План-конспект урока с использованием ЭОР по теме "Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества".
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Разработка содержит материал : конспект, презентации плана-конспекта урока и презентацию "Свойства железа", которую можно использовать и как проверочный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_uroka_s_ispolzovaniem_eor.doc | 137 КБ |
prezentatsiya_zhelezo.zip | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Плана-конспекта урока с использованием ЭОР
Быкова Светлана Витальевна
БОУ города Омска «Лицей № 25»
Учитель химии
Тема 1 Металлы, класс 9, О.С Габриелян
Урок 15
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. (Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, Москва, Дрофа, 2011)
Цель урока: формирование на основании положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева строения атома железа представлений о физических и химических свойствах железа.
ТДЦ
Воспитывающая: создать условия для воспитания активности и самостоятельности при изучении данной темы, а также умения работать в группе, умения слушать своих одноклассников.
Развивающая: развивать умения работать в атмосфере поиска, творчества, дать каждому обучающемуся возможность достичь успеха; умение давать самооценку деятельности на уроке.
Обучающая: организовать деятельность учащихся на усвоение:
знаний: взаимосвязи между строением и свойствами железа; его применением; нахождение в природе;
умений: записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства железа и его соединений в ионном и окислительно-восстановительном виде.
Оборудование: металлическое железо, растворы серной и соляной кислот, магнит.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма организации деятельности учащихся: групповая.
Средства обучения: лабораторное оборудование, коллекция «Железо», инструкционная карта, ТСО (компьютер, экран, проектор).
В связи с поставленными целями выбираются методы обучения:
Общий метод
(частично-поисковый)
Частный метод
(словесно-наглядно-практический с использованием ЭОР)
Конкретный метод
(объяснение с элементами беседы с использование ЭОР)
Методические приёмы
(лабораторные опыты в том числе используя ЭОР, катехизисный диалог, создание проблемной ситуации)
ВОПРОС и ОТВЕТ - мыслительная и языковая структура, которая опосредованно функционирует в основаниях всякой осмысленной человеческой деятельности. Человек разумный - это прежде всего человек вопрошающий и отвечающий…
Вопросно-ответная (катехизисная) форма изложения философских идей присуща древнегреческой философии...
www.terme.ru›Кемеров В. Философская энциклопедия. - М., 1998
Структура урока
Этапы урока | Основные дидактические задачи | Формы организации деятельности учащихся | Методы обучения и приемы обучения | Средства обучения | Примерное время |
1.Организационный | Психологический настрой учащихся на урок | Фронтальная | Словесный | 1 мин. | |
2. Актуализация | Организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке | Индивидуальная | Частично-поисковый | Листы с дифференцированными заданиями, | 5 мин. |
3. Целеполагание | Постановка цели урока и доведения её до сознания обучающихся | Фронтальная | Словесно-наглядный | ТСО (проектор, экран) | 2 мин. |
4. Изучение нового материала | Организовать деятельность обучающихся на усвоение новых знаний и способов деятельности | Групповая | Частично-поисковый (словесно-наглядно-практический) | Инструкционная карта, реактивы и лабораторное оборудование, информация по железу, тетрадь. | 25мин |
5. Самоконтроль и взаимоконтроль | Выявление качества знаний, установление причин недостатков, обеспечение способностей к оценочным действиям | Групповая (работа в парах) | Словесно-наглядно-практический | Карточки с заданиями, компьютер | 7 мин |
6. Подведение итогов | Проверка степени усвоения знаний, выявление недостатков в их усвоении | Фронтальная | Словесно-наглядный; поощрение обучающихся | Оценочный лист | 3 мин |
7. Домашнее задание | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения заданий | Фронтальная | Словесно-наглядный | Учебник, доска | 2 мин |
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | ФЦИОР | Модуль состоит из трёх кадров, на которых представлены текст, график, анимации, иллюстрирующие переход электронов, фотографии, уравнения реакций, видеоролики, слайдшоу. В том числе, ученику предлагается просмотреть и прослушать информацию о химических свойствах железа путем выбора активных зон в интерактивной схеме | http://fcior.edu.ru/card/7930/stroenie-i-svoystva-zheleza.html | |
2 | | ФЦИОР | Модуль включает модели приборов и веществ, необходимых для взаимодействия железа с хлором и кислородом, инструкцию, указывающую порядок действий. Ученику предлагается внести нагретую стальную проволоку в стаканы, заполненные хлором и кислородом, сфотографировать результаты взаимодействия и записать наблюдения в лабораторный журнал путем ввода с клавиатуры уравнений химических реакций и выводов | http://fcior.edu.ru/card/9954/laboratornaya-rabota-himicheskie-svoystva-zheleza.html |
