Конструирование технологической карты в рамках ФГОС второго поколения по теме "Испарение. Конденсация"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме
Главной методической идеей является построение урока на деятельностной основе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_urok.docx | 31.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструирование технологической карты урока
по теме: «Испарение и конденсация»
в рамках ФГОС второго поколения
Облетова Светлана Геннадьевна
учитель физики МБОУ «Урвановская СОШ» Меленковского района
Пояснительная записка
Предмет: физика
Учебник:ПерышкинА.В. Физика-8 – М.: Дрофа, 2010
Автор программы:Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин
Класс:8
Тема урока: «Испарение и конденсация»
Данный урок - продолжение темы «Изменение агрегатных состояний вещества» в разделе «Процессы перехода»
Тип урока: открытие новых знаний
Форма:урок-лекция с элементами исследования
Вид: смешанный
Главной методической идеей является построение урока на деятельностной основе.
Пропедевтика темы данного урока осуществлялась:
2-6 классы - естествознание
6 класс - география – Круговорот воды в природе
7 класс - физика - Различные состояния вещества на основе молекулярного строения
Цель:создать условия для знакомствас процессами перехода из жидкостного состоянияв газообразное состояние .(прямого и обратного).
Задачи:
в личностном направлении (воспитывающие) - воспитывать гуманизм и бережное отношение к природе, способствовать формированию эстетического вкуса
в метапредметном направлении(развивающие) - развивать интеллектуальные (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли) и коммуникативные способности, развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов географии, биологии, литературы.
в предметном направлении (образовательные) – дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов: температуры окружающей среды, наличия ветра и внутренних свойств вещества; продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы.
Оборудование:компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки-задания, вата, стеклянные пластины- 8 шт., пипетка, сосуды с маслом, водой, спиртом, электрическая лампа, бумажный веер, лепестки ромашки с вопросами.
Технологическая карта урока (примерная схема)
№ | Этап урока Время | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | Самоопределение к деятельности (Оргмомент) Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки (5 мин) | Приветствие: Здравствуйте.дорогие ребята. Подарим друг другу улыбки и начнём работать. Прослушайте стихотворение Щеглова и попробуйте отгадать природное явление.Слайд 1 Вода появляется из ручейка Ручьи по пути собирает река Река полноводно течёт на просторе, Пока, наконец, не вливается в море Моря пополняют запас океана, Над ним формируются клубы тумана Они поднимаются выше, пока Не превращаются в облака. А облака проплывая над нами, Дождём проливаются, сыплют снегами. Весной соберётся вода в ручейки, Они потекут до ближайшей реки. Ответ: В данном стихотворении описывается природное явление «Круговорот воды в природе» Показ слайда 2«Круговорот воды в природе» Задаётся вопрос: А какие процессы входят в это природное явление ?- Ответ: плавление и отвердевание, испарение и конденсация Озвучивание темы урока: два первых процесса мы рассматривали на прошлом уроке, сегодня изучаем «Испарение и обратный процесс конденсация» | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой и мотивирует учащихся на работу через вопросы | Взаимное приветствие, настраиваются на работу, отвечают на поставленные вопросы | Личностные выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание Регулятивные осознание учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения Коммуникативныевступление в диалог, отслеживание действий учителя, умеет слушать и слышать |
2 | Актуализация опорныхзнаний Цель: актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала (5мин) | Давайте продемонстрируем свой багаж знаний, отвечая на следующие вопросы: Вопросы - Слайд 3: 1.Каковы основные положения МТ строения вещества 2. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество 3. Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое 4. Какую энергию называют внутренней? От чего она зависит? | Организует диалог с учащимися на поиск необходимых знаний для изучения новой темы. Показывает слайд | Выстраивает ответы на вопросы | Познавательные: развивает операции мышления, ставит задачу (ответить на вопрос) на основе соотнесения того, что известно Коммуникативныеумение выражать свои мысли, строить высказывания |
