Актуальность Молодежного самоуправления в рамках ФГОС второго поколения на базе МсСВУ
статья на тему

Гусева Ирина Игоревна

          В настоящее время в России идет становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался  в нашем обществе.

Согласно ФГОС нового поколенияуспешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

         Поэтому  естественно, что в Федеральном государственном образовательной стандарте  второго поколения значительное  внимание уделено  внеурочной деятельности школьников, определено особое пространство и время  в образовательном процессе как неотъемлемой части базисного учебного плана.Обозначены направления внеурочной деятельности, являющиеся содержательным ориентиром, основанием для построения соответствующих образовательных программ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гусева Ирина Игоревна

педагог дополнительного образования

ФГКОУ Московское суворовское

военное училище МО РФ

Актуальность Молодежного самоуправления в рамках ФГОС второго поколения на базе МсСВУ

Не подлежит сомнению, что человека надо воспитывать в духе гражданского самосознания, патриотизма, причем осознавать себя гражданином своей страны он должен с детства. И способствуют формированию этого, в том числе во многом различные молодежные движения, организации и объединения,  которые всегда пользовались у юного поколения популярностью.

        В годы после упразднения пионерии и комсомола необходимость в детских и молодежных организациях  чувствовалась более чем ясно. Цель, задачи, политика кое-где  возникающих  детских и юношеских объединений,  обществ требовали координации их деятельности педагогов и государства.  

        Пустующую нишу   жизненно  необходимо  было заполнить. Проблему помогло решить постановление правительства Москвы от 29.11.2005 г. № 962-ПП  «О дополнительных мерах по совершенствованию работы с молодежью и студентами в городе Москве». В соответствии с ним была проведена работа  по формированию молодежных советов отраслевых и функциональных органов исполнительной власти  столицы, окружных и районных молодежных советов. За основные направления деятельности молодежных советов были приняты следующие:

        – информирование органов власти  о положении дел в молодежной среде;

        – проведение общественной экспертизы инициатив и программ в области молодежной политики;

        – координация деятельности  молодежных организаций  и общественных объединений.

        Образование молодежных советов на всех уровнях способствовало созданию условий работы с юношеством, его активному вовлечению в работу государственных органов. Так, молодежные советы при главах управ, муниципальных собраниях создавались для  современных, прогрессивных молодых людей, идущих в ногу со временем, занимающих активную гражданскую позицию, которым интересно и небезразлично  свое будущее, будущее Москвы и страны.

        Основная цель таких советов – взаимодействие с  двумя ветвями органов власти – исполнительной и представительной в реализации молодежной политики на территории района, муниципального образования; привлечение молодежи к решению задач развития территории района; воспитание юного поколения в духе патриотизма, толерантности, уважения к истории своей страны, к родному городу, другим народам и культурам; профилактика негативных проявлений в молодежной среде; организация молодежного  сотрудничества, досуга; представление интересов молодежных  общественных движений района на районном, окружном и городском уровнях.

        В 2006-м была сформирована Общественная молодежная палата при Московской городской Думе, а в 2008-м МОП  появились во всех районах столицы, а их представители сформировали Общественную молодежную палату  города Москвы. Вся система объединяется на уровне города в рамках Общественной молодежной палаты. Она открыта для всех молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет с любыми взглядами и убеждениями, желающими что-то сделать для собственного города, района, улицы, дома.

        В 2009 году открылся первый в России Центр Молодежного парламентаризма, который стал площадкой для реализации инициатив московской молодежи и центром притяжения важнейших молодежных событий.

        В 2010-2012 гг.  повсеместно пошла волна развития молодежного самоуправления. Основная цель этого движения – подготовка молодых кадров для работы в органах местного самоуправления, реализация  молодежной политики, а также развитие и  реализация управленческих и лидерских качеств молодежи во всех субъектах Российской Федерации.         Молодежный Совет был создан при мэре Москвы после подписания  в марте 2012 г. Сергеем Собяниным  соответствующего распоряжения, который стал совещательно-консультативным органом, созданным для эффективного осуществления государственной молодежной политики.

        В то же время важно напомнить, что молодежные  советы помогают повышать интеллектуальные, нравственные и гражданские качества личности, координируют работу по социальному  воспитанию и организации досуга, занятости и отдыха юных граждан.

        Молодежные советы, существующие сегодня во всех районах Москвы,  создавались, повторюсь,  для изучения проблем молодежи, в целях совершенствования работы с молодежью города, поддержки инициатив молодежных организаций и объединений, а также для содействия  реализации молодежных программ на предприятиях города и  в учреждениях  образования,  так как стало понятно, что к подобной деятельности в обязательном порядке   надо привлекать школьников, учащихся колледжей и училищ. В них  стали создаваться молодежные ученические советы. Они являются исполнительным органом ученического самоуправления который  призван активно содействовать становлению сплоченного коллектива как действенного средства воспитания учащихся, формированию у каждого из них сознательного и ответственного  отношения к своим правам и обязанностям. Цель такого молодежного совета – способствование формированию высоконравственной, активной личности на основе приобщения  к ценностям  общечеловеческой национальной культуры и содружества преподавателей и учащихся разного возраста.

