тематическое планирование 9 класс
календарно-тематическое планирование по физике (9 класс) на тему

Бубенина Наталия Александровна

пояснительная записка, темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_9_klass.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

  Пояснительная записка

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели и задачи изучения физики

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениямипроводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  •  воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний иуменийдля решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Образовательные технологии:информационные, здоровьесберегающие, системно-деятельностного подхода в обучении, личностно-ориентированного подхода, профессионально-ориентированного обучения, тестового контроля знаний.

Программное и учебно-методическое оснащение

класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты государственной или авторской программы, на основании которой составлена данная рабочая программа

УМК обучающегося

УМК учителя

Федеральный

компонент

Региональный компонент

Школьныйкомпонент

     2

      -

      -

Авторская программа под редакцией Гутник Е. М., Перышкина А. В.,федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004

Учебник: Перышкин А. В., Гутник Е. М. «Физика 9», изд. Дрофа, 2009

Задачник:

Кирик Л. А.                   «Самостоятельные и контрольные работы 9кл», изд. Илекса, 2010

Гутник Е. М. «Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина»; Кирик Л. А. «Методические материалы»

     2

      -

      -

     2

      -

      -

Основные умения и навыки учащихся

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила,  импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда,  электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел:движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом;
  • отличатьгипотезы от научных теорий; делать выводына основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний:законов механики, различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Календарно-тематическое планирование

   № урока

      Дата проведения

                      Содержание (тема) урока

Примечание

1  

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12  

13

14

15

16

17        

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

Законы взаимодействия и движения тел. (23 часа)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Путь.

Определение координаты движущегося тела. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Графики кинематических величин при равномерном движении.

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Мгновенная скорость.

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Графическое изображение прямолинейного равноускоренного движения.

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

Решение задач «Движение с ускорением».

Контрольная работа №1 «Основы кинематики».

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Понятие инерции.

Второй закон Ньютона. Решение задач.

Третий закон Ньютона. Решение задач.

Свободное падение. Невесомость. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Решение задач на свободное падение.

Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения».

Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение по окружности.

Решение задач «Движение по окружности».

Искусственные спутники Земли.

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Реактивное движение. Ракеты. Решение задач «Импульс тела».

Контрольная работа №2 «Законы Ньютона».

Механические колебания и волны. Звук. (12 часов)

Механические колебания. Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

Величины, характеризующие колебательное движение: период, частота, амплитуда.

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

Колебания груза на пружине. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины».

Распространение колебаний в упругих средах. Механические волны. Продольные и поперечные волны.

Длина волны. Скорость распространения волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Решение задач.

Источники звука. Звуковые колебания.

Высота и тембр звука. Громкость звука.

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Решение задач.

Контрольная работа №3 «Колебания и волны».

Электромагнитное поле. (18 часов)

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитные поля.

Направление тока и направление его магнитных линий. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля по его действию на проводник с током и на движущийся заряд. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля.

Магнитный поток.

Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея.

Лабораторная работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции».

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

Явление самоиндукции.

Получение переменного электрического тока. Электрогенератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с использованием тепловых и гидроэлектростанций.

Передача электрической энергии на расстояние. Трансформатор.

Электромагнитное поле.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.

Преломление света. Физический смысл показателя преломления.Электромагнитная природа света.

Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания».

Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле».

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии      атомных ядер. (16 часов)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Период полураспада.

Оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

Экспериментальные методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.

Открытие протона и нейтрона. Протонно-нейтронная модель ядра.

Зарядовое и массовое числа, их физический смысл. Энергия связи атомных ядер. Ядерные силы.

Ядерные реакции. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Деление ядер урана. Цепная реакция.

Энергия связи. Дефект масс.

Ядерный реактор. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние  радиоактивного излучения на живые организмы. Дозиметрия. Лабораторная работа №7 «Измерение естественного радиационного фонда дозиметром».

Лабораторная работа №8 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».

Лабораторная работа №9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра».

                     Резервное время (1 час)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.

Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...