3 | Новые знания Цель: обеспечить восприятия, осмысление я первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения (20 мин) | Слайд 4: схема (жидкость- пар) Зарисуем в тетрадь Определение: явление превращения жидкости в пар называется парообразованием. 1) Сегодня на уроке мы рассмотрим один из способов перехода -- испарение Выполним мысленный опыт: нальём в стакан воды и оставим на некоторое время. Останется ли уровень воды прежним? Почему? (Произошло испарение) Объяснить это на основе МТ строения вещества( движение молекул, разрыв связей) Каким молекулам легче покинуть жидкость? (которые на поверхности жидкости, самые быстрые) Как изменяется внутренняя энергия жидкости при этом? (уменьшается) Определение:парообразование происходящее с поверхности жидкости называется испарением Сделаем рисунок в тетрадь Эксперимент 1: смочите ватку спиртом и протрите ладошку. Что ощущаем? (холод) Работа в группах: ребята получают карточки с экспериментальным заданием Цель работы в группах: определить факторы от которых зависит скорость испарения 1 группа: зависимость от рода жидкости 2 группа: от площади свободной поверхности 3 группа от температуры жидкости 4 группа от наличия или отсутствия ветра Экспериментальное задание 1 Оборудование: стеклянные пластинки(1-2 шт). сосуды с жидкостями: масло, вода, спирт. Ход работы: на две чистые пластины нанесите при помощи ватки пятна в следующей последовательности: масло, вода, спирт. Наблюдая за процессом испарения данных веществ, сделайте вывод о зависимости скорости испарения от рода жидкости Экспериментальное задание 2 Оборудование: 2 стеклянные пластины. Пипетка, сосуд со спиртом, электрическая лампа Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле спирта, одну из пластин поместите под электрической лампой Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от температуры Экспериментальное задание 3 Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со спиртом, бумажный веер Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле. Обмахивайте веером одну из пластин. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения жидкости от наличия ветра Экспериментальное задание 4 Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со спиртом, эл. лампа Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле спирта.Вращая одну из стеклянных пластин в слегка наклонённом положении, распределите каплю спирта на максимальной площади. Обе пластины поместите под электрическую лампу. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от площади свободной поверхности Запишем выводы в тетрадь 2)Вернёмся к слайду 4 - Схема. На схеме вы видите ещё одну стрелочку. Происходит переход молекул из пара в жидкость – конденсация. Попробуем дать определение конденсации. Ответ: Явление перехода пара в жидкость называется конденсацией Это обратный процесс. Как на ваш взгляд, будет меняться энергия жидкости. Ответ: внутренняя энергия жидкости увеличивается Вопрос: А что происходит с энергией пара? Ответ: Конденсация пара сопровождается выделением энергии Ребята теперь вы можете объяснить всем нам известное природное явление - роса Ответ:летним вечером, когда воздух становится холоднее, выпадает роса. Это водяной пар, находившийся в воздухе, при охлаждении конденсируется. И маленькие капельки воды оседают на траве и листьях. | Подводитобучающихся к формулировке определенияпарообразования и испарения Организует обсуждение и поисковую работу учащихся, предлагает экспериментальные задания, организует работу учащихся в группах, формулирует экспериментальные задания, подводит к выводу. Выдвигает проблему. Организует беседу . Следит за вовлечённостью учащихся в работу на уроке. Уточняет понимание учащимися данного явления | На основании схемы участвуют в создании определения парообразования, производят мысленный эксперимент, выполняют записи в тетради, озвучивают определение, отвечают на вопросы выполняют экспериментальные задания по карточкам, высказывают своё мнение и предположение в группах, выявляют закономерности, формулируют выводы наблюдений, записывают выводы в тетрадь Высказывают своё мнение. Озвучивают понятие. Отвечают на вопросы учителя. Сравнивают обратные процессы. | Познавательныеумение строить логическую цепь размышлений, умение устанавливать причинно-следственные связи, вести поиск, умение выделять необходимую информацию Коммуникативные: умение интегрироваться в группах, осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми, слушать, слышать, отслеживать действия партнёра, сотрудничать с партнёрами Регулятивные:умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, умение владеть навыками процессуального и прогностического самоконтроля, умение определять последовательность действий, способен к волевому усилию Личностные:осознаёт личную ответственность за будущий результат, понимание своих сильных и слабых сторон Познавательные:умение строить логическую цепь размышления, умение формировать анализ и синтез. Личностные:умение внести необходимые дополнения и коррективы Коммуникативные: умение вступать в диалог, умение создавать устные высказывания |