3 | ФЦИОР | Модуль включает 10 тестовых вопросов. В том числе ученик может составить уравнение окислительно-восстановительной реакции, используя символы химических элементов, коэффициенты, индексы, составить электронную формулу внешнего и предвнешнего электронных уровней атома железа, соотнести названия железных руд с их формулами, закончить предложение путём переноса варианта ответа на соответствующую позицию. | ||
4 | | ФЦИОР | Модуль включает задание, в котором нужно определить с какими из предложенных веществ будет реагировать железо, перетащив формулы реагентов в активную зону, а затем в поле для ввода записать формулы продуктов реакций. | http://fcior.edu.ru/card/898/trenazher-svoystva-zheleza.html |
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
ЕК ЦОР | иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f29-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch09_14_03.jpg | ||
2 | Взаимодействие железа с кислородом | ЕК ЦОР | видео | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f2d-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x11_056.wmv |
3 | ЕК ЦОР | иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f28-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch09_14_01.swf | |
Уравнения реакций железа с простыми и сложными веществами | ЕК ЦОР | интерактив, задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f2c-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x9_178.swf |
Структура урока с использованием ЭОР в соответствии с этапами урока
Этапы урока | Основные дидактические задачи | Формы организации деятельности учащихся | Методы обучения и приемы обучения | Средства обучения | Примерное время |
1.Организационный | Психологический настрой учащихся на урок | Фронтальная | Словесный | 1 мин. | |
2. Актуализация | Организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке | Групповая | Частично-поисковый | Карточки с заданиями | 5 мин. |
3. Целеполагание | Постановка цели урока и доведения её до сознания обучающихся | Фронтальная | Словесно-наглядный | ТСО (проектор, экран) | 2 мин. |
4. Изучение нового материала Слайд 1 строение атома либо (иллюстрация строение атома) Слайд 2 Лабораторная работа “Химические свойства железа" Взаимодействие железа с кислородом | Организовать деятельность обучающихся на усвоение новых знаний и способов деятельности | Групповая | Частично-поисковый (словесно-наглядно-практическийс использованием ЭОР) | Инструкционная карта, реактивы и лабораторное оборудование, информация по железу, тетрадь. http://fcior.edu.ru/card/7930/stroenie-i-svoystva-zheleza.html (ФЦИОР) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f28-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch09_14_01.swf (ЕК ЦОР) http://fcior.edu.ru/card/9954/laboratornaya-rabota-himicheskie-svoystva-zheleza.html (ФЦИОР) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f2d-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x11_056.wmv (ЕК ЦОР видео) | 20 мин |
5. Самоконтроль и взаимоконтроль Тесты по теме «Железо» Проверочное задание «Уравнения реакций железа с простыми и сложными веществами» | Выявление качества знаний, установление причин недостатков, обеспечение способностей к оценочным действиям | Групповая (работа в парах) | Словесно-наглядно-практический | Компьютер http://fcior.edu.ru/card/12906/testy-po-teme-zhelezo.html (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru/card/898/trenazher-svoystva-zheleza.html (ФЦИОР) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f2c-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x9_178.swf (ЕК ЦОР) | 13 мин |
6. Подведение итогов | Проверка степени усвоения знаний, выявление недостатков в их усвоении | Фронтальная | Словесно-наглядный; поощрение обучающихся | Оценочный лист | 2 мин |
7. Домашнее задание | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения заданий | Фронтальная | Словесно-наглядный | Учебник, доска | 2 мин |
Ход урок
1.Огранизационный момент
2.Актуализация знаний
Сегодня ребята, мы продолжим путешествие по удивительному миру металлов. Для того, чтобы двигаться дальше, я предлагаю вам выполнить стартовое задание.
Каждой группе карточка:
1.Составить синквейн «Металлы»
2.Пояснить физический смысл порядкового номера
3.Пояснить физический смысл номера периода
4. Пояснить физический смысл номера группы
Сегодня мы будем говорить о металле, который:
Я известен с давних пор и имею спрос,
Опусти меня в раствор – медный купорос.
Изменить хочу я соль, ну-ка, выйди, соизволь!
Удивительный момент: стал другим раствор!
Вытесняю элемент, не вступая в спор.
На меня взгляни, ответь. Начинаю я ржаветь.
