Рабочая программа по физике 7 класс по учебнику Перышкин А.В.
рабочая программа по физике (7 класс) по теме
Рабочая программа по физике составлена на основе:
1. федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), по предмету «Физика».
2.Примерной программы основного общего образования по физике.
3.Авторской программы :А.В.Перышкина, Е.М.Гутник (автор-составитель Г.Г.Телюкова).: Учитель, 2007 г.
Рабочая программа включает разделы:
Ø пояснительная записка,
Ø цели и задачи курса,
Ø основное содержание с распределением часов по разделам,
Ø тематическое планирование курса,
Ø требования к уровню подготовки учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7f_rabochaya_programma_i_ktp.docx | 67.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе:
1. федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), по предмету «Физика».
2.Примерной программы основного общего образования по физике.
3.Авторской программы :А.В.Перышкина, Е.М.Гутник (автор-составитель Г.Г.Телюкова).: Учитель, 2007 г.
Рабочая программа включает разделы:
- пояснительная записка,
- цели и задачи курса,
- основное содержание с распределением часов по разделам,
- тематическое планирование курса,
- требования к уровню подготовки учащихся.
Особенность планирования курса физики 7 класса является то, что конструирование тем базируется на основе вводного фронтального эксперимента, который, наряду с наблюдениями, является основным методом изучения физических явлений. Проведение лабораторных работ основывается на методе научного прогнозирования с использованием типового оборудования и компьютерных программ.
Место предмета в базисном учебном плане:
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ рабочая программа по физике в 7 классе рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов за год). Если же по каким-либо причинам на изучение курса фактически остается меньше положенных 70 уроков, то необходимую экономию времени с наименьшим ущербом для знаний учащихся можно получить за счет объединения уроков 33 и 34 (§ 34 — для самостоятельного чтения дома), 46 и 47 (§ 46 — для самостоятельного чтения дома), 50 и 51, 55 и 56; при необходимости допустимо не проводить урок 9.
Данное планирование рассчитано на все элементы урока, соответствующие целям и содержанию данного курса. По каждому уроку предполагается применение необходимого числа задач для закрепления и отработки нового материала, которые находятся непосредственно в учебнике, в конце каждого параграфа, а в некоторых случаях — и для повторения ранее пройденного. Задачи для классной и домашней работы подобраны так, чтобы в классе в первую очередь отрабатывались задачи тех типов, которые будут даны в домашнем задании и контрольных работах. Уровень сложности предлагаемых задач соответствует уровню, заданному обязательным минимумом содержания основного общего образования по физике и учебником «Физика. 7 класс» А. В. Перышкина.
В то же время ко многим урокам подобраны задачи для учащихся, проявляющих способности и интерес к изучению физики. Это позволяет учителю без дополнительных затрат времени реализовать дифференцированное обучение.
Цели изучения физики:
- формирование представлений о физической картине мира на основе знаний о физических явлениях, законах, которым они подчиняются;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнение экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
- воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
Основное содержание:
Лабораторные работы по физике 7 класс
№ п/п | Название | Оборудование |
Определение цены деления измерительного прибора | Мензурка, стакан с водой, небольшая колба, другие сосуды | |
Определение размеров малых тел | Линейка, горох, пшено, иголка | |
Измерение массы тела на рычажных весах | Весы с разновесами, несколько небольших тел разной массы | |
Измерение объёма тела | Весы с разновесами, мензурка, твердое тело | |
Определение плотности вещества твердого тела | ||
Градуирование пружины и измерение сил динамометром | Динамометр, шкала которого закрыта бумагой, набор грузов массой 102 г, штатив с муфтой, лапкой и кольцом | |
Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело | Штатив с муфтой и лапкой, 2 тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде | |
Выяснение условия равновесия рычага | Весы с разновесами, мензурка, пробирка-поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок и тряпка | |
Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости | Динамометр, доска, измерительная линейка, брусок, штатив с муфтой и лапкой |
Программа курса «Физика» 7 класс
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Содержание. | Цель раздела | Требования к уровню подготовки | Вид контроля |
I | Введение | 4 | Что изучает физика? Вводный эксперимент Физические явления Наблюдения и опыты Физика и техника | Познакомить учащихся с предметом физики | Понятие о содержании физической науки, о физических явлениях, веществе, теле, основ. методах физики, наблюдениях и опытах | Л.р. №1 Л.р. №2 |
II | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | Тело и вещество. Строение вещества. Молекулы. Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества. Различия в молекулярном строении | Иметь представление о молекулах, строении вещества, явлениях диффузии, силах взаимодействия | Уметь применять основ, положения МКТ к объясн. диффузии в жидкостях и газах, а также различий между агрегатными состояниями вещества. | К.р. №1 |