4 | Первичная проверка знаний Цель: фиксация полученных знаний при решении качественных задач ( 8 мин) | Проведём игру: « Ромашка» Каждое задание размещено на одном лепестке.Отвечая на заданные вопросы соберём цветок. Серия качественных задач: 1.Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу. Это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит? 2. Что остынет быстрее при одинаковых условиях: жирный суп или чай? Объясните почему? 3. Почему для определения направления ветра жители степей окунают руку в воду и поднимают вверх? 4. Почему большой сосуд с водой, помещённый в погреб, предохраняет овощи от замерзания? 5. Почему температура воды в открытых водоёмах в летнюю пору почти всегда ниже температуры окружающего воздуха? 6. Зачем покрывают попоной вспотевшую лошадь после длительных скачек зимой? 7. Почему в холодную погоду виден выдыхаемый нами пар? 8. Почему роса обильнее после жаркого дня? 9. Почему бельё сохнет медленно, если оно сложено в кучу? 10. Почему наши бабушки предпочитали пить чай из блюдца? | Контролирует выполнение качественных задач, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль. | Выполняют по очереди задания, высказывают своё мнение, слушают ответы , анализируют. | Личностные:умение понимать личную ответственность за результат, формирование учебной мотивации Регулятивные:умение осознавать что усвоено, что подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения, умение адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Познавательные:умение применять знания в новой ситуации |
5 | Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Домашнее задание Цель: зафиксировать новое содержание урока, оценить результаты учебной деятельности, согласовать домашнее задание. (2мин) | Подводим итоги урока. Вопрос: Что нового вы узнали сегодня на уроке? А домашнее задание будет следующим: 1)П.16,17 Упр 9 Устно - (всем) 2)Подготовить доклады: «Роль испарения в жизни животных и растений» и «Роль испарения в жизни человека» (по желанию) 3)приготовить ответ об испарении по плану: (карточка) А) внешние признаки явления (признаки, по которым обнаруживается явление) Б) Условия, при которых происходит явление. В) Сущность явления, его определение Г) От чего зависит протекание явления (какие факторы оказывают на него влияние) Д) Примеры данного явления в природе Е) Использование данного явления на практике (для какой цели) Отвечая на вопросы у нас получилась красивая, большая ромашка. Я хочу подарить этот цветок вам. Вы подарили мне хорошее настроение. Спасибо вам за урок. | Даёт задание, организует проверку и самопроверку, акцентирует внимание на конечных результатах, организует рефлексию, даёт комментарии к домашнему заданию | Отвечают на вопросы, формируют конечный результат, рассказываютчто узнали, чему научились, какие трудности испытали, записывают домашнее задание, получают консультацию | Личностные:умение оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи , умение выражать доброжелательную и эмоционально- нравственную отзывчивость Регулятивные:умение осуществлять итоговый контроль Познавательные:умение познавать цель и результат Коммуникативные: умение проявлять активность в деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья и презентация по теме: "Требования к современному уроку биологии в рамках ФГОС второго поколения".
Статья информирует о вопросах современного преподавания биологии в рамках реализации ФГОС нового поколения....
Технологическая карта урока по ФГОС второго поколения.
Технологическая карта урока по ФГОС второго поколения: "Изготовление фасонных деталей на токарном станке для обработки древесины"...
методическая разработка "Дифференцированный подход в обучении биологии в рамках ФГОС второго поколения"
материал содержит теоретичекий аспект вопроса и примеры дифференциации заданий в обучении биологии...
методическая разработка "Дифференцированный подход в обучении биологии в рамках ФГОС второго поколения"
материал содержит теоретичекий аспект вопроса и примеры дифференциации заданий в обучении биологии...
Деятельность социального педагога в рамках ФГОС второго поколения
Презентация о деятельности социального педагога в рамках ФГОС второго поколения...
Актуальность Молодежного самоуправления в рамках ФГОС второго поколения на базе МсСВУ
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запро...
Возможности электронно – образовательных ресурсов в преподавании истории в рамках ФГОС второго поколения.
Использование ЭОР в преподавании истории способствует :развитию у обучающихся способности к самосовершенствованию;формированию личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, ...