- Какой это металл? (Железо)
Тема урока «Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества» .
Подумайте и скажите, каким образом тема нашего урока связана с такими науками как: история, физика, география, биология и химии?
3.Изучение нового материал
Железо и его соединения.
Страничка 1 - “Визитка химического элемента”.
Составьте схемы строения атома железа, расположения электронов по орбиталям, укажите возможные степени окисления железа в соединениях.
Используем ЭОР http://fcior.edu.ru/card/7930/stroenie-i-svoystva-zheleza.html (ФЦИОР)
Либо http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f28-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch09_14_01.swf (ЕК ЦОР)
Страничка 2 - Историческая.
Почему на некоторых древних языках железо именуется небесным камнем?
Страница 3 –Геологическая.
Рассмотрите коллекцию природных соединений железа, запишите их химические формулы.
Страничка 4 –Физическая
Выберите те физические свойства, которые не относятся к железу : легкий, тяжелый, пластичный, обладает магнитными свойствами, проводит электрический ток, хрупкий, имеет аллотропные модификации.
Составьте синквейн к теме «Железо»
Порядок написания синквейна:
Первая строка- одно ключевое слово, определяюще содержание синквейна.
Вторая строка- два прилогательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока- три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка- короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка- одно слово,обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связаные с данным понятием.
Страничка 5 – Химическая
опыты
Используем ЭОР Лабораторная работа “Химические свойства железа"
http://fcior.edu.ru/card/9954/laboratornaya-rabota-himicheskie-svoystva-zheleza.html (ФЦИОР)
Взаимодействие железа с кислородом
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f2d-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x11_056.wmv (ЕК ЦОР видео)
Делаем опыты, используя лабораторное оборудование: взаимодействие железа с сульфатом меди и с раствором соляной кислоты. Записываем комментируя и подбирая коэффициенты с помощью ОВ реакций.
Страничка 6 - Биологическая
В каких продуктах содержится больше всего железа? Презентация, подготовленная обучающимися.
Страничка 7 - Литературная
Что в наших силах сделать по охране родного края? Как могут использоваться “тросов шмотки”, “железки”? Сообщения обучающихся.
отрывок из «Поэмы о периодическом законе» В.Половняк.
Громоподобные раскаты
И в небе раскаленный след:
На землю огненный камень падал
И ужасался человек.
Но редким был подарок с неба
Им лишь счастливец обладал:
Топор был выкован железный,
Сверкает лезвием кинжал.
Вот длинный ряд тысячелетий
Проходит в поисках, в борьбе,
И наступает век железный
Кровавый беспокойный век.
Он начинался резким звоном
Жестоко скрещенных мечей
Потоком многомиллионным
Обрушил бомбы на людей.
Железо в космосе, на звездах,
Железа много на Земле
Железо образует горы
Гора Магнитка, например.
Железо - труженик, строитель,
Станки, заводы, корабли
Ведь от иголки до машины
Все из железа состоит.
Железо в почве, в селезенке,
В любом растении, в крови...
В составе всех эритроцитов
Чудеснейший гемоглобин!
Таинственны земные недра,
Но физики убеждены:
Почти из чистого железа
Ядро земное состоит.
И верим мы, что век железа
Не станет веком роковым,
И дело мира неизбежно
Мрак на планете победит.
Страничка 7 Занимательно и познавательно
Презентация обучающихся
4.Самоконтроль и взаимоконтроль (работа в группах по 2)
Используя ЭОР по вариантам
Вариант 1
Тесты по теме «Железо»
http://fcior.edu.ru/card/12906/testy-po-teme-zhelezo.html (ФЦИОР)
Вариант 2
http://fcior.edu.ru/card/898/trenazher-svoystva-zheleza.html (ФЦИОР)
Вариант 3
Проверочное задание «Уравнения реакций железа с простыми и сложными веществами» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f2c-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x9_178.swf
(ЕК ЦОР)
Обучающиеся могут прорешать несколько заданий.
5.Рефлексия
Ответьте на вопросы в таблице «Вопросы к ученику» (Приложение 1).
6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
1.Комментирование выставление оценок в оценочный лист (Приложение 2).
