивающий | Беседа | Демонстрации устройства и принципа действия реостатов; различные виды реостатов | Знать/понимать зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала | Уметь описывать и объяснять причины зависимости электрического сопротивления от размеров проводника и рода вещества | Фронтальный опрос | §46, 47, вопросы Упр. 20, 21 |
46 | Л. р № 5 «Регулирование силы тока реостатом» ЛР №6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» | Репродуктивный | Лабораторная поисковая работа | Лабораторное оборудование: набор по электричеству, источники тока, амперметры, вольтметры, реостаты | Уметь пользоваться реостатом для регулирования силы тока, уметь определять сопротивление проводника | Уметь строить графики зависимости силы тока от напряжения и на основе графика определять сопротивление участка цепи | ЛР №5 ЛР №6 | Повторить материал по теме «Закон Ома для участка цепи» №№1319, 1320, 1328, 1330 |
47 | Последовательное соединение проводников. | Проблемно - поисковый | Эвристическая беседа, поисковая Лабораторная работа | Демонстрации цепь с последовательно соединенными лампочками; постоянство силы тока в различных участках цепи; напряжения в цепи с последовательным соединением | Знать/понимать, что такое последовательное соединение проводников; знать, как определяются сила тока, напряжение и сопротивление для отдельных участков и всей цепи при последовательном соединении проводников | Уметь самостоятельно сформулировать законы последовательного соединения проводников | СР №8 | §48, вопросы №№1342, 1350, 1353, 1354 Упр. 22 |
48 | Параллельное соединение проводников. | Проблемно - поисковый | Лабораторная поисковая работа | Демонстрация измерения силы тока в разветвленной электрической цепи | Знать/понимать, что такое параллельное соединение проводников; знать, как определяется сила тока, напряжение и сопротивление для отдельных участков и всей цепи при параллельном соединении проводников | Уметь самостоятельно сформулировать законы параллельного соединения проводников | СР №9 | §49, вопросы Упр. 23 |
49 | Смешанное произведение проводников. Решение задач | Творчески - репродуктивный | Групповая и индивидуальная работа КМД | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Закон Ома» | Уметь решать задачи на применение законов последовательного и параллельного соединения проводников | Уметь решать задачи на расчет цепей со смешанным соединением проводников | Фронтальный опрос Тест №7 | §48, 49, вопросы №№ 1385-1387 |
50 | Контрольная работа №3 по теме «Строение атома. Сила тока, напряжение, сопротивление» | Репродуктивный | Индивидуальная работа | КИМы по теме «Строение атома. Сила тока, напряжение, сопротивление» | Уметь решать задачи на применение изученных физических законов | К.Р.№3 | Повторить §30-49 | |
51 | Работа и мощность электрического тока | Информационно - развивающий | Беседа | Демонстрация светового, теплового и механического действий эл. тока, зав-сти мощности от напряжения и силы тока | Знать/понимать смысл величин «работа электрического тока» и «мощность электрического тока» | §50-52, вопросы №№1396, 1398, 1405, 1407 Упр. 24-26 Зад. 7 | ||
52 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца | Информационно - развивающий | Беседа | Демонстрация теплового действия тока | Уметь описывать и объяснять тепловое действие тока | Тест №8 Индивидуальные карточки | §53, вопросы №№ Упр. 27 Доклады по желанию | |
53 | Применение теплового действия эл. тока | Информационно - развивающий | Беседа | Демонстрация плавкого предохранителя | Уметь приводить примеры практического использования теплового действия электрического тока | Уметь описывать и объяснять преимущества и недостатки электрических нагревательных приборов | Фронтальный опрос | §54, 55, вопросы №№1443, 1444, 1446 Зад. 8 |
54 | Повторительно - обобщающий урок по теме «Электрические явления» | Творчески - репродуктивный | КМД, работа на тренажерах, вариативные задания | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Электрические явления», сборники тестовых заданий | Уметь описывать и объяснять эл. явления, решать задачи на вычисление силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности эл. тока | Уметь описывать и объяснять электрические явления, решать задачи на вычисление силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности эл. тока. Уметь производить расчет цепей с последовательным и параллельным соединением проводников | ||
55 | Л. р № 7 «Измерение работы и мощности электрического тока» | Репродуктивный | Лабораторная работа по инструкции | Лабораторное оборудование: набор по электричеству, источники тока, амперметры, вольтметры | Уметь использовать физические приборы для измерения работы и мощности электрического тока | ЛР №7 | Повторить §50-53, вопросы | |
