Рабочая программа по физике 7 класс по учебнику Перышкин А.В.
рабочая программа по физике (7 класс) по теме

Мацко (Прилука) Татьяна Ивановна

 

Рабочая программа по физике составлена на основе:

1. федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), по предмету «Физика».

2.Примерной программы основного общего образования по физике.

3.Авторской программы :А.В.Перышкина, Е.М.Гутник (автор-составитель Г.Г.Телюкова).: Учитель, 2007 г.

 

Рабочая программа включает разделы:

Ø пояснительная записка,

Ø цели и задачи курса,

Ø основное содержание с распределением часов по разделам,

Ø тематическое планирование курса,

Ø требования к уровню подготовки учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7f_rabochaya_programma_i_ktp.docx67.98 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе:

1. федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), по предмету «Физика».

2.Примерной программы основного общего образования по физике.

3.Авторской программы :А.В.Перышкина, Е.М.Гутник (автор-составитель Г.Г.Телюкова).: Учитель, 2007 г.

Рабочая программа включает разделы:

  • пояснительная записка,
  • цели и задачи курса,
  • основное содержание с распределением часов по разделам,
  • тематическое планирование курса,
  • требования к уровню подготовки учащихся.

Особенность планирования курса физики 7 класса является то, что конструирование тем базируется на основе вводного фронтального эксперимента, который, наряду с наблюдениями, является основным методом изучения физических явлений. Проведение лабораторных работ основывается на методе научного прогнозирования с использованием типового оборудования и компьютерных программ.

Место предмета в базисном учебном плане:

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ рабочая программа по физике в 7 классе рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов за год). Если же по каким-либо причинам на изучение курса фактически остается меньше положенных 70 уроков, то необходимую экономию времени с наименьшим ущербом для знаний учащихся можно получить за счет объединения уроков 33 и 34 (§ 34 — для самостоятельного чтения дома), 46 и 47 (§ 46 — для самостоятельного чтения дома), 50 и 51, 55 и 56; при необходимости допустимо не проводить урок 9.

Данное планирование рассчитано на все элементы урока, соответствующие целям и содержанию данного курса. По каждому уроку предполагается применение необходимого числа задач для закрепления и отработки нового материала, которые находятся непосредственно в учебнике, в конце каждого параграфа, а в некоторых случаях — и для повторения ранее пройденного. Задачи для классной и домашней работы подобраны так, чтобы в классе в первую очередь отрабатывались задачи тех типов, которые будут даны в домашнем задании и контрольных работах. Уровень сложности предлагаемых задач соответствует уровню, заданному обязательным минимумом содержания основного общего образования по физике и учебником «Физика. 7 класс» А. В. Перышкина.

В то же время ко многим урокам подобраны задачи для учащихся, проявляющих способности и интерес к изучению физики. Это позволяет учителю без дополнительных затрат времени реализовать дифференцированное обучение.


Цели изучения физики:

  • формирование представлений о физической картине мира на основе знаний о физических явлениях, законах, которым они подчиняются;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнение экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

  • воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.

Основное содержание:

Лабораторные работы по физике 7 класс

№ п/п

Название

Оборудование

Определение цены деления измерительного прибора

Мензурка, стакан с водой, небольшая колба, другие сосуды

Определение размеров малых тел

Линейка, горох, пшено, иголка

Измерение массы тела на рычажных весах

Весы с разновесами, несколько небольших тел разной массы

Измерение объёма тела

Весы с разновесами, мензурка, твердое тело

Определение плотности вещества твердого тела

Градуирование пружины и измерение сил динамометром

Динамометр, шкала которого закрыта бумагой, набор грузов массой 102 г, штатив с муфтой, лапкой и кольцом

Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

Штатив с муфтой и лапкой, 2 тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде

Выяснение условия равновесия рычага

Весы с разновесами, мензурка, пробирка-поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок и тряпка

Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости

Динамометр, доска, измерительная линейка, брусок, штатив с муфтой и лапкой



Программа курса «Физика» 7 класс

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание.

Цель раздела

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

I

Введение

4

Что изучает физика?

Вводный эксперимент

Физические явления

Наблюдения и опыты

Физика и техника

Познакомить учащихся с предметом физики

Понятие о содержании физической науки, о физических явлениях, веществе, теле, основ. методах физики, наблюдениях и опытах

Л.р. №1 Л.р. №2

II

Первоначальные сведения о строении вещества

6

Тело и вещество. Строение вещества. Молекулы. Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества. Различия в молекулярном строении

Иметь представление о молекулах, строении вещества, явлениях диффузии, силах взаимодействия

Уметь применять основ, положения МКТ к объясн. диффузии в жидкостях и газах, а также различий между агрегатными состояниями вещества.