        В задачи входит, в том числе, становление воспитательной системы через формирование общешкольного, общеучилищного коллектива; создание условий для самовыражения, самоутверждение и реализации каждой личности через предоставление широкого выбора направлений и вида деятельности; развитие творчества, инициативы, формирование активной гражданской позиции.

        Совет изучает и формулирует мнение учащихся по вопросам школьной жизни, представляет их  позицию в органах управления школой, училищем, в попечительском совете, содействует в реализации инициатив ребят в сфере внеучебной деятельности и создает условия для их реализации; активно участвует в осуществлении различных проектов, решении проблем и пр.

Молодежный совет  – один из вариантов метапредметной  воспитывающей деятельности

        Современная школа в контексте Федерального закона от 23.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязана осуществлять процесс воспитания  и обучения через развитие индивидуальных способностей учащихся  и реализуя их потребности и интересы. А значит, образовательный процесс должен проходить  в гармонии всех его членов (учащиеся, педагоги, воспитатели) и направления деятельности (обучающей и воспитывающей), а содержание предвосхищать дальнейшее развитие общества.

        Образовательный процесс призван сформировать у учащихся духовно-нравственные ценности, привить нормы поведения, способствовать их социализации и самоопределению.  Все это  в совокупности является результатом грамотной воспитательной работы, которая интегрирована  в сам учебный процесс, или содержит мероприятия метапредметного характера.

        Одним из вариантов наиболее эффективной  метапредметной  воспитывающей деятельности и является, в частности,  молодежный совет. По своей сути такая организация как педагогический процесс – это процесс актуализации академических знаний, умений и навыков, полученных во время обучения. Сегодня очень повысился интерес  к деятельности молодежного совета. Включаясь в активную работу, ребята получают возможность влиять на принятие  и реализацию их предложений и проектов, отстаивать свои права и интересы, удовлетворять потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации в социально-приемлемых рамках.

        В формате молодежного совета учащиеся могут изучать и применять свои гражданские права, что, в свою очередь, воспитывает  в детях чувство гражданственности, просвещает их  в рамках прав и обязанностей  гражданина РФ. Стоит заметить, что именно воспитание гражданственности  является неотъемлемым условием  реализации федеральных государственных стандартов в образовании. Безусловно, молодежный совет не может функционировать   как абсолютно самостоятельный орган. Совершенно очевидно, что это процесс соуправления.  Нельзя принижать значение педагогов в работе молодежного совета, так как именно компетентные педагоги могут обеспечить  поддержку работы учащихся, подсказать и указать на перспективные возможности молодежного совета.

        Объединив членов молодежного совета по направлениям деятельности (художественно-эстетическая, военно-патриотическая, спортивная, досуговая, историческая, правовая и т.п.) и назначив постоянное время общих собраний, начинается организация конкретных действий каждого из них.

        При этом важно  в самом начале для привлечения учащихся и развития их интереса выбрать наиболее наглядную форму работы. К примеру развивать школьный пресс-центр, в котором объединятся ребята, имеющие интерес к журналистике. Результатом такой работы являетсяобщеучилищная газета или журнал.  Содержание такого органа составят статьи и репортажи  про проходившие в училище традиционные праздники, различные соревнования и значимые события в училище, городе, стране; будут освещаться новости училища, публиковаться интервью с учителями, гостями училища и другими интересными людьми; учащиеся станут  на его страницах делиться впечатлениями о походах в театр, успехами в спорте, о культурно-массовых мероприятиях, встречах с ветеранами, героями России, известными артистами, об участии в парадах на Красной площади и др.

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к    процессу формирования и реализациисовременной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина, определили новые подходы к содержанию образования.

        В настоящее время в России идет становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался  в нашем обществе.

Согласно ФГОС нового поколенияуспешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

        Поэтому  естественно, что в Федеральном государственном образовательной стандарте  второго поколения значительное  внимание уделено  внеурочной деятельности школьников, определено особое пространство и время  в образовательном процессе как неотъемлемой части базисного учебного плана.Обозначены направления внеурочной деятельности, являющиеся содержательным ориентиром, основанием для построения соответствующих образовательных программ.

        Новый государственный образовательный стандарт нормативно закрепил идею о ценностном, содержательном единстве урочной и внеурочной деятельности, о необходимости реализации воспитательного потенциала современных учебных программ как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время. Создание в школе соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно оптимизировать образовательный процесс, обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

        Таким образом, впервые базовое (основное) и дополнительное образование суворовцев могут стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого. Однако это возможно только при  тесном сотрудничестве пока еще двух разных систем образования, а также только после изменения точки зрения на педагога дополнительного образования и всю систему дополнительного образования в целом.