Глава IV. Электромагнитные явления (5 часов) | ||||||||
56 | Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии | Информационно - развивающий | Объяснение | Демонстрация опыта Эрстеда, демонстрация магнитного поля тока | Знать/понимать смысл понятия «магнитное поле»; понимать, что такое магнитные линии и каковы их особенности | Знать/понимать, что замкнутость магнитных линий означает отсутствие магнитных зарядов в природе | §56, 57, вопросы №№1459, 1462, 1463, 1464 | |
57 | Л. Р № 8 «Сборка электромагнита и исследование его действия» | Проблемно - поисковый | Лабораторная исследовательская работа | Лабораторное оборудование: набор по электричеству, источники тока, катушки, компасы | Знать/понимать, как характеристики магнитного поля зависят от силы тока в проводнике и формы проводника; уметь объяснять устройство и принцип действия электромагнита | Уметь предлагать способы увеличения/уменьшения магнитного поля, создаваемого катушкой с током | ЛР №8 | §58, вопросы Упр. 28 Зад. 9 |
58 | Постоянные магниты. Магнитное поле Земли | Информационно - развивающий | Беседа, лабораторный опыт | Демонстрация взаимодействия постоянных магнитов. Лабораторное оборудование: набор прямых и дугообразных магнитов, железные опилки | Уметь описывать и объяснять взаимодействие постоянных магнитов, знать о роли магнитного поля в возникновении и развитии жизни на Земле | Уметь описывать и объяснять причину возникновения и роль радиационных поясов, северных сияний и магнитных бурь | СР №10 | §59, 60, вопросы Зад. 10 |
59 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. | Информационно - развивающий | Беседа | Демонстрация действия магнитного поля на проводник с током, модель электрического двигателя | Уметь описывать и объяснять действие магнитного поля на проводник с током, понимать устройство и принцип действия электродвигателя | Знать/понимать неразрывность и взаимосвязанность электрического и магнитного полей | Фронтальный опрос Тест № 9 | §61, вопросы Зад. 11 |
60 | Повторительно - обобщающий урок по теме «Электромагнитные явления». Кратковременная контрольная работа №4 | Творчески - репродуктивный | КМД, решение задач | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме, сборники тестовых заданий | Знать/понимать взаимосвязь электрического и магнитного полей, уметь описывать и объяснять взаимодействие электромагнитов и постоянных магнитов. Уметь рисовать форму и расположение магнитных линий | Уметь выполнять творческие задания и задания повышенной сложности по данной теме | К. Р. №4 | |
Глава V. Световые явления. (9 часов) | ||||||||
61 | Источники света. Прямолинейное распространение света | Информационно - развивающий | Лекция с элементами беседы | Демонстрация прямолинейного распространения света, источников света. Демонстрация шкалы электромагнитных колебаний | Уметь строить область тени и полутени. Знать/понимать смысл понятий «свет», «оптические явления», «геометрическая оптика», закон прямолинейного распространения света | Уметь описывать и объяснять солнечные и лунные затмения. Иметь представление об историческом развитии взглядов на природу света | §62, вопросы Упр. 29 Зад. 12 | |
62 | Отражение света. Законы отражения света. Изображение в плоском зеркале | Информационно - развивающий | Беседа, лабораторный опыт | Демонстрация отражения света, зависимости угла отражения света от угла падения, лабораторное оборудование: набор по оптике. | Знать/понимать смысл закона отражения света, уметь строить отраженный луч; знать, как построением определяется расположение и вид изображения в плоском зеркале | Уметь решать графические задачи на восстановление пропущенных фрагментов (например, определение положения зеркала по падающему и отраженному лучу) | Фронтальный опрос СР №11 | §63, 64, вопросы №№1547, 1549, 1551, 1554 Упр. 30, 31 |
63 | Преломление света | Информационно - развивающий | Лекция с элементами беседы, лабораторный опыт | Демонстрация явления преломления света, зависимости угла преломления от угла падения, набор по оптике | Знать/понимать смысл закона преломления света, уметь строить преломленный луч | Понимать, в каких случаях происходит увеличение /уменьшение угла преломления света. Уметь строить приблизительный ход луча при переходе в среду с более высокой или более низкой оптической плотностью | СР №12 | §65, вопросы Упр. 32 |
64 | Линзы | Информационно - развивающий | Объяснение | Демонстрация хода лучей в собирающих и рассеивающих линзах. Демонстрация получения изображений с помощью линз | Знать/понимать смысл понятий «фокусное расстояние линзы», «оптическая сила линзы». Уметь строить изображение в тонких линзах. Уметь различать действительные и мнимые величины | Уметь решать графические задачи на восстановление пропущенных фрагментов (например, определение положения линзы по известным положениям предмета и его изображения) | Фронтальный опрос | §66, вопросы №№1583, 1585, 1586, 1589 Упр. 33 |