III | Взаимодействие тел | 21 | Механическое движение, его виды. Графическое представление движения. Расчет скорости, пути и времени. Основная задача механики. Взаимодействие тел. Инерция. Масса тела. Плотность вещества. Расчет массы, плотности, объема. Взаимодействие тел Сила, её графическое изображение, силы в природе. Сила тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука.Вес тела. Связь силы тяжести и массы. Динамометр. Сила трения. Сложение сил | Знать физические явления, из признаки, физических величинах и их единицах | Уметь решать задачи с применением законов и формул, изображать графически силу, измерять массу, определять плотность и объем тела | Л.р. № 3 -Л.р. № 4 Л.р. № 5 Л.р. №6 К.р. № 2 К.р. №3 |
IV | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 25 | Давление. Определение максимального и минимального давления. Давление в природе. Давление в газах, жидкостях и твердых телах. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление, его измерение. Манометр. Насос. Архимедова сила. Плавание тел. Передача давления. | Знать физические величины, явления и единицы измерения, опыт Торричелли, законы и формулы | Уметь применять основные положения МКТ к объяснению давления газа, эксперимент определения выт . силу | Л.р. №7 К.р. №4 К.р.№5 |
V | Работа и мощность, энергия | 12 | Механическая работа, её единицы. Мощность, её единицы. Расчет работы и мощности. Простые механизмы. Рычаг. Момент силы. Блоки. Наклонная плоскость. КПД. Золотое правило механики. Энергия, её виды. Превращение энергии. | Знать формулы, единицы измерения (для вычисления работы, мощности, определения КПД и энергии) | Уметь объяснить устройство простых механизмов, решать задачи с применением законов и формул | Л.р. № 8 Л.р. № 9 К.р. №6 |
VI | Повторение. | 2 | Обобщить материал курса физики 7 класса | Знать формулы курса физики 7 класса и уметь применять их при решении задач | К.р. №7 |
Календарно-тематическое планирование
курса физики 7 класса
1 | 2 | 3 | 4 |
№ п\п | № урока в разделе | Раздел/ тема | Дата проведения |
Введение (4 ч) | |||
| Вводный урок. Физика – наука о природе. | ||
| Физические величины их измерение. Физические приборы. Точность и погрешность измерений. | ||
| Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора» | ||
| Физика техника. Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел» | ||
Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч) | |||
| Строение вещества. Молекулы.(мини-зачет) | ||
| Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | ||
| Взаимодействие частиц вещества | ||
| Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. | ||
| Решение качественных задач по теме «Три состояния вещества». | ||
| Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». | ||
Взаимодействие тел. (21 ч) | |||
| Механическое движение. | ||
| Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. | ||
| Расчет пути и времени движения. Решение задач. | ||
| Явление инерции. Решение задач. | ||
| Взаимодействие тел. | ||
| Масса тела. Измерение массы. Измерение массы тела на весах. | ||
| Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах». | ||
| Плотность вещества. | ||
| Лабораторная работа № 4 «Измерение объёма тела» | ||
| Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твердого тела». | ||
| Расчет массы и объема тела по его плотности. | ||
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | ||
| Контрольная работа № 1 «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества. | ||
| Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | ||
| Сила упругости. Закон Гука. | ||
| Вес тела. Динамометр | ||
| Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | ||
| Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». | ||
| Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. | ||
| Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике. | ||
| Контрольная работа № 2 «Взаимодействие тел Силы». | ||
Давление твердых тел, жидкостей и газов. (25 ч) | |||
| Давление. Единицы давления. | ||
| Способы уменьшения и увеличения давления. | ||
| Давление газа. | ||
| Закон Паскаля. | ||
| Гидростатическое давление | ||
| Расчет давления на дно и стенки сосуда. | ||
| Решение задач. | ||
| Решение задач. | ||
| Сообщающиеся сосуды. | ||
| Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли? | ||
| Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | ||
| Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | ||
| Манометры. Решение задач. | ||
| Контрольная работа № 3 «Атмосфера. Атмосферное давление». | ||
| Гидравлический пресс. | ||
| Поршневой жидкостный насос. Водопровод | ||
| Решение задач. Гидростатическое и атмосферное давление | ||
| Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | ||
| Архимедова сила. | ||
| Лабораторная работа № 7. «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | ||
| Плавание тел. Плавание животных и человека | ||
| Решение задач. | ||
| Плавание судов. Воздухоплавание. | ||
| Решение задач по теме «Давление. Сила Архимеда. Условия плавания тел». | ||
| Контрольная работа №4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | ||
Работа и мощность. Энергия. (12 ч.) | |||
| Механическая работа. | ||
| Мощность. Решение задач. | ||
| Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | ||
| Момент силы. | ||
| Рычаги в природе, быту и технике. Лабораторная работа № 8 «Выяснение условия равновесия рычага». | ||
| Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия механизмов. | ||
| Равенство работ при использовании простых механизмов. | ||
| Лабораторная работа № 9 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». | ||
| Решение задач по теме «Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия» | ||
Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. | |||
| Решение задач по теме «Превращение энергии» | ||
Контрольная работа № 5 по теме: «Работа и мощность» | |||
Итоговое повторение (2 ч.) | |||
| Итоговая контрольная работа | ||
| Итоговый урок по изученному курсу |
Требования к уровню подготовки.