Нельзя умалять значение внеурочной деятельности, являющейся   составной частью учебно-воспитательного процесса, одной из форм организации свободного времени учащихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, встречи с интересными людьми  и т.п.), их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Все это позволяет педагогам выявлять у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помогать их реализовывать.

        Немаловажен тот факт, что внеурочная работа ориентирована на создание  условий для неформального общения учащихся класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (встречи с ветеранами,  экскурсии  в музеи, например, Великой Отечественной войны, посещение театров, кинопросмотров с последующим их обсуждением, социально значимые дела, трудовые акции, участие в ученических или молодежных советах, способствующих становлению активной гражданской позиции  и др.) Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем, преподавателем, воспитателем с целью создания ученических коллективов и  объединений, органов ученического самоуправления, школьных и молодежных советов.

        В процессе многоплановой внеурочной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

        Подобный подход дает право определитьвнеурочную деятельность школьниковкак понятие, объединяющее все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

        Таким образом внеурочная деятельность учащихся – это совокупность всех видов их деятельности (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

        В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении и во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета и во внеурочной деятельности призывают решать проблемы, связанные с развитием  у учащихся мнений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Одним из направлений построения воспитательной системы училища является организация Молодежного совета – органа суворовского самоуправления. В МсСВУ он был сформирован в феврале 2014 года с целью включения воспитанников в работу училища как субъекта учебной воспитательной деятельности, расширения демократических форм управления в училище, учащихся в активную жизнь училища, сплочение их в коллектив, развития у воспитанников инициативы, становлению активной гражданской позиции.

        Молодежный совет  стал постоянно действующим  консультативно-совещательным органом при администрации МсСВУ. Создавался он для изучения проблем воспитанников, в целях совершенствования работы с суворовцами, поддержки их инициатив, содействия реализации их программ, воспитания  у них активной гражданской позиции, патриотичности, для того, чтобы учились быть небезразличными и пассивными к будущему училища, нашей страны.

        Одна из главных задач совета– выявление лидеров среди молодежи и привлечение их к общественной работе. МС должен быть начальной стартовой площадкой для реализации замыслов и идей молодежи, для ее самореализации, принимать участие в решении разных проблем учащихся и училища. Участвуя в  работе Совета подросток не просто развивается  как личность, а зачастую определяет дальнейший вектор своего развития, что обеспечивает мотивацию к профессиональному обучению.

        Деятельность МС осуществляется на принципах коллегиальности, гласности, самоуправления, учета общественного мнения.

Структура Совета:

- согласно приказу, в актив Молодежного совета  вошло по одному представителю от каждой роты, также был назначен председатель совета;

- Молодежный Совет возглавляет председатель Молодежного Совета. Председатель избирается из суворовцев старших (но не выпускных курсов), передает свои полномочия, переходя в 11 класс.  

- Заместителя председателя Молодежного Совета избирают члены Молодежного Совета путем открытого голосования. Заместитель председателя выполняет функции Председателя во время его отсутствия;

- работа Совета координируется педагогом дополнительного образования, руководящим составом училища;

Председатель Совета имеет право:

- знакомиться с проектами решений руководства, касающимися деятельности Совета, жизни и быта училища;

- принимать участия в педсоветах и внутриучилищных совещаниях (согласно установленному порядку);

-делегировались полномочия, собирать и проводить заседания, разрабатывать планы работы совета МС, назначать ответственных, осуществлять взаимосвязь  с командованием училища;

- представлять членов Совета к награждению/поощрению наградами.

Председатель Совета обязан:

- разработать вместе членами  Совета "Положение о Молодежном совете" и контролировать его исполнение;

- инициировать мероприятия, направленные на формирование благоприятного профессионального, культурного и эмоционального развития как членов Совета, так и всего суворовского коллектива;

- контролировать разработку и реализацию проектов, осуществляемых на базе организации;

Сегодня, исходя из опыта работы, опираясь на пожелания действующих участников МС, а также на возрастающее желание суворовцев стать членами Совета, растущую популярность объединения, было принято решение расширить состав организации. Данный шаг также упростит взаимодействие между взводами, ускорит процессы реализации поставленных задач, обеспечит более полный и глубокий охват училищной жизни.

Важным этапом являются выборы новых членов совета. Суворовцы каждого взвода будут выдвигать кандидатуры своих товарищей, проводить агитационную  работу, организовывать дебаты. Итогом станет открытое голосование, на котором и будут избраны новые члены совета. Нужно отметить, что на данном этапе немаловажную роль играют воспитатели и командиры рот, которые должны курировать и направлять процесс выборов в культурное, демократическое русло. Их роль - это роль тьютеров, которые  дают советы и свою оценку кандидатам, заключающуюся в репутации суворовцев в коллективе, их успеваемости, социальной активности и лидерских качествах.        

