конспект урока "Строение атома"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме
Данную разработку можно использовать при изучении темы в 8,11 классе: «Строение атома». Материал предназначен для повторения, объяснения, закрепления материала. Работу можно использовать в качестве демонстрационного материала и по углубленному изучению предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_stroenie_atoma.docx | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Строение атома"
Задачи:
Образовательные: Изучить планетарную модель атома. Познакомить учащихся с гипотезой Томсона и фундаментальным опытом Резерфорда.
Развивающие: Отработать навыки определения состава атома, состава ядра атома по периодической системе химических элементов. Продолжить развитие навыков работы с опорным конспектом, таблицами и схемами.Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.
Воспитательные: Развивать познавательный интерес к предметам. Показать значение опытных фактов.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: плакаты, выполненные учащимися; портреты ученых; таблица периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева; видеофильм “Опыт Резерфорда”
1.Оргмомент.
2.Повторение изученного материала
Задача 1.
Фотон с длиной волны, соответствующей красной границе фотоэффекта, выбивает электрон из металлической пластинки (катода) в сосуде, из которого откачан воздух. Электрон разгоняется постоянным электрическим полем с напряженностью Е=1,8·103 В/м. За какое время t электрон может разогнаться в электрическом поле до скорости, равной половине скорости света? Релятивистский эффект не учитывать.
Решение:
Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта
hν=Авых+ υ0=0 F=qE=eE eE= ma
F=ma υ=at t= t= t=0,5 мкс
υ= (по условию)
Задача 2.
Красная граница фотоэффекта для вещества фотокатода соответствует частоте света υ0=6,6·1014 Гц. При облучении катода светом с частотой υ фототок прекращается при напряжении между анодом и катодом U=1,4 В. Определите частоту υ.
Решение: Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта
hν=Авых+
hν0=А ν= ν0+=1,0·1015 Гц
=еU
Дополнительный вопрос:
Фотоэффектом называется:
1) увеличение сопротивления проводника с ростом температуры;
2) движение легкой вертушки при освещении одного из ее лепестков;
3) появление разности потенциалов между освещенной и темной сторонами металлической пластины;
4) электризация металлов под действием света.
3. Объяснение темы
В истории развития физики одна из самых интересных и увлекательных страниц – это история открытия сложного строения атома. В конце XIX- начале XX в. идеи о строении атома витали в воздухе, различные догадки ученых создавали духовную атмосферу, в которой, в конце концов, и рождалось открытие, ведь в то время ничего о внутреннем строении атома не было известно.
“Атом” в переводе с греческого - неделимый.
Первая достаточно разработанная модель атома была предложена английским физиком Дж. Дж. Томсоном, открывшим электрон.
Опыт Резерфорда по рассеянию альфа-частиц.
В 1911г. - Э. Резерфорд ставит опыт по рассеянию альфа-частиц. Пучок aльфа-частиц пропускался через тонкую золотую фольгу.
Золото было выбрано как очень пластичный материал, из которого можно получить фольгу толщиной практически в один атомный слой.
Некоторые альфа-частицы проходили сквозь фольгу, образуя на экране размытое пятно, а следы от других альфа-частиц были зафиксированы на боковых экранах.
Опыт показал, что положительный заряд атома сконцентрирован в очень малом объеме - ядре, а между ядрами атомов существуют большие промежутки.
Резерфорд показал, что модель Томсона находится в противоречии с его опытами.
Ядерная ( планетарная ) модель строения атома Резерфорда.
1911г. - Резерфорд предложил современную ядерную (планетарную) модель строения атома.
Резерфорд шел к своему открытию строения атома в течение 5 лет. Долгих пять лет проводил он опыты по исследованию строения атома.
Резерфорд установил, что:
Атом имеет в центре ядро, размеры которого во много раз меньше размеров самого атома .
Вокруг ядра по орбитам движутся электроны.
Почти вся масса атома сконцентрирована в его ядре.
Суммарный отрицательный заряд всех электронов равен суммарному положительноиу заряду ядра атома и компенсирует его.
Z- порядковый номер элемента (зарядовым числом)
Строение ядра
| Нейтрон
|
A=Z+N A- массовое число (целая часть) Z-протоны, N- нейтроны | АZХ нуклид Х-символ хим. Z –Элемента зарядовым числом, A- массовое число |
4.Закрепление материала
1.Чем отличаются ядра изотопов кислорода 168О, 188О
Z-N-?
АZХ 168О N1=A1-Z1=16-8=8
АZХ 188О N2=A2-Z2=18-8=10 числом нейтронов
5. Домашнее задание §7,2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект "Строение атома, радиоактивное превращение атомных ядер" 9 класс.
Тип урока: повторительно-обобщающий.Цели урока: -обобщить и систематизировать знания по теме “Строение атома и атомного ядра. -проверить знания учащихся на основе выполнения работ тренирующего типа, и...
Конспект урока по теме:"Металлы, их положение в Периодической системе, строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов."
План - конспект урока разработан для учащихся 9 класса на основе Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в ...
Конспект урока по физике "История атома"
Конспект урока может применяться как в 9 , так и в 11 классе при изучении темы «Радиоактивность», «Строение атома», « Опыт Резерфорда» (УМК А.В. Перышкина, Г.Я. Мякишева) а так...
2. Конспект урока химии, географии, биологии в 8 классе по теме: «Аллотропия. Аллотропные видоизменения атома кислорода (модификации)».
Цель. Сформировать у учащихся 8 класса важнейшие химические понятия аллотропия, аллотропных видоизменения атома кислорода.Обращаю внимание на то, что цель у детей иная. Перед школьниками стоит цель уз...
План-конспект урока с использованием ЭОР по теме "Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества".
Разработка содержит материал : конспект, презентации плана-конспекта урока и презентацию "Свойства железа", которую можно использовать и как проверочный материал....
Конспект урока по теме "Неметаллы: атомы и простые вещества"
Методическая разработка урока«Неметаллы: атомы и простые вещества»Авдеева О.Ю., учитель химии МБОУ «Лицей» р.п. Степное Советского района.Урок для учащихся 9 класса (учебник О.С.Габриелян Химия ...
Презентация и конспект "Строение атома"
Презентация и конспект для урока химии в 8 классе...