К.р. №1

III

Взаимодействие тел

21

Механическое движение, его виды. Графическое представление движения. Расчет скорости, пути и времени. Основная задача механики. Взаимодействие тел. Инерция. Масса тела. Плотность вещества. Расчет массы, плотности, объема. Взаимодействие тел

Сила, её графическое изображение, силы в природе. Сила тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука.Вес тела. Связь силы тяжести и массы. Динамометр. Сила трения. Сложение сил

Знать физические явления, из признаки, физических величинах и их единицах

Уметь решать задачи с применением законов и формул, изображать графически силу, измерять массу, определять плотность и объем тела

Л.р. № 3 -Л.р. № 4

Л.р. № 5

Л.р. №6

К.р. № 2 К.р. №3

IV

Давление твердых тел, жидкостей и газов

25

Давление. Определение максимального и минимального давления. Давление в природе. Давление в газах, жидкостях и твердых телах. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление, его измерение. Манометр. Насос. Архимедова сила. Плавание тел. Передача давления.

Знать физические величины, явления и единицы измерения, опыт Торричелли, законы и формулы

Уметь применять основные положения МКТ к объяснению давления газа, эксперимент определения выт . силу

Л.р. №7

К.р. №4

К.р.№5

V

Работа и мощность, энергия

12

Механическая работа, её единицы. Мощность, её единицы. Расчет работы и мощности. Простые механизмы. Рычаг. Момент силы. Блоки. Наклонная плоскость. КПД. Золотое правило механики. Энергия, её виды. Превращение энергии.

Знать формулы, единицы измерения (для вычисления работы, мощности, определения КПД и энергии)

Уметь объяснить устройство простых механизмов, решать задачи с применением законов и формул

Л.р. № 8

Л.р. № 9

К.р. №6

VI

Повторение.

2

Обобщить материал курса физики 7 класса

Знать формулы курса физики 7 класса и уметь применять их при решении задач

К.р. №7


Календарно-тематическое планирование

курса физики 7 класса

1

2

3

4

№ п\п

№ урока в разделе

Раздел/ тема

Дата проведения

Введение (4 ч)

  1. 1

Вводный урок. Физика – наука о природе.

  1. 2

Физические величины их измерение. Физические приборы. Точность и погрешность измерений.

  1. 3

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»

  1. 4

Физика техника. Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел»

Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)

  1. 5

Строение вещества. Молекулы.(мини-зачет)

  1. 6

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

  1. 7

Взаимодействие частиц вещества

  1. 8

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

  1. 9

Решение качественных задач по теме «Три состояния вещества».

  1. 10

Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

Взаимодействие тел. (21 ч)

  1. 11

Механическое движение.

  1. 12

Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости.

  1. 13

Расчет пути и времени движения. Решение задач.

  1. 14

Явление инерции. Решение задач.

  1. 15

Взаимодействие тел.

  1. 16

Масса тела. Измерение массы. Измерение массы тела на весах.

  1. 17

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

  1. 18

Плотность вещества.

  1. 19

Лабораторная работа № 4 «Измерение объёма тела»

  1. 20

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твердого тела».

  1. 21

Расчет массы и объема тела по его плотности.

  1. 22

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

  1. 23

Контрольная работа № 1 «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества.

  1. 24

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

  1. 25

Сила упругости. Закон Гука.

  1. 26

Вес тела. Динамометр

  1. 27

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

  1. 28

Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

  1. 29

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила.

  1. 30

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

  1. 31

Контрольная работа № 2 «Взаимодействие тел Силы».

Давление твердых тел, жидкостей и газов. (25 ч)

  1. 32

Давление. Единицы давления.

  1. 33

Способы уменьшения и увеличения давления.

  1. 34

Давление газа.

  1. 35

Закон Паскаля.

  1. 36

Гидростатическое давление

  1. 37

Расчет давления на дно и стенки сосуда.

  1. 38

Решение задач.

  1. 39

Решение задач.

  1. 40

Сообщающиеся сосуды.

  1. 41

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли?

  1. 42

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

  1. 43

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

  1. 44

Манометры. Решение задач.