В целях освещения работы Молодежного  совета, под руководством председателя Совета целесообразно разработать на сайте училища раздел, посвященный деятельности МС. В то же время необходимо взаимодействие с внешними СМИ через существующее в училище творческое объединение Пресс-центр.

Для осуществления деятельности в совете были созданы инициативные группы: по делам учебы; по физкультуре и спорту; по информации и печати; по работе команды КВН; по внешним взаимодействиям с молодежными организациями района; по разработке мероприятий в юбилейный год Победы в Великой Отечественной войне; по организации пресс-конференций, встреч и круглых столов для воспитанников.... Таким образом проходит постепенное формирование правовой грамотности учащихся.

        Безусловно, гражданское самосознание ребят еще не достигло высокого уровня, так как формирование активной гражданской позиции проходит в течение долгого времени, и роль педагога дополнительного образования в формировании деятельности МС остается достаточно высокой.

        В контексте работы Молодежного совета осуществляются первые профессиональные  пробы и социальное самоопределение. Все подобные задачи решаются в процессе активной деятельности, во время развития узких направлений: организации массовых мероприятий; обеспечении информационной поддержки  образовательных организаций;  развитии спорта в рамках общеучилищных мероприятий; организации шефства над младшими классами  и др.

        В настоящее время Молодежный совет разрабатывает план деятельности культурно-массового сектора, который обеспечит  яркую внеурочную деятельность: организует  массовые мероприятия, пресс-коференции, встречи,  социальные акции и осуществляет взаимодействия с внешней средой путем участия во встречах с молодежными советами районных школ и округа с планируемыми в дальнейшем  совместными мероприятиями .

        Молодежный совет готовит предложения по проведению ряда мероприятий, направленных на пропаганду здорового  и позитивного образа жизни, на развитие творческих, лидерских и организаторских способностей учащихся.

Но, нужно отметить, что многие планы уже претворены в жизнь. Например, встречи с героями СССР и России, ветеранами, воинами-интернационалистами, космонавтами, участниками и лидерами кадетских движений в России и за рубежом, народными артистами и путешественниками.....

 Цель таких мероприятий в том, чтобы уйти от сухого,  неинтересного прочтения лекций по проблемным вопросам, сделать встречу, беседу  более увлекательной и понятной для учащегося. Потому встречи проходят в виде дискуссионных площадок, где ребята на равных общаются, высказывают свое мнение, выслушивают различные точки зрения, задают вопросы. Такая форма работы предполагает активное участие  молодежи на всех этапах - от подготовки к мероприятию (в виде изучения проблематики, биографии, творчества гостя, подготовки сопроводительного материала встречи, написания сценария, подготовки вопросов), так и в процессе проведения самого мероприятия, и последующего анализа.

        В ходе подготовки к празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне планируются встречи с фронтовиками, творческие конкурсы, например "Суворовская открытка", музыкальные номера, социальные проекты.

Постскриптум

        Создание МС – хорошая и достойная идея. Молодежь имеет свой собственный взгляд на различные ситуации. Работая в МС, разрабатывая новые проекты, высказывая свои мысли, ребята могут реально помочь училищу и товарищам, а также реализовать себя.  Работа в Совете – отличный шанс набраться опыта, высказать свои идеи и быть услышанным. Такая  деятельность формирует социально активную и ответственную личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование технологической карты в рамках ФГОС второго поколения по теме "Испарение. Конденсация"

Главной методической идеей является построение урока на деятельностной основе....

Статья и презентация по теме: "Требования к современному уроку биологии в рамках ФГОС второго поколения".

Статья информирует о вопросах современного преподавания биологии в рамках реализации ФГОС нового поколения....

методическая разработка "Дифференцированный подход в обучении биологии в рамках ФГОС второго поколения"

материал содержит теоретичекий аспект вопроса и примеры дифференциации заданий в обучении биологии...

методическая разработка "Дифференцированный подход в обучении биологии в рамках ФГОС второго поколения"

материал содержит теоретичекий аспект вопроса и примеры дифференциации заданий в обучении биологии...

Деятельность социального педагога в рамках ФГОС второго поколения

Презентация о деятельности  социального педагога в рамках ФГОС второго поколения...

Возможности электронно – образовательных ресурсов в преподавании истории в рамках ФГОС второго поколения.

Использование ЭОР в преподавании истории способствует :развитию у обучающихся способности к самосовершенствованию;формированию личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, ...

Метапредметные связи и исследовательский метод обучения на уроках истории в рамках ФГОС второго поколения

Статья описывает использование образовательной технологии фокус-групп...