2.Домашнее задание: § 14, упражнение 1, 5 (учебник О.С.Габриелян)
Приложение 1
Вопросы к ученику
Дата___________________Класс______________________
Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные вопросы:
№ п/п | Вопросы | Ответы |
1 | Какова была тема урока? | |
2 | Какая цель стояла перед тобой на уроке? | |
3 | Как вы думаете, вы справились с поставленной целью? | |
4 | Как работали на уроке твои одноклассники? | |
5 | Как работал ты на уроке? | |
6 | Как ты думаешь, ты справишься с домашним заданием, полученном на уроке? |
Приложение 2
Оценочный лист
Фамилия, имя______________________
- Работа в группах:
За активное участие в работе группы (оценивается группой коллективно для каждого участника) – 4 балла.
- Закрепление:
За каждое, правильно написанное, уравнение – 1,5 балла.
Критерии оценивания:
14 – 16 баллов оценка «5»
10 – 13 баллов оценка «4»
7 – 9 баллов оценка «3»
Менее 7 баллов «незачёт»
Подписи к слайдам:
Цвет : серебристо-белый
Блеск : блестящий
Пластичность : очень пластичный, легко куется, прокатывается, штампуется
Магнитные свойства : намагничивается и размагничивается
Температура плавления : 1539
0
С
Твердость : твердый
Содержание
С кислотами
ОПЫТ
: осуществите реакцию между порошком железа и соляной кислотой
Fe + 2HCl —>
Металлы
взаимодействуют с кислотами
если:
1. Металл находится в ряду активности металлов до водорода
2. Должна получиться растворимая соль.
3. Реакция характерна для растворов кислот.
4. Металл + кислота → соль + водород
Обратно
FeCl
2
+ H
2
H
3
PO
4
+ Fe(OH)
3
Fe(OH)
3
+ 3HCl
FeO
+ 2HCl
Fe
2
O
3
+ 3H
2
Уравнение реакций
= FePO
4
+ 3H
2
O
=
FeCl
3
+ 3H
2
O
= FeCl
2
+ H
2
O
= 2Fe + 3H
2
О
Содержание
Железо
Презентацию подготовили:
учащиеся 9 класса
Терехина Регина,
Барышева
Алена,
учитель химии
Быкова Светлана Витальевна
БОУ города Омска
«Лицей № 25», 2013
Значение
Железо — один из самых используемых металлов, на него приходится до 95 % мирового металлургического производства.
Магнитная окись железа (магнетит) — важный материал в производстве устройств долговременной компьютерной памяти: жёстких дисков, дискет и т. п.
Ультрадисперсный порошок магнетита используется в черно-белых лазерных принтерах в качестве тонера.
Уникальные
ферромагнитные
свойства ряда сплавов на основе железа способствуют их широкому применению в электротехнике для
магнитопроводов
трансформаторов и электродвигателей.
Семиводный
сульфат железа (железный купорос) в смеси с медным купоросом используется для борьбы с вредными грибками в садоводстве и строительстве.
Железо применяется в
железо-никелевых
аккумуляторах, железо-воздушных аккумуляторах.
Водные растворы хлоридов двухвалентного и трёхвалентного железа, а также его сульфатов используются в качестве коагулянтов в процессах очистки природных и сточных вод на водоподготовке промышленных предприятий.
Содержание
С солями
ОПЫТ
: осуществите реакцию между порошком железа и раствором хлорида
меди (II).
Fe + CuCl
2
—>
Металлы
взаимодействуют с
растворами солей
если:
1. Каждый металл вытесняет из растворов солей все другие металлы, расположенные правее его в ряду напряжений.
2. Обе соли (и реагирующая, и образующая в результате реакции) должны быть растворимыми.
Обратно
FeCl
2
+ Cu
Получение
Чистое железо можно получить электролитическим восстановлением солей железа.
Содержание
FeCl
2
=
Fe
2+
+ 2Cl
-
Восстановление оксидов железа Fe
2
O
3
и Fe
3
O
4
при алюминотермии:
8Al + 3Fe
3
O
4
=
9Fe + 4Al
2
O
3
Основная масса железа используется не в чистом виде, а виде сплавов с углеродом (чугуна и стали) и другими элементами. Основная масса железа вырабатывается в доменных печах. Процесс, протекающий в доменной печи при получении сплавов железа, основан на восстановлении оксидов железа при нагревании:
3Fe
2
O
3
+ CO =
2Fe
3
O
4
+ CO
2
Fe
3
O
4
+ CO =
3FeO + CO
2
FeO
+ CO
= Fe + CO
2
FeO
+ C
= Fe + CO
Важнейшие
Содержание железа в
100 г продукта
Печень
9 мг
Персики
4 мг
Хлеб
2 мг
Грибы
свежие
5 мг
Грибы сушеные
35 мг
Яблоки
3 мг
источники
Содержание
Над презентацией работали:
Терехина Регина,
Барышева
Алена, учитель химии Быкова Светлана Витальевна
Спасибо за внимание!