Иметь представление о
- методах физической науки, её целях и задачах;
- молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, взаимодействия между молекулами.
Знать и понимать:
- термины материя, вещество, физическое тело, физическая величина, единица физической величины;
- сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях;
- физические явления, их признаки, физические величины и их единицы (путь, скорость, инерция, масса, плотность, сила, деформация, вес, равнодействующая сила);
- законы и формулы для определения скорости движения тела, плотности тела, давления, формулы связи между силой тяжести и массой тела;
- физические величины и их единицы выталкивающая и подъемная сила, атмосферное давление;
- фундаментальные факты – опыт Торричелли, законы Паскаля, закон сообщающихся сосудов; формулы для расчета давления внутри жидкости и выталкивающей силы;
- физические величины и их единицы механическая работа, мощность, плечо силы, коэффициент полезного действия;
- формулировки законов и формулы для вычисления механической работы, мощности, условия равновесия рычага, «золотое правило» механики, КПД простого механизма.
Уметь:
- объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр);
- применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачивания и несмачивания, капиллярности, а также различий между агрегатными состояниями вещества;
- изображать графически силу, в том числе силу тяжести и вес тела;
- рисовать схему весов и динамометра;
- измерять массу на рычажных весах, силу – динамометром, объём тела – с помощью мензурки;
- определять плотность твердого тела;
- пользоваться таблицами скоростей тел, плотностей твердых тел, жидкостей и газов;
- применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля;
- экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости;
- объяснять устройство и принцип действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса;
- объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость);
- решать задачи с применением изученных законов и формул;
- экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной плоскости.
Учебно-методический комплекс.
Рабочая программа по физике в 7 классе реализуется по учебнику «Физика 7» А.В. Перышкин.-М. Дрофа 2009-2012 г. С использованием учебно-методического комплекта:
- Программы общеобразовательных учреждений «Физика7» М. Просвещение 2008г.
- Сборник задач по физике 7-9 класс В.И.Лукашик, Е.В.Иванова – М. Просвещение 2008 г.
- Книга для учителя. В.А.Волков, С.Е.Полянский – М. Вако 2005 г.
- Демонстрационные опыты по физике . Н.М.Шахмаев
- Тесты по физике. 7 класс к учебнику Перышкина А.В. "Физика. 7 кл." - Чеботарева А.В. 3-е изд., стер. - М.: Экзамен, 2010. - 160 с
Интернет-ресурсы:
- http://class-fizika.narod.ru/test7.htm
- http://physics.nad.ru/Physics/Cyrillic/feedback.htm
- http://ege.yandex.ru/physics/
- http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Physics-7class-183/Default.aspx
- http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Physics-7class-183/Default.aspx.
- http://interneturok.ru/ru/school/physics/7-klass
- http://eak-fizika.narod.ru/7klass/index.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
Рабочая программа по физике-10 к учебникам Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б
Рабочая программа по курсу физики для 10-х общеобразовательных классов составлена в соответствии с авторской программой Г.Я.Мякишева и на основе «Примерных программ по физике для общеобразовател...
Рабочая программа по физике-11 к учебникам Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б
На изучение курса физики в 11 классе отводится 170 ч.(5 ч. в неделю). Программа соответствует обязательному минимуму содержания физического образования, она составлена на основе «Примерны...
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Рабочая программа 7-9 классы А.В. Перышкин ФКГОС-2004
Рабочая программа...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...