65 | Построение изображений, полученных с помощью линз | Проверка домашнего задания Фронтальный опрос | §67, вопросы №№ 1592-1594, 1596 Упр. 34 | |||||
66 | Решение задач на построение изображений, полученных при помощи линз | Творчески - репродуктивный | Решение задач и вариативных упражнений | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Геометрическая оптика» | Уметь решать задачи на построение изображений | Уметь решать нестандартные задачи на построение изображений | Фронтальный опрос Тест № 10 | Повторить §66, 67, вопросы №№1597, 1599 |
67 | Формула тонкой линзы | Проблемно - поисковый | Исследовательская работа | Чертежные инструменты | Знать/понимать взаимосвязь между расположением предмета, оптической силой линзы и получаемым изображением | Уметь выводить формулу тонкой линзы | СР №13 | Повторить §66, вопросы подготовиться к Л.Р. №10 |
68 | ЛР №9 «Получение изображения при помощи линзы» | Творчески - репродуктивный | Лабораторная поисковая работа | Лабораторное оборудование: набор по оптике | Уметь получать различные виды изображений при помощи собирающей линзы, измерять фокусное расстояние собирающей линзы | Знать несколько способов определения фокусного расстояния линзы | ЛР №9 | Повторить §66, 67 |
69 | Контрольная работа № 5 по теме «Световые явления» | Репродуктивный | Индивидуальная работа | КИМы по теме «Световые явления» | Уметь решать качественные, расчетные и графические задачи по теме «Световые явления» | К. Р. №5 | ||
Итоговое повторение (1 час) | ||||||||
70 | Повторение курса физики 8 класса | Творчески - репродуктивный | Защита проектов, чтение докладов и рефератов, игры и конкурсы | Уметь применять полученные знания в нестандартных ситуациях, для объяснения явлений природы и принципов работы технических устройств; использовать приобретенные знания и умения для подготовки докладов, рефератов и других творческих работ; уметь обосновывать высказываемое мнение, уважительно относиться к мнению оппонента и сотрудничать в процессе совместного выполнения задач | Тест № 11 |
Принятые сокращения в тематическом планировании
ЛР – лабораторная работа
СР – самостоятельная работа
КМД – коллективная мыследеятельность при работе малыми группами
Календарно-тематическое планирование
курса физики 8 класса
1 | 2 | 3 | 4 |
№ п\п | № урока в главе | Раздел/ тема | Дата проведения |
1 | Повторение материала, изученного в 7 классе | ||
Глава I. Внутренняя энергия (14 часов) | |||
Тепловые явления. Температура | |||
Внутренняя энергия. | |||
Способы изменения внутренней энергии тела. | |||
Виды теплопередачи | |||
Примеры теплообмена в природе и технике. | |||
Расчет изменения внутренней энергии | |||
Удельная теплоемкость. | |||
Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении | |||
Решение задач | |||
Повторение и обобщение пройденного материала. | |||
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания | |||
Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса | |||
Л.р. № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» | |||
Контрольная работа №1 по теме «Внутренняя энергия» | |||
Глава II. Изменение агрегатных состояний вещества (15 часов) | |||
Агрегатные состояния вещества | |||
Плавление и отвердевание кристаллических тел | |||
Количество теплоты, необходимое для плавления тела при его кристаллизации | |||
Решение задач на плавление и отвердевание | |||
Испарение и конденсация. | |||
Л. р. № 2 «Наблюдение за охлаждением воды при её испарении и определении влажности воздуха» | |||
Кипение. | |||
Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха | |||
Удельная теплота парообразования и конденсации | |||
Решение задач на расчет количества теплоты при изменении агрегатных состояний вещества | |||
Решение задач на расчет количества теплоты при изменении температуры твердых и жидких тел | |||
Работа газа и пара при расширении. Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей. | |||
Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. | |||
Семинар по теме «Виды тепловых двигателей. Экологические проблемы использования тепловых машин» | |||
Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества. Тепловые двигатели» | |||
Глава III. Электрические явления (25 часов) | |||
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов | |||
Электроскоп. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. | |||
Делимость электрического заряда. Электрон | |||
Строение атомов. Схема опыта Резерфорда | |||
Объяснение электрических явлений | |||
Электрический ток. Источники тока | |||
Электрическая цепь и ее составные части. | |||
Действие и направление электрического тока. | |||
Сила тока. Амперметр. Решение задач | |||
Л. р. № 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока» | |||
Электрическое напряжение. Вольтметр. | |||
Л. р. № 4 «Сборка электрической цепи и измерение напряжения» | |||
Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление. | |||
Закон Ома для участка электрической цепи | |||
Реостаты. Решение задач | |||
Л. р. № 5 «Регулирование силы тока реостатом» Л. р. №6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» | |||
Последовательное соединение проводников. | |||
Параллельное соединение проводников. | |||
Смешанное произведение проводников. Решение задач | |||
Контрольная работа №3 по теме «Строение атома. Сила тока, напряжение, сопротивление» | |||
Работа и мощность электрического тока | |||
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца | |||
Применение теплового действия электрического тока | |||
Повторительно-обобщающий урок по теме «Электрические явления» | |||
Л. р. № 7 «Измерение работы и мощности электрического тока» | |||
Глава IV. Электромагнитные явления (5 часов) | |||
Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии | |||
Л.р. № 8 «Сборка электромагнита и исследование его действия» | |||
Постоянные магниты. Магнитное поле Земли | |||
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. | |||
Повторительно-обобщающий урок по теме «Электромагнитные явления». Кратковременная контрольная работа №4 | |||
Глава V. Световые явления. (9 часов) | |||
Источники света. Прямолинейное распространение света | |||
Отражение света. Законы отражения света. Изображение в плоском зеркале | |||
Преломление света | |||
Линзы | |||
Построение изображений, полученных с помощью линз | |||
Решение задач на построение изображений, полученных при помощи линз | |||
Формула тонкой линзы | |||
Л. р. №9 «Получение изображения при помощи линзы» | |||
Контрольная работа № 5 по теме «Световые явления» | |||
Итоговое повторение (1 час) | |||
1 | Повторение курса физики 8 класса |
Требования к уровню подготовки.
Иметь представление о
- методах физической науки, её целях и задачах;
- молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, взаимодействия между молекулами.
Знать и понимать:
- смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;
- смысл физических величин: работа, мощность, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
- смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
Уметь:
- описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, отражение света;
- использовать физические и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- решать задачи на применение изученных физических законов.
Учебно-методический комплекс.
Рабочая программа по физике в 8 классе реализуется по учебнику «Физика 8» А.В. Перышкин. - М. Дрофа 2008г. С использованием учебно-методического комплекта:
- Программы общеобразовательных учреждений «Физика 7-11»: развернутое тематическое планирование/ автор-составитель Г.Г.Телюкова.- Волгоград: Учитель, 2007г. – 103 с.
- Сборник задач по физике 7-9 класс В.И.Лукашик, Е.В.Иванова – М. Просвещение 2008 г.
- Книга для учителя. В.А.Волков, С.Е.Полянский – М. Вако, 2010 г.
- Демонстрационные опыты по физике . Н.М.Шахмаев
- Тесты по физике. 8 класс к учебнику Перышкина А.В. "Физика. 7 кл." - Чеботарева А.В. 3-е изд., стер. - М.: Экзамен, 2010. - 160 с
Интернет-ресурсы:
- http://class-fizika.narod.ru/test8.htm
- http://physics.nad.ru/Physics/Cyrillic/feedback.htm
- http://ege.yandex.ru/physics/
- http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Physics-8class-183/Default.aspx
- http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Physics-8class-183/Default.aspx.
- http://interneturok.ru/ru/school/physics/8-klass
- http://eak-fizika.narod.ru/8klass/index.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
Рабочая программа по физике-10 к учебникам Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б
Рабочая программа по курсу физики для 10-х общеобразовательных классов составлена в соответствии с авторской программой Г.Я.Мякишева и на основе «Примерных программ по физике для общеобразовател...
Рабочая программа по физике-11 к учебникам Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б
На изучение курса физики в 11 классе отводится 170 ч.(5 ч. в неделю). Программа соответствует обязательному минимуму содержания физического образования, она составлена на основе «Примерны...
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Рабочая программа 7-9 классы А.В. Перышкин ФКГОС-2004
Рабочая программа...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...