  1. 45

Контрольная работа № 3 «Атмосфера. Атмосферное давление».

  1. 46

Гидравлический пресс.

  1. 47

Поршневой жидкостный насос. Водопровод

  1. 48

Решение задач. Гидростатическое и атмосферное давление

  1. 49

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

  1. 50

Архимедова сила.

  1. 51

Лабораторная работа № 7. «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

  1. 52

Плавание тел. Плавание животных и человека

  1. 53

Решение задач.

  1. 54

Плавание судов. Воздухоплавание.

  1. 55

Решение задач по теме «Давление. Сила Архимеда. Условия плавания тел».

  1. 56

Контрольная работа №4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Работа и мощность. Энергия. (12 ч.)

  1. 57

Механическая работа.

  1. 58

Мощность. Решение задач.

  1. 59

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

  1. 60

Момент силы.

  1. 61

Рычаги в природе, быту и технике.

Лабораторная работа № 8 «Выяснение условия равновесия рычага».

  1. 62

Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия механизмов.

  1. 63

Равенство работ при использовании простых механизмов.

  1. 64

Лабораторная работа № 9 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

  1. 65

Решение задач по теме «Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия»

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

  1. 66

Решение задач по теме «Превращение энергии»

Контрольная работа № 5 по теме: «Работа и мощность»

Итоговое повторение (2 ч.)

  1. 67

Итоговая контрольная работа

  1. 68

Итоговый урок по изученному курсу

Требования к уровню подготовки.

Иметь представление о 

  • методах физической науки, её целях и задачах;
  • молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, взаимодействия между молекулами.

Знать и понимать: 

  • термины материя, вещество, физическое тело, физическая величина, единица физической величины;
  • сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях;
  • физические явления, их признаки, физические величины и их единицы (путь, скорость, инерция, масса, плотность, сила, деформация, вес, равнодействующая сила);
  • законы и формулы для определения скорости движения тела, плотности тела, давления, формулы связи между силой тяжести и массой тела;
  • физические величины и их единицы выталкивающая и подъемная сила, атмосферное давление;
  • фундаментальные факты – опыт Торричелли, законы Паскаля, закон сообщающихся сосудов; формулы для расчета давления внутри жидкости и выталкивающей силы;
  • физические величины и их единицы механическая работа, мощность, плечо силы, коэффициент полезного действия;
  • формулировки законов и формулы для вычисления механической работы, мощности, условия равновесия рычага, «золотое правило» механики, КПД простого механизма.

Уметь: 

  • объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр);
  • применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачивания и несмачивания, капиллярности, а также различий между агрегатными состояниями вещества;
  • изображать графически силу, в том числе силу тяжести и вес тела;
  • рисовать схему весов и динамометра;
  • измерять массу на рычажных весах, силу – динамометром, объём тела – с помощью мензурки;
  • определять плотность твердого тела;
  • пользоваться таблицами скоростей тел, плотностей твердых тел, жидкостей и газов;
  • применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля;
  • экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости;
  • объяснять устройство и принцип действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса;
  • объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость);
  • решать задачи с применением изученных законов и формул;
  • экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной плоскости.

Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа по физике в 7 классе реализуется по учебнику «Физика 7» А.В. Перышкин.-М. Дрофа 2009-2012 г. С использованием учебно-методического комплекта:

  1. Программы общеобразовательных учреждений «Физика7» М. Просвещение 2008г.
  2.  Сборник задач по физике 7-9 класс В.И.Лукашик, Е.В.Иванова – М. Просвещение 2008 г.
  3.  Книга для учителя. В.А.Волков, С.Е.Полянский – М. Вако 2005 г.
  4. Демонстрационные опыты по физике . Н.М.Шахмаев
  5. Тесты по физике. 7 класс к учебнику Перышкина А.В. "Физика. 7 кл." - Чеботарева А.В. 3-е изд., стер. - М.: Экзамен, 2010. - 160 с

Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

Рабочая программа по физике-10 к учебникам Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б

Рабочая программа по курсу физики для 10-х общеобразовательных классов составлена в соответствии с авторской программой Г.Я.Мякишева и на основе «Примерных программ по физике для общеобразовател...

Рабочая программа по физике-11 к учебникам Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б

На изучение курса физики в 11 классе отводится 170 ч.(5 ч. в неделю). Программа соответствует обязательному минимуму содержания физического образования, она составлена на основе «Примерны...

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...