Ковкий, вязкий металл серебристо-белого цвета.
Гидротермальный источник с железистой водой. Оксиды железа окрашивают воду в бурый цвет.
Fe
Содержание
В земной коре 5,1% железа,
2 место после алюминия.
С водой
3
Fe
0
+ 4H
2
O
при
t =700
0
- 900
0
—> Fe
3
O
4
+ 4H
2
0
Обратно
Цели
Содержание
Формирование понятий
о железе:
Изучение химических и
физических свойств;
Решение практических задач
и уравнений реакций;
Значение в природе;
Рассмотрение
интересных фактов;
Получения железа
в природе;
Вывод.
Нахождение в природе
Железо является также одним из наиболее распространенных элементов в природных водах, где среднее содержание его колеблется в интервале 0,01-26 мг/л.
Содержание
Железо играет важную роль в образовании хлорофилла, являясь составной частью ферментов, участвующих в синтезе зеленого пигмента;
Химические свойства
Взаимодействие со сложными веществами
Содержание
1) С водой
2) С
солями
3) С кислотами
Вывод
Железо один из самых значимых и известных металлов. Он играет важную роль как и в химии, так и в жизни. Обладает разнообразными физическими и химическими свойствами. Легко взаимодействует с веществами и является хорошим восстановителем. А так же очень интересный металл и не заменим в природе.
Содержание
Содержание
Цель
Первые понятия о железе
Значение
Физические свойства
Химические свойства(с простыми веществами)
Химические свойства(со сложными веществами)
Интересные факты
Нахождение в природе
Важнейшие источники железа
Получение
Химические реакции
Вывод
Химические свойства
Взаимодействие с простыми веществами-неметаллами
2) С кислородом
3
Fe + 2O
2
—>Fe
3
O
4
Содержание
1) С серой и хлором
Fe + S
—>
FeS
электронный баланс
Fe
0
– 2e
-
—> Fe
2+
S
0
+ 2e
-
—> S
2-
2Fe
0
+ 3Cl
2
0
—> 2FeCl
3
электронный баланс
Fe
0
– 3e
-
—> Fe
3+
Cl
2
0
+2e
-
—> 2Cl
1-
Интересные факты
А количество железа, равное всему добытому человечеством золоту, извлекается из недр земного шара примерно за 45 минут.
При комнатной температуре железо легко намагничивается. Однако его трудно намагнитить в нагретом виде. Магнитные свойства железа исчезают при температуре около +800 °С.
В чистом природном состоянии железо встречается лишь в немногих местах на Земле, например на западе Гренландии. Беспримесное железо иногда находят в метеоритах. Гораздо чаще железо встречается в виде химических соединений. Железо извлекают из руд, содержащих такие минералы, как гематит, гетит, магнетит, сидерит и пирит. Ржавое железо весит больше.
В организм животных и человека железо поступает с пищей, наиболее богаты им печень, мясо, яйца, бобовые, хлеб, крупы, свекла.
Содержание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКААммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение.1. ФИО: Исмаилова Венера Владимировна2....
Презентация к уроку химии в 9-м классе на тему:"Железо. Строение атома, физические и химические свойства".
Данная презентация полностью отражает урок в 9-м классе к учебнику О.С. Габриеляна по химии 9 класс. Здесь и материал из истории этого метаала, и о его физических и химических свойствах, в конце презе...
"Металлы. Железо. Строение атома, физические и химические свойства"
На основании положения в периодической системе химических элементов, строения атома железа учащиеся должны составить представление о физических и химических свойствах железа....
Методическая разработка по химии 9 класс по теме «Галогены в периодической системе химических элементов. Строение их атомов. Физические и химические свойства»
Методическая разработка урока...
«Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества»
Тип урока – объяснение нового материала с использованием интерактивной доски.1.Сформировать знания о физико-механических и химических свойствах алюминия на основе его положения в периодической системе...
План конспект урока химии 9 клас "Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение".
План конспект урока химии 9 клас "Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение"...
Строение атома. Закономерности изменения химических свойств элементов в ПСХЭ
Основные элементы содержания:атом, атомное ядро, протон, нейтрон, электрон, атомная орбиталь, энергетический уровень, энергетический подуровень, электронная конфигурация атома, внешние